25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Каспийский блицкриг"

Архивная публикация 2007 года: "Каспийский блицкриг"

Победа в газовой сфере и сдача позиций в нефтяной. Так коротко можно охарактеризовать итоги встречи российского президента с главами Казахстана и Туркменистана.

Визит президента Владимира Путина в прикаспийские страны закончился полным триумфом России в газовой сфере. Ему практически удалось похоронить идею строительства Транскаспийского газопровода, который позволил бы Туркменистану и Казахстану транспортировать и продавать свой газ в обход России.

Зато в нефтяной сфере подобными успехами похвастаться нельзя. Потому что одновременно был сделан еще один большой шаг к тому, чтобы окончательно потерять контроль над транспортировкой каспийской нефти: решение о расширении нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) так и не было принято.

Газовая победа

Газовые соглашения России, Туркменистана и Казахстана в Москве назвали победой Кремля. Что, в общем, справедливо. Россия не только получила контроль над среднеазиатским газом, но и оставила ни с чем европейцев и американцев, пекущихся о собственной энергетической безопасности и диверсификации поставок углеводородов. Члены Совета Федерации в один голос заявили, что теперь уж точно никаких трубопроводов в обход России построено не будет. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, глава Российского газового общества Валерий Язев сказал радиостанции «Маяк», что рассматривает «соглашения, которые были достигнуты президентом Путиным, как определенный шаг к созданию вообще энергетической ООН».

Он также подчеркнул, что решение о строительстве Прикаспийского газопровода и расширении системы газопроводов Средняя Азия — Центр (САЦ — 2750 км, пропускная мощность — 54,7 млрд. куб. м, введен в эксплуатацию в октябре 1967 года. — «Профиль») на 20 млрд. кубометров в год носит фундаментальный характер. Оно позволяет избежать самостоятельного доступа Среднеазиатских республик на европейский газовый рынок и конкуренции их голубого топлива с российским газом. «Главное, мы не создаем альтернативные транспортные коридоры, чего добиваются Европа и Америка, которые поддерживают все проекты в обход России», — говорит Валерий Язев.

Напомним, в соответствии с трехсторонними договоренностями, правительства до 1 сентября должны подготовить и подписать соглашение о параметрах проекта по строительству Прикаспийского газопровода. В соглашении «будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации, а также определены уполномоченные организации». Строительство газопровода предполагается начать со второго полугодия 2008 года.

Объявленная мощность нового газопровода составит 10 млрд. куб. м газа в год (итого вместе с расширением САЦ дополнительные 30 млрд. куб. м). 360 км трубы пройдет по территории Туркмении, 150 км — по территории Казахстана. В населенном пункте Александров Гай газопровод вольется в единую систему газоснабжения России.

Почему все же Среднеазиатские республики предпочли российский Прикаспийский газопровод западному варианту в обход России — Транскаспийской трубе? И все ли решено окончательно, действительно ли умерла идея обойти территорию нашей страны?

Президенты Казахстана и Туркменистана Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов свое решение объяснили соображениями чистой экономики. Что они имеют в виду? Самое главное — это цена на газ, которую готова платить Россия. Уже сегодня у Туркменистана голубое топливо покупается Москвой по $100, а у Казахстана — по $140—145 за тысячу кубометров. При этом «Газпром» продает газ в Европе примерно по $250. То есть он, конечно, в хорошем выигрыше даже с учетом транспортных расходов. Но ведь он управляет всеми газопроводами САЦ и несет как инвестиционные расходы, так и расходы на содержание транспортной инфраструктуры.

Иными словами, Россия уже сейчас платит хорошие деньги за среднеазиатский газ. И, судя по всему, будет платить еще больше. Вероятно, «Газпром» пойдет даже на то, чтобы делиться экспортными доходами с Казахстаном и Туркменистаном. По крайней мере, с первым достигнуто соглашение, что продавать газ Карачаганакского месторождения (операторами проекта освоения являются BG и Eni, каждой из которых принадлежит по 32,5%. Еще 20% принадлежит Chevron, 15% — «ЛУКОЙЛу». — «Профиль») будет совместное российско-казахстанское предприятие. Формат реализации дополнительных объемов туркменского газа еще не определен, но не исключено, что и здесь появится некое СП или консорциум (может быть, с участием третьих сторон), который будет в том числе заниматься и трейдерской деятельностью. Подобная схема отработана «Газпромом» на «РосУкрЭнерго». Мало того, судя по предварительной информации, «Газпром» и «Зарубежнефть» возьмут на себя и разработку туркменских месторождений.

Достоверно неизвестно, что предлагали европейские и американские представители Казахстану и Туркменистану, но, видимо, их условия были далеки от российских. С учетом опыта развития нефтегазовой отрасли Казахстана и Азербайджана, где сегодня очень большое влияние имеют иностранные компании, можно предположить, что власти Среднеазиатских стран были бы лишь миноритарными партнерами с соответствующими доходами в проекте Транскаспийского газопровода. И уж тем более маловероятно, что Астану и Ашхабад пустили бы в процесс продажи газа.

Стоит отметить, что Транскаспийский газопровод должен был стать частью трубопроводной системы, которая пройдет до Турции, а оттуда в Центральную Европу будет построен газопровод Nabucco. По сообщениям агентства Reuters, Турция планирует создать совместное предприятие с Ираном или Австрией по продаже газа европейским странам через газопровод Nabucco. Обратите внимание — ни слова о Туркмении или Казахстане.

По такому принципу сегодня работает и другой проект в соседней прикаспийской республике — газовое месторождение Шах-Дениз в Азербайджане. Газ с этого месторождения продает норвежская Statoil — коммерческий оператор проекта (техническим оператором является ВР. — «Профиль»). Власти Азербайджана недавно объявили, что могут отказаться от услуг норвежцев в будущем. «У Statoil большой опыт в продажах газа в Европе. У Азербайджана при заключении контракта по Шах-Денизу такого опыта не было. Но на второй стадии проекта в будущем мы не исключаем возможности, что сами будем продавать свой газ на мировых рынках», — сказал не так давно министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. Вряд ли Назарбаев и Бердымухаммедов захотят пойти на реализацию азербайджанского сценария или безропотно согласятся на турецкое доминирование.

Впрочем, оба партнера Путина предусмотрительно оговорились, что вопрос Транскаспийского газопровода с повестки дня не снят. «Во всем мире идет диверсификация маршрутов транспортировки газа. Что касается данного вопроса, он может быть поставлен на рассмотрение», — сказал Гурбангулы Бердымухаммедов. «Диверсификация поставок газа и нефти — выгодное для нас условие. Никакой политики здесь нет. Возрастающие объемы добычи Казахстаном нефти и газа требуют такой диверсификации», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Это — очевидный сигнал Европе и Америке к началу новой торговли. Причем не факт, что безрезультатной. Астана и Ашхабад вполне могут потянуть и «Прикаспий», и «Транскаспий», если у них хватит газа. Президент Туркменистана сказал по этому поводу: «Не беспокойтесь, газа достаточно».

«Вопрос лишь в том, кто будет платить за создание всей необходимой инфраструктуры. Если найдется конкретный инвестор, готовый вложить $5 млрд. в прокладку трубопровода по дну Каспийского моря и согласный покупать газ у туркмен на $10 дороже, чем Россия, тогда, я думаю, Ашхабад на такие условия согласится. И даже сможет изыскать необходимые объемы газа, — цитирует директора азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана ИА «МиК». — Потому что еще не разведанных газовых месторождений у него даже больше, чем известных. Просто Запад сам до сих пор не проявил должной активности, чтобы реализовать скорейшим образом проект Транскаспийского газопровода. А Москва сделала марш-бросок и захватила инициативу. Но это не означает, что не осталось возможности попытаться составить конкуренцию России».

Нефтяное поражение

И все-таки газовые договоренности Владимира Путина можно считать серьезной победой России в Каспийском регионе, страны которого в последнее время предпринимают одну за другой попытки отдаления от Москвы. Чего нельзя сказать о нефтяных договоренностях. Ситуация складывается странная: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, по сути, уговаривает Россию качать казахстанскую нефть, а Москва пытается всячески избавиться от этой возможности. Напомним, о достижении договоренности по расширению Каспийского трубопроводного консорциума, соединяющего казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с российским черноморским портом Новороссийск, объявил Нурсултан Назарбаев. После чего Владимир Путин дал понять ему и всем присутствующим, что никаких договоренностей на самом деле нет.

Интересно, что ранее Россия связывала возможность расширения мощности КТК с 30 млн. тонн до 67 млн. тонн нефти в год со строительством нефтепровода Бургас—Александруполис, который разгрузит турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Совсем недавно Россия, Болгария и Греция подписали межправительственное соглашение о его строительстве — то есть проект, по сути, уже реализуется. Между тем, чтобы заполнить эту трубу, нужно увеличить количество нефти, поступающее в черноморские порты. А этого пока можно добиться лишь административными методами: хорошенько попросив российские государственные и частные компании увеличить поставки нефти в южном направлении. Тогда как Казахстан и Chevron, как акционер «Тенгизшевройл», в случае расширения КТК с удовольствием использовали бы эту трубу для прокачки своей нефти.

Теперь же у Казахстана, добыча нефти в котором в ближайшие годы должна существенно возрасти, возникает проблема поиска альтернативных маршрутов транспортировки своей нефти. Причем варианты есть. Это и запущенный в прошлом году нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, соединяющий каспийское и средиземноморское побережья, и предложенный участниками «антироссийского саммита» в Кракове трубопровод Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. Правда, и в первом, и во втором случае необходимо будет наладить транспортировку казахстанской нефти до Баку, а во втором — еще и расширить трубопровод Баку—Супса, чтобы нефть попадала в черноморские порты, минуя Россию.

Как бы там ни было, разработка транспортного коридора из Казахстана в Баку уже началась. Поэтому сыграть на опережение, как это было сделано с газовыми проектами, Россия при всем желании уже не сможет.

Победа в газовой сфере и сдача позиций в нефтяной. Так коротко можно охарактеризовать итоги встречи российского президента с главами Казахстана и Туркменистана.

Визит президента Владимира Путина в прикаспийские страны закончился полным триумфом России в газовой сфере. Ему практически удалось похоронить идею строительства Транскаспийского газопровода, который позволил бы Туркменистану и Казахстану транспортировать и продавать свой газ в обход России.

Зато в нефтяной сфере подобными успехами похвастаться нельзя. Потому что одновременно был сделан еще один большой шаг к тому, чтобы окончательно потерять контроль над транспортировкой каспийской нефти: решение о расширении нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) так и не было принято.

Газовая победа

Газовые соглашения России, Туркменистана и Казахстана в Москве назвали победой Кремля. Что, в общем, справедливо. Россия не только получила контроль над среднеазиатским газом, но и оставила ни с чем европейцев и американцев, пекущихся о собственной энергетической безопасности и диверсификации поставок углеводородов. Члены Совета Федерации в один голос заявили, что теперь уж точно никаких трубопроводов в обход России построено не будет. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, глава Российского газового общества Валерий Язев сказал радиостанции «Маяк», что рассматривает «соглашения, которые были достигнуты президентом Путиным, как определенный шаг к созданию вообще энергетической ООН».

Он также подчеркнул, что решение о строительстве Прикаспийского газопровода и расширении системы газопроводов Средняя Азия — Центр (САЦ — 2750 км, пропускная мощность — 54,7 млрд. куб. м, введен в эксплуатацию в октябре 1967 года. — «Профиль») на 20 млрд. кубометров в год носит фундаментальный характер. Оно позволяет избежать самостоятельного доступа Среднеазиатских республик на европейский газовый рынок и конкуренции их голубого топлива с российским газом. «Главное, мы не создаем альтернативные транспортные коридоры, чего добиваются Европа и Америка, которые поддерживают все проекты в обход России», — говорит Валерий Язев.

Напомним, в соответствии с трехсторонними договоренностями, правительства до 1 сентября должны подготовить и подписать соглашение о параметрах проекта по строительству Прикаспийского газопровода. В соглашении «будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации, а также определены уполномоченные организации». Строительство газопровода предполагается начать со второго полугодия 2008 года.

Объявленная мощность нового газопровода составит 10 млрд. куб. м газа в год (итого вместе с расширением САЦ дополнительные 30 млрд. куб. м). 360 км трубы пройдет по территории Туркмении, 150 км — по территории Казахстана. В населенном пункте Александров Гай газопровод вольется в единую систему газоснабжения России.

Почему все же Среднеазиатские республики предпочли российский Прикаспийский газопровод западному варианту в обход России — Транскаспийской трубе? И все ли решено окончательно, действительно ли умерла идея обойти территорию нашей страны?

Президенты Казахстана и Туркменистана Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов свое решение объяснили соображениями чистой экономики. Что они имеют в виду? Самое главное — это цена на газ, которую готова платить Россия. Уже сегодня у Туркменистана голубое топливо покупается Москвой по $100, а у Казахстана — по $140—145 за тысячу кубометров. При этом «Газпром» продает газ в Европе примерно по $250. То есть он, конечно, в хорошем выигрыше даже с учетом транспортных расходов. Но ведь он управляет всеми газопроводами САЦ и несет как инвестиционные расходы, так и расходы на содержание транспортной инфраструктуры.

Иными словами, Россия уже сейчас платит хорошие деньги за среднеазиатский газ. И, судя по всему, будет платить еще больше. Вероятно, «Газпром» пойдет даже на то, чтобы делиться экспортными доходами с Казахстаном и Туркменистаном. По крайней мере, с первым достигнуто соглашение, что продавать газ Карачаганакского месторождения (операторами проекта освоения являются BG и Eni, каждой из которых принадлежит по 32,5%. Еще 20% принадлежит Chevron, 15% — «ЛУКОЙЛу». — «Профиль») будет совместное российско-казахстанское предприятие. Формат реализации дополнительных объемов туркменского газа еще не определен, но не исключено, что и здесь появится некое СП или консорциум (может быть, с участием третьих сторон), который будет в том числе заниматься и трейдерской деятельностью. Подобная схема отработана «Газпромом» на «РосУкрЭнерго». Мало того, судя по предварительной информации, «Газпром» и «Зарубежнефть» возьмут на себя и разработку туркменских месторождений.

Достоверно неизвестно, что предлагали европейские и американские представители Казахстану и Туркменистану, но, видимо, их условия были далеки от российских. С учетом опыта развития нефтегазовой отрасли Казахстана и Азербайджана, где сегодня очень большое влияние имеют иностранные компании, можно предположить, что власти Среднеазиатских стран были бы лишь миноритарными партнерами с соответствующими доходами в проекте Транскаспийского газопровода. И уж тем более маловероятно, что Астану и Ашхабад пустили бы в процесс продажи газа.

Стоит отметить, что Транскаспийский газопровод должен был стать частью трубопроводной системы, которая пройдет до Турции, а оттуда в Центральную Европу будет построен газопровод Nabucco. По сообщениям агентства Reuters, Турция планирует создать совместное предприятие с Ираном или Австрией по продаже газа европейским странам через газопровод Nabucco. Обратите внимание — ни слова о Туркмении или Казахстане.

По такому принципу сегодня работает и другой проект в соседней прикаспийской республике — газовое месторождение Шах-Дениз в Азербайджане. Газ с этого месторождения продает норвежская Statoil — коммерческий оператор проекта (техническим оператором является ВР. — «Профиль»). Власти Азербайджана недавно объявили, что могут отказаться от услуг норвежцев в будущем. «У Statoil большой опыт в продажах газа в Европе. У Азербайджана при заключении контракта по Шах-Денизу такого опыта не было. Но на второй стадии проекта в будущем мы не исключаем возможности, что сами будем продавать свой газ на мировых рынках», — сказал не так давно министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. Вряд ли Назарбаев и Бердымухаммедов захотят пойти на реализацию азербайджанского сценария или безропотно согласятся на турецкое доминирование.

Впрочем, оба партнера Путина предусмотрительно оговорились, что вопрос Транскаспийского газопровода с повестки дня не снят. «Во всем мире идет диверсификация маршрутов транспортировки газа. Что касается данного вопроса, он может быть поставлен на рассмотрение», — сказал Гурбангулы Бердымухаммедов. «Диверсификация поставок газа и нефти — выгодное для нас условие. Никакой политики здесь нет. Возрастающие объемы добычи Казахстаном нефти и газа требуют такой диверсификации», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Это — очевидный сигнал Европе и Америке к началу новой торговли. Причем не факт, что безрезультатной. Астана и Ашхабад вполне могут потянуть и «Прикаспий», и «Транскаспий», если у них хватит газа. Президент Туркменистана сказал по этому поводу: «Не беспокойтесь, газа достаточно».

«Вопрос лишь в том, кто будет платить за создание всей необходимой инфраструктуры. Если найдется конкретный инвестор, готовый вложить $5 млрд. в прокладку трубопровода по дну Каспийского моря и согласный покупать газ у туркмен на $10 дороже, чем Россия, тогда, я думаю, Ашхабад на такие условия согласится. И даже сможет изыскать необходимые объемы газа, — цитирует директора азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана ИА «МиК». — Потому что еще не разведанных газовых месторождений у него даже больше, чем известных. Просто Запад сам до сих пор не проявил должной активности, чтобы реализовать скорейшим образом проект Транскаспийского газопровода. А Москва сделала марш-бросок и захватила инициативу. Но это не означает, что не осталось возможности попытаться составить конкуренцию России».

Нефтяное поражение

И все-таки газовые договоренности Владимира Путина можно считать серьезной победой России в Каспийском регионе, страны которого в последнее время предпринимают одну за другой попытки отдаления от Москвы. Чего нельзя сказать о нефтяных договоренностях. Ситуация складывается странная: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, по сути, уговаривает Россию качать казахстанскую нефть, а Москва пытается всячески избавиться от этой возможности. Напомним, о достижении договоренности по расширению Каспийского трубопроводного консорциума, соединяющего казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с российским черноморским портом Новороссийск, объявил Нурсултан Назарбаев. После чего Владимир Путин дал понять ему и всем присутствующим, что никаких договоренностей на самом деле нет.

Интересно, что ранее Россия связывала возможность расширения мощности КТК с 30 млн. тонн до 67 млн. тонн нефти в год со строительством нефтепровода Бургас—Александруполис, который разгрузит турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Совсем недавно Россия, Болгария и Греция подписали межправительственное соглашение о его строительстве — то есть проект, по сути, уже реализуется. Между тем, чтобы заполнить эту трубу, нужно увеличить количество нефти, поступающее в черноморские порты. А этого пока можно добиться лишь административными методами: хорошенько попросив российские государственные и частные компании увеличить поставки нефти в южном направлении. Тогда как Казахстан и Chevron, как акционер «Тенгизшевройл», в случае расширения КТК с удовольствием использовали бы эту трубу для прокачки своей нефти.

Теперь же у Казахстана, добыча нефти в котором в ближайшие годы должна существенно возрасти, возникает проблема поиска альтернативных маршрутов транспортировки своей нефти. Причем варианты есть. Это и запущенный в прошлом году нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, соединяющий каспийское и средиземноморское побережья, и предложенный участниками «антироссийского саммита» в Кракове трубопровод Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. Правда, и в первом, и во втором случае необходимо будет наладить транспортировку казахстанской нефти до Баку, а во втором — еще и расширить трубопровод Баку—Супса, чтобы нефть попадала в черноморские порты, минуя Россию.

Как бы там ни было, разработка транспортного коридора из Казахстана в Баку уже началась. Поэтому сыграть на опережение, как это было сделано с газовыми проектами, Россия при всем желании уже не сможет.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».