17 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: ""Калаш"-акбар"

Архивная публикация 2003 года: ""Калаш"-акбар"

Война в Ираке приведет к переделу мирового оружейного рынка. В этой ситуации российский ВПК имеет все шансы серьезно заработать.Будет ли Америка бомбить Ирак? Наверное, будет. Однако даже сам факт возникновения такого вопроса в голове глав государств--соседей Ирака заставляет их увеличивать военные расходы. Это касается как врагов "державы номер один", так и тех, кто давно причислил себя к ее союзникам и вроде мог бы не суетиться.
Понятно, что, в первую очередь, американские планы по разгрому мирового терроризма должны были породить опасения у тех, кто так или иначе попал в число "неблагонадежных". Ведь о том, кто станет следующим "спарринг-партнером" Штатов, естественно, можно лишь гадать. Вероятно, одна из стран "оси зла", например, Иран или Северная Корея. А может быть, кто-то еще, к самой "оси" отношения не имеющий, но тем не менее "зло" в себе таящий. Например, Сирия или Ливия -- как известно, у США есть подозрения по поводу создания там оружия массового поражения. Возможно -- Саудовская Аравия, откуда родом бен Ладен. И вообще, как говорится, "мало ли в Бразилии донов Педро".
Впрочем, беспокоятся не только они. Лояльные Штатам режимы также вынуждены просчитывать возможные последствия силового варианта "иракского урегулирования" -- и с точки зрения возможных ответных действий Саддама, и с точки зрения вероятного осложнения отношений с нелояльной Америке частью арабского мира.
Понятно, что никто из "изгоев" всерьез не рассчитывает на победу в противостоянии со Штатами. Вооружаться они собираются лишь для повышения собственного статуса на международной арене. Для того чтобы в мировых столицах хотя бы немного порассуждали о том, к каким последствиям для глобальной безопасности может привести военное столкновение с тем или иным "изгоем".
А этот путь, как показывает опыт той же Северной Кореи, осмелившейся вновь обратить внимание мирового сообщества на свои ядерные программы именно в разгар кризиса вокруг Ирака, может быть вполне перспективным. Хотя бы для создания мощных переговорных позиций -- чтобы было чем пугать соседей и было от чего отказываться, если других способов удержаться на плаву не останется. Ведь, как известно, скунса не трогают не потому, что он очень сильный, а потому, что вонючий.
По большому счету, подобный образ действий давно уже апробирован -- и не только "изгоями", но и вполне союзными или хотя бы лояльными по отношению к Штатам государствами. Например, Пакистаном и Индией, наличие у которых ядерного оружия позволяет им чувствовать себя в относительной безопасности от вмешательства третьих стран в их бесконечных локальных схватках за влияние на спорный штат Кашмир. Хотя по формальным признакам -- скажем, наличию на их территории террористов -- они вполне могли бы составить конкуренцию самым отпетым врагам Вашингтона.
Поэтому спрос на самые разные смертоносные гадости -- химического, бактериологического и даже ядерного свойства -- вполне может возрасти.
Военно-финансовые пирамиды

В ближайшее время, судя по всему, и рынок обычных вооружений ожидает некоторое оживление. Причем в основном за счет активности именно друзей США.
Наверняка обострением обстановки в заливе постарается воспользоваться Израиль -- давний партнер США на Ближнем Востоке приложит все усилия для того, чтобы добиться от Штатов увеличения военной помощи. И судя по всему, ему это удастся сделать. Ведь примерно 80--85% выделяемых США средств (это ежегодно $2,5--3 млрд.) тратится Израилем на закупки американских же вооружений. Поскольку Израиль всерьез опасается ракетной атаки со стороны Хусейна, средства будут направлены на закупку новых систем противоракетной обороны, в том числе -- на тактическом уровне, а также приобретение двух-трех десятков новейших американских истребителей пятого поколения F-22. Общий же объем запросов Тель-Авива, по экспертным оценкам, может достичь в ближайшее время $8--10 млрд.
Скорее всего, аналогично поведет себя и другой крупнейший получатель американской военной помощи, единственный из членов НАТО сосед Ирака -- Турция. Желания турецких военных, не реализованные до сих пор по сугубо по экономическим причинам, хорошо известны. Речь идет о приобретении 145 ударных вертолетов, 1000 боевых танков, радаров воздушного базирования, ракетных фрегатов и систем ПВО.
Кроме того, несомненно, активизируют военные закупки собственно арабские страны -- союзники США. Так, египетские закупки вооружений, которые также в основном оплачиваются по программе американской военной помощи, всегда коррелируются с израильским импортом оружия. А значит, дополнительная военная помощь Тель-Авиву со стороны США заставит и Каир искать поддержки Вашингтона. И скорее всего, небезуспешно: в условиях борьбы с радикальным исламом США с радостью окажут помощь светскому прозападному режиму Мубарака, запросы которого будут варьироваться в пределах $5--7 млрд.
Бесспорно, не останутся в стороне и богатые нефтяные монархии аравийского полуострова.
Выходила на Евфрат "Катюша"

Впрочем, представлять дело так, что кто-то начнет массово скупать танки, вертолеты, системы ПВО и прочее "железо" только из любви к искусству, было бы не совсем правильно. Ведь в значительной степени покупка оружия (особенно арабскими странами, чувствующими себя наиболее уязвимыми в условиях готовящейся "Бури в пустыне-2") -- это не просто приобретение новых видов вооружений, военной техники и технологий. Не меньшее значение для стран--покупателей имеет приобретение внешних гарантий безопасности, которые подразумеваются в "в пакете" с оружием.
И если до начала глобальной борьбы с терроризмом арабский мир старался получить такие гарантии от США или стран Западной Европы, прежде всего Франции (заодно с покупаемым оружием), солидарно следующих в форватере американской политики, то в последнее время ситуация стала меняться. В том числе и под воздействием событий вокруг Ирака. По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ряд арабских стран, и в первую очередь Саудовская Аравия, вполне могут сменить основных поставщиков вооружений. И вместо США и Великобритании, выступающих единым антииракским фронтом, лидером продаж в регионе могут стать страны, наиболее решительно выступающие против американских планов по уничтожению Ирака. В первую очередь -- Франция и Россия, по-прежнему занимающие лидирующие после США места в списке мировых экспортеров вооружений.
"Не исключено, что политическая позиция Парижа по Ираку будет щедро оплачена Саудовской Аравией через размещение многомиллиардных оружейных контрактов", -- считает Макиенко.
По его мнению, в течение ближайших двух-трех лет Париж реально может получить контрактов на сумму примерно в $6--8 млрд. Все дело в том, что военная акция в отношении режима Хусейна будет означать и мощный удар по интересам Эр-Рияда. Ведь система международных санкций в отношении Багдада давно превратилась для саудитов, обладающих немалым весом в ОПЕК, в эффективный инструмент регулирования цены на нефть, а значит, в мощный источник извлечения сверхприбыли. То есть саудиты не меньше Багдада не заинтересованы в окончательном "разрубании иракского узла".
И как бы ни решилась судьба Хусейна, Эр-Рияд, похоже, будет стремиться к тому, чтобы со временем перестать делиться нефтяной сверхприбылью с США, отказавшись от новых закупок американских вооружений. По крайней мере, по экспертным оценкам, в ближайшие пять лет саудиты вряд ли пойдут на заключение новых контрактов с Америкой. В этих условиях Россия может получить редкий шанс проникнуть на "вместительные" саудовские рынки вооружений.
По разным оценкам, доля российского ВПК в укреплении обороноспособности Эр-Рияда способна достичь $1,5--5 млрд. Что само по себе было бы очень неплохо -- общий объем поставок российских вооружений за рубеж в прошлом году не превышал $4,8 млрд. Весь вопрос в том, хватит ли российским торговцам оружием упорства для проникновения на новые рынки сбыта. И захочет ли Саудовская Аравия -- страна, в которой исламистские настроения чрезвычайно сильны, -- сотрудничать с Москвой. Которая хоть и не очень решительно, по мнению саудитов, но все-таки противостоит американским планам в отношении Ирака и одновременно воюет с "братьями-мусульманами" в мятежной Чечне.

Основные продавцы оружия на Ближнем Востоке и в арабском мире (1998--2001 годы)*

Война в Ираке приведет к переделу мирового оружейного рынка. В этой ситуации российский ВПК имеет все шансы серьезно заработать.Будет ли Америка бомбить Ирак? Наверное, будет. Однако даже сам факт возникновения такого вопроса в голове глав государств--соседей Ирака заставляет их увеличивать военные расходы. Это касается как врагов "державы номер один", так и тех, кто давно причислил себя к ее союзникам и вроде мог бы не суетиться.

Понятно, что, в первую очередь, американские планы по разгрому мирового терроризма должны были породить опасения у тех, кто так или иначе попал в число "неблагонадежных". Ведь о том, кто станет следующим "спарринг-партнером" Штатов, естественно, можно лишь гадать. Вероятно, одна из стран "оси зла", например, Иран или Северная Корея. А может быть, кто-то еще, к самой "оси" отношения не имеющий, но тем не менее "зло" в себе таящий. Например, Сирия или Ливия -- как известно, у США есть подозрения по поводу создания там оружия массового поражения. Возможно -- Саудовская Аравия, откуда родом бен Ладен. И вообще, как говорится, "мало ли в Бразилии донов Педро".

Впрочем, беспокоятся не только они. Лояльные Штатам режимы также вынуждены просчитывать возможные последствия силового варианта "иракского урегулирования" -- и с точки зрения возможных ответных действий Саддама, и с точки зрения вероятного осложнения отношений с нелояльной Америке частью арабского мира.

Понятно, что никто из "изгоев" всерьез не рассчитывает на победу в противостоянии со Штатами. Вооружаться они собираются лишь для повышения собственного статуса на международной арене. Для того чтобы в мировых столицах хотя бы немного порассуждали о том, к каким последствиям для глобальной безопасности может привести военное столкновение с тем или иным "изгоем".

А этот путь, как показывает опыт той же Северной Кореи, осмелившейся вновь обратить внимание мирового сообщества на свои ядерные программы именно в разгар кризиса вокруг Ирака, может быть вполне перспективным. Хотя бы для создания мощных переговорных позиций -- чтобы было чем пугать соседей и было от чего отказываться, если других способов удержаться на плаву не останется. Ведь, как известно, скунса не трогают не потому, что он очень сильный, а потому, что вонючий.

По большому счету, подобный образ действий давно уже апробирован -- и не только "изгоями", но и вполне союзными или хотя бы лояльными по отношению к Штатам государствами. Например, Пакистаном и Индией, наличие у которых ядерного оружия позволяет им чувствовать себя в относительной безопасности от вмешательства третьих стран в их бесконечных локальных схватках за влияние на спорный штат Кашмир. Хотя по формальным признакам -- скажем, наличию на их территории террористов -- они вполне могли бы составить конкуренцию самым отпетым врагам Вашингтона.

Поэтому спрос на самые разные смертоносные гадости -- химического, бактериологического и даже ядерного свойства -- вполне может возрасти.

Военно-финансовые пирамиды


В ближайшее время, судя по всему, и рынок обычных вооружений ожидает некоторое оживление. Причем в основном за счет активности именно друзей США.

Наверняка обострением обстановки в заливе постарается воспользоваться Израиль -- давний партнер США на Ближнем Востоке приложит все усилия для того, чтобы добиться от Штатов увеличения военной помощи. И судя по всему, ему это удастся сделать. Ведь примерно 80--85% выделяемых США средств (это ежегодно $2,5--3 млрд.) тратится Израилем на закупки американских же вооружений. Поскольку Израиль всерьез опасается ракетной атаки со стороны Хусейна, средства будут направлены на закупку новых систем противоракетной обороны, в том числе -- на тактическом уровне, а также приобретение двух-трех десятков новейших американских истребителей пятого поколения F-22. Общий же объем запросов Тель-Авива, по экспертным оценкам, может достичь в ближайшее время $8--10 млрд.

Скорее всего, аналогично поведет себя и другой крупнейший получатель американской военной помощи, единственный из членов НАТО сосед Ирака -- Турция. Желания турецких военных, не реализованные до сих пор по сугубо по экономическим причинам, хорошо известны. Речь идет о приобретении 145 ударных вертолетов, 1000 боевых танков, радаров воздушного базирования, ракетных фрегатов и систем ПВО.

Кроме того, несомненно, активизируют военные закупки собственно арабские страны -- союзники США. Так, египетские закупки вооружений, которые также в основном оплачиваются по программе американской военной помощи, всегда коррелируются с израильским импортом оружия. А значит, дополнительная военная помощь Тель-Авиву со стороны США заставит и Каир искать поддержки Вашингтона. И скорее всего, небезуспешно: в условиях борьбы с радикальным исламом США с радостью окажут помощь светскому прозападному режиму Мубарака, запросы которого будут варьироваться в пределах $5--7 млрд.

Бесспорно, не останутся в стороне и богатые нефтяные монархии аравийского полуострова.

Выходила на Евфрат "Катюша"


Впрочем, представлять дело так, что кто-то начнет массово скупать танки, вертолеты, системы ПВО и прочее "железо" только из любви к искусству, было бы не совсем правильно. Ведь в значительной степени покупка оружия (особенно арабскими странами, чувствующими себя наиболее уязвимыми в условиях готовящейся "Бури в пустыне-2") -- это не просто приобретение новых видов вооружений, военной техники и технологий. Не меньшее значение для стран--покупателей имеет приобретение внешних гарантий безопасности, которые подразумеваются в "в пакете" с оружием.

И если до начала глобальной борьбы с терроризмом арабский мир старался получить такие гарантии от США или стран Западной Европы, прежде всего Франции (заодно с покупаемым оружием), солидарно следующих в форватере американской политики, то в последнее время ситуация стала меняться. В том числе и под воздействием событий вокруг Ирака. По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ряд арабских стран, и в первую очередь Саудовская Аравия, вполне могут сменить основных поставщиков вооружений. И вместо США и Великобритании, выступающих единым антииракским фронтом, лидером продаж в регионе могут стать страны, наиболее решительно выступающие против американских планов по уничтожению Ирака. В первую очередь -- Франция и Россия, по-прежнему занимающие лидирующие после США места в списке мировых экспортеров вооружений.

"Не исключено, что политическая позиция Парижа по Ираку будет щедро оплачена Саудовской Аравией через размещение многомиллиардных оружейных контрактов", -- считает Макиенко.

По его мнению, в течение ближайших двух-трех лет Париж реально может получить контрактов на сумму примерно в $6--8 млрд. Все дело в том, что военная акция в отношении режима Хусейна будет означать и мощный удар по интересам Эр-Рияда. Ведь система международных санкций в отношении Багдада давно превратилась для саудитов, обладающих немалым весом в ОПЕК, в эффективный инструмент регулирования цены на нефть, а значит, в мощный источник извлечения сверхприбыли. То есть саудиты не меньше Багдада не заинтересованы в окончательном "разрубании иракского узла".

И как бы ни решилась судьба Хусейна, Эр-Рияд, похоже, будет стремиться к тому, чтобы со временем перестать делиться нефтяной сверхприбылью с США, отказавшись от новых закупок американских вооружений. По крайней мере, по экспертным оценкам, в ближайшие пять лет саудиты вряд ли пойдут на заключение новых контрактов с Америкой. В этих условиях Россия может получить редкий шанс проникнуть на "вместительные" саудовские рынки вооружений.

По разным оценкам, доля российского ВПК в укреплении обороноспособности Эр-Рияда способна достичь $1,5--5 млрд. Что само по себе было бы очень неплохо -- общий объем поставок российских вооружений за рубеж в прошлом году не превышал $4,8 млрд. Весь вопрос в том, хватит ли российским торговцам оружием упорства для проникновения на новые рынки сбыта. И захочет ли Саудовская Аравия -- страна, в которой исламистские настроения чрезвычайно сильны, -- сотрудничать с Москвой. Которая хоть и не очень решительно, по мнению саудитов, но все-таки противостоит американским планам в отношении Ирака и одновременно воюет с "братьями-мусульманами" в мятежной Чечне.


Основные продавцы оружия на Ближнем Востоке и в арабском мире (1998--2001 годы)*

США46,3% ($22,6 млрд.)

Великобритания27,26% ($13,3 млрд.)

Франция11,27% ($5,5 млрд.)

Россия3,9% ($1,9 млрд.)

Германия2,05% ($1,0 млрд.)

Китай0,82% ($0,4 млрд.)

Италия0,41% ($0,2 млрд.)

Остальные страны7,99% ($3,9 млрд.)

* По данным Исследовательской службы конгресса США.

Основные покупатели оружия ($ млрд.)*

Алжир0,9

Бахрейн0,6

Египет3,5

Иран0,9

Израиль4,8

Иордания0,5

Кувейт2,3

Ливия0,2

Марокко0,4

Оман0,1

Катар1,2

Саудовская Аравия29,3

Сирия0,4

ОАЭ3,4

Йемен0,3

* По данным Исследовательской службы конгресса США.


* По данным Исследовательской службы конгресса США.

ВЛАДИМИР ВАРВАРИН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».