25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Кнут и тростниковый сахар"

Архивная публикация 2007 года: "Кнут и тростниковый сахар"

Внешнеполитические споры в правительстве Германии сосредоточились на Кубе. Канцлер выступает за изоляцию острова, министр иностранных дел — за ее отмену. Неожиданно у него обнаруживаются союзники.Когда сильные мира сего назначают встречу на конец недели, значит, дело важное. Если беседа проходит дома у одного из участников, то, по негласному коду современного международного общения, это свидетельство особо доверительных отношений. А если еще случается прогулка, значит, есть все условия для большого дипломатического успеха.

Когда канцлер Ангела Меркель в ноябре встречалась с Джорджем Бушем на техасском ранчо президента США в Кроуфорде, все три условия были выполнены. «Мы посвятили это время обмену мнениями по множеству вопросов и старались понять друг друга, — заявила Меркель сразу по завершении визита и с гордостью перечислила темы: — Мы говорили об Афганистане, Иране, Ближнем Востоке, Ливане, Косово, международной торговле, климате и реформе Совета Безопасности ООН». А Буш, сверх того, припомнил, что обсуждались Ирак, Индия и Бирма.

Кубу он не упомянул. А в доверительной обстановке с глазу на глаз он разъяснял своей гостье из Германии, почему режим на острове в Карибском бассейне и после того, как заболел Фидель Кастро, будет оставаться коммунистическим и диктаторским. И почему необходимо продолжать держать эту страну в изоляции. Меркель не возражала. Жесткий курс американцев ее не смущает. Среди своих она признала, что Куба — «последнее поле битвы холодной войны».

Хотя в Техасе слов на Кубу было потрачено немного, резонанс в Германии оказался заметным. Первым он затронул Бернда Пфаффенбаха, заместителя федерального министра экономики и «шерпа» канцлера на переговорах «Восьмерки». На февраль карьерный чиновник, работающий в министерстве Михаэля Глоса из ХДС, запланировал поездку на Кубу. Вместе с делегацией, составленной из предпринимателей, он собирался отстаивать интересы немецкой экономики на этом карибском острове.

Но не успела весть о предстоящей поездке стать достоянием общественности, как Глос и его заместитель попали под канонаду критики. Депутат от ХДС Арнольд Ваатц направил министру возмущенное письмо, в котором настоятельно требовал отменить визит. Критически высказался и уполномоченный по правам человека при правительстве ФРГ Гюнтер Нооке: «Кто сейчас едет на Кубу, встретится там совсем не с теми людьми». После этого позвонили из Ведомства канцлера и с озабоченностью спросили, ради чего задумана поездка. Терпение Глоса иссякло. Не вдаваясь в дебаты, он дал Пфаффенбаху указание отменить поездку. Вместо заместителя министра сопровождать бизнесменов в Гавану решили поручить начальнику подотдела министерства, а то и вовсе никому.

Однако тема на этом исчерпана не была. Неожиданно Куба стала еще одним доказательством того, что между канцлером и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером есть разногласия о том, как следует общаться с авторитарными режимами типа китайского или российского.

Из Министерства иностранных дел пришел комментарий, что Меркель настроена ориентировать Германию и ЕС на жесткий курс в отношении Кубы. «Отказ от поездки я могу объяснить себе только как резкий поворот г-жи Меркель в отношениях с Кубой», — осудил эту позицию Нильс Аннен, эксперт СДПГ по внешней политике.

Сложилось впечатление, что Куба как тема идеально подошла для обсуждения того, в какой пропорции лучше сочетать кнут и пряник с сахаром из тростника. В политическом и экономическом аспектах Куба — это карлик: в отличие от Китая или России конфликт с ней не угрожает никакими «наказаниями». Даже если какая-либо стратегия потерпит провал, на внешнеполитическом балансе федерального правительства это серьезно не скажется.

Какая же политика отвечает интересам Германии? Если взяться содействовать экономическому развитию и тем самым изменениям в стране, то побочным эффектом окажется стабилизация власти правящей клики. Если же пойти на жесткие санкции и дестабилизировать власть, это ударит по населению, и без того живущему в нищете.

Мнения об этом есть разные — и в Германии, и в Европе. Уже несколько лет ЕС не в состоянии выработать единую линию. Бывшая колониальная держава Испания выступает за улучшение отношений. А Чехия, не забывшая еще собственного опыта существования при социалистическом строе, считает, что с гаванским режимом нужно пожестче.

В своей ипостаси председателя Совета ЕС министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер в первой половине года пытался склонить ЕС к отказу от изоляции Кубы. Ему помешало вето, наложенное Чехией. В Министерстве иностранных дел встречу в Кроуфорде и отмену поездки Пфаффенбаха считают доказательствами того, что главный враг курса на открытость сидит, может быть, не в Праге, а в Ведомстве канцлера.

Насколько расходятся позиции МИДа и Ведомства канцлера по кубинскому вопросу, стало заметно уже несколько месяцев назад. Когда весной Фонд Аденауэра проводил международную конференцию, на которой критиковали режим Кастро, Штайнмайер отказался выступить на ней. Обстоятельства помешали принять участие и начальнику управления МИДа по Латинской Америке. От имени Ведомства выступил в конце концов уполномоченный по правам человека Нооке, бывший депутат от ХДС и активный борец за права человека еще со времен ГДР.

Меркель повела себя иначе. Она пригласила на беседу в Ведомство канцлера ряд участников конференции, в том числе бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, и избрала главной темой обсуждения нарушение прав человека режимом Кастро.

В Германии любые дебаты о Кубе вызывают всплеск эмоций. Для левых Куба еще со времен Эрнесто Че Гевары, боровшегося вместе с Фиделем Кастро за социализм и против американцев, остается символом успешного противостояния американскому империализму.

Правым же тропический остров давно и непрестанно действует на нервы. После развала Советского Союза даже Вьетнам и Китай переориентировались на рыночную экономику, а Куба осталась одной из совсем уж немногих стран, по-прежнему живущих по законам социализма.

Соответственно горяч бывает обмен аргументами. Представитель СДПГ Аннен ставит канцлеру в упрек, что она слишком пресмыкается перед президентом США. Он считает, что нужно «с осторожностью налаживать официальные контакты с Кубой», чтобы в случае снятия блокады, чего он ожидает, политически влиять на процессы.

Эккарт фон Кладен, специалист по внешней политике от ХСС, решительно против этого. «Некоторые социал-демократы близки к тому, чтобы повторить ошибку, совершенную в 80-х годах в отношениях с Польшей», — заявляет он. Тогда тоже контакты устанавливались с коммунистическим правительством, а не с диссидентами. «Теперь вновь грозит опасность, что мы окажемся по ту сторону баррикад, где нам быть не пристало».

В отличие от некоторых депутатов федеральное правительство хотело бы спустить конфликт на тормозах. Ведомство канцлера указывает на то, что Куба в Кроуфорде обсуждалась лишь между прочим. Министр экономики дает понять, что он дал отбой своему заместителю не под политическим давлением и уж тем более не под нажимом из ведомства канцлера. А МИД вообще предпочитает воздерживаться от комментариев на данную тему.

Этот диспут открывает пикантные детали соотношения сил в коалиции. Четкого водораздела между позицией канцлера и стоящего за ней объединения ХДС/ХСС, с одной стороны, и взглядами МИДа и партии социал-демократов — с другой, нет. Когда речь заходит об отношениях с Китаем или Россией, он есть, а по Кубе он не прослеживается. Неожиданно на арену выходит третье действующее лицо, не вписывающееся в привычные стандарты: федеральное Министерство экономики и правительство земли Бавария, оба возглавляемые людьми из Христианско-социального союза.

В отличие от Берлина, Мюнхен уже в течение многих лет целенаправленно поддерживает налаживание экономических контактов с Кубой и не стесняется оказывать ей политическую поддержку. Отказ Пфаффенбаха от визита в правительстве Баварии объявили «пуританством, не вписывающимся в современный политический ландшафт».

Федеральное Министерство экономики внимательно следит за маневрами баварских лидеров. Именно поэтому Глос и Пфаффенбах хотели подать политический сигнал. Хотя остров с его 11 млн жителей — рынок небольшой, но из-за долгого американского эмбарго там накопился огромный спрос в сфере снабжения водой и энергией, а также дорожного строительства.

Баварцы не боятся политических последствий контактов с Кубой. В ноябре в Баварии целую неделю провела делегация под руководством заместителя министра Кубы в области исследований и технологии. Старший сын президента Фиделя Кастро Фиделито, он же консультант правительства по вопросам технологической политики, в Мюнхене бывает часто. Внук Фиделя в Баварии защищает диссертацию по радиологии. И баварские делегации регулярно выезжают на Кубу, предводительствуемые членами правительства.

Экономически это себя оправдывает. Баварские предприниматели за два прошедших года осуществили с островом сахарного тростника сделок на 700 млн евро. Исполняющий обязанности главы правительства Рауль Кастро ездит на BMW, как и все послы его страны в Европе. Концерн MAN поставил на Кубу генераторы, баварские фирмы продают Гаване медицинские приборы, технику по охране окружающей среды и телекоммуникационное оборудование. В Мехико-Сити работает представитель мюнхенского правительства, уделяющий особое внимание экономическим отношениям с Кубой.

Может быть, то, что делает баварское правительство, есть вариант решения проблемы, которым захочет воспользоваться и Берлин? Депутат бундестага от ХСС Томас Зильберхорн считает, что главное — это правильное соотношение поощрения и наказания. «Это точно как в коктейле Cuba Libre, — объясняет Зильберхорн, — в котором нужно в правильной пропорции смешать колу и сладкий лайм».

Внешнеполитические споры в правительстве Германии сосредоточились на Кубе. Канцлер выступает за изоляцию острова, министр иностранных дел — за ее отмену. Неожиданно у него обнаруживаются союзники.Когда сильные мира сего назначают встречу на конец недели, значит, дело важное. Если беседа проходит дома у одного из участников, то, по негласному коду современного международного общения, это свидетельство особо доверительных отношений. А если еще случается прогулка, значит, есть все условия для большого дипломатического успеха.

Когда канцлер Ангела Меркель в ноябре встречалась с Джорджем Бушем на техасском ранчо президента США в Кроуфорде, все три условия были выполнены. «Мы посвятили это время обмену мнениями по множеству вопросов и старались понять друг друга, — заявила Меркель сразу по завершении визита и с гордостью перечислила темы: — Мы говорили об Афганистане, Иране, Ближнем Востоке, Ливане, Косово, международной торговле, климате и реформе Совета Безопасности ООН». А Буш, сверх того, припомнил, что обсуждались Ирак, Индия и Бирма.

Кубу он не упомянул. А в доверительной обстановке с глазу на глаз он разъяснял своей гостье из Германии, почему режим на острове в Карибском бассейне и после того, как заболел Фидель Кастро, будет оставаться коммунистическим и диктаторским. И почему необходимо продолжать держать эту страну в изоляции. Меркель не возражала. Жесткий курс американцев ее не смущает. Среди своих она признала, что Куба — «последнее поле битвы холодной войны».

Хотя в Техасе слов на Кубу было потрачено немного, резонанс в Германии оказался заметным. Первым он затронул Бернда Пфаффенбаха, заместителя федерального министра экономики и «шерпа» канцлера на переговорах «Восьмерки». На февраль карьерный чиновник, работающий в министерстве Михаэля Глоса из ХДС, запланировал поездку на Кубу. Вместе с делегацией, составленной из предпринимателей, он собирался отстаивать интересы немецкой экономики на этом карибском острове.

Но не успела весть о предстоящей поездке стать достоянием общественности, как Глос и его заместитель попали под канонаду критики. Депутат от ХДС Арнольд Ваатц направил министру возмущенное письмо, в котором настоятельно требовал отменить визит. Критически высказался и уполномоченный по правам человека при правительстве ФРГ Гюнтер Нооке: «Кто сейчас едет на Кубу, встретится там совсем не с теми людьми». После этого позвонили из Ведомства канцлера и с озабоченностью спросили, ради чего задумана поездка. Терпение Глоса иссякло. Не вдаваясь в дебаты, он дал Пфаффенбаху указание отменить поездку. Вместо заместителя министра сопровождать бизнесменов в Гавану решили поручить начальнику подотдела министерства, а то и вовсе никому.

Однако тема на этом исчерпана не была. Неожиданно Куба стала еще одним доказательством того, что между канцлером и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером есть разногласия о том, как следует общаться с авторитарными режимами типа китайского или российского.

Из Министерства иностранных дел пришел комментарий, что Меркель настроена ориентировать Германию и ЕС на жесткий курс в отношении Кубы. «Отказ от поездки я могу объяснить себе только как резкий поворот г-жи Меркель в отношениях с Кубой», — осудил эту позицию Нильс Аннен, эксперт СДПГ по внешней политике.

Сложилось впечатление, что Куба как тема идеально подошла для обсуждения того, в какой пропорции лучше сочетать кнут и пряник с сахаром из тростника. В политическом и экономическом аспектах Куба — это карлик: в отличие от Китая или России конфликт с ней не угрожает никакими «наказаниями». Даже если какая-либо стратегия потерпит провал, на внешнеполитическом балансе федерального правительства это серьезно не скажется.

Какая же политика отвечает интересам Германии? Если взяться содействовать экономическому развитию и тем самым изменениям в стране, то побочным эффектом окажется стабилизация власти правящей клики. Если же пойти на жесткие санкции и дестабилизировать власть, это ударит по населению, и без того живущему в нищете.

Мнения об этом есть разные — и в Германии, и в Европе. Уже несколько лет ЕС не в состоянии выработать единую линию. Бывшая колониальная держава Испания выступает за улучшение отношений. А Чехия, не забывшая еще собственного опыта существования при социалистическом строе, считает, что с гаванским режимом нужно пожестче.

В своей ипостаси председателя Совета ЕС министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер в первой половине года пытался склонить ЕС к отказу от изоляции Кубы. Ему помешало вето, наложенное Чехией. В Министерстве иностранных дел встречу в Кроуфорде и отмену поездки Пфаффенбаха считают доказательствами того, что главный враг курса на открытость сидит, может быть, не в Праге, а в Ведомстве канцлера.

Насколько расходятся позиции МИДа и Ведомства канцлера по кубинскому вопросу, стало заметно уже несколько месяцев назад. Когда весной Фонд Аденауэра проводил международную конференцию, на которой критиковали режим Кастро, Штайнмайер отказался выступить на ней. Обстоятельства помешали принять участие и начальнику управления МИДа по Латинской Америке. От имени Ведомства выступил в конце концов уполномоченный по правам человека Нооке, бывший депутат от ХДС и активный борец за права человека еще со времен ГДР.

Меркель повела себя иначе. Она пригласила на беседу в Ведомство канцлера ряд участников конференции, в том числе бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, и избрала главной темой обсуждения нарушение прав человека режимом Кастро.

В Германии любые дебаты о Кубе вызывают всплеск эмоций. Для левых Куба еще со времен Эрнесто Че Гевары, боровшегося вместе с Фиделем Кастро за социализм и против американцев, остается символом успешного противостояния американскому империализму.

Правым же тропический остров давно и непрестанно действует на нервы. После развала Советского Союза даже Вьетнам и Китай переориентировались на рыночную экономику, а Куба осталась одной из совсем уж немногих стран, по-прежнему живущих по законам социализма.

Соответственно горяч бывает обмен аргументами. Представитель СДПГ Аннен ставит канцлеру в упрек, что она слишком пресмыкается перед президентом США. Он считает, что нужно «с осторожностью налаживать официальные контакты с Кубой», чтобы в случае снятия блокады, чего он ожидает, политически влиять на процессы.

Эккарт фон Кладен, специалист по внешней политике от ХСС, решительно против этого. «Некоторые социал-демократы близки к тому, чтобы повторить ошибку, совершенную в 80-х годах в отношениях с Польшей», — заявляет он. Тогда тоже контакты устанавливались с коммунистическим правительством, а не с диссидентами. «Теперь вновь грозит опасность, что мы окажемся по ту сторону баррикад, где нам быть не пристало».

В отличие от некоторых депутатов федеральное правительство хотело бы спустить конфликт на тормозах. Ведомство канцлера указывает на то, что Куба в Кроуфорде обсуждалась лишь между прочим. Министр экономики дает понять, что он дал отбой своему заместителю не под политическим давлением и уж тем более не под нажимом из ведомства канцлера. А МИД вообще предпочитает воздерживаться от комментариев на данную тему.

Этот диспут открывает пикантные детали соотношения сил в коалиции. Четкого водораздела между позицией канцлера и стоящего за ней объединения ХДС/ХСС, с одной стороны, и взглядами МИДа и партии социал-демократов — с другой, нет. Когда речь заходит об отношениях с Китаем или Россией, он есть, а по Кубе он не прослеживается. Неожиданно на арену выходит третье действующее лицо, не вписывающееся в привычные стандарты: федеральное Министерство экономики и правительство земли Бавария, оба возглавляемые людьми из Христианско-социального союза.

В отличие от Берлина, Мюнхен уже в течение многих лет целенаправленно поддерживает налаживание экономических контактов с Кубой и не стесняется оказывать ей политическую поддержку. Отказ Пфаффенбаха от визита в правительстве Баварии объявили «пуританством, не вписывающимся в современный политический ландшафт».

Федеральное Министерство экономики внимательно следит за маневрами баварских лидеров. Именно поэтому Глос и Пфаффенбах хотели подать политический сигнал. Хотя остров с его 11 млн жителей — рынок небольшой, но из-за долгого американского эмбарго там накопился огромный спрос в сфере снабжения водой и энергией, а также дорожного строительства.

Баварцы не боятся политических последствий контактов с Кубой. В ноябре в Баварии целую неделю провела делегация под руководством заместителя министра Кубы в области исследований и технологии. Старший сын президента Фиделя Кастро Фиделито, он же консультант правительства по вопросам технологической политики, в Мюнхене бывает часто. Внук Фиделя в Баварии защищает диссертацию по радиологии. И баварские делегации регулярно выезжают на Кубу, предводительствуемые членами правительства.

Экономически это себя оправдывает. Баварские предприниматели за два прошедших года осуществили с островом сахарного тростника сделок на 700 млн евро. Исполняющий обязанности главы правительства Рауль Кастро ездит на BMW, как и все послы его страны в Европе. Концерн MAN поставил на Кубу генераторы, баварские фирмы продают Гаване медицинские приборы, технику по охране окружающей среды и телекоммуникационное оборудование. В Мехико-Сити работает представитель мюнхенского правительства, уделяющий особое внимание экономическим отношениям с Кубой.

Может быть, то, что делает баварское правительство, есть вариант решения проблемы, которым захочет воспользоваться и Берлин? Депутат бундестага от ХСС Томас Зильберхорн считает, что главное — это правильное соотношение поощрения и наказания. «Это точно как в коктейле Cuba Libre, — объясняет Зильберхорн, — в котором нужно в правильной пропорции смешать колу и сладкий лайм».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».