Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Кинобум и фильмошок"

Сравнивать «Мосфильм» и Голливуд пока некорректно. Слишком разные весовые категории. Но модные заокеанские тенденции успешно приживаются в российском кино. В Москве, как и в Лос-Анджелесе, для продюсеров и простых киноманов стало обязательным просматривать финансовые сводки, или бокс-офисы, кинотеатров. Российские киносборы бьют рекорды, а темпы роста уже выше голливудских.Обороты голливудских компаний исчисляются миллиардами долларов в год. Зато отечественный рынок растет, пока западный потихоньку падает. По данным BoxOfficeMojo, валовые сборы американского кинопроката за первое полугодие 2005 года достигли $4,34 млрд., что на 9% меньше показателей года прошлого. Российский прокат, напротив, пока бьет собственные рекорды. По разным оценкам, кассовые сборы в кинотеатрах в 2005 году составят $350 млн. (год назад — $270 млн.). Примерно такая же сумма крутится на рынке видео и DVD.

Только в Москве с утра до ночи работает более трехсот залов, оборудованных системой Dolby (по всей России эта цифра приближается к тысяче). И хотя львиная доля сборов пока приходится на зарубежную (голливудскую) продукцию, российское кино за два последних года заметно укрепило свои позиции. Сейчас ему принадлежит уже 15% рынка, в прошлом году было только 10%.

Все произошло неожиданно, когда в 2004 году «Ночной дозор» благодаря эффективной раскрутке обошел в прокате голливудские блокбастеры, оставив на втором месте даже третью часть «Властелина колец». Отечественные кассовые сборы русского фэнтези от Тимура Бекмамбетова составили чуть больше $16 млн. против $14 млн. «Властелина колец» Питера Джексона. Вторая сенсация произошла весной этого года, когда «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева побил рекорд «Ночного дозора», собрав за пять недель проката более $18 млн. Неплохие результаты показали «Статский советник» ($8,5 млн.) и «Бой с тенью» ($7,5 млн.). Эксперты заговорили о том, что кино в России может вернуть себе популярность времен СССР.

«Успех «Дозора» и «Гамбита», скорее, исключение из правил, нежели ожидаемая тенденция, это заслуга Первого канала, который обрушился на зрителя со всей мощью своего агрессивного промоушна и креатива, продемонстрировал все свои уникальные возможности», — убежден кинопродюсер и гендиректор телеканала СТС Александр Роднянский. Эффект «первой» кнопки действительно сработал по полной программе. Далеко не каждый продюсер может позволить себе размещать рекламные ролики своих фильмов на телевидении по внутренним расценкам. Интереснее опыт «Статского советника». Он сделал $8 млн. в прокате, выступая в качестве независимого по отношению к телеканалам игрока. А создатели «Боя с тенью» договорились о рекламной кампании с конкурентом «Первого» — телеканалом «Россия».

Всерьез конкурировать с Голливудом да и с европейскими студиями российскому кино сложно. Ни «Мосфильм», ни десяток других российских кинокомпаний даже сообща не готовы каждую неделю выдавать по блокбастеру, как это делает Голливуд. Конечно, производство фильмов в России растет, в год производится уже почти 50 фильмов, но на экраны попадают единицы, никто не рискнет ставить малобюджетные (или авторские) картины. Ситуация может заметно улучшиться, если в кино придут большие деньги. Пока российский бизнес финансирует разовые проекты. На фильм «Возвращение» деньги давало РАО ЕЭС, на «Личный номер» — «Сибнефть», на фильм «Папа» — «Трансмашхолдинг». По слухам, часть бюджета «Девятой роты» предоставил «Базовый элемент». Кинопроизводством решила заняться АФК «Система». Компания инвестирует в строительство киностудии в Петербурге от $5 млн. до $7 млн.

В этом сезоне на экран выйдет еще несколько российских блокбастеров. Студия «Централ Партнершип» выпускает фильм «Волкодав» Николая Лебедева, первое русское фэнтези по бестселлеру Марии Семеновой (бюджет — $7,5 млн.). До конца 2005 года на экранах появится картина «Танкер «Танго» Бахтиера Худойназарова. Еще один примечательный проект — «Зеркальные войны: отражение первое». Это военно-патриотический боевик с бюджетом в $10 млн. Одна из особенностей фильма — участие в съемках большого количества авиатехники. В съемках использовались Ил-76, Ил-78, Як-42, Cessna, а также последние разработки АХК «Сухой» Су-35 и Су-27. За время проведения съемок в воздухе съемочная группа налетала в общей сложности более 70 часов. Готовится к выходу вторая часть «Ночного дозора». Вот-вот на экранах появится совместный проект украинского телеканала «1+1» и российской компании «Слово» — картина «Девятая рота» Федора Бондарчука. Фильм выйдет в прокат более чем 400 копиями. Продюсеры не намерены ограничиваться только российским прокатом. В феврале будущего года «Девятая рота» выйдет на немецкоязычном рынке.

Но этот прорыв на иностранный рынок — исключение. Российское (постсоветское) кино пока не добивалось мирового успеха. Семь лет назад Никита Михалков попытался завоевать Европу и США с помощью «Сибирского цирюльника». Об успешной прокатной судьбе говорить сложно, точные данные нигде не опубликованы, хотя известно, что бюджет картины перевалил за $40 млн. Как это ни удивительно, чемпионом зарубежного проката среди российских кинематографистов признан режиссер Александр Сокуров. Обласканный международными фестивалями признанный мастер авторского кино принес своим продюсерам около $10 млн. Только «Русский ковчег» собрал более $6 млн. Правда, эти фильмы шли не на главных экранах, а в специальных кинозалах, рассчитанных на киногурманов. Но, учитывая, что Сокуров снимает малобюджетное по современным меркам кино, затраты окупились с лихвой.

Считается, что бум нашего кино связан с тоской зрителя по отечественным картинам. Статистика, правда, вносит свои коррективы. По данным исследовательского центра ROMIR Monitoring, на пике популярности оказалось европейское кино. Его предпочли 63% опрошенных. На третьем месте с отставанием от США всего в один процент оказались фильмы отечественного производства с 53% голосов респондентов. При этом европейскому кино отдают предпочтение в основном молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, с высшим образованием — основная аудитория кинотеатров. Американские блокбастеры предпочитают школьники, а более взрослая аудитория выбирает российские фильмы. С жанрами российские производители тоже не попадают в десятку. Более трети опрошенных (37%) откровенно скучают по хорошим комедиям. Чуть меньше респондентов (31%) ответили, что им не хватает качественной фантастики. По 30% опрошенных высказались за увеличение количества документальных и приключенческих фильмов, выходящих в прокат. За боевики (на которые так напирает отечественный кинопроизводитель) проголосовали лишь 2% респондентов.

Кинообозреватель радио «Свобода» Марина Тимашева, отсмотрев почти всю программу русского кино 2005 года, считает, что российское кино не отвечает запросам аудитории. «Если бы прокатчиком была я, то ни одного из этих фильмов для большого проката я бы не взяла. Складывается впечатление, будто режиссеры пытаются снимать якобы адресное кино. Мелодрамы снимаются такие, которые станут смотреть по преимуществу бабушки. Или, наоборот, возьмем для примера криминальное чтиво «Жмурки», фильм, который охотно будут смотреть бандиты и подростки, воспитанные на телесериалах а-ля «Бригада». Комедия «Мама, не горюй» ориентирована на людей с хорошим филологическим образованием, с чувством языка. Иными словами, нет ни одного фильма, на который могли бы пойти простые люди. Боюсь, это связано с тем, что сами кинематографисты ставят перед собой какие-то забавные задачи — сделать кассовый фильм на специальную аудиторию, вместо того чтобы снять фильм, который им бы самим хотелось сделать. Если бы они не думали о людях дурно, если бы не предполагали, что население намного глупее, тупее и примитивнее, чем они сами, тогда был бы больший шанс на успех».

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие год-два Россия доберется до цифры сто фильмов в год. Это почти столько же, сколько было во времена СССР. На этом фоне кино должны заинтересоваться крупные бизнес-корпорации, да и простые продюсеры смогут позволить себе более серьезные бюджеты.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK