29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Колеса фортуны"

Архивная публикация 2002 года: "Колеса фортуны"

Автомобиль в большинстве российских регионов уже не роскошь, а средство передвижения. Где это превращение уже случилось, а где еще нет -- хорошо видно из статистики.Автомобиль в России пока еще не стал предметом первой необходимости. А потому число машин на 1000 населения у нас может служить хоть и косвенным, но очень ярким показателем обеспеченности населения в том или ином регионе.
Понятно, что по степени автомобилизации населения лидирует Москва. Пояснять сей факт, наверное, не нужно. Понятно также, почему велико число автолюбителей в Калининградской области и Приморье -- это таможенные ворота России, через которые в страну вливаются дешевые подержанные иномарки. Часть из них, понятно, оседает, что называется, в порту назначения.
Однозначная связь между доходами населения и уровнем его автомобилизации наблюдается в таких регионах, как вторая столица -- Санкт-Петербург, газо- и нефтедобывающая Тюменская область, Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область, население которых неплохо зарабатывает благодаря подсобным хозяйствам. Активно покупают машины и жители крупных промышленных центров: Воронежа, Самары, Московской и Ленинградской областей.
А вот малое число машин на душу населения объяснять одной только бедностью жителей того или иного региона было бы неправильно.
В отношении некоторых российских провинций это верно, в отношении других -- нет. Возьмем, например, Костромскую, Архангельскую, Кировскую или Брянскую области. Здесь купить авто могут только состоятельные (по местным меркам) граждане. А поскольку таковых мало, то и "коэффициент автомобилизации" низок.
А вот что касается Крайнего Севера -- вроде Ненецкого, Таймырского, Коми-Пермяцкого, Корякского, Чукотского или Эвенкийского округов, -- то здесь на малую популярность личного автотранспорта (наряду с бедностью) влияет еще и элементарное отсутствие дорог. Здесь, действительно, "оленем лучше". Да и куда ездить, если от одного населенного пункта до другого иначе как на вертолете или самолете не доберешься. Например, на богатом благодаря Норильскому комбинату Таймыре есть не очень большой Норильск и маленькая столица Дудинка. Дороги между ними нет. А внутри городов расстояния можно запросто преодолеть пешком. В Эвенкии же городов вообще нет, их заменяет один поселок городского типа Тура, числящийся столицей региона. И передвигаются по нему все его 6 тысяч жителей пешком.
Иная ситуация в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Низкий показатель автомобилизации здесь неверно было бы объяснять нищетой населения. Скорее, наоборот. Имея побочный доход (торговля, массовое браконьерство, доходы от личных хозяйств), очень многие местные жители кавказцы имеют средства для покупки авто. Тем более что именно сюда стекается львиная доля краденых машин, достающихся своим владельцам за копейки. Однако на Кавказе много многодетных семей, поэтому в пересчете на душу населения результат получается не впечатляющий.

Где в России больше всего, а где -- меньше всего автомобилистов*

Автомобиль в большинстве российских регионов уже не роскошь, а средство передвижения. Где это превращение уже случилось, а где еще нет -- хорошо видно из статистики.Автомобиль в России пока еще не стал предметом первой необходимости. А потому число машин на 1000 населения у нас может служить хоть и косвенным, но очень ярким показателем обеспеченности населения в том или ином регионе.

Понятно, что по степени автомобилизации населения лидирует Москва. Пояснять сей факт, наверное, не нужно. Понятно также, почему велико число автолюбителей в Калининградской области и Приморье -- это таможенные ворота России, через которые в страну вливаются дешевые подержанные иномарки. Часть из них, понятно, оседает, что называется, в порту назначения.

Однозначная связь между доходами населения и уровнем его автомобилизации наблюдается в таких регионах, как вторая столица -- Санкт-Петербург, газо- и нефтедобывающая Тюменская область, Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область, население которых неплохо зарабатывает благодаря подсобным хозяйствам. Активно покупают машины и жители крупных промышленных центров: Воронежа, Самары, Московской и Ленинградской областей.

А вот малое число машин на душу населения объяснять одной только бедностью жителей того или иного региона было бы неправильно.

В отношении некоторых российских провинций это верно, в отношении других -- нет. Возьмем, например, Костромскую, Архангельскую, Кировскую или Брянскую области. Здесь купить авто могут только состоятельные (по местным меркам) граждане. А поскольку таковых мало, то и "коэффициент автомобилизации" низок.

А вот что касается Крайнего Севера -- вроде Ненецкого, Таймырского, Коми-Пермяцкого, Корякского, Чукотского или Эвенкийского округов, -- то здесь на малую популярность личного автотранспорта (наряду с бедностью) влияет еще и элементарное отсутствие дорог. Здесь, действительно, "оленем лучше". Да и куда ездить, если от одного населенного пункта до другого иначе как на вертолете или самолете не доберешься. Например, на богатом благодаря Норильскому комбинату Таймыре есть не очень большой Норильск и маленькая столица Дудинка. Дороги между ними нет. А внутри городов расстояния можно запросто преодолеть пешком. В Эвенкии же городов вообще нет, их заменяет один поселок городского типа Тура, числящийся столицей региона. И передвигаются по нему все его 6 тысяч жителей пешком.

Иная ситуация в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Низкий показатель автомобилизации здесь неверно было бы объяснять нищетой населения. Скорее, наоборот. Имея побочный доход (торговля, массовое браконьерство, доходы от личных хозяйств), очень многие местные жители кавказцы имеют средства для покупки авто. Тем более что именно сюда стекается львиная доля краденых машин, достающихся своим владельцам за копейки. Однако на Кавказе много многодетных семей, поэтому в пересчете на душу населения результат получается не впечатляющий.


Где в России больше всего, а где -- меньше всего автомобилистов*

МестоРегионЧисло частных легковых автомобилей на 1000 человек населения

1Москва223,8

2Калининградская область208,0

3Приморский край202,1

4Ханты-Мансийский авт. округ198,9

5Санкт-Петербург183,7

6Сахалинская область183,0

7Тюменская область170,4

8Краснодарский край166,7

9Воронежская область165,8

10Камчатская область165,7

11Самарская область163,0

12Республика Адыгея154,4

13Московская область148,5

14Республика Карелия148,7

15Республика Хакасия148,0

16Ямало-Ненецкий авт. округ147,9

17Ростовская область141,6

18Амурская область134,7

19Ставропольский край140,3

20Ленинградская область139,8

***

69Костромская область95,3

70Карачаево-Черкесская Республика95,0

71Республика Тыва90,4

72Агинский Бурятский авт. округ89,4

73Архангельская область85,7

74Кировская область83,6

75Республика Мордовия78,6

76Республика Бурятия76,2

77Республика Марий Эл75,4

78Усть-Ордынский Бурятский авт. округ69,7

79Чувашская Республика64,3

80Брянская область57,6

81Республика Ингушетия54,8

82Ненецкий авт. округ54,0

83Республика Дагестан53,5

84Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ40,9

85Коми-Пермяцкий авт. округ27,2

86Корякский авт. округ16,6

87Чукотский авт. округ15,1

88Эвенкийский авт. округ9,4

* По данным Госкомстата. По состоянию на конец 2001 года.


Данные по Чеченской Республике отсутствуют.

НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама