Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "КОМАНДА «ПОДЪЕМ!»"

Лизинговый рынок России показал первые признаки оживления.    С начала года на российском лизинговом рынке наблюдается стабильный рост. Так, по данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в первом полугодии этого года составил 255 млрд рублей (за весь прошлый год — 315 млрд рублей). По итогам девяти месяцев обработанных данных еще нет. Однако, по прогнозам аналитиков, объем нового лизингового бизнеса по итогам 2010 года может превысить 600 млрд рублей.
   
СДЮЖИЛИ
    «Очевидно, что вместе с про-цессом восстановления российской экономики, развертыванием остановленных ин-вестиционных программ на предприятиях вновь появился устойчивый спрос на услуги финансовой аренды», — объясняет такой очевидный интенсивный рост директор департамента продаж компании «ФБ-Лизинг» Виталий Цхай. Однако возврата оборотов на докризисный уровень, по его мнению, следует ожидать не ранее 2012 года. «Многое будет зависеть не только от самих предприятий, но и от инвестиционного климата в стране и действий правительства в плане поддержки развития малого и среднего бизнеса (МСБ)», — говорит эксперт.
   Как отмечает генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев, вместе с повышением активности потребителей лизинговых услуг и на общем фоне подъема экономики стали активно развиваться как крупные лизинговые ком-пании, имеющие миллиардный лизинговый портфель, так и небольшие организации, оказывающие розничные услуги в сфере лизинга. «Лизингодатели начали набирать персонал, снова планировать открытие филиалов, увеличили рекламную активность», — добавляет директор по развитию Государственной транспортной лизинговой компании Владимир Добровольский. Вместе с этим, по словам Андрея Коноплева, лизинговые ком-пании изменили подход к ана-лизу деятельности лизингополучателя и условиям до-говора, что также положительно повлияло на развитие рынка и снизило неплатежеспособность клиентов. По крайней мере опасения, что кризис ликвидности и проблемы с выполнением лизингополучателями своих обязательств могут привести к массовым дефолтам в отрасли, не оправдались: банкротства лизинговых компаний в последние два года были единичными.
   
НА ГОСУДАРСТВО НАДЕЙСЯ
    По мнению большинства участников рынка, опрошен-ных «Профилем», одной из самых важных тенденций этого года стало повышенное внимание государства к лизингу. Управляющий директор компании «Райффай-зен-Лизинг» Галина Майер заметила это по активной дея-тельности лизинговых компаний с государственным участием, в первую очередь лизинговых компаний, уч-режденных крупнейшими гос-банками страны. По данным агентства «Эксперт РА», за первое полугодие на их долю приходилось свыше 40% нового бизнеса.
   Также через госбанки стали реализовываться кредитные программы, ориентированные на кредитование лизинговых компаний, работающих с МСБ. Наибольший практический интерес у лизингодателей, по мнению эксперта, вызвала программа Внешэкономбанка.
   К тому же в большинстве российских регионов приняты местные программы по поддержке МСБ, заинтересованного в лизинге. Речь, как правило, идет о бюджетных дотациях таким предприятиям на компенсацию части лизинговых платежей.
   Уделяла власть внимание лизингу и на законодательном уровне. В частности, Минэкономразвития РФ пре-дложило внести ряд измене-ний в закон о лизинге, направленных на улучшение норм, регулирующих лизинг в России.
   Принятие поправок, по сло-вам финансового директо-ра компании «Центр-Капи-тал» Елены Адамовой, позволит лизинговым компаниям работать с некоммер-ческими организациями и физическими лицами, лега-лизует вторичный лизинг, а также значительно облегчит изъятие техники у недобросовестных должников. «Эти изменения, несомненно, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии российского рынка лизинговых услуг», — уверена специалист. Как стало известно «Профилю», обновленный закон о лизинге сейчас вторично дорабатывается и будет предложен правительству до 15 декабря.
   
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
   Помимо внимания властей в текущем году эксперты так-же отмечают следующие тен-денции рынка: существенный рост доли автолизинга, связанный с подъемом отечественного авторынка; укрупнение некоторых операторов рынка; снижение стоимости финансирования практичес-ки до докризисного уровня и возобновление региональной экспансии.
   Как рассказал Виталий Цхай, некоторые отрасли, в частности, авто-, коммерческий транспорт, уже оправились от кризисного шока, и на рынке наблюдается актив-ное оживление. Высоким спросом пользуются машины небольшой грузоподъемности. Уверенное восстановление, по его мнению, демонстрируют сегменты же-лезнодорожного транспорта, строительной и спецтехники, а также лизинга оборудования. Что, в частности, подтверждает руководитель отдела маркетинга и анали-тических исследований ком-пании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин: «Спрос на вагоны начал возобновляться уже во второй половине прошлого года, а финансо-вых ресурсов все еще не бы-ло, и в такой ситуации лизинговые компании при под-держке государственного фи-нансирования смогли первыми прийти на заводы и купить вагоны, а также гарантировать себе поставки вагонов в будущем». Говорит он и об изменении отношения участников рынка ж/д перевозок к вопросу приобретения собственного подвижного состава. «Испытав на себе трехкратное падение цен на вагоны в течение квартала, они уже не столь уверены в выгодности ин-вестиций в грузовые ваго-ны, и именно с этим связан рост спроса на долгосрочную аренду вагонов, который мы наблюдаем на рынке», — подчеркивает специалист.
   Еще об одном прецеденте на рынке рассказала директор по продажам и мар-кетингу компании «Дельта-Лизинг» Валентина Полякова: «К ключевым событиям мы относим получение нами очередного объема инвести-ций от международных фи-нансовых корпораций — Европейского банка рекон-струкции и развития и американской корпорации по зарубежным частным инве-стициям. Фактически именно наша компания получила первые зарубежные инвестиции в лизинговый сектор России с начала кризиса».
   
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
   Однако существуют на рынке и проблемы, препятствующие значительному развитию ли-зинга в России. Таковыми, на-пример, по мнению Виталия Цхая, все еще остаются по-гашение лизингополучателями образовавшейся в период кризиса задолженности, нехватка качественных платеже-способных клиентов и сложности лизингодателей, связан-ные с реализацией на вторичном рынке изъятого имущества. «Последнее влечет за собой обесценение предметов лизинга и сегодня все еще является острой проблемой, стоящей перед рынком, — рас-сказывает он. — Ведь зачас-тую изъятие с последующей продажей предмета лизинга не способно покрыть издерж-ки компаний, понесенные по договору лизинга».
   Андрей Коноплев основными угрозами рынку на данный момент считает: не-определенность поведения участников лизинговых сде-лок (кредитных учреждений, лизингодателей, поставщи-ков), негативные последст-вия экономического кризиса, проблемы с финансированием лизинговых операций на срок более трех лет, потенциальное падение стоимости имущества и ухудшение кредитного качества лизингополучателя.
   Свой взгляд на этот счет у Валентины Поляковой. Экс-перт видит причины в сложности привлечения действительно дешевого финансирования: «Сегодня это больше прерогатива государственных игроков, лизинг все еще остается довольно дорогим продуктом для МСБ».
   «К насущным проблемам необходимо отнести разобщенность лизингового сооб-щества и, как следствие, от-сутствие единых стандартов и правил работы лизинговых компаний на рынке, что, ес-тественно, затрудняет работу всех участников рынка», — продолжает тему Галина Май-ер. Характерна сейчас для рын-ка и частичная потеря кад-рового потенциала. По мне-нию Владимира Добровольского, лизинг — это отрасль,обладающая значительной спецификой, и лизинговые специалисты вырастают в ос-новном внутри нее. «Доволь-но редки случаи, когда в ли-зинговых компаниях успешно начинают работать руко-водители из других отраслей. Даже с близкими к лизингу отраслями, такими как банковское кредитование, практически не происходит кадрового обмена», — сетует эксперт.
   Вызывают опасения у участников рынка, по мнению Елены Адамовой, предложения некоторых государственных органов по возможной отмене ускоренной амортизации и ужесточению налогового законодательства.
   «Непродуманная и несвоевременная отмена ускоренной амортизации приведет, во-первых, к прямому разрушению лизинговой отрасли, давшей в последний докризисный 2007 год свыше 3% от ВВП и имеющей триллионный оборот даже в непростой посткризисный год, а во-вто-рых, затормозит и существен-но процессы модернизации предприятий страны», — ре-зюмирует председатель под-комитета Торгово-промыш-ленной палаты РФ по лизингу Алексей Акиндинов.

{PAGE}
   

   ЧТО СТАНЕТ ОСНОВНЫМ ДРАЙВЕРОМ РОСТА ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА?
   ЭКСПЕРТЫ
   Андрей КОНОПЛЕВ,
   генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг»:
   «На макроэкономическом уровне осно-вой роста лизинговой отрасли станет, прежде всего, потребность клиентов в услугах лизинга. К важным аспектам развития рынка можно отнести решение законодательных вопросов в сфере лизинга, прозрачность деятельности как лизинговых компаний, так и государственных органов, контактирующих с этими компаниями по различным вопросам, начиная с регистрации и заканчивая рассмотрением лизинговых споров в суде. Немалую роль здесь играет государство, основная цель которого — создать надеж-ный механизм, обеспечивающий свободное развитие рынка ли-зинговых услуг на основе честной и законной конкуренции. Со стороны лизинговых компаний основой роста рынка будет разработка механизмов снижения рисков по сделкам, что даст им возможности увеличения объемов реализации лизингового продукта и соответственно получение максимальной прибыли».

   

   КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СДЕЛКИ В ЭТОМ ГОДУ ВЫ МОГЛИ БЫ ОТМЕТИТЬ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Елена АДАМОВА,
   финансовый директор лизинговой компании «Центр-Капитал»:
   «Предоставляя услуги практически во всех отраслях экономики, мы успешно осуществляем лизинговые проекты любой сложности с использованием всего спектра возможностей лизинга и различных путей финансирования сделок. В текущем году компания заключила ряд крупных сделок с ведущими рос-сийскими предприятиями. К примеру, в марте мы подписали с автомобильной корпорацией «Камаз» договор лизинга производственного оборудования на общую сумму почти 5,5 млн евро. В августе нами был одобрен лимит на 200 млн рублей геофизическому предприятию «Сибнефтегеофизика» — на приобретение в лизинг сейсморазведочной аппаратуры и оборудования, грузовых автомобилей и спецтехники. Месяцем позже компания «Центр-Капитал» заключила договоры лизинга с шестью управляющими компаниями ЖКХ города Нижнекамска (Татарстан). В рамках проекта нами совместно с банком «РосБР» были переданы в лизинг узлы учета тепла горячей и холодной воды, установленные в рамках федеральной программы энергосбережения в 79 жилых многоквартирных домах. Эти приборы позволяют существенно уменьшить затраты населения. Общая стоимость лизинговой сделки составляет 104 млн рублей. Также в этом году нами подписано уже 20 договоров финансового лизинга на общую сумму около 300 млн рублей с одним из крупнейших переработчиков молока в Татарстане — компанией «ВАМИН Татарстан».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK