Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Кино с большой дороги"

7 августа в прокат вышел фильм «Бумер» — последнее прости киноэпохи романтичного отечественного криминала. Поиски героев нашего времени в этой сфере, судя по всему, будут прекращены.Фильм представляет питерская кинокомпания СТВ, та самая, которая набила руку на кассовом кино с особой меланхоличной интонацией: «Брат», «Брат-2», «Сестры», «Кукушка», «Олигарх», «Про уродов и людей». Еще одним проектом студии должна была стать картина «Связной» Сергея Бодрова. Фильм вместе со съемочной группой погиб в Кармадонском ущелье. Тогда погибли и шестеро участников фильма «Бумер», которые работали в группе Бодрова. Стечение обстоятельств отложило премьеру на полтора года, которые, во многом, и определили судьбу фильма: за последнее время интерес к бандитам с большой дороги сместился в сторону «бандитов» из большой политики и экономики.
Как и второй «Брат», «Бумер» был сделан в тесной спайке с «Нашим радио», разделяющим почвенническую идеологию СТВ: позывные FM-станции и музыка Сергея Шнурова звучат на протяжении всего действия. Премьера картины закономерным образом должна была состояться под открытым небом на фестивале «Нашествие», отмененном после событий в Тушине: война, с которой вернулся Данила Багров, за несколько лет сильно передвинулась к северу. В результате «Нашествие» прошло в виртуальном режиме, а для первого московского показа был выбран кинотеатр «Пушкинский».
Сюжет фильма незамысловатый: четверо героев — Кот, Ошпаренный, Килла и Рама — угоняют у «серьезного пацана» автомобиль BMW (на сленге — «бумер») и везут его покупателю. Узнав о погоне, они мчатся в деревенскую глушь. Жители Садового кольца заблудятся на неровных провинциальных дорогах, в живых останется лишь один. Если эту трогательную лирику и мотив «дороги в никуда» нынешний циничный зритель все-таки разглядит, то фильм стоил того, чтобы его делать.
В остальном же есть все основания считать фильм последним приветом от кинематографа 90-х, главным героем которого был Данила Багров, шагающий с обрезом по улицам Петербурга вершить справедливость. В современной действительности, в том числе и прокатной, «Бумер» свое место находит с трудом. Две главные сети — «Каро» и «Империя кино» — от него отказались. Руководство сетей коммерческий потенциал «Бумера» оценило очень низко. Настолько низко, что посоветовало СТВ выпускать фильм сразу на видео и не тратиться на кинопоказ (в результате картина выйдет в сорока пяти независимых залах по всей России). По прогнозам специалистов, в кинопрокате он должен собрать не более $250—300 тыс. (для сравнения: сборы «Антикиллера» еще в прошлом году превысили $1 млн.). Сегодня же прокатчики отмечают зрительскую усталость от звучащей с экрана блатной фени и исчерпанность темы гангстерской романтики в российском кинематографе.
Не понравился «Бумер» и компании BMW. Переговоры велись в головном офисе в Мюнхене, но предложение СТВ о совместном продвижении фильма было отклонено: немецкий автоконцерн счел, что фильм не совпадает с концепцией продвижения марки. Напрасно создатели фильма напоминали BMW о том, что два года назад несколько модных режиссеров — от Гая Ритчи до Джона Ву — сняли по заказу фирмы рекламные короткометражки далеко не невинного содержания: в концепцию продвижения марки вполне уложились киднепперы, мафиози, взбалмошная поп-звезда и даже дьявол. Но главным героем всех роликов серии оставался сосредоточенный денди, на своем BMW выполняющий опасные задания, — на сентиментальных угонщиков из «Бумера» он был совсем не похож.
«Бумер» слишком изящен для поклонников «Бригады», слишком сложен для реальных Киллы и Кота. Персонажи Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Максима Коновалова и Сергея Горобченко слишком размыты. Хотя, может быть, именно эта усталость от отточенных аллегорических персонажей и есть главный месседж, который молодой режиссер Петр Буслов отправляет уже все повидавшему зрителю. Песня Сергея Шнурова «Никого не жалко, никого» — главная музыкальная тема и главный диагноз фильма.
«Бумер» претендует на то, чтобы стать не менее серьезной вехой в нашем кино, чем «Брат». На этой грустной и обреченной ноте правильно было бы закончить историю бандитского кинематографа и на место Киллы и Ошпаренного привести людей с человеческими именами.
Егор Кончаловский, кинорежиссер:»Нам нужен не герой, а жертва»

«Профиль»: Как вы считаете, есть в нынешней России герой нашего времени?
Егор Кончаловский: В России традиционно было принято «милость к павшим призывать». Поэтому постоянным успехом у публики пользуется не столько герой, сколько жертва. Князя Мышкина не удалось «переплюнуть» ни Павлу Корчагину, ни Павлику Морозову. Русские люди все-таки могут восхищаться только некоторое время, но сострадать — бесконечно. Я уверен, что скоро уйдет в небытие и брат Данила Багров, и герои «Бригады», и мой собственный «Антикиллер».
В нашей стране трудно себе представить киногероя масштаба Рэмбо или Джеймса Бонда. Русский Терминатор будет смотреться как минимум смешно. Героически у нас выглядят, скорее, низкооплачиваемые менты. Народными киногероями за короткое время успели побывать и пьющий генерал на охоте и рыбалке, и олигарх в изгнании. И нынешние безальтернативные герои — бандитские авторитеты — поверьте, тоже герои временные.
«П.»: Но как-то уж слишком долго они держат первенство. И сила у них в правде, но, непременно, с кулаками.
Е.К.: Тому есть несколько причин. Во-первых, многие режиссеры используют запрещенные приемы. Например, в «Брате-2» очевидно, что режиссер специально подливает масло в огонь национальных антипатий: дескать, хохлы — дураки, а негры — люди второго сорта. Зрителям приятно, что их собственные постыдные настроения поэтизированы на широком экране. Во-вторых, последние несколько лет в отечественном кинематографе существует явный крен в сторону эстетизации насилия. Думаю, вы можете и меня обвинить в этом. Но я старался лейтмотивом «Антикиллера» сделать борьбу добра со злом. Честно говоря, с большим удовольствием я бы снял фильм по Куприну и Лескову, но пока я, увы, еще не дорос выбирать и соглашаюсь на то, на что дают деньги.
«П.»: Выходит, деньги все-таки дают на «бандитов»?
Е.К.: Да, но уже и не только на них. Я пару дней назад закончил работу над «Антикиллером-2», а сейчас приступаю к съемкам фильма по Булгакову. Справедливости ради стоит сказать, что в России исторически был интерес к криминальному миру: песни вроде «Владимирского централа» и «Таганки» стали народными хитами. Кстати, вполне тянущие на звание народного героя Владимир Высоцкий, а ранее Сергей Есенин во многом получили популярность благодаря своей «блатной» составляющей. Так что определенный интерес к запретному миру был всегда и всегда будет.
«П.»: Кто станет нашим следующим киногероем?
Е.К.: Да никто! Еще раз повторяю: русские не нуждаются в киногероях. Вот, например, американцы искренне верят в супермена, решающего глобальные фантастические проблемы. А в России проблемы реальные. И вряд ли у нас всерьез поверят, что некто с экрана в силах их решить.

ЛЮДМИЛА БУЕВИЧ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK