23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Капитан НЕО"

Архивная публикация 2003 года: "Капитан НЕО"

Легендарная "Матрица" оказалась сплошным надувательством.Свою великую эпопею про "Матрицу" братья Вачовски решили закончить (они поклялись, что новый фильм будет последним) эффектным ходом: премьера третьей части, "Революция", прошла по всему миру не то что в один день -- в один час. Жест не столько пафосный, сколько вызывающий. Братья так убеждены в величии своего шедевра, а также в силе его воздействия, что нисколько не сомневаются: армии преданных поклонников готовы откликнуться на их призыв в любое время дня и ночи. Вообще-то говоря, самоуверенность их имеет реальные основания. И кассовые сборы (весьма внушительные, но не самые рекордные, все-таки не "Титаник") -- далеко не главное из них.
Дух

Главное, что сделало "Матрицу" культовым фильмом и на что упирают ее многочисленные поклонники, -- это философия. Якобы "Матрица" заполняет мировоззренческий вакуум, образовавшийся в современном постхристианском мире, успешно соединяя традиционные религиозные морально-нравственные постулаты (избранничество, выбор, ответственность и т.п.) с пресловутой концепцией реальности/виртуальности. Важно то, что Вачовски предложили публике вариант современной мифологии. Причем прежде всего молодежи -- то есть тем, кто, с одной стороны, остро нуждается в личных героях (которых нынче модно называть ролевыми моделями), а с другой -- вошел в сознательную жизнь в эпоху кризиса традиционных ценностей и тотальной компьютеризации. Так что новая мифология сегодня действительно весьма востребована, только вот "Матрица" оказалась вариантом для бедных, этакими комиксами для младших школьников.
В сущности, вызывающая наивное восхищение "матричных" фанатов философия представляет собой скудный набор весьма затертых штампов: каждый -- кузнец своего счастья; свобода воли невозможна без ответственности; все, что имеет начало, имеет и конец; на всякого мудреца довольно простоты. Причем проговорено все это весьма невнятно, путанно. И касается не только "идеологии", но и самого сюжета: вряд ли кто-нибудь даже после многочисленных просмотров способен связанно и последовательно изложить, кто, где, кого и почему спасает и в кого при этом превращается. Главное -- серьезная мина, с которой можно излагать сколь угодно банальную чушь: все сойдет за какую-то невероятную глубину. Что и произошло.
Данный приемчик вовсе не изобретение ушлых Вачовски. Все это не более чем обычный New Age -- интеллектуальная мода эклектичных 90-х годов ушедшего века, где основной фишкой была некая -- как можно более невероятная -- смесь: Будда, Христос, Каббала, Осирис, Иштар, люди, львы, орлы и куропатки.
Продукт, получающийся в итоге, сродни фаст-фуду: дизайн упаковки супермодный, выглядит аппетитно, аромат изысканный... А вот начинаешь есть, и как-то незаметно подступает ощущение, что все это ненастоящее. Что вместо куска мяса тебе подсунули симулякр -- нечто неорганического происхождения, только притворяющееся мясом. Ровно то же ощущение остается после просмотра "Матрицы". За парой туманных фраз не оказалось ничего: никакой непостижимой тайны, окончательного раскрытия которой в последней серии напряженно ожидали поклонники.
Машины

Настоящее ноу-хау Вачовски состоит вовсе не в высокой мифологии, а в самой приземленной технологии, а именно в их знаменитом flo-mo -- способе съемке, при котором вокруг объекта устанавливают десять вращающихся камер, создающих иллюзию зависания в воздухе. Именно эта фишка и была моментально подхвачена всеми: от создателей рекламы до авторов блокбастеров ("Ангелы Чарли", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и пр.). Что само по себе, конечно, довольно зрелищно, но, во-первых, успело уже, мягко говоря, примелькаться, а во-вторых, на одном приеме далеко не уедешь. Ну зависают бесконечно герои в воздухе, ну переворачиваются с ног на голову и ходят (вернее, летают) по потолку во время перестрелок, ну выделывают балетные па во время драк, то взлетая в небеса, то низвергаясь в пропасть. Ну и что с того? Степень интенсивности эффектов, их концентрация на единицу экранного времени таковы, что сознание отказывается это воспринимать. Все сливается в сплошной вой и месиво, где совершенно не важно, кого крошат и мочат -- наших, не наших...
Люди

В принципе, все это вполне можно смотреть. Только без слов, в крайнем случае -- под музыку. Потому что пока герои прыгают, кувыркаются и летают -- еще туда-сюда. Но стоит им открыть рот... То ли весь бюджет ушел на спецэффекты, то ли братья Вачовски решили (и не без оснований), что "все схавают", но слушать диалоги решительно невозможно. Когда между Нео и Тринити происходит такой примерно разговор:
-- Трин, я боюсь
-- Я тоже. Я только что от страха пять минут не могла завязать ботинок...
кинозал (который состоял далеко не из одних ироничных интеллектуалов) начинает дружно покатываться со смеху. То же происходит и на воинственных призывах типа "Покажем этим машинам" или слезных объяснениях вроде "Я так благодарна тебе за то, что ты вернул меня к жизни и я смогла сказать тебе, как я тебя люблю".
В итоге "Матрица" превратилась в серию однообразных, утомительных спецэффектов, кое-как связанных наспех написанными диалогами. И если в первой ее части авторы (видимо, по причине не столь несокрушимой уверенности в собственной гениальности) хоть как-то старались следить за развитием действия и, по крайней мере, делали вид, что концы с концами когда-нибудь сойдутся, то в третьей расслабились по этому поводу окончательно. Что вслед за ними могут сделать и зрители: сколько ни перезагружайся, смысла как не было, так и не будет.

Легендарная "Матрица" оказалась сплошным надувательством.Свою великую эпопею про "Матрицу" братья Вачовски решили закончить (они поклялись, что новый фильм будет последним) эффектным ходом: премьера третьей части, "Революция", прошла по всему миру не то что в один день -- в один час. Жест не столько пафосный, сколько вызывающий. Братья так убеждены в величии своего шедевра, а также в силе его воздействия, что нисколько не сомневаются: армии преданных поклонников готовы откликнуться на их призыв в любое время дня и ночи. Вообще-то говоря, самоуверенность их имеет реальные основания. И кассовые сборы (весьма внушительные, но не самые рекордные, все-таки не "Титаник") -- далеко не главное из них.

Дух


Главное, что сделало "Матрицу" культовым фильмом и на что упирают ее многочисленные поклонники, -- это философия. Якобы "Матрица" заполняет мировоззренческий вакуум, образовавшийся в современном постхристианском мире, успешно соединяя традиционные религиозные морально-нравственные постулаты (избранничество, выбор, ответственность и т.п.) с пресловутой концепцией реальности/виртуальности. Важно то, что Вачовски предложили публике вариант современной мифологии. Причем прежде всего молодежи -- то есть тем, кто, с одной стороны, остро нуждается в личных героях (которых нынче модно называть ролевыми моделями), а с другой -- вошел в сознательную жизнь в эпоху кризиса традиционных ценностей и тотальной компьютеризации. Так что новая мифология сегодня действительно весьма востребована, только вот "Матрица" оказалась вариантом для бедных, этакими комиксами для младших школьников.

В сущности, вызывающая наивное восхищение "матричных" фанатов философия представляет собой скудный набор весьма затертых штампов: каждый -- кузнец своего счастья; свобода воли невозможна без ответственности; все, что имеет начало, имеет и конец; на всякого мудреца довольно простоты. Причем проговорено все это весьма невнятно, путанно. И касается не только "идеологии", но и самого сюжета: вряд ли кто-нибудь даже после многочисленных просмотров способен связанно и последовательно изложить, кто, где, кого и почему спасает и в кого при этом превращается. Главное -- серьезная мина, с которой можно излагать сколь угодно банальную чушь: все сойдет за какую-то невероятную глубину. Что и произошло.

Данный приемчик вовсе не изобретение ушлых Вачовски. Все это не более чем обычный New Age -- интеллектуальная мода эклектичных 90-х годов ушедшего века, где основной фишкой была некая -- как можно более невероятная -- смесь: Будда, Христос, Каббала, Осирис, Иштар, люди, львы, орлы и куропатки.

Продукт, получающийся в итоге, сродни фаст-фуду: дизайн упаковки супермодный, выглядит аппетитно, аромат изысканный... А вот начинаешь есть, и как-то незаметно подступает ощущение, что все это ненастоящее. Что вместо куска мяса тебе подсунули симулякр -- нечто неорганического происхождения, только притворяющееся мясом. Ровно то же ощущение остается после просмотра "Матрицы". За парой туманных фраз не оказалось ничего: никакой непостижимой тайны, окончательного раскрытия которой в последней серии напряженно ожидали поклонники.

Машины


Настоящее ноу-хау Вачовски состоит вовсе не в высокой мифологии, а в самой приземленной технологии, а именно в их знаменитом flo-mo -- способе съемке, при котором вокруг объекта устанавливают десять вращающихся камер, создающих иллюзию зависания в воздухе. Именно эта фишка и была моментально подхвачена всеми: от создателей рекламы до авторов блокбастеров ("Ангелы Чарли", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и пр.). Что само по себе, конечно, довольно зрелищно, но, во-первых, успело уже, мягко говоря, примелькаться, а во-вторых, на одном приеме далеко не уедешь. Ну зависают бесконечно герои в воздухе, ну переворачиваются с ног на голову и ходят (вернее, летают) по потолку во время перестрелок, ну выделывают балетные па во время драк, то взлетая в небеса, то низвергаясь в пропасть. Ну и что с того? Степень интенсивности эффектов, их концентрация на единицу экранного времени таковы, что сознание отказывается это воспринимать. Все сливается в сплошной вой и месиво, где совершенно не важно, кого крошат и мочат -- наших, не наших...

Люди


В принципе, все это вполне можно смотреть. Только без слов, в крайнем случае -- под музыку. Потому что пока герои прыгают, кувыркаются и летают -- еще туда-сюда. Но стоит им открыть рот... То ли весь бюджет ушел на спецэффекты, то ли братья Вачовски решили (и не без оснований), что "все схавают", но слушать диалоги решительно невозможно. Когда между Нео и Тринити происходит такой примерно разговор:

-- Трин, я боюсь

-- Я тоже. Я только что от страха пять минут не могла завязать ботинок...

кинозал (который состоял далеко не из одних ироничных интеллектуалов) начинает дружно покатываться со смеху. То же происходит и на воинственных призывах типа "Покажем этим машинам" или слезных объяснениях вроде "Я так благодарна тебе за то, что ты вернул меня к жизни и я смогла сказать тебе, как я тебя люблю".

В итоге "Матрица" превратилась в серию однообразных, утомительных спецэффектов, кое-как связанных наспех написанными диалогами. И если в первой ее части авторы (видимо, по причине не столь несокрушимой уверенности в собственной гениальности) хоть как-то старались следить за развитием действия и, по крайней мере, делали вид, что концы с концами когда-нибудь сойдутся, то в третьей расслабились по этому поводу окончательно. Что вслед за ними могут сделать и зрители: сколько ни перезагружайся, смысла как не было, так и не будет.

ЕЛЕНА СТАФЬЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».