19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Клей Б.Ф."

Архивная публикация 1998 года: "Клей Б.Ф."

Насколько эффективными окажутся предпринимаемые меры?Борис Федоров, руководитель Государственной налоговой службы: "Я буду пробивать идею создания "министерства доходов". В него должны войти налоговая инспекция, налоговая полиция, внешнеэкономический контроль, алкогольная инспекция. И таможня должна быть ближе. Может быть, не в составе самого министерства, но ближе. Нынешнее положение, при котором силы распылены, абсурдно.
Многие годы власть претворялась, что собирает налоги, а люди претворялись, что их платят. Я призван на свой пост именно для того, чтобы дальше так не было. У меня есть поддержка и президента, и премьер-министра.
И не надо обвинять налоговые органы, будто они готовят фискальные репрессии. Мы будем действовать строго в рамках закона. У нас достаточно абсолютно законных мер, чтобы заставить делиться доходами с государством. Уже есть определенный прогресс по нефтяным компаниям. Будет прогресс и по другим предприятиям, в том числе по тем, что проходят через ВЧК.
Отдельно хочу сказать о налогах с физических лиц. Про решение о тысяче наиболее "перспективных" налогоплательщиков уже все знают. Но на этом мы не остановимся. Сейчас в ГНС уже разрабатывается специальная подробная налоговая декларация для тех, кто имеет крупные доходы. Я уже отдал поручение провести расследование по нескольким десяткам человек, декларации которых, скажем так, не вызывают доверия. Если в результате расследования соответствующие службы выявят нарушения закона, то определять, кто преступник, а кто нет, будет суд.
А следующим шагом станет создание полной базы данных по уплате налогов физическими лицами".
Бывший заместитель министра финансов РФ, пожелавший остаться неизвестным: "Я совершенно убежден, что идея "министерства доходов" не имеет никакого смысла. Я даже не знаю, какие силы, кроме самого Бориса Федорова, поддержали бы решение о создании министерства. Это, по-моему, просто разговоры, которые заведены из чисто аппаратных соображений и закончатся ничем.
Несомненно, против создания министерства будут активно выступать и налоговая полиция, и Государственный таможенный комитет, которые не захотят терять самостоятельность. Убедительным аргументом против объединения их в одно министерство с Госналогслужбой может служить и то, что эти две структуры являются силовыми органами. И слияние их с гражданскими службами в единое ведомство просто невозможно.
Борис Федоров давно хотел стать "большим начальником". Однако бывший премьер Виктор Черномырдин не подпускал его к себе. После отставки Черномырдина стал возможен приход Бориса Федорова в новый кабинет. Однако и в правительстве Кириенко, я думаю, никому не нужен Борис Федоров, наделенный чрезмерными полномочиями.
При этом нового руководителя Госналогслужбы периодически вызывают на допросы в качестве свидетеля по делу Golden ADA (о мошенничестве с вывозом российских алмазов и золота, более подробно см. "Профиль" N21, 1998). И чем более высокое положение он займет, тем более безопасно будет себя чувствовать. Но при принятии решения по "министерству доходов" это тоже будут иметь ввиду. Поэтому, я полагаю, дитя умрет, не родившись".
Вячеслав Захаров, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков: "Я думаю, чисто аппаратно возможно создать "министерство доходов". Может быть, это даже будет способствовать улучшению сбора налогов.
Однако вопрос здесь не в организационных изменениях и переименованиях. В свое время Виталий Артюхов руководил Госналогслужбой в ранге вице-премьера -- сбору налогов это вряд ли особо помогло.
Предприятиям не хватает денежной выручки на зарплату. И никакое министерство дополнительные налоги из них не вытрясет. У них просто нет резервов, из которых можно было бы сделать положенные отчисления в казну. Даже если "министерство доходов" возглавят премьер-министр или президент, делу это не поможет. Проблема лежит совсем в другой плоскости.
Во-первых, нужно развивать налоговую базу, то есть производства, которые регулярно давали бы деньги в бюджет. не снимая с себя при этом последнюю рубашку.
Во-вторых, нужно прекратить удушающую денежно-кредитную политику. Центральный банк "зажал" денежную массу до неприличия. Когда ему говорят, что нужно допечатать деньги, он доводит эту мысль до абсурда и рассказывает о безудержной эмиссии и неуправляемой инфляции. Это уже другая крайность, которую никто и не предлагает. Все говорят об умеренной и управляемой эмиссии.
Можно только предполагать, какие методы будет использовать Борис Федоров, став "министром доходов". Но надеюсь, он все-таки не пойдет на нарушение банковской тайны, а будет искать какие-то другие пути. Допустим, через отслеживание наличия недвижимости у налогоплательщика".
Владимир Лисичкин, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике: "Создавать такое министерство совершенно не нужно, иначе оно превратится в суперведомство типа бывшего Госплана. Получится, что фискальное министерство будет подменять собой весь кабинет министров. Но проконтролировать все источники поступлений доходов будет не в состоянии именно в силу своей громоздкости.
К тому же нам сейчас надо заниматься не составлением списков крупнейших налогоплательщиков, а принятием Налогового кодекса. И наконец-то решить, что нам нужно: американская система налогообложения, когда основным источником налогов служат доходы граждан, или германская, когда казна пополняется в основном за счет сборов с корпораций.
В любом случае без подъема производства казну не пополнить, даже если в "черную тысячу" налогоплательщиков включить все население России, от младенцев до аксакалов".
Алексей Френкель, председатель правления банка "Диамант": "Что касается составления Госналогслужбой списков богатейших людей России (пресловутая тысяча), то, по-моему, здесь начали не с того края. Можно составить десять списков самых богатых граждан и после этого сколько угодно вызывать их в налоговую инспекцию, требуя: "Отдайте налоги, а то будет плохо". Толку от этого никакого не будет. Потому что у нас до сих пор нет нормальной системы регистрации налогоплательщиков. И налоговая инспекция часто не знает, где на самом деле живет тот или иной налогоплательщик.
Поэтому сейчас единственным нормальным выходом был бы контроль за расходами каждого налогоплательщика.
Федоров абсолютно прав в том, что в конечном итоге вся прибыль оседает в карманах частных лиц. Действительно, именно физические лица, а не корпорации являются основными держателями денег. И именно среди них надо собирать налоги.
Видимо, для этого банки вынудили представлять в налоговые органы списки тех, кто совершает сделки на сумму свыше десяти тысяч долларов. И мы регулярно сдаем огромные тома этой макулатуры. Честно говоря, не ясно, кто их читает. Такое впечатление, что никто. Чтобы прочитать, разобрать и разнести по картотекам поступающие только из нашего банка документы на каждого налогоплательщика, нужно содержать целый штат".

Насколько эффективными окажутся предпринимаемые меры?Борис Федоров, руководитель Государственной налоговой службы: "Я буду пробивать идею создания "министерства доходов". В него должны войти налоговая инспекция, налоговая полиция, внешнеэкономический контроль, алкогольная инспекция. И таможня должна быть ближе. Может быть, не в составе самого министерства, но ближе. Нынешнее положение, при котором силы распылены, абсурдно.

Многие годы власть претворялась, что собирает налоги, а люди претворялись, что их платят. Я призван на свой пост именно для того, чтобы дальше так не было. У меня есть поддержка и президента, и премьер-министра.

И не надо обвинять налоговые органы, будто они готовят фискальные репрессии. Мы будем действовать строго в рамках закона. У нас достаточно абсолютно законных мер, чтобы заставить делиться доходами с государством. Уже есть определенный прогресс по нефтяным компаниям. Будет прогресс и по другим предприятиям, в том числе по тем, что проходят через ВЧК.

Отдельно хочу сказать о налогах с физических лиц. Про решение о тысяче наиболее "перспективных" налогоплательщиков уже все знают. Но на этом мы не остановимся. Сейчас в ГНС уже разрабатывается специальная подробная налоговая декларация для тех, кто имеет крупные доходы. Я уже отдал поручение провести расследование по нескольким десяткам человек, декларации которых, скажем так, не вызывают доверия. Если в результате расследования соответствующие службы выявят нарушения закона, то определять, кто преступник, а кто нет, будет суд.

А следующим шагом станет создание полной базы данных по уплате налогов физическими лицами".

Бывший заместитель министра финансов РФ, пожелавший остаться неизвестным: "Я совершенно убежден, что идея "министерства доходов" не имеет никакого смысла. Я даже не знаю, какие силы, кроме самого Бориса Федорова, поддержали бы решение о создании министерства. Это, по-моему, просто разговоры, которые заведены из чисто аппаратных соображений и закончатся ничем.

Несомненно, против создания министерства будут активно выступать и налоговая полиция, и Государственный таможенный комитет, которые не захотят терять самостоятельность. Убедительным аргументом против объединения их в одно министерство с Госналогслужбой может служить и то, что эти две структуры являются силовыми органами. И слияние их с гражданскими службами в единое ведомство просто невозможно.

Борис Федоров давно хотел стать "большим начальником". Однако бывший премьер Виктор Черномырдин не подпускал его к себе. После отставки Черномырдина стал возможен приход Бориса Федорова в новый кабинет. Однако и в правительстве Кириенко, я думаю, никому не нужен Борис Федоров, наделенный чрезмерными полномочиями.

При этом нового руководителя Госналогслужбы периодически вызывают на допросы в качестве свидетеля по делу Golden ADA (о мошенничестве с вывозом российских алмазов и золота, более подробно см. "Профиль" N21, 1998). И чем более высокое положение он займет, тем более безопасно будет себя чувствовать. Но при принятии решения по "министерству доходов" это тоже будут иметь ввиду. Поэтому, я полагаю, дитя умрет, не родившись".

Вячеслав Захаров, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков: "Я думаю, чисто аппаратно возможно создать "министерство доходов". Может быть, это даже будет способствовать улучшению сбора налогов.

Однако вопрос здесь не в организационных изменениях и переименованиях. В свое время Виталий Артюхов руководил Госналогслужбой в ранге вице-премьера -- сбору налогов это вряд ли особо помогло.

Предприятиям не хватает денежной выручки на зарплату. И никакое министерство дополнительные налоги из них не вытрясет. У них просто нет резервов, из которых можно было бы сделать положенные отчисления в казну. Даже если "министерство доходов" возглавят премьер-министр или президент, делу это не поможет. Проблема лежит совсем в другой плоскости.

Во-первых, нужно развивать налоговую базу, то есть производства, которые регулярно давали бы деньги в бюджет. не снимая с себя при этом последнюю рубашку.

Во-вторых, нужно прекратить удушающую денежно-кредитную политику. Центральный банк "зажал" денежную массу до неприличия. Когда ему говорят, что нужно допечатать деньги, он доводит эту мысль до абсурда и рассказывает о безудержной эмиссии и неуправляемой инфляции. Это уже другая крайность, которую никто и не предлагает. Все говорят об умеренной и управляемой эмиссии.

Можно только предполагать, какие методы будет использовать Борис Федоров, став "министром доходов". Но надеюсь, он все-таки не пойдет на нарушение банковской тайны, а будет искать какие-то другие пути. Допустим, через отслеживание наличия недвижимости у налогоплательщика".

Владимир Лисичкин, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике: "Создавать такое министерство совершенно не нужно, иначе оно превратится в суперведомство типа бывшего Госплана. Получится, что фискальное министерство будет подменять собой весь кабинет министров. Но проконтролировать все источники поступлений доходов будет не в состоянии именно в силу своей громоздкости.

К тому же нам сейчас надо заниматься не составлением списков крупнейших налогоплательщиков, а принятием Налогового кодекса. И наконец-то решить, что нам нужно: американская система налогообложения, когда основным источником налогов служат доходы граждан, или германская, когда казна пополняется в основном за счет сборов с корпораций.

В любом случае без подъема производства казну не пополнить, даже если в "черную тысячу" налогоплательщиков включить все население России, от младенцев до аксакалов".

Алексей Френкель, председатель правления банка "Диамант": "Что касается составления Госналогслужбой списков богатейших людей России (пресловутая тысяча), то, по-моему, здесь начали не с того края. Можно составить десять списков самых богатых граждан и после этого сколько угодно вызывать их в налоговую инспекцию, требуя: "Отдайте налоги, а то будет плохо". Толку от этого никакого не будет. Потому что у нас до сих пор нет нормальной системы регистрации налогоплательщиков. И налоговая инспекция часто не знает, где на самом деле живет тот или иной налогоплательщик.

Поэтому сейчас единственным нормальным выходом был бы контроль за расходами каждого налогоплательщика.

Федоров абсолютно прав в том, что в конечном итоге вся прибыль оседает в карманах частных лиц. Действительно, именно физические лица, а не корпорации являются основными держателями денег. И именно среди них надо собирать налоги.

Видимо, для этого банки вынудили представлять в налоговые органы списки тех, кто совершает сделки на сумму свыше десяти тысяч долларов. И мы регулярно сдаем огромные тома этой макулатуры. Честно говоря, не ясно, кто их читает. Такое впечатление, что никто. Чтобы прочитать, разобрать и разнести по картотекам поступающие только из нашего банка документы на каждого налогоплательщика, нужно содержать целый штат".

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».