20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Кнут русского рока"

Архивная публикация 2006 года: "Кнут русского рока"

27—29 октября. ДК МАИ. Группа «Алиса» (old russian folk-metal). Константин Кинчев никогда не был проповедником, но его воспринимали именно так. Плотно накачанный языческими символами стих Кинчева мощно, как кнут, действовал на юные души своих воспитанников — молодое население интерната Россия. В песнях он требовал если не жертвенного подвига, то как минимум не спать, не плыть по течению... В начале 90-х годов был легендарный рок-фестиваль «Все это рок-н-ролл» в ДС «Крылья Советов» (сейчас эту редкую запись концерта не достать) и была сильная, аж со свистом, драка с качками-люберами. Был особый драйв потому, что неясно, куда колея жизни вынесет из мрачных снегов и полунищеты. А тут Костя рубит: да, говорит, тут кровь, у власти кормятся слюнявые псы, хлев, бардак, трясина и хлябь, но ты жив, ты сильнее и не надо бояться. Таким камланием занимались многие, и русский рок потому и стал тем, чем стал, определив свое пространство в призыве к духовной борьбе. Просто Кинчев боролся пронзительнее и честнее. Сила русской песни как раз в том, что она сечет розгами своего слушателя — мятежной русской душе для поддержания ее тонкой гармонии одновременно требуются раскаяние и отсутствие сомнений на пути к подвигу. Вещи шизофренически противоположные, но как раз и прописаны мятежному, кто просит бури.

Язычество Кинчева к концу 90-х выплавило редкий металл — христианский гностицизм, словно вдруг из языческой почвы вырос христианский мотив. Это если судить по альбомам. Их периодичность создавала иллюзию изменений, но, по сути, корпус текстов не изменился: из песни «Ветер водит хоровод» 1990 года органично вытекает гимн «Небо славян» 2000-го, в последние строки которого вплетается печальная песня 1987 года «Думы мои — сумерки, думы — пролет окна». Да и в песнях «Шестого лесничего» 80-х годов уже заложены идейные векторы.

С другой стороны, это лирика-война, которая далека от декадентского тумана «Агаты Кристи» и их последователей. В фарватере Кинчева — десятки молодых команд new russian folk-metal. Потенциал Кинчева невероятен. Вот сейчас участник «армии Алисы» начала 90-х годов сидит себе в пробке, двигаясь в офис, а механизм кинчевской поэзии продолжает работать для тех, кто только вступает в юность, и уже не одно поколение подростков ходит самоорганизованными рядами на его концерты.

Но мир власти не поймал Кинчева. Он не превратился в православного бюргера, в «звезду свиней», оставаясь для них изгоем, юродивым. Из него мог получиться проповедник неохристианства: выстраивая новый этический кодекс на известной основе, можно было бросить РПЦ вызов, ввергнуть в очищающий кризис. Но тогда он стал бы остро неприятен двучленной системе власть—религия. Влияние творчества Кинчева и без того опасно в определенной социальной ситуации. Если бы августовский путч состоялся в пользу «той» стороны, реальную идеологию подполья формировали бы именно такие лидеры.

Однако сейчас другое время, синтетическое, не радикальное: все довольны, счастливы, волны колебаний друг друга гасят. Поэтому Кинчев как поэт и неформальный лидер остается в стороне, он служит только своей лирике, как и другие лидеры бескомпромиссного русского рока.

Зато Кинчев чуток к музыке. Его группа никогда не наверстывала звучание вслед за кем-то, хотя это естественные обстоятельства для русских музыкантов, живущих в стороне от западных студий. Он лишь удачно предугадывал, впитывая то, что ложилось на почву. Последний альбом «Изгой», как обычно, не повторяет предыдущих, обогащен электроникой.

Нынешнюю «Алису» можно определить на пересечении векторов Metallica—Linkin Park, вторжение электроники особенно выражено в песне «Ночь» из сингла «Синий предел», это кавер-версия известной песни группы «Пикник». Если так пойдет и дальше, «Алиса» останется в лидерах и у следующего поколения. Сама песня «Синий предел» написана в соавторстве с композитором Алексеем Рыбниковым, автором рок-оперы «Юнона и Авось». Кстати, и Кинчеву предлагали создать рок-оперу, но он отказался. В начале 2007 года ожидается новый альбом «Стать Севера», тогда же выйдет на экраны славянско-эпическая фэнтези «Волкодав». В ноябре появится клип «На пороге неба», именно эта песня и станет саундтреком к фильму.

27—29 октября. ДК МАИ. Группа «Алиса» (old russian folk-metal). Константин Кинчев никогда не был проповедником, но его воспринимали именно так. Плотно накачанный языческими символами стих Кинчева мощно, как кнут, действовал на юные души своих воспитанников — молодое население интерната Россия. В песнях он требовал если не жертвенного подвига, то как минимум не спать, не плыть по течению... В начале 90-х годов был легендарный рок-фестиваль «Все это рок-н-ролл» в ДС «Крылья Советов» (сейчас эту редкую запись концерта не достать) и была сильная, аж со свистом, драка с качками-люберами. Был особый драйв потому, что неясно, куда колея жизни вынесет из мрачных снегов и полунищеты. А тут Костя рубит: да, говорит, тут кровь, у власти кормятся слюнявые псы, хлев, бардак, трясина и хлябь, но ты жив, ты сильнее и не надо бояться. Таким камланием занимались многие, и русский рок потому и стал тем, чем стал, определив свое пространство в призыве к духовной борьбе. Просто Кинчев боролся пронзительнее и честнее. Сила русской песни как раз в том, что она сечет розгами своего слушателя — мятежной русской душе для поддержания ее тонкой гармонии одновременно требуются раскаяние и отсутствие сомнений на пути к подвигу. Вещи шизофренически противоположные, но как раз и прописаны мятежному, кто просит бури.

Язычество Кинчева к концу 90-х выплавило редкий металл — христианский гностицизм, словно вдруг из языческой почвы вырос христианский мотив. Это если судить по альбомам. Их периодичность создавала иллюзию изменений, но, по сути, корпус текстов не изменился: из песни «Ветер водит хоровод» 1990 года органично вытекает гимн «Небо славян» 2000-го, в последние строки которого вплетается печальная песня 1987 года «Думы мои — сумерки, думы — пролет окна». Да и в песнях «Шестого лесничего» 80-х годов уже заложены идейные векторы.

С другой стороны, это лирика-война, которая далека от декадентского тумана «Агаты Кристи» и их последователей. В фарватере Кинчева — десятки молодых команд new russian folk-metal. Потенциал Кинчева невероятен. Вот сейчас участник «армии Алисы» начала 90-х годов сидит себе в пробке, двигаясь в офис, а механизм кинчевской поэзии продолжает работать для тех, кто только вступает в юность, и уже не одно поколение подростков ходит самоорганизованными рядами на его концерты.

Но мир власти не поймал Кинчева. Он не превратился в православного бюргера, в «звезду свиней», оставаясь для них изгоем, юродивым. Из него мог получиться проповедник неохристианства: выстраивая новый этический кодекс на известной основе, можно было бросить РПЦ вызов, ввергнуть в очищающий кризис. Но тогда он стал бы остро неприятен двучленной системе власть—религия. Влияние творчества Кинчева и без того опасно в определенной социальной ситуации. Если бы августовский путч состоялся в пользу «той» стороны, реальную идеологию подполья формировали бы именно такие лидеры.

Однако сейчас другое время, синтетическое, не радикальное: все довольны, счастливы, волны колебаний друг друга гасят. Поэтому Кинчев как поэт и неформальный лидер остается в стороне, он служит только своей лирике, как и другие лидеры бескомпромиссного русского рока.

Зато Кинчев чуток к музыке. Его группа никогда не наверстывала звучание вслед за кем-то, хотя это естественные обстоятельства для русских музыкантов, живущих в стороне от западных студий. Он лишь удачно предугадывал, впитывая то, что ложилось на почву. Последний альбом «Изгой», как обычно, не повторяет предыдущих, обогащен электроникой.

Нынешнюю «Алису» можно определить на пересечении векторов Metallica—Linkin Park, вторжение электроники особенно выражено в песне «Ночь» из сингла «Синий предел», это кавер-версия известной песни группы «Пикник». Если так пойдет и дальше, «Алиса» останется в лидерах и у следующего поколения. Сама песня «Синий предел» написана в соавторстве с композитором Алексеем Рыбниковым, автором рок-оперы «Юнона и Авось». Кстати, и Кинчеву предлагали создать рок-оперу, но он отказался. В начале 2007 года ожидается новый альбом «Стать Севера», тогда же выйдет на экраны славянско-эпическая фэнтези «Волкодав». В ноябре появится клип «На пороге неба», именно эта песня и станет саундтреком к фильму.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».