28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ"

Архивная публикация 2010 года: "КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ"

Высокими доходами иностранцев уже не удивить. Конкуренция за инвестиционный капитал требует принципиального изменения делового климата. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовал доклад о состоянии инвестиционного климата в России. Как и ожидалось, за минувший, 2009 год бизнес-климат в нашей стране ухудшился. Такая ситуация характерна для большинства государств мира, но при этом очевидна новая тенденция - значительно возросла конкуренция за инвестиционный капитал. До кризиса возможность сверхдоходов привлекала инвесторов в Россию - они были готовы вкладывать деньги в наши предприятия, невзирая на высокие риски. Теперь серьезную конкуренцию странам БРИК составляют так называемые пограничные рынки (frontier markets, например Вьетнам, Кения, Украина и др.). Кроме того, высокие прибыли, которые можно получить у нас, инвесторам теперь предлагают, к примеру, Восточная Европа и Великобритания. Учитывая, что инвестиционный климат - это прежде всего соотношение риска и доходности, понятно, почему инвесторы предпочитают вкладывать деньги в другие рынки. К числу причин надо добавить и такие хорошо всем известные факторы, как неразвитость инфраструктуры, в том числе связи, системы телекоммуникаций, транспорта и гостиничного хозяйства. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов. Плюс к тому отсутствие стабильности, защищенности, высокие административные барьеры.
Для того чтобы снизить коррупционную составляющую и повысить инвестиционную привлекательность предприя-тий, государству пора уменьшить прямое участие в капитале компаний и снизить роль монополий. В докладе РСПП говорится, что в 2009 году бизнес выступил в роли дойной коровы для государства. На мой взгляд, это не совсем верная формулировка. В кризисный год государство, скорее, исполнило роль реаниматора, которому теперь нужно отходить в сторону.
Современные конкурентоспособные экономики достигли своего положения за счет работы частного капитала в условиях благоприятной среды, созданной государством. Чтобы сформировать такую благоприятную среду, государство должно привлекать деловое сообщество для консультаций. Ведь именно бизнес первым ощущает изменения делового климата. В противном случае возникает ситуация, когда государство ведет автомобиль с закрытым лобовым стеклом, ориентируясь только по приборам. Но опыт показывает, что далеко так не уедешь. В России уже работают заводы крупных международных корпораций - это Volkswagen, Ford, Coca-Cola и ряд других. Почему не спросить у них, что нужно сделать для улучшения условий функционирования иностранных предприятий? Практика, когда к стратегическому инвестору приходят представители власти и интересуются, чем они могут помочь, распространена во многих странах Европы. Создание совместных предприятий со стратегическими инвесторами и компаниями-лидерами соответствующих отраслей помимо прочего поможет сформировать реальную базу для модернизации и развития экономики более быстрыми темпами.
Полагаю, в России целесообразно создать неангажированный Центр защиты инвестиций для обращения предпринимателей и инвесторов, в том числе иностранных. Такой центр мог бы взять на себя и задачу привлечения инвестиций в Россию. Подобные институты созданы во многих странах и называются агентствами по иностранным инвестициям или агентствами развития (Development Agency).
При системном внедрении стимулирующих мер первые результаты будут заметны уже через 5-10 лет. Вспомним современный Сингапур - одну из самых привлекательных для инвесторов стран. Еще 30-40 лет назад она считалась отсталой страной третьего мира, а сегодня это финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Еще один не менее яркий пример - возрождение экономик Японии и Западной Европы после Второй мировой войны.
Нужно понимать, что все процессы взаимосвязаны: без четких правил игры и гарантий со стороны государства бизнес не будет вкладывать деньги в нашу страну.

Высокими доходами иностранцев уже не удивить. Конкуренция за инвестиционный капитал требует принципиального изменения делового климата. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовал доклад о состоянии инвестиционного климата в России. Как и ожидалось, за минувший, 2009 год бизнес-климат в нашей стране ухудшился. Такая ситуация характерна для большинства государств мира, но при этом очевидна новая тенденция - значительно возросла конкуренция за инвестиционный капитал. До кризиса возможность сверхдоходов привлекала инвесторов в Россию - они были готовы вкладывать деньги в наши предприятия, невзирая на высокие риски. Теперь серьезную конкуренцию странам БРИК составляют так называемые пограничные рынки (frontier markets, например Вьетнам, Кения, Украина и др.). Кроме того, высокие прибыли, которые можно получить у нас, инвесторам теперь предлагают, к примеру, Восточная Европа и Великобритания. Учитывая, что инвестиционный климат - это прежде всего соотношение риска и доходности, понятно, почему инвесторы предпочитают вкладывать деньги в другие рынки. К числу причин надо добавить и такие хорошо всем известные факторы, как неразвитость инфраструктуры, в том числе связи, системы телекоммуникаций, транспорта и гостиничного хозяйства. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов. Плюс к тому отсутствие стабильности, защищенности, высокие административные барьеры.
Для того чтобы снизить коррупционную составляющую и повысить инвестиционную привлекательность предприя-тий, государству пора уменьшить прямое участие в капитале компаний и снизить роль монополий. В докладе РСПП говорится, что в 2009 году бизнес выступил в роли дойной коровы для государства. На мой взгляд, это не совсем верная формулировка. В кризисный год государство, скорее, исполнило роль реаниматора, которому теперь нужно отходить в сторону.
Современные конкурентоспособные экономики достигли своего положения за счет работы частного капитала в условиях благоприятной среды, созданной государством. Чтобы сформировать такую благоприятную среду, государство должно привлекать деловое сообщество для консультаций. Ведь именно бизнес первым ощущает изменения делового климата. В противном случае возникает ситуация, когда государство ведет автомобиль с закрытым лобовым стеклом, ориентируясь только по приборам. Но опыт показывает, что далеко так не уедешь. В России уже работают заводы крупных международных корпораций - это Volkswagen, Ford, Coca-Cola и ряд других. Почему не спросить у них, что нужно сделать для улучшения условий функционирования иностранных предприятий? Практика, когда к стратегическому инвестору приходят представители власти и интересуются, чем они могут помочь, распространена во многих странах Европы. Создание совместных предприятий со стратегическими инвесторами и компаниями-лидерами соответствующих отраслей помимо прочего поможет сформировать реальную базу для модернизации и развития экономики более быстрыми темпами.
Полагаю, в России целесообразно создать неангажированный Центр защиты инвестиций для обращения предпринимателей и инвесторов, в том числе иностранных. Такой центр мог бы взять на себя и задачу привлечения инвестиций в Россию. Подобные институты созданы во многих странах и называются агентствами по иностранным инвестициям или агентствами развития (Development Agency).
При системном внедрении стимулирующих мер первые результаты будут заметны уже через 5-10 лет. Вспомним современный Сингапур - одну из самых привлекательных для инвесторов стран. Еще 30-40 лет назад она считалась отсталой страной третьего мира, а сегодня это финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Еще один не менее яркий пример - возрождение экономик Японии и Западной Европы после Второй мировой войны.
Нужно понимать, что все процессы взаимосвязаны: без четких правил игры и гарантий со стороны государства бизнес не будет вкладывать деньги в нашу страну.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама