25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Каспийский узел"

Архивная публикация 2006 года: "Каспийский узел"

Расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего казахстанское месторождение Тенгиз с портом Новороссийск, под угрозой. Переговоры между частными акционерами консорциума и Россией зашли в тупик.Минпромэнерго России отвергло все предложения Chevron (американская компания разрабатывает Тенгиз и является акционером Каспийского трубопроводного консорциума. — «Профиль»), направленные на поиск компромисса между интересами России и владельцев КТК.

В ответ Chevron угрожает отказаться от участия в проекте Бургас—Александруполис, который планируют построить Россия, Болгария и Греция. Но без американской компании и нефти, которую она добывает на Тенгизе, необходимость в строительстве этой трубы вызывает у экспертов большие сомнения.

Вам письмо!

Вечером 13 ноября в алма-атинский офис Chevron пришло письмо от министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, которое фактически поставило крест на переговорах об увеличении мощности каспийской трубы с 28 млн. до 67 млн. тонн нефти.

Напомним, частные акционеры консорциума предлагали России, недовольной слишком низкими тарифами КТК, увеличить стоимость прокачки тонны нефти с $27,38 до $29,88, снизить ставки по кредитам частных акционеров КТК консорциуму до 10,5% годовых, реструктурировать налоговые долги КТК (4,7 млрд. рублей), растянув их погашение до 2014 года, и в пакете с этими уступками принять решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума.

«В ходе недавних встреч с представителями Минпромэнерго был достигнут существенный прогресс и запланированы встречи для дальнейшего обсуждения этих вопросов в течение ноября, — рассказал «Профилю» глава Chevron Neftegas Inc. Йен Макдональд. — Все стороны уже согласовали условия договоренности, и наряду со значительным увеличением денежных поступлений расширение КТК обеспечит существенные выгоды России и другим акционерам».

Поэтому письмо Виктора Христенко было для Chevron полной неожиданностью. Министр отказался принимать предложения частных акционеров пакетом, предлагает КТК погасить свои долги до 2012 года, а повышение тарифов на прокачку всего на $2,5 считает недостаточным. Акционеры консорциума пока не получали от российских госорганов предложений по размеру тарифов, однако, по некоторым данным, Россия хочет увеличить их до $38 за тонну нефти. Такие цены явно не устроят частных акционеров КТК.

Труба на троих

Не совсем понятно, на что рассчитывает Виктор Христенко, занимая такую бескомпромиссную позицию, поскольку козырей в его руках не так уж и много. Недавно Россия активизировала переговоры с Грецией и Болгарией о строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Строительство этой трубы, кстати, российские власти напрямую увязывали с возможностью расширения КТК — иначе Босфор и Дарданеллы не выдержали бы увеличившегося транзита нефти. Межправительственное соглашение по проекту Бургас—Александруполис предполагается подписать до конца этого года, государственные «Транснефть», «Газпром нефть» и «Роснефть» уже создали ООО «Трубопроводный консорциум Бургас—Александруполис», а Chevron, ТНК-ВР и казахстанский «КазМунайГаз» почти договорились об участии в строительстве трубы греческой и болгарской сторон.

Теперь участие Chevron (а также «КазМунайГаза», который собирался войти в проект только вместе с американской компанией) в строительстве трубопровода Бургас—Александруполис оказалось под большим вопросом.

«Экспортные маршруты транспортировки нефти из бассейна Черного моря должны включать Босфор и Дарданеллы, а также один или несколько обходных трубопроводов, — считает Йен Макдональд. — В настоящее время Chevron рассматривает возможность участия совместно с компаниями «Транснефть» и «КазМунайГаз» в проекте строительства обходного трубопровода Бургас—Александруполис. Chevron полагает, что с учетом предполагаемого роста объемов добычи в данном регионе и увеличения объемов транспортировки нефти из бассейна Черного моря возникнет необходимость в обеспечении одного, а возможно, и двух обходных маршрутов транспортировки. Однако возможное участие Chevron в любом из рассматриваемых проектов строительства обходных трубопроводов зависит от согласования проекта расширения КТК. В ближайшей перспективе не будет экономической необходимости в строительстве обходного трубопровода при отсутствии расширения КТК».

Бургас—Александруполис

Протяженность нефтепровода Бургас—Александруполис, который пройдет по территории Болгарии и Греции, составит 312 км, стоимость его строительства оценивается более чем в $700 млн.

Первоначальная проектная мощность — 35 млн. тонн нефти в год, в дальнейшем предусмотрена возможность увеличения пропускной способности до 50 млн. тонн.

В рамках проекта также планируется построить морской терминал в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. тонн и морской терминал в Александруполисе для загрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. и 300 тыс. тонн.

Греция и Болгария получат в проекте по 24,5%, Россия — 51%. «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть» разделят российскую долю на три равные части (часть «Транснефти», впрочем, на 0,01% «равнее» других).

А мы уйдем на юг!

Таким образом, в Chevron откровенно заявляют, что компания не будет заполнять Бургас—Александруполис, если не будет расширен КТК.

Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума
Протяженность — 1500 км.
Первоначальная пропускная мощность — 28 млн. тонн нефти в год.
Проектная пропускная мощность — 67 млн. тонн нефти в год.
Суммарные капзатраты на период реализации проекта — $4,3 млрд.
Стоимость первого этапа строительства — $2,236 млрд.
Акционеры: РФ (24%), Казахстан (19%), Оман (7%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).

Дело в том, что добыча нефти на гигантском казахстанском нефтяном месторождении Тенгиз (оператором и акционером которого является Chevron) уже в самом ближайшем будущем должна вырасти с 13 млн. до 26 млн. тонн черного золота в год. При этом у американской компании есть куда направить нефть с месторождения — в этом году, напомним, Казахстан официально согласился поставлять нефть для заполнения трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), соединяющего азербайджанское побережье Каспийского моря (месторождения Азери, Чираг и Гюнешли. — «Профиль») со Средиземноморьем.

Поэтому в случае, если конфликт между Россией и Chevron окончательно зайдет в тупик, нефть с Тенгиза — как дополнительные объемы, так и прежние — вполне можно будет направить в БТД.

В России, правда, уверены, что трубу Бургас—Александруполис можно будет заполнить и без нефти Chevron. «Раз среди акционеров проекта будет «Роснефть» — проблем с заполнением нефтепровода не возникнет», — считает вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.

По его словам, конкретных объемов прокачки ни «Газпром нефть», ни «Роснефть» пока не гарантировали. Но, впрочем, вряд ли госкомпаниям будет позволено оставить нефтепровод «сухим», какова бы ни была экономическая эффективность прокачки по нему нефти.

Выгодно ли?

Вместе с тем эксперты сомневаются именно в экономической эффективности нефтепровода.

В настоящее время во всех портах Черного моря ежегодно отгружается около 60 млн. тонн российской нефти. Причем далеко не все эти объемы доходят до турецких проливов: довольно значительная их часть идет на экспорт в Турцию, Болгарию и Румынию. При этом на южном направлении в трубопроводной системе «Транснефти» практически постоянно существует профицит мощностей и одновременно с этим растет спрос на прокачку нефти в направлении Приморска — нефтяного порта на Балтийском море.

Кроме того, к моменту, когда Бургас—Александруполис может быть построен, в Средиземноморье появится большое количество нефти самого разного происхождения (российская, казахстанская, азербайджанская идр.), поэтому цены на нее в этом регионе будут не самыми выгодными.

И наконец, весной следующего года, как ожидается, начнется строительство турецкого трубопровода Самсун—Джейхан мощностью 50 млн. тонн в год, который также соединит побережья Черного и Средиземного морей. А существование двух труб без значительного увеличения отгрузки нефти через черноморские порты (а значит, без расширения КТК) не имеет никакого смысла.

Поэтому привлечь в трубу других поставщиков, кроме «Роснефти» и «Газпром нефти», может оказаться проблематично.

По словам президента ТНК-ВР Роберта Дадли, возможным поставщикам нефти в трубу Бургас—Александруполис пока непонятны коммерческие условия проекта. Отметим, кстати, что сама ТНК-ВР, которая была одним из инициаторов проекта и его координатором от российской стороны, в последний момент оказалась «не у дел».

Оператором трубы поручено быть «Транснефти», и российскую долю в проекте (51%) три госкомпании поделят между собой. ТНК-ВР же, как частной и наполовину иностранной компании, предложено договориться с Болгарией или Грецией об участии в проекте со стороны либо Афин, либо Софии.

Похоже, чиновники побоялись возможного «саботажа» со стороны ТНК-ВР. Напомним, британская BP, как владелец половины компании, является также оператором и крупнейшим акционером БТД, и в случае невыгодных тарифов в нефтепроводе Бургас—Александруполис нефть ТНК-ВР с высокой вероятностью уйдет именно туда. n

Расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего казахстанское месторождение Тенгиз с портом Новороссийск, под угрозой. Переговоры между частными акционерами консорциума и Россией зашли в тупик.Минпромэнерго России отвергло все предложения Chevron (американская компания разрабатывает Тенгиз и является акционером Каспийского трубопроводного консорциума. — «Профиль»), направленные на поиск компромисса между интересами России и владельцев КТК.

В ответ Chevron угрожает отказаться от участия в проекте Бургас—Александруполис, который планируют построить Россия, Болгария и Греция. Но без американской компании и нефти, которую она добывает на Тенгизе, необходимость в строительстве этой трубы вызывает у экспертов большие сомнения.

Вам письмо!

Вечером 13 ноября в алма-атинский офис Chevron пришло письмо от министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, которое фактически поставило крест на переговорах об увеличении мощности каспийской трубы с 28 млн. до 67 млн. тонн нефти.

Напомним, частные акционеры консорциума предлагали России, недовольной слишком низкими тарифами КТК, увеличить стоимость прокачки тонны нефти с $27,38 до $29,88, снизить ставки по кредитам частных акционеров КТК консорциуму до 10,5% годовых, реструктурировать налоговые долги КТК (4,7 млрд. рублей), растянув их погашение до 2014 года, и в пакете с этими уступками принять решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума.

«В ходе недавних встреч с представителями Минпромэнерго был достигнут существенный прогресс и запланированы встречи для дальнейшего обсуждения этих вопросов в течение ноября, — рассказал «Профилю» глава Chevron Neftegas Inc. Йен Макдональд. — Все стороны уже согласовали условия договоренности, и наряду со значительным увеличением денежных поступлений расширение КТК обеспечит существенные выгоды России и другим акционерам».

Поэтому письмо Виктора Христенко было для Chevron полной неожиданностью. Министр отказался принимать предложения частных акционеров пакетом, предлагает КТК погасить свои долги до 2012 года, а повышение тарифов на прокачку всего на $2,5 считает недостаточным. Акционеры консорциума пока не получали от российских госорганов предложений по размеру тарифов, однако, по некоторым данным, Россия хочет увеличить их до $38 за тонну нефти. Такие цены явно не устроят частных акционеров КТК.

Труба на троих

Не совсем понятно, на что рассчитывает Виктор Христенко, занимая такую бескомпромиссную позицию, поскольку козырей в его руках не так уж и много. Недавно Россия активизировала переговоры с Грецией и Болгарией о строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Строительство этой трубы, кстати, российские власти напрямую увязывали с возможностью расширения КТК — иначе Босфор и Дарданеллы не выдержали бы увеличившегося транзита нефти. Межправительственное соглашение по проекту Бургас—Александруполис предполагается подписать до конца этого года, государственные «Транснефть», «Газпром нефть» и «Роснефть» уже создали ООО «Трубопроводный консорциум Бургас—Александруполис», а Chevron, ТНК-ВР и казахстанский «КазМунайГаз» почти договорились об участии в строительстве трубы греческой и болгарской сторон.

Теперь участие Chevron (а также «КазМунайГаза», который собирался войти в проект только вместе с американской компанией) в строительстве трубопровода Бургас—Александруполис оказалось под большим вопросом.

«Экспортные маршруты транспортировки нефти из бассейна Черного моря должны включать Босфор и Дарданеллы, а также один или несколько обходных трубопроводов, — считает Йен Макдональд. — В настоящее время Chevron рассматривает возможность участия совместно с компаниями «Транснефть» и «КазМунайГаз» в проекте строительства обходного трубопровода Бургас—Александруполис. Chevron полагает, что с учетом предполагаемого роста объемов добычи в данном регионе и увеличения объемов транспортировки нефти из бассейна Черного моря возникнет необходимость в обеспечении одного, а возможно, и двух обходных маршрутов транспортировки. Однако возможное участие Chevron в любом из рассматриваемых проектов строительства обходных трубопроводов зависит от согласования проекта расширения КТК. В ближайшей перспективе не будет экономической необходимости в строительстве обходного трубопровода при отсутствии расширения КТК».

Бургас—Александруполис

Протяженность нефтепровода Бургас—Александруполис, который пройдет по территории Болгарии и Греции, составит 312 км, стоимость его строительства оценивается более чем в $700 млн.

Первоначальная проектная мощность — 35 млн. тонн нефти в год, в дальнейшем предусмотрена возможность увеличения пропускной способности до 50 млн. тонн.

В рамках проекта также планируется построить морской терминал в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. тонн и морской терминал в Александруполисе для загрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. и 300 тыс. тонн.

Греция и Болгария получат в проекте по 24,5%, Россия — 51%. «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть» разделят российскую долю на три равные части (часть «Транснефти», впрочем, на 0,01% «равнее» других).

А мы уйдем на юг!

Таким образом, в Chevron откровенно заявляют, что компания не будет заполнять Бургас—Александруполис, если не будет расширен КТК.

Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума
Протяженность — 1500 км.
Первоначальная пропускная мощность — 28 млн. тонн нефти в год.
Проектная пропускная мощность — 67 млн. тонн нефти в год.
Суммарные капзатраты на период реализации проекта — $4,3 млрд.
Стоимость первого этапа строительства — $2,236 млрд.
Акционеры: РФ (24%), Казахстан (19%), Оман (7%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).

Дело в том, что добыча нефти на гигантском казахстанском нефтяном месторождении Тенгиз (оператором и акционером которого является Chevron) уже в самом ближайшем будущем должна вырасти с 13 млн. до 26 млн. тонн черного золота в год. При этом у американской компании есть куда направить нефть с месторождения — в этом году, напомним, Казахстан официально согласился поставлять нефть для заполнения трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), соединяющего азербайджанское побережье Каспийского моря (месторождения Азери, Чираг и Гюнешли. — «Профиль») со Средиземноморьем.

Поэтому в случае, если конфликт между Россией и Chevron окончательно зайдет в тупик, нефть с Тенгиза — как дополнительные объемы, так и прежние — вполне можно будет направить в БТД.

В России, правда, уверены, что трубу Бургас—Александруполис можно будет заполнить и без нефти Chevron. «Раз среди акционеров проекта будет «Роснефть» — проблем с заполнением нефтепровода не возникнет», — считает вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.

По его словам, конкретных объемов прокачки ни «Газпром нефть», ни «Роснефть» пока не гарантировали. Но, впрочем, вряд ли госкомпаниям будет позволено оставить нефтепровод «сухим», какова бы ни была экономическая эффективность прокачки по нему нефти.

Выгодно ли?

Вместе с тем эксперты сомневаются именно в экономической эффективности нефтепровода.

В настоящее время во всех портах Черного моря ежегодно отгружается около 60 млн. тонн российской нефти. Причем далеко не все эти объемы доходят до турецких проливов: довольно значительная их часть идет на экспорт в Турцию, Болгарию и Румынию. При этом на южном направлении в трубопроводной системе «Транснефти» практически постоянно существует профицит мощностей и одновременно с этим растет спрос на прокачку нефти в направлении Приморска — нефтяного порта на Балтийском море.

Кроме того, к моменту, когда Бургас—Александруполис может быть построен, в Средиземноморье появится большое количество нефти самого разного происхождения (российская, казахстанская, азербайджанская идр.), поэтому цены на нее в этом регионе будут не самыми выгодными.

И наконец, весной следующего года, как ожидается, начнется строительство турецкого трубопровода Самсун—Джейхан мощностью 50 млн. тонн в год, который также соединит побережья Черного и Средиземного морей. А существование двух труб без значительного увеличения отгрузки нефти через черноморские порты (а значит, без расширения КТК) не имеет никакого смысла.

Поэтому привлечь в трубу других поставщиков, кроме «Роснефти» и «Газпром нефти», может оказаться проблематично.

По словам президента ТНК-ВР Роберта Дадли, возможным поставщикам нефти в трубу Бургас—Александруполис пока непонятны коммерческие условия проекта. Отметим, кстати, что сама ТНК-ВР, которая была одним из инициаторов проекта и его координатором от российской стороны, в последний момент оказалась «не у дел».

Оператором трубы поручено быть «Транснефти», и российскую долю в проекте (51%) три госкомпании поделят между собой. ТНК-ВР же, как частной и наполовину иностранной компании, предложено договориться с Болгарией или Грецией об участии в проекте со стороны либо Афин, либо Софии.

Похоже, чиновники побоялись возможного «саботажа» со стороны ТНК-ВР. Напомним, британская BP, как владелец половины компании, является также оператором и крупнейшим акционером БТД, и в случае невыгодных тарифов в нефтепроводе Бургас—Александруполис нефть ТНК-ВР с высокой вероятностью уйдет именно туда. n

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».