25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Кнут без пряника"

Архивная публикация 2011 года: "Кнут без пряника"

Законотворческие инициативы Минэнерго заставляют усомниться в готовности государства разделить с "нефтянкой" трудности с пополнением запасов. Сегодня Россия занимает одну из лидирующих позиций на мировом нефтяном рынке. Однако хорошо известно, что основное наследие Советского Союза - месторождения Западной Сибири - истощается, а молодые провинции требуют масштабных инвестиций, о чем не устают говорить нефтяники. Правительство на словах соглашается, в частности, Минфин ведет с компаниями дискуссии о пересмотре существующей системы налогообложения - возможной замене НДПИ налогом на дополнительный доход и других мерах, введение которых может обеспечить рентабельность освоения новых месторождений. Однако законотворческие новеллы Минэнерго заставляют усомниться в твердом намерении государства разделить с компаниями не только радость от очередного роста сырьевых котировок, но и трудности с пополнением запасов "нашего всего" в перспективе.
Недавно глава Минэнерго Сергей Шматко презентовал разработанный его ведомством законопроект "Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов", который для краткости принято называть законом о нефти. Этот документ правительственная комиссия по законотворчеству в марте дважды возвращала на доработку. В Минприроды, Минюсте и ФАС говорят, что законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования и представляет собой свод отдельных положений уже действующих нормативно-правовых актов, изобилует декларативными и отсылочными нормами. Нефтяники же говорят об очередном кнуте, поскольку законопроект ужесточает контроль чиновников над компаниями на всех участках их деятельности. Они считают, что законопроект не сбалансирован: усиление требований к нефтяным компаниям (по глубине переработке нефти, утилизации попутного газа, ведению раздельного учета и т.д.) никак не компенсируется стимулирующими мерами.
Более того, есть положения, прямо препятствующие выполнению этих требований (например, норма о соблюдении доли российских производителей используемого оборудования).
Однако в Минэнерго доводы нефтяных компаний, к сожалению, не были услышаны.
Но ведь в министерстве обещали, что новый закон устранит пробелы в действующей нормативно-правовой базе. В частности, урегулирует вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья, поможет активизировать методы увеличения нефтеотдачи, интенсификации разработки и стимуляции скважин.
Однако в законопроекте крайне мало внимания уделено разведке и добыче нефти, не закреплены важнейшие принципы, например, презумпция равнодоступности эффективных недропользователей к недрам, не установлены и критерии определения категории эффективных недропользователей. Принцип развития рыночных отношений и конкуренции продекларирован, но ему полностью противоречат положения о возможности государственного регулирования цен на нефтепродукты при их быстром росте (если они вырастут на 30% в течение 30 дней).
Кроме того, не уточняется порядок практического применения этой меры - не ясно, кто и каким образом будет устанавливать факт такого роста. То же можно сказать и о требовании реализовывать на биржевых торгах не менее 3% добытой нефти. Ведь из-за особенностей оформления транспортировки по системе магистральных нефтепроводов торговля на внутреннем рынке происходит в течение всего лишь нескольких дней месяца, значит, биржевые котировки будут нерепрезентативными.
Кроме всего этого, впервые может появиться норма, запрещающая нефтяникам сокращать объемы добычи "при наличии возможности рентабельного производства". Можно предположить, сколько копий будет сломано при попытках определить эту возможность и ее экономическую обоснованность.
Словом, складывается впечатление, что авторов документа беспокоят, прежде всего, коммерческие и административные, а не производственные аспекты "нефтянки".

Законотворческие инициативы Минэнерго заставляют усомниться в готовности государства разделить с "нефтянкой" трудности с пополнением запасов. Сегодня Россия занимает одну из лидирующих позиций на мировом нефтяном рынке. Однако хорошо известно, что основное наследие Советского Союза - месторождения Западной Сибири - истощается, а молодые провинции требуют масштабных инвестиций, о чем не устают говорить нефтяники. Правительство на словах соглашается, в частности, Минфин ведет с компаниями дискуссии о пересмотре существующей системы налогообложения - возможной замене НДПИ налогом на дополнительный доход и других мерах, введение которых может обеспечить рентабельность освоения новых месторождений. Однако законотворческие новеллы Минэнерго заставляют усомниться в твердом намерении государства разделить с компаниями не только радость от очередного роста сырьевых котировок, но и трудности с пополнением запасов "нашего всего" в перспективе.
Недавно глава Минэнерго Сергей Шматко презентовал разработанный его ведомством законопроект "Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов", который для краткости принято называть законом о нефти. Этот документ правительственная комиссия по законотворчеству в марте дважды возвращала на доработку. В Минприроды, Минюсте и ФАС говорят, что законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования и представляет собой свод отдельных положений уже действующих нормативно-правовых актов, изобилует декларативными и отсылочными нормами. Нефтяники же говорят об очередном кнуте, поскольку законопроект ужесточает контроль чиновников над компаниями на всех участках их деятельности. Они считают, что законопроект не сбалансирован: усиление требований к нефтяным компаниям (по глубине переработке нефти, утилизации попутного газа, ведению раздельного учета и т.д.) никак не компенсируется стимулирующими мерами.
Более того, есть положения, прямо препятствующие выполнению этих требований (например, норма о соблюдении доли российских производителей используемого оборудования).
Однако в Минэнерго доводы нефтяных компаний, к сожалению, не были услышаны.
Но ведь в министерстве обещали, что новый закон устранит пробелы в действующей нормативно-правовой базе. В частности, урегулирует вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья, поможет активизировать методы увеличения нефтеотдачи, интенсификации разработки и стимуляции скважин.
Однако в законопроекте крайне мало внимания уделено разведке и добыче нефти, не закреплены важнейшие принципы, например, презумпция равнодоступности эффективных недропользователей к недрам, не установлены и критерии определения категории эффективных недропользователей. Принцип развития рыночных отношений и конкуренции продекларирован, но ему полностью противоречат положения о возможности государственного регулирования цен на нефтепродукты при их быстром росте (если они вырастут на 30% в течение 30 дней).
Кроме того, не уточняется порядок практического применения этой меры - не ясно, кто и каким образом будет устанавливать факт такого роста. То же можно сказать и о требовании реализовывать на биржевых торгах не менее 3% добытой нефти. Ведь из-за особенностей оформления транспортировки по системе магистральных нефтепроводов торговля на внутреннем рынке происходит в течение всего лишь нескольких дней месяца, значит, биржевые котировки будут нерепрезентативными.
Кроме всего этого, впервые может появиться норма, запрещающая нефтяникам сокращать объемы добычи "при наличии возможности рентабельного производства". Можно предположить, сколько копий будет сломано при попытках определить эту возможность и ее экономическую обоснованность.
Словом, складывается впечатление, что авторов документа беспокоят, прежде всего, коммерческие и административные, а не производственные аспекты "нефтянки".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».