Архивная публикация 2002 года: "Колеса фортуны"
Автомобиль в большинстве российских регионов уже не роскошь, а средство передвижения. Где это превращение уже случилось, а где еще нет -- хорошо видно из статистики.Автомобиль в России пока еще не стал предметом первой необходимости. А потому число машин на 1000 населения у нас может служить хоть и косвенным, но очень ярким показателем обеспеченности населения в том или ином регионе.
Понятно, что по степени автомобилизации населения лидирует Москва. Пояснять сей факт, наверное, не нужно. Понятно также, почему велико число автолюбителей в Калининградской области и Приморье -- это таможенные ворота России, через которые в страну вливаются дешевые подержанные иномарки. Часть из них, понятно, оседает, что называется, в порту назначения.
Однозначная связь между доходами населения и уровнем его автомобилизации наблюдается в таких регионах, как вторая столица -- Санкт-Петербург, газо- и нефтедобывающая Тюменская область, Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область, население которых неплохо зарабатывает благодаря подсобным хозяйствам. Активно покупают машины и жители крупных промышленных центров: Воронежа, Самары, Московской и Ленинградской областей.
А вот малое число машин на душу населения объяснять одной только бедностью жителей того или иного региона было бы неправильно.
В отношении некоторых российских провинций это верно, в отношении других -- нет. Возьмем, например, Костромскую, Архангельскую, Кировскую или Брянскую области. Здесь купить авто могут только состоятельные (по местным меркам) граждане. А поскольку таковых мало, то и "коэффициент автомобилизации" низок.
А вот что касается Крайнего Севера -- вроде Ненецкого, Таймырского, Коми-Пермяцкого, Корякского, Чукотского или Эвенкийского округов, -- то здесь на малую популярность личного автотранспорта (наряду с бедностью) влияет еще и элементарное отсутствие дорог. Здесь, действительно, "оленем лучше". Да и куда ездить, если от одного населенного пункта до другого иначе как на вертолете или самолете не доберешься. Например, на богатом благодаря Норильскому комбинату Таймыре есть не очень большой Норильск и маленькая столица Дудинка. Дороги между ними нет. А внутри городов расстояния можно запросто преодолеть пешком. В Эвенкии же городов вообще нет, их заменяет один поселок городского типа Тура, числящийся столицей региона. И передвигаются по нему все его 6 тысяч жителей пешком.
Иная ситуация в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Низкий показатель автомобилизации здесь неверно было бы объяснять нищетой населения. Скорее, наоборот. Имея побочный доход (торговля, массовое браконьерство, доходы от личных хозяйств), очень многие местные жители кавказцы имеют средства для покупки авто. Тем более что именно сюда стекается львиная доля краденых машин, достающихся своим владельцам за копейки. Однако на Кавказе много многодетных семей, поэтому в пересчете на душу населения результат получается не впечатляющий.
Где в России больше всего, а где -- меньше всего автомобилистов*
Автомобиль в большинстве российских регионов уже не роскошь, а средство передвижения. Где это превращение уже случилось, а где еще нет -- хорошо видно из статистики.Автомобиль в России пока еще не стал предметом первой необходимости. А потому число машин на 1000 населения у нас может служить хоть и косвенным, но очень ярким показателем обеспеченности населения в том или ином регионе.
Понятно, что по степени автомобилизации населения лидирует Москва. Пояснять сей факт, наверное, не нужно. Понятно также, почему велико число автолюбителей в Калининградской области и Приморье -- это таможенные ворота России, через которые в страну вливаются дешевые подержанные иномарки. Часть из них, понятно, оседает, что называется, в порту назначения.
Однозначная связь между доходами населения и уровнем его автомобилизации наблюдается в таких регионах, как вторая столица -- Санкт-Петербург, газо- и нефтедобывающая Тюменская область, Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область, население которых неплохо зарабатывает благодаря подсобным хозяйствам. Активно покупают машины и жители крупных промышленных центров: Воронежа, Самары, Московской и Ленинградской областей.
А вот малое число машин на душу населения объяснять одной только бедностью жителей того или иного региона было бы неправильно.
В отношении некоторых российских провинций это верно, в отношении других -- нет. Возьмем, например, Костромскую, Архангельскую, Кировскую или Брянскую области. Здесь купить авто могут только состоятельные (по местным меркам) граждане. А поскольку таковых мало, то и "коэффициент автомобилизации" низок.
А вот что касается Крайнего Севера -- вроде Ненецкого, Таймырского, Коми-Пермяцкого, Корякского, Чукотского или Эвенкийского округов, -- то здесь на малую популярность личного автотранспорта (наряду с бедностью) влияет еще и элементарное отсутствие дорог. Здесь, действительно, "оленем лучше". Да и куда ездить, если от одного населенного пункта до другого иначе как на вертолете или самолете не доберешься. Например, на богатом благодаря Норильскому комбинату Таймыре есть не очень большой Норильск и маленькая столица Дудинка. Дороги между ними нет. А внутри городов расстояния можно запросто преодолеть пешком. В Эвенкии же городов вообще нет, их заменяет один поселок городского типа Тура, числящийся столицей региона. И передвигаются по нему все его 6 тысяч жителей пешком.
Иная ситуация в республиках Северного Кавказа: Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Низкий показатель автомобилизации здесь неверно было бы объяснять нищетой населения. Скорее, наоборот. Имея побочный доход (торговля, массовое браконьерство, доходы от личных хозяйств), очень многие местные жители кавказцы имеют средства для покупки авто. Тем более что именно сюда стекается львиная доля краденых машин, достающихся своим владельцам за копейки. Однако на Кавказе много многодетных семей, поэтому в пересчете на душу населения результат получается не впечатляющий.
Где в России больше всего, а где -- меньше всего автомобилистов*
Место | Регион | Число частных легковых автомобилей на 1000 человек населения |
---|---|---|
1 | Москва | 223,8 |
2 | Калининградская область | 208,0 |
3 | Приморский край | 202,1 |
4 | Ханты-Мансийский авт. округ | 198,9 |
5 | Санкт-Петербург | 183,7 |
6 | Сахалинская область | 183,0 |
7 | Тюменская область | 170,4 |
8 | Краснодарский край | 166,7 |
9 | Воронежская область | 165,8 |
10 | Камчатская область | 165,7 |
11 | Самарская область | 163,0 |
12 | Республика Адыгея | 154,4 |
13 | Московская область | 148,5 |
14 | Республика Карелия | 148,7 |
15 | Республика Хакасия | 148,0 |
16 | Ямало-Ненецкий авт. округ | 147,9 |
17 | Ростовская область | 141,6 |
18 | Амурская область | 134,7 |
19 | Ставропольский край | 140,3 |
20 | Ленинградская область | 139,8 |
*** | ||
69 | Костромская область | 95,3 |
70 | Карачаево-Черкесская Республика | 95,0 |
71 | Республика Тыва | 90,4 |
72 | Агинский Бурятский авт. округ | 89,4 |
73 | Архангельская область | 85,7 |
74 | Кировская область | 83,6 |
75 | Республика Мордовия | 78,6 |
76 | Республика Бурятия | 76,2 |
77 | Республика Марий Эл | 75,4 |
78 | Усть-Ордынский Бурятский авт. округ | 69,7 |
79 | Чувашская Республика | 64,3 |
80 | Брянская область | 57,6 |
81 | Республика Ингушетия | 54,8 |
82 | Ненецкий авт. округ | 54,0 |
83 | Республика Дагестан | 53,5 |
84 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ | 40,9 |
85 | Коми-Пермяцкий авт. округ | 27,2 |
86 | Корякский авт. округ | 16,6 |
87 | Чукотский авт. округ | 15,1 |
88 | Эвенкийский авт. округ | 9,4 |
* По данным Госкомстата. По состоянию на конец 2001 года.
Данные по Чеченской Республике отсутствуют.
НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».