19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "«КАТРИНА» ПРЕДУПРЕЖДАЕТ…"

Архивная публикация 2005 года: "«КАТРИНА» ПРЕДУПРЕЖДАЕТ…"

Эта трагедия должна заставить власти действовать эффективнееУРАГАН-УБИЙЦА «КАТРИна» — природный катаклизм, какого в истории Америки еще не было. Но горькая ирония и одновременно трагедия состоит в том, что его разрушительные последствия были полностью предсказуемы и в значительной степени предотвратимы. Специалистам не первый год известно, что дамбы Нового Орлеана не могут выдержать ураган сильнее 3-й категории. Экологи давно предупреждали: в результате исчезновения барьерных островов и прибрежных топей все, что построено на побережье, от нефтеперерабатывающих заводов до летних домиков, стало гораздо более уязвимым перед натиском стихии. Ученые видели, что в последние 30 лет разрушительная сила ураганов, по каким бы то ни было причинам, растет. Кроме того, в мире сложилась напряженная ситуация с добычей и переработкой нефти, так что было абсолютно ясно: если сконцентрированные на побережье Мексиканского залива объекты американской энергетики пострадают в результате урагана, это в высшей степени отрицательно скажется на снабжении страны нефтью, бензином и природным газом.

Эта трагедия должна заставить власти действовать эффективнееУРАГАН-УБИЙЦА «КАТРИна» — природный катаклизм, какого в истории Америки еще не было. Но горькая ирония и одновременно трагедия состоит в том, что его разрушительные последствия были полностью предсказуемы и в значительной степени предотвратимы. Специалистам не первый год известно, что дамбы Нового Орлеана не могут выдержать ураган сильнее 3-й категории. Экологи давно предупреждали: в результате исчезновения барьерных островов и прибрежных топей все, что построено на побережье, от нефтеперерабатывающих заводов до летних домиков, стало гораздо более уязвимым перед натиском стихии. Ученые видели, что в последние 30 лет разрушительная сила ураганов, по каким бы то ни было причинам, растет. Кроме того, в мире сложилась напряженная ситуация с добычей и переработкой нефти, так что было абсолютно ясно: если сконцентрированные на побережье Мексиканского залива объекты американской энергетики пострадают в результате урагана, это в высшей степени отрицательно скажется на снабжении страны нефтью, бензином и природным газом.

Однако власти по большей части не только не вняли этим предупреждениям, но и много лет проводили политику, в результате которой опасность природных катастроф и энергетических кризисов нарастала. На побережье Мексиканского залива «налицо была предельно безответственная политика, когда природные буферные зоны разрушались и одновременно поощрялись рискованные и опасные строительные проекты», считает Фредерик Кримголд (Frederick Krimgold), директор программы снижения риска природных катастроф Технического университета Виргинии.

Главное, что должны понять политики после этой катастрофы, — это насколько США уязвимы перед природными катаклизмами и перебоями в поставках энергоресурсов. Фактически, как считают некоторые эксперты, американцев убаюкали разговорами о том, что главная угроза — терроризм, и это было ошибкой. По мнению специалистов, отчаянные усилия, направленные на то, чтобы найти и обезвредить террористов-самоубийц, привели к тому, что другие серьезные проблемы были оставлены без внимания. Яркий пример: после масштабного наводнения на реке Миссисипи в 1993 году Федеральное управление по чрезвычайным ситуациям США (FEMA) начало скупать недвижимость в районе затопления, чтобы не допустить на этих землях нового строительства и новых потерь. Но ни этой программы, ни более масштабной программы FEMA по снижению рисков больше нет. Икак раз нынешним летом бюджет дислоцирующихся в Новом Орлеане частей инженерных войск американской армии на 2006 финансовый год был урезан на $71 млн. Среди прочего в долгий ящик было отправлено и исследование возможных способов защиты региона от урагана 5-й категории.

Стихийные бедствия неизбежно нанесут удар и по другим регионам страны, отчасти просто из-за больших масштабов ведущегося строительства. Считать себя в безопасности, безусловно, не могут ни Нью-Йорк, ни Вашингтон, предупреждает Джон МакГенри (John N. McHenry), ведущий специалист компании по разработке метеопрогнозов Baron Advanced Meteorological Systems из Роли (штат Северная Каролина): «Даже при не очень сильном наводнении под воду уйдет весь Манхэттен».

Каждый, у кого есть план действий, активно продвигает именно его. Председатель комитета конгресса по энергетике и торговле конгрессмен-республиканец от Техаса Джо Бартон (Joe Barton) уверен, что существующие энергетические проблемы можно решить за счет увеличения добычи нефти. «Мы прямо сейчас могли бы начать бурение на Аляске»,— считает он.

С другой стороны политического спектра Роберт Кеннеди-мл. (Robert F. Kennedy Jr.) обвиняет администрацию Буша в том, что она не сумела добиться введения жестких стандартов экономии топлива и мер по борьбе с глобальным потеплением. «Для всей страны «Катрина» — наглядный пример того климатического хаоса, который мы оставим в наследство нашим детям», — говорит Кеннеди.

Если оставить в стороне межпартийные разногласия, то вот какие уроки из последствий «Катрины» можно извлечь:

»Восстановить буферные зоны

На состоянии Мексиканского залива самым плачевным образом сказались строительство дамб на реке Миссисипи и разработка месторождений нефти и природного газа. Из-за дамб ил не попадал в дельту. А нефтегазовые компании прорыли каналы через топи и откачивали нефть из-под них, что вело к проседанию почвы и притоку соленой воды, залившей тысячи акров. Хотя восстановление естественных болот Мексиканского залива уже началось, оно запоздало. «Надеюсь, один урок из этого все же будет извлечен, и разговоры о свертывании программ по защите топей [по всей стране] прекратятся», — говорит эколог из Йельского университета Дэвид Скелли (David K. Skelly).

»Ограничить строительство

Эксперты считают сумасшествием продолжение строительства казино и летних домов на прибрежных дюнах, барьерных островах и в других опасных местах. Одним из решений может быть отказ от федерального страхования таких девелоперских проектов. Другое решение — вывести подобные земли из числа пригодных под застройку. Возможно, нельзя строить города так, как был построен Новый Орлеан — в обширном «котле» ниже уровня моря под защитой хлипких дамб. Но раз уж такой город есть, следовало бы гораздо больше делать для укрепления дамб и увеличения мощности городской насосной системы. «Мы знали об этой опасности, нас о ней ясно предупреждали», — признает сенатор-республиканец от Южной Каролины Джим ДеМинт (Jim DeMint), работающий над проектом закона об улучшении координации работы всех служб во время катастроф. »Серьезно отнестись к проблеме изменения климата «Все очевиднее связь между глобальным потеплением и тем, что ураганы становятся свирепее и разрушительнее, — заявляет бывший чиновник Министерства энергетики Джозеф Ромм (Joseph Romm). – «Катрина» демонстрирует масштабы грядущих катастроф». Кроме того, меры по борьбе с изменениями климата, например дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии, дает дополнительный эффект, поскольку повышает независимость страны от поставок энергоресурсов.

»Организовать обращение президента к нации

Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе президент Буш мог бы приостановить рост цен на бензин, просто обратившись к американцам с просьбой понять ситуацию и вести себя соответственно — накачать шины, отрегулировать двигатели и ездить немного медленнее. Агентство по защите окружающей среды снизило требования к стандартам чистоты топлива, что позволит НПЗ сократить количество циклов переработки нефти в бензин и откроет двери импорту. Что же касается отдаленной перспективы, то значительно облегчить положение НПЗ помог бы переход на единый стандарт бензина. »Увеличить диверсификацию Увеличение диверсификации источников, регионов-поставщиков, типов энергоносителей и активное поощрение экономии энергии повысит степень защищенности экономики от энергокризисов. Например, в некоторых штатах законодательно закреплено требование использования для выработки определенной части электричества возобновляемых источников. Введение такого порядка по всей стране повысит устойчивость экономики в случае дефицита и скачков цен на природный газ.

»Повысить экономичность

Повышение экономичности двигателей легковых и грузовых автомобилей в США до 40 миль на галлон позволит экономить 6 млн. баррелей нефти в сутки — это во много раз больше сокращения объемов нефтедобычи из-за «Катрины». Все это — простые меры, хотя, может, и не столь легко осуществимые. Большая их часть предлагается не первый год. В конце концов, «Катрина» должна заставить политиков взглянуть реальности в глаза, перестать позерствовать и всерьез озаботиться энергетической безопасностью страны. Если они этого не сделают, катаклизмы вроде «Катрины» могут случиться снова.

— Джон Кэри (John Carey) при участии Лоррэйн Уэллерт (Lorraine Woellert) и Имона Джаверса (Eamon Javers), Вашингтон, а также Отиса Порта (Otis Port), Нью-Йорк. — BusinessWeek

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».