Наверх
26 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Кавардак в МВФ"

Способен ли Минфин США осуществить реальные реформы?Глава Минфина Пол О’Нилл (Paul O’Neill) 20 месяцев назад пришел на это место с твердым намерением трансформировать мировую финансовую систему. Он был готов говорить «нет» масштабным проектам помощи МВФ странам с развалившейся экономикой. Бывший глава Alcoa Inc. надеялся начать новую эру, когда и сами страны, и их кредиторы разделяют ответственность за свои ошибки. Так, как это происходит в бизнесе, где безнадежные долги взыскиваются через суды.
Такой настрой порадовал сторонников реформ в МВФ. После неудач в Азии, Латинской Америке и России почти все были согласны с тем, что в мировой финансовой системе есть серьезные проблемы. А как главный акционер МВФ, США вполне могли бы подтолкнуть МВФ к переменам. В отличие от своего предшественника из команды Клинтона Роберта Рубина (Robert E. Rubin), О’Нилл — не выходец с Уолл-стрита и мог меньше прислушиваться к неизбежным стонам крупных банков и инвесторов, вложивших деньги в неблагополучные страны.
Ну и как идут дела у О’Нилла? Только четыре слова: Турция, Аргентина, Уругвай, Бразилия. Несмотря на жесткие заявления, США поддержали оказание МВФ финансовой помощи каждой из этих стран, включая рекордный $30-миллиардный августовский транш, чтобы помочь погрязшей в долгах Бразилии справиться с паникой среди населения. Политическая реальность и опасения более серьезных последствий при крахе рынка взяли верх над принципами. «Приходится принимать мир таким, какой он есть, — признает О’Нилл, — а не таким, каким нам бы хотелось его видеть или каким мы пытаемся его сделать».
Ни Минфин, ни МВФ не смогли сделать идеи реформы более популярными на Уолл-стрите. В целом здесь поддерживают только одну идею Минфина: кредитные соглашения на развивающихся рынках должны включать положения «о коллективных действиях», определяющие порядок рассмотрения и взыскания долгов при объявлении страны-должника несостоятельной. Но мало кто из участников этих рынков следует подобным рекомендациям.
Многие эксперты считают, что Минфин не в состоянии разобраться в своих приоритетах. «Они запутались, — полагает Моррис Голдштейн (Morris Goldstein) из Institute for International Economics. — Идей и предложений было слишком много. Но когда пришло время действовать, они оказались не готовы идти дальше». Бывший главный экономист МВФ Майкл Мусса (Michael Mussa) называет политику Минфина, МВФ и «большой семерки» в отношении развивающихся стран «изменчивой и непостижимой. Сплошной кавардак».
В 90-е годы все было совсем не так. Можно что угодно думать о том, как администрация Клинтона справилась с кризисами в Мексике, Индонезии и России, но Рубин и его заместитель Лоренс Саммерс (Lawrence H. Summers) излучали уверенность и знали, как говорить с Уолл-стритом. А Стэнли Фишер (Stanley Fischer) жестко определял политику МВФ. И напротив, «эту администрацию тянет сразу в двух направлениях, — комментирует Уолтер Молано (Walter Molano) из BCP Securities. — Намерения и идеи у них хорошие, но все время вмешиваются реальность и прагматические соображения».
Разумеется, никто не считает, что новую мировую финансовую систему можно придумать за пять минут. Но при такой нестабильности на развивающихся рынках Минфин и МВФ не имеют права на сомнения. По оценкам вашингтонского Institute of International Finance (IIF), частные инвестиции в развивающиеся страны сократились с $335 млрд. в 1996 году до $123 млрд. (прогноз на этот год). А стоимость капитала на развивающихся рынках, если кредит вообще доступен как таковой, непомерно высока. По J.P.Morgan Chase & Co. Emerging Markets Bond Index для 33 развивающихся стран, проценты по их гособлигациям на 8 пунктов выше, чем по казначейским облигациям Минфина США. С февраля спрэд увеличился на треть и вдвое превышает показатель 1997 года. Средний разрыв курсов для латиноамериканских должников превышает 1000 базисных пунктов.
Администрации Буша трудно проводить последовательный курс из-за политических соображений. Заклеймив команду Клинтона за «закачивание» денег в Россию, люди Буша за два года дважды серьезно помогали своему ключевому союзнику — Турции. Идя вразрез с собственным курсом, новая администрация бросила в прошлом году $10-миллиардный спасательный круг Аргентине — круг не спас. В июле этого года, когда над Бразилией нависла катастрофа, О’Нилл вызвал бурную реакцию, намекнув, что, возможно, все деньги, выделяемые МВФ Латинской Америке, оседают на банковских счетах в Швейцарии. А через несколько недель МВФ дал Бразилии $30 млрд.
Такое ощущение, что Вашингтон действует бессистемно, и это, по мнению некоторых, усиливает нервозность на рынке. «Кредиторы не знают, что с ними будет дальше», — замечает Голдштейн. А высказывания О’Нилла против экстренной помощи заставляют их сомневаться в поддержке МВФ в случае неблагоприятного развития событий. Поэтому они бегут с рынков при малейшем намеке на неприятности.
По заверениям Минфина и МВФ, ясные правила помогут избежать катастроф. План США и МВФ должен работать примерно так. Первым делом, во все кредитные соглашения включаются положения о коллективных действиях. В соответствии с ними основные кредиторы смогут обсудить с правительством-должником новые условия платежей. Для заключения нового договора потребуется одобрение, скажем, 85% от общего числа кредиторов. Условия будут одинаковыми для всех кредиторов, а платежи на какое-то время замораживаются. По словам реформаторов, главное — создать стимул для кредиторов и вызвать у них заинтересованность в разрешении кризиса. МВФ также намерен разработать новые юридические процедуры реструктуризации долгов. Одновременно МВФ начинает обсуждение долгосрочной программы выведения экономики из кризиса, чтобы страна встала на ноги и смогла выплатить долги. Многие кредиторы лишатся части капиталов, но общие потери и экономический ущерб окажутся меньше, чем в случае дефолта.
Однако на этом пути есть немало трудностей. Придется переписать все уже существующие кредитные соглашения или выпустить новые бумаги с уже включенными в них положениями о коллективных действиях. Кроме того, МВФ придется изменять свои подзаконные акты, а это долгий процесс, так как страны—члены МВФ должны будут внести изменения в свое законодательство. Некоторые эксперты считают, что реформа запаздывает. «В прошлом году всех устраивал интеллектуально-дискуссионный вариант, — говорит юрист Ричард Гитлин (Richard A. Gitlin), участвовавший в разрешении запутанной финансовой ситуации в Индонезии. — Но миру крайне необходимо то, что может работать уже сейчас».
Противники реформы считают предполагаемые перемены избыточными. «Терапия «большого взрыва» в данном случае — это уж слишком», — заявляет Сабине Милтнер (Sabine Miltner), директор по политике в IIF, среди 320 членов которого числятся крупнейшие банки. Подавляющее большинство развивающихся стран платит свои долги в срок, отмечает она.
Еще одно опасение: можно отпугнуть инвесторов. Из-за Ирака, финансовых скандалов и слабости экономики «рынки и без того достаточно взвинчены, — говорит менеджер PIMCO Emerging Markets Bond Fund Мохамед Эль-Эриан (Mohamed El-Erian). — Сейчас не время для разговоров о переменах».
Многих инвесторов пугает возможный протекционизм. США продемонстрировали свою готовность использовать МВФ для помощи Турции, Колумбии и Пакистану ради собственных геополитических выгод. И куда меньше заботы было проявлено о стратегически не столь важных странах, например Аргентине. «Им нужно спасти государственный сектор Турции, и их не интересует гибель частного сектора в Аргентине», — говорит Молано из ВСР.
Чтобы развеять опасения кредиторов, чиновники МВФ уверяют, будто готовы передать частному сектору главную роль в управлении системой банкротства. Но Вашингтон должен обеспечить сильное лидерство. О’Нилл определенно сумел дать импульс активному обсуждению проблемы. Теперь от него требуются ловкость и хватка для того, чтобы его точка зрения победила.

Пит Энгардио (Pete Engardio) в Нью-Йорке с Ричем Миллером (Rich Miller) в Вашингтоне. — Business Week.

Приток частного капитала на новые рынки* ($ млрд.)

1996340
1997260
1998150
1999160
2000190
2001120
2002110

* Займы иностранных банков, покупки акций и облигаций.

Источник: Institute of International Finances Inc. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK