23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Кино с большой дороги"

Архивная публикация 2003 года: "Кино с большой дороги"

7 августа в прокат вышел фильм "Бумер" -- последнее прости киноэпохи романтичного отечественного криминала. Поиски героев нашего времени в этой сфере, судя по всему, будут прекращены.Фильм представляет питерская кинокомпания СТВ, та самая, которая набила руку на кассовом кино с особой меланхоличной интонацией: "Брат", "Брат-2", "Сестры", "Кукушка", "Олигарх", "Про уродов и людей". Еще одним проектом студии должна была стать картина "Связной" Сергея Бодрова. Фильм вместе со съемочной группой погиб в Кармадонском ущелье. Тогда погибли и шестеро участников фильма "Бумер", которые работали в группе Бодрова. Стечение обстоятельств отложило премьеру на полтора года, которые, во многом, и определили судьбу фильма: за последнее время интерес к бандитам с большой дороги сместился в сторону "бандитов" из большой политики и экономики.
Как и второй "Брат", "Бумер" был сделан в тесной спайке с "Нашим радио", разделяющим почвенническую идеологию СТВ: позывные FM-станции и музыка Сергея Шнурова звучат на протяжении всего действия. Премьера картины закономерным образом должна была состояться под открытым небом на фестивале "Нашествие", отмененном после событий в Тушине: война, с которой вернулся Данила Багров, за несколько лет сильно передвинулась к северу. В результате "Нашествие" прошло в виртуальном режиме, а для первого московского показа был выбран кинотеатр "Пушкинский".
Сюжет фильма незамысловатый: четверо героев -- Кот, Ошпаренный, Килла и Рама -- угоняют у "серьезного пацана" автомобиль BMW (на сленге -- "бумер") и везут его покупателю. Узнав о погоне, они мчатся в деревенскую глушь. Жители Садового кольца заблудятся на неровных провинциальных дорогах, в живых останется лишь один. Если эту трогательную лирику и мотив "дороги в никуда" нынешний циничный зритель все-таки разглядит, то фильм стоил того, чтобы его делать.
В остальном же есть все основания считать фильм последним приветом от кинематографа 90-х, главным героем которого был Данила Багров, шагающий с обрезом по улицам Петербурга вершить справедливость. В современной действительности, в том числе и прокатной, "Бумер" свое место находит с трудом. Две главные сети -- "Каро" и "Империя кино" -- от него отказались. Руководство сетей коммерческий потенциал "Бумера" оценило очень низко. Настолько низко, что посоветовало СТВ выпускать фильм сразу на видео и не тратиться на кинопоказ (в результате картина выйдет в сорока пяти независимых залах по всей России). По прогнозам специалистов, в кинопрокате он должен собрать не более $250--300 тыс. (для сравнения: сборы "Антикиллера" еще в прошлом году превысили $1 млн.). Сегодня же прокатчики отмечают зрительскую усталость от звучащей с экрана блатной фени и исчерпанность темы гангстерской романтики в российском кинематографе.
Не понравился "Бумер" и компании BMW. Переговоры велись в головном офисе в Мюнхене, но предложение СТВ о совместном продвижении фильма было отклонено: немецкий автоконцерн счел, что фильм не совпадает с концепцией продвижения марки. Напрасно создатели фильма напоминали BMW о том, что два года назад несколько модных режиссеров -- от Гая Ритчи до Джона Ву -- сняли по заказу фирмы рекламные короткометражки далеко не невинного содержания: в концепцию продвижения марки вполне уложились киднепперы, мафиози, взбалмошная поп-звезда и даже дьявол. Но главным героем всех роликов серии оставался сосредоточенный денди, на своем BMW выполняющий опасные задания, -- на сентиментальных угонщиков из "Бумера" он был совсем не похож.
"Бумер" слишком изящен для поклонников "Бригады", слишком сложен для реальных Киллы и Кота. Персонажи Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Максима Коновалова и Сергея Горобченко слишком размыты. Хотя, может быть, именно эта усталость от отточенных аллегорических персонажей и есть главный месседж, который молодой режиссер Петр Буслов отправляет уже все повидавшему зрителю. Песня Сергея Шнурова "Никого не жалко, никого" -- главная музыкальная тема и главный диагноз фильма.
"Бумер" претендует на то, чтобы стать не менее серьезной вехой в нашем кино, чем "Брат". На этой грустной и обреченной ноте правильно было бы закончить историю бандитского кинематографа и на место Киллы и Ошпаренного привести людей с человеческими именами.
Егор Кончаловский, кинорежиссер:"Нам нужен не герой, а жертва"

"Профиль": Как вы считаете, есть в нынешней России герой нашего времени?
Егор Кончаловский: В России традиционно было принято "милость к павшим призывать". Поэтому постоянным успехом у публики пользуется не столько герой, сколько жертва. Князя Мышкина не удалось "переплюнуть" ни Павлу Корчагину, ни Павлику Морозову. Русские люди все-таки могут восхищаться только некоторое время, но сострадать -- бесконечно. Я уверен, что скоро уйдет в небытие и брат Данила Багров, и герои "Бригады", и мой собственный "Антикиллер".
В нашей стране трудно себе представить киногероя масштаба Рэмбо или Джеймса Бонда. Русский Терминатор будет смотреться как минимум смешно. Героически у нас выглядят, скорее, низкооплачиваемые менты. Народными киногероями за короткое время успели побывать и пьющий генерал на охоте и рыбалке, и олигарх в изгнании. И нынешние безальтернативные герои -- бандитские авторитеты -- поверьте, тоже герои временные.
"П.": Но как-то уж слишком долго они держат первенство. И сила у них в правде, но, непременно, с кулаками.
Е.К.: Тому есть несколько причин. Во-первых, многие режиссеры используют запрещенные приемы. Например, в "Брате-2" очевидно, что режиссер специально подливает масло в огонь национальных антипатий: дескать, хохлы -- дураки, а негры -- люди второго сорта. Зрителям приятно, что их собственные постыдные настроения поэтизированы на широком экране. Во-вторых, последние несколько лет в отечественном кинематографе существует явный крен в сторону эстетизации насилия. Думаю, вы можете и меня обвинить в этом. Но я старался лейтмотивом "Антикиллера" сделать борьбу добра со злом. Честно говоря, с большим удовольствием я бы снял фильм по Куприну и Лескову, но пока я, увы, еще не дорос выбирать и соглашаюсь на то, на что дают деньги.
"П.": Выходит, деньги все-таки дают на "бандитов"?
Е.К.: Да, но уже и не только на них. Я пару дней назад закончил работу над "Антикиллером-2", а сейчас приступаю к съемкам фильма по Булгакову. Справедливости ради стоит сказать, что в России исторически был интерес к криминальному миру: песни вроде "Владимирского централа" и "Таганки" стали народными хитами. Кстати, вполне тянущие на звание народного героя Владимир Высоцкий, а ранее Сергей Есенин во многом получили популярность благодаря своей "блатной" составляющей. Так что определенный интерес к запретному миру был всегда и всегда будет.
"П.": Кто станет нашим следующим киногероем?
Е.К.: Да никто! Еще раз повторяю: русские не нуждаются в киногероях. Вот, например, американцы искренне верят в супермена, решающего глобальные фантастические проблемы. А в России проблемы реальные. И вряд ли у нас всерьез поверят, что некто с экрана в силах их решить.

7 августа в прокат вышел фильм "Бумер" -- последнее прости киноэпохи романтичного отечественного криминала. Поиски героев нашего времени в этой сфере, судя по всему, будут прекращены.Фильм представляет питерская кинокомпания СТВ, та самая, которая набила руку на кассовом кино с особой меланхоличной интонацией: "Брат", "Брат-2", "Сестры", "Кукушка", "Олигарх", "Про уродов и людей". Еще одним проектом студии должна была стать картина "Связной" Сергея Бодрова. Фильм вместе со съемочной группой погиб в Кармадонском ущелье. Тогда погибли и шестеро участников фильма "Бумер", которые работали в группе Бодрова. Стечение обстоятельств отложило премьеру на полтора года, которые, во многом, и определили судьбу фильма: за последнее время интерес к бандитам с большой дороги сместился в сторону "бандитов" из большой политики и экономики.

Как и второй "Брат", "Бумер" был сделан в тесной спайке с "Нашим радио", разделяющим почвенническую идеологию СТВ: позывные FM-станции и музыка Сергея Шнурова звучат на протяжении всего действия. Премьера картины закономерным образом должна была состояться под открытым небом на фестивале "Нашествие", отмененном после событий в Тушине: война, с которой вернулся Данила Багров, за несколько лет сильно передвинулась к северу. В результате "Нашествие" прошло в виртуальном режиме, а для первого московского показа был выбран кинотеатр "Пушкинский".

Сюжет фильма незамысловатый: четверо героев -- Кот, Ошпаренный, Килла и Рама -- угоняют у "серьезного пацана" автомобиль BMW (на сленге -- "бумер") и везут его покупателю. Узнав о погоне, они мчатся в деревенскую глушь. Жители Садового кольца заблудятся на неровных провинциальных дорогах, в живых останется лишь один. Если эту трогательную лирику и мотив "дороги в никуда" нынешний циничный зритель все-таки разглядит, то фильм стоил того, чтобы его делать.

В остальном же есть все основания считать фильм последним приветом от кинематографа 90-х, главным героем которого был Данила Багров, шагающий с обрезом по улицам Петербурга вершить справедливость. В современной действительности, в том числе и прокатной, "Бумер" свое место находит с трудом. Две главные сети -- "Каро" и "Империя кино" -- от него отказались. Руководство сетей коммерческий потенциал "Бумера" оценило очень низко. Настолько низко, что посоветовало СТВ выпускать фильм сразу на видео и не тратиться на кинопоказ (в результате картина выйдет в сорока пяти независимых залах по всей России). По прогнозам специалистов, в кинопрокате он должен собрать не более $250--300 тыс. (для сравнения: сборы "Антикиллера" еще в прошлом году превысили $1 млн.). Сегодня же прокатчики отмечают зрительскую усталость от звучащей с экрана блатной фени и исчерпанность темы гангстерской романтики в российском кинематографе.

Не понравился "Бумер" и компании BMW. Переговоры велись в головном офисе в Мюнхене, но предложение СТВ о совместном продвижении фильма было отклонено: немецкий автоконцерн счел, что фильм не совпадает с концепцией продвижения марки. Напрасно создатели фильма напоминали BMW о том, что два года назад несколько модных режиссеров -- от Гая Ритчи до Джона Ву -- сняли по заказу фирмы рекламные короткометражки далеко не невинного содержания: в концепцию продвижения марки вполне уложились киднепперы, мафиози, взбалмошная поп-звезда и даже дьявол. Но главным героем всех роликов серии оставался сосредоточенный денди, на своем BMW выполняющий опасные задания, -- на сентиментальных угонщиков из "Бумера" он был совсем не похож.

"Бумер" слишком изящен для поклонников "Бригады", слишком сложен для реальных Киллы и Кота. Персонажи Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Максима Коновалова и Сергея Горобченко слишком размыты. Хотя, может быть, именно эта усталость от отточенных аллегорических персонажей и есть главный месседж, который молодой режиссер Петр Буслов отправляет уже все повидавшему зрителю. Песня Сергея Шнурова "Никого не жалко, никого" -- главная музыкальная тема и главный диагноз фильма.

"Бумер" претендует на то, чтобы стать не менее серьезной вехой в нашем кино, чем "Брат". На этой грустной и обреченной ноте правильно было бы закончить историю бандитского кинематографа и на место Киллы и Ошпаренного привести людей с человеческими именами.

Егор Кончаловский, кинорежиссер:"Нам нужен не герой, а жертва"


"Профиль": Как вы считаете, есть в нынешней России герой нашего времени?

Егор Кончаловский: В России традиционно было принято "милость к павшим призывать". Поэтому постоянным успехом у публики пользуется не столько герой, сколько жертва. Князя Мышкина не удалось "переплюнуть" ни Павлу Корчагину, ни Павлику Морозову. Русские люди все-таки могут восхищаться только некоторое время, но сострадать -- бесконечно. Я уверен, что скоро уйдет в небытие и брат Данила Багров, и герои "Бригады", и мой собственный "Антикиллер".

В нашей стране трудно себе представить киногероя масштаба Рэмбо или Джеймса Бонда. Русский Терминатор будет смотреться как минимум смешно. Героически у нас выглядят, скорее, низкооплачиваемые менты. Народными киногероями за короткое время успели побывать и пьющий генерал на охоте и рыбалке, и олигарх в изгнании. И нынешние безальтернативные герои -- бандитские авторитеты -- поверьте, тоже герои временные.

"П.": Но как-то уж слишком долго они держат первенство. И сила у них в правде, но, непременно, с кулаками.

Е.К.: Тому есть несколько причин. Во-первых, многие режиссеры используют запрещенные приемы. Например, в "Брате-2" очевидно, что режиссер специально подливает масло в огонь национальных антипатий: дескать, хохлы -- дураки, а негры -- люди второго сорта. Зрителям приятно, что их собственные постыдные настроения поэтизированы на широком экране. Во-вторых, последние несколько лет в отечественном кинематографе существует явный крен в сторону эстетизации насилия. Думаю, вы можете и меня обвинить в этом. Но я старался лейтмотивом "Антикиллера" сделать борьбу добра со злом. Честно говоря, с большим удовольствием я бы снял фильм по Куприну и Лескову, но пока я, увы, еще не дорос выбирать и соглашаюсь на то, на что дают деньги.

"П.": Выходит, деньги все-таки дают на "бандитов"?

Е.К.: Да, но уже и не только на них. Я пару дней назад закончил работу над "Антикиллером-2", а сейчас приступаю к съемкам фильма по Булгакову. Справедливости ради стоит сказать, что в России исторически был интерес к криминальному миру: песни вроде "Владимирского централа" и "Таганки" стали народными хитами. Кстати, вполне тянущие на звание народного героя Владимир Высоцкий, а ранее Сергей Есенин во многом получили популярность благодаря своей "блатной" составляющей. Так что определенный интерес к запретному миру был всегда и всегда будет.

"П.": Кто станет нашим следующим киногероем?

Е.К.: Да никто! Еще раз повторяю: русские не нуждаются в киногероях. Вот, например, американцы искренне верят в супермена, решающего глобальные фантастические проблемы. А в России проблемы реальные. И вряд ли у нас всерьез поверят, что некто с экрана в силах их решить.

ЛЮДМИЛА БУЕВИЧ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».