25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Команда "газы!""

Архивная публикация 2011 года: "Команда "газы!""

Европа всеми способами пытается добиться от "Газпрома" снижения цен на голубое топливо. "Газпром" оказался под сильным прессингом со стороны импортеров российского газа. На минувшей неделе Турция, второй по объемам покупатель российского газа за рубежом, объявила, что не будет продлевать с российским поставщиком один из газовых контрактов. А незадолго до этого в офисах ряда европейских компаний, аффилированных с "Газпромом", прошли обыски. Цель этих акций - побудить газовый концерн изменить систему долгосрочных контрактов на поставку топлива, сделав ее более гибкой, и снизить цены, привязав их к спотовым (стоимости газа на краткосрочном рынке). Если европейцам это удастся, то российский монополист рискует потерять миллиарды долларов выручки в год. В то же время физический объем поставок может даже вырасти, ведь спрос на топливо в Европе будет расти.

Европа всеми способами пытается добиться от "Газпрома" снижения цен на голубое топливо. "Газпром" оказался под сильным прессингом со стороны импортеров российского газа. На минувшей неделе Турция, второй по объемам покупатель российского газа за рубежом, объявила, что не будет продлевать с российским поставщиком один из газовых контрактов. А незадолго до этого в офисах ряда европейских компаний, аффилированных с "Газпромом", прошли обыски. Цель этих акций - побудить газовый концерн изменить систему долгосрочных контрактов на поставку топлива, сделав ее более гибкой, и снизить цены, привязав их к спотовым (стоимости газа на краткосрочном рынке). Если европейцам это удастся, то российский монополист рискует потерять миллиарды долларов выручки в год. В то же время физический объем поставок может даже вырасти, ведь спрос на топливо в Европе будет расти.

ТУРЕЦКИЙ ДЕМАРШ

©

Глава "Газпрома" Алексей Миллер не скрывал растерянности, докладывая в минувший понедельник премьеру Владимиру Путину о проверках и выемке документов в европейских офисах компании. "Для нас, конечно же, эти события стали неприятным сюрпризом. При всем том, что "Газпром" всегда был и остается открытым к диалогу. Мы выражаем надежду, что законные интересы "Газпрома" будут соблюдены", - сказал он. И, словно желая скрасить немного свою неуверенность, добавил: "Газпром" "оставляет за собой все свои права, которые мы готовы защищать в правовом поле". Владимир Путин отреагировал на сообщение Миллера сдержанно. Премьер заявил, что "мы будем следить за тем, что происходит в Европе", а также попросил руководителя "Газпрома" "своевременно об этом докладывать". И пошутил, спросив: "Надеюсь, в Европе за контракты с "Газпромом" пока еще никого не арестовали, в тюрьму не посадили?" Получив отрицательный ответ, Путин сказал: "Слава тебе господи!"
Пока "большие парни" разговаривали в Кремле, общественность обсуждала другую новость. Турция объявила о нежелании продлевать с российским монополистом один из контрактов на поставку газа. Речь идет о контракте, заключенном еще во времена СССР - 25 лет назад. По этому контракту было поставлено около 6 млрд куб. м газа из 18 млрд, полученных Турцией в 2010 году. Аналитики "Тройки Диалог" считают, что "Газпром" попытается реализовать газ другим турецким поставщикам, что будет соответствовать проводимой Турцией политике демонополизации внутреннего рынка природного газа. "Следовательно, по нашему мнению, на общий объем поставок газа в Турцию данное событие вряд ли повлияет значительно", - полагают они. Если российский монополист не сможет пристроить этот объем, то он потеряет около $2 млрд.
Но главное в этом событии другое. Турецкая госкомпания Botas создала прецедент, ведь раньше практически никто от продления контрактов не отказывался, теперь же все становится не так очевидно. Кроме того, даже если "Газпром" найдет новых клиентов в Турции, то вряд ли он сможет подписать с ними такой же длинный контракт на тех же условиях: привязка стоимости газа к ценам на нефть и условие "бери или плати", когда потребитель платит за газ вне зависимости от того, выбрал он его из трубы или нет. Новые договоры будут краткосрочными, а цены - ближе к ценам спотового рынка.
Но на этом плохие новости для "Газпрома" не закончились. Евросоюз продолжает уговаривать Среднеазиатские страны бывшего СССР вступить в проект строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря (затем труба должна присоединиться к газопроводу "Набукко"). Комиссар по энергетике Еврокомиссии Гюнтер Этингер пригласил Казахстан присоединиться к проекту наряду с Туркменистаном и Азербайджаном. Пока, к радости "Газпрома", Казахстан ответил, что он и не прочь, но у него для этого нет ресурсов. Тем не менее аналитики не сомневаются, что ЕС продолжит "обрабатывать" Баку, Ашхабад и Астану.
"Растет количество конкурирующих с "Южным потоком" проектов, позволяющих Среднеазиатским странам поставлять газ в Европу напрямую, в обход России. Причем эти проекты получают все большую политическую поддержку у европейских стран и представляют все больший интерес для крупных международных нефтегазовых компаний", - полагает содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг. Он отмечает, что уже сейчас можно говорить о том, что вместо проекта "Газпрома" для Европы выгоднее строительство "Набукко", так как доля российского газа на европейском рынке более 25%, а в перспективе десяти лет может превысить 30%. "Прямой доступ к среднеазиатскому газу и, как следствие, диверсификация поставщиков приведет не только к большей энергобезопасности ЕС, но и, увеличив конкуренцию среди поставщиков, к снижению цены на газ", - подчеркивает эксперт.

ВСЕ В СУД

©

Демарш Турции стал неожиданностью для рынка, а вот каких-то более активных действий в отношении "Газпрома" со стороны ЕС эксперты ждали давно. "Можно говорить о заранее спланированной акции против российской компании", - говорит старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. Он считает, что поводом для проверок "Газпрома" является недовольство доминированием российской компании на европейском газовом рынке.
Европейцы ведут согласованное наступление по всем фронтам. Во-первых, это внедрение в жизнь так называемого третьего энергопакета (пакет правовых норм, направленных на усиление конкуренции и выделение из энергохолдингов в отдельный бизнес транспортировки газа). Первой страной, которая начала активные действия по отъему труб у "Газпрома", стала Литва. "В случае развития событий по худшему сценарию литовский опыт может быть распространен и на другие европейские страны. Однако для изъятия у "Газпрома" трубопроводов компании необходимо создать негативный имидж перед общественностью, чем, собственно, сейчас и занимается ЕС", - отмечает Виктор Марков.
Если европейские чиновники найдут что-то против "Газпрома" в ходе инспекций, то могут выписать штраф за нарушение антимонопольного законодательства. Денис Борисов из Банка Москвы оценивает возможные суммы - от нескольких десятков миллионов долларов до максимально возможных $5 млрд (штраф начисляется в размере 10% от выручки, полученной на рынках, где зафиксированы нарушения).
Не менее важный вопрос - цена на газ. До второй половины 2008 года в ЕС мало кто говорил о вреде формульного ценообразования, заложенного в долгосрочные контракты российского монополиста. Но грянул кризис - и все в корне изменилось. Цены на нефть снизились, а цены на газ, которые меняются с лагом в несколько месяцев, остались на прежнем уровне. Кроме того, на рынке Старого Света оказалось много сжиженного природного газа с Ближнего Востока и из Азии, продававшегося по спотовым ценам, которые были значительно ниже газпромовских. Между тем энергетическим компаниям, которые покупали газ у России, надо было его перепродавать конечным потребителям. И зачастую они делали это себе в убыток, ведь спрос со стороны населения и промышленных предприятий тоже упал.
"Газпром" испытал жесточайшее давление со стороны своих европейских контрагентов, требовавших снизить объемы оплаты газа в рамках "бери или плати" и ввести в контракты пункты, по которым часть газа будет продаваться по спотовым ценам. Компания крайне неохотно, но вынуждена была пойти на уступки своим основным партнерам в Германии, Италии, Турции. Те европейские компании, которые не смогли добиться от "Газпрома" скидок, вынуждены были подавать в суд. Итальянская Edison подала иск в суд с требованием пересмотра контракта на поставку российского газа на условиях "бери или плати" в ноябре прошлого года. По этому пути пошел и основной партнер "Газпрома" в Германии немецкий концерн E.On, который хочет еще больших уступок в контрактах.

ПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ

©

Очевидно, что "Газпрому" стоит быть более гибким в отношениях с ЕС. Компания могла бы сама инициировать процесс реформирования долгосрочных контрактов, тем более что она существует практически в неизменном виде со времен СССР. Сейчас газ остается одним из немногих товаров, стоимость которого не определяется в ходе биржевых торгов, а привязана к ценам на нефть. Плюсом такого механизма является снижение рисков от слишком частых колебаний стоимости газа.
"Надо понимать, что долгосрочные контракты страхуют от конъюнктурных колебаний, то есть выгодны самим покупателям, которые, кстати, прекрасно это осознают. Когда спотовые цены оказываются выше, чем цены "Газпрома", ЕС молчит, и выборка газа с его стороны растет, когда же цены снижаются - начинается саботаж наших контрактов", - отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Он полагает, что все нынешние события "во многом продиктованы ис-кусственно созданной "газпромофобией".
Как бы то ни было, ЕС "не слезет" с "Газпрома" и будет искать все новые пути давления на компанию и ослабления ее влияния на энергетический сектор Старого Света. В этом уверены все эксперты, опрошенные "Профилем". Для "Газпрома" это чревато прежде всего финансовыми потерями. Денис Борисов полагает, что с учетом ситуации со спотовыми ценами гипотетические потери "Газпрома" от изменений в системе долгосрочных контрактов могут достигнуть $10-11 млрд. Эта сумма сопоставима примерно с 30% выручки компании от продажи газа в Европе (без учета налогов, акцизов и таможенных сборов).
Впрочем, вероятнее всего, "Газпром" и его клиенты не откажутся полностью от долгосрочных контрактов, но увеличат в них долю спотовых цен (сейчас она занимает около 15%, а может вырасти до 30%). "Я не думаю, что в перспективе весь газ по контрактам "Газпрома" будет поставляться исключительно по спотовым ценам, так как это осложнит жизнь не только ему, но и его европейским потребителям из-за большей волатильности цен на спотовом рынке и проблем с планированием финансовой и операционной деятельности по всей цепочке ценообразования", - поясняет Григорий Бирг.
При этом российская компания не растеряет все свои рыночные позиции. Напро-тив, как и предполагает Алексей Миллер, поставки газа могут даже вырасти. Ведь ЕС отказывается от атомной энергетики, а потребление электроэнергии лишь растет. Но только манипулировать, получать сверхприбыль, пытаться играть вентилем России никто уже не позволит. "Газпромофобия" поразила клетки европейского общества слишком глубоко.
При участии Евлалии Самедовой

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».