Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Каждому — по доходам"

О том, что еще планируется изменить в области налогообложения доходов частных лиц, рассказывает заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий ЧЕРНИК.На протяжение последних восьми лет, с 1991 года, в Закон о подоходном налоге с физических лиц было внесено не менее семнадцати изменений и дополнений. Очевидно, что нормально работать с ним главные бухгалтеры уже просто не могли. В нынешнем году стало ясно, что документ снова нуждается в серьезных коррективах. И мы решили просто взять чистый лист бумаги и закон переписать.
Причина в том, что, по мнению Министерства по налогам, нынешние ставки подоходного налога и принципы его взимания уже несколько устарели. Они не отвечают нынешней экономической ситуации. Ну, например, в прошлом году начальная ставка налога (15%) применялась к совокупному годовому доходу в размере 20 тысяч рублей. В нынешнем она действует начиная с 30 тысяч рублей. Формально налог стал мягче. На самом деле понятно, что прошлогодние 20 тысяч значительно больше, чем нынешние 30 тысяч. Так что реально ставка стала жестче.
Кроме того, в прошлом году, когда мы оперировали цифрой 83,5 рубля (минимальный размер оплаты труда, исходя из которого сейчас определяется не облагаемый налогом минимум дохода физического лица), это были еще какие-никакие, но деньги. Сейчас за такую сумму нельзя купить практически ничего. Так что оперировать ею как ставкой налога просто смешно.
Закон написан при участии наших специалистов из территориальных налоговых управлений: Московского, Хабаровского, Челябинского и т.п., а также представителей государственной налоговой академии. То есть тот вариант закона, который поступил сейчас в Минфин, отработан не на аппаратном, а на практическом уровне.
В законе есть несколько принципиальных новшеств. Первое и, наверно, главное состоит в том, что максимальная ставка налога теперь равна 30% годового дохода. В этом году, напомню, она составляла 35% и должна была быть увеличена до 45%.
Конечно, если какой-то отдельно взятый политик или государственный чиновник хочет завоевать популярность, он может порассуждать о том, что у нас бедные платят намного меньше богатых и богатые вроде как будут оплачивать бедных и т.п. Но это все из области демагогии. В эти игры играли некоторые высокопоставленные чиновники раньше и продолжают играть до сих пор депутаты Государственной думы.
Однако все мы взрослые люди, все умеем рационально мыслить и понимаем, что если человек заработал действительно большие деньги, то отдать государству почти половину ему психологически очень тяжело. При этом нужно учесть, что налогоплательщик в России далеко не всегда может понять, что он получает взамен своего законопослушания.
Поэтому ясно, что с увеличением ставок «для богатых» мы едва ли получим пропорциональный рост налоговых сборов. Скорее, будут изобретаться все новые методы и средства ухода от уплаты налога вообще. Так что, с фискальной точки зрения, такие ставки себя не оправдывают. МНС предлагало оставить максимальную ставку на уровне 35%, Минфин был еще более радикальным и предложил снизить ее до 30%, на что мы, естественно, согласились.
Кроме того, мы считаем совершенно ненужным иметь шесть разных ставок налога. И мировая практика развитых стран лишний раз это подтверждает. Шаг ставки в 30 тысяч рублей годового дохода сейчас вряд ли оправдан. Ведь и масштаб цен, и другие экономические реалии уже совершенно другие, нежели в начале 90-х годов. Так что теперь у нас будет всего три ставки.
Теперь о необлагаемом минимуме. Он привязан к минимальному размеру оплаты труда, который, повторю, сейчас составляет 84 рубля. То есть не облагается налогом ежемесячный доход в размере 160 рублей. Все остальное облагается. Об этом даже говорить неудобно. Поэтому в новом законе мы предлагаем взять за основу максимальную льготу по подоходному налогу, которая сегодня есть лишь у работающих инвалидов ВОВ. То есть единый необлагаемый минимум, который мы предлагаем установить, равен 5-кратному размеру МРОТ ежемесячно. То есть примерно 417 рублей. И даже в этом случае необлагаемый минимум почти в два раза ниже прожиточного минимума, который, по официальным данным, равен не менее чем 900 рублей в месяц.
Налоги мы снижаем, надеясь получить больше денег в бюджет. Ведь во всех цивилизованных странах основные налоговые доходы составляет как раз подоходный налог. Практика показывает, что повышение ставки налога не приводит к увеличению сборов, наоборот, в определенный момент сборы начинают резко падать. Впрочем, резкого роста сразу после снижения ставки тоже ожидать не стоит.
У нас он тоже составляет довольно значительную часть бюджета, но понятно, что собираемость его может быть намного выше. Основным путем ухода от этого налога, безусловно, является выплата зарплаты «черным налом».
Кроме того, зачастую граждане просто не декларируют свои доходы либо декларируют их не полностью. Но самой главной проблемой, безусловно, является зарплата «в черную». Решать эту проблему придется долго и серьезно. При нынешнем уровне пенсионного и социального обеспечения довольно сложно объяснить гражданину, зачем платить подоходный налог. Для этого прежде всего нужно менять подход к размерам пенсий и регулярности их выплат и вообще ко всему блоку социального обеспечения.
Помимо прочего, мы хотим упорядочить налоговые льготы. Их сейчас слишком много. Причем, я уточняю, упорядочить, а не сократить. И ввести еще одну налоговую льготу, которой не было ни в СССР, ни в современной России. Я имею в виду льготу по медицинскому обслуживанию, по затратам человека на лечение. Она действует в США, в ряде других западных стран. Мы считаем, что при нынешних высоких ценах на лекарства, на элементарное лечение, такая льгота должна быть и у нас.
Пока мы решили лишь обозначить в законе ее необходимость. Все конкретные детали, скорее всего, будут прописаны в дополнительных инструкциях. За основу была взята европейская схема. Она предполагает, что человек может вычесть из своего налогооблагаемого дохода ту сумму или часть суммы, которую он потратил на лечение или на медикаменты по рецепту врача. Как правило, эта сумма не может превышать 15% его дохода. Если расходы на лечение составляют более 15% дохода, оставшуюся часть платить придется уже из тех средств, которые остались после налогообложения. Естественно, все траты должны быть подтверждены документально лечащим врачом. Думаю, что будут введены ограничения на приобретение импортных медикаментов и лечение за рубежом. Это логично. Ведь мы не так богаты, чтобы дотировать чужую экономику.
Есть и еще одна налоговая льгота, которая вызывает раздражение у многих: на постройку дома или покупку квартиры. Однако здесь позиция МНС однозначна: пока в стране не решен жилищный вопрос, она должна сохраниться. Предполагается, что, если гражданин покупает квартиру или строит дом, он в течение трех лет может вычитать из своего налогооблагаемого дохода до 5000 минимальных зарплат — 417 тысяч 450 рублей).
Отдельно скажу о таком нововведении, как обложение банковских вкладов. Минфин предлагает облагать налогом все проценты «с первого рубля». Мы считаем, что этого делать нельзя. Нужно облагать лишь те дивиденды, которые превышают определенный минимальный уровень. Например, ставку рефинансирования ЦБ (на сегодня она составляет 60% годовых в рублях.— «Профиль»). Иначе получается, что мы берем налог не с доходов, а с убытков. Ведь максимальный процент по рублевым вкладам в Сбербанк в этом году составлял 18%. При этом уровень инфляции — около 45% годовых. Выходит, человек благодаря процентам возмещает лишь около половины своих потерь. А мы хотим еще и налог с них взять! Я думаю, победит наш подход.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK