Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Команда «сидеть!»"

Кажется, под половиной чиновников, бизнесменов и рядовых менеджеров нашей страны закачалось кресло. Иначе с чего бы они как по команде бросились эти кресла (а заодно столы, шкафы и прочую офисную обстановку) менять?Оперативная обстановка

По долгу службы мне приходится регулярно посещать множество самых разных контор. И всюду как минимум раз в полгода меняют мебель. Просто мания какая-то. Я даже подумал, что это мне лично так везет на меблировочных маньяков. Оказалось, нет — это на самом деле тенденция, подтверждаемая статистиками: за прошлый год в России мебели было продано на $1,2 млрд., из которых около $300 млн. пришлось на мебель офисную (данные Российской ассоциации мебельной промышленности). По словам маркетологов, это рекордная сумма за всю историю российского рынка офисной мебели.
Впрочем, помимо бравурных валовых показателей нашему мебельному рынку есть еще чем гордиться — резким укреплением позиций на нем отечественных производителей.
Структура продаж конторской мебели такова. Около 50—60% — это так называемая оперативная мебель, предназначенная для низшего персонала (средняя стоимость одного рабочего места — $200—500). Второй сегмент (примерно 30—40% рынка) — мебель так называемого бизнес-класса, которой обустраиваются рабочие места руководителей и менеджеров среднего звена ($1—10 тыс.). И оставшееся приходится на эксклюзив, предназначенный для кабинетов первых лиц и топ-менеджмента (от $10 тыс.).
Сама структура эта уже достаточно давно сложилась. Поэтому главные изменения — в том, кто и как делит отдельные куски рынка. И здесь-то как раз в прошлом году произошло много чего интересного. Прежде всего, на рынке оперативной мебели продукция российского производства практически полностью вытеснила импортные марки. Если к концу 2001 года все говорили о том, что российские производители мебели медленно, но верно наступают на данный сегмент рынка, то к концу 2002 года стало понятно, что «поле битвы» — за нами. На сегодняшний день почти вся продаваемая у нас в стране оперативная офисная мебель — российского производства (здесь лидируют такие компании, как «Фронда», «Феликс», «Соло», «Крафт», «Юнитекс», «Шатура», D.E.M.-Group).
Большинство российских заводов по производству офисной мебели активно оснащаются современным зарубежным оборудованием, способным производить ламинат, плиты МДФ (из древесной пыли) и прочие современные мебельные материалы. Поэтому произведенная в России мебель для персонала по своему качеству и дизайнерским решениям сейчас уже ни в чем не уступает импортной, а вот стоит в 2—3 раза дешевле последней.
Окрыленные успехом в производстве мебели для персонала, российские мебельщики, судя по всему, не намерены останавливаться на достигнутом. В прошлом году начался еще один примечательный процесс — наши приступили к завоеванию сегмента мебели бизнес-класса.
Пока еще рано говорить о конкретных результатах усилий российских производителей на этом поле. По оптимистическим прогнозам, в ближайший год-два им удастся захватить от 30% до 50% от данного сегмента против нынешних 10—15%.
Что же касается эксклюзивной офисной мебели, то здесь, по мнению специалистов, у российских производителей пока мало шансов на успех.
Екатерина Демидова, начальник департамента выставочных стендов компании D.E.M.-Group:
«Потребители элитной мебели претендуют прежде всего на эксклюзивность. Функциональные свойства офисной мебели и даже ее цена для них часто имеют второстепенное значение. Мебель в кабинете высокопоставленного человека — это прежде всего часть его имиджа. И потому здесь огромное значение имеет как высокое качество, достичь которого российским компаниям пока не под силу, так и сама репутация известного бренда».
Пиноккио личного пользования

Так что, в отличие от рядовых кабинетов, «генеральские», похоже, еще долго будут обставлять мебелью привозной.
В ушедшем году расстановка сил среди иностранцев на нашем рынке практически не изменилась. По-прежнему первенство принадлежит Италии (в стране, где из полена ухитрились сделать говорящего Пиноккио, смастерить из деревяшки шкаф и вовсе не проблема). По оценкам специалистов, около 25—30% импортной мебели привозится в Россию именно из этой страны (а большая ее часть — 60—70% — приходится на продукцию высшего ценового сегмента). Другие крупные страны-поставщики офисной мебели на российском рынке — Испания, Германия, Франция, Великобритания, Польша — идут со значительным отрывом от итальянцев (на каждую из них приходится примерно по 10—20%).
В ближайшее время доля импортной офисной мебели, вероятно, будет сокращаться. Наряду с активными действиями отечественных производителей данному процессу может способствовать рост курса евро по отношению к доллару (и рублю), и как следствие — поднятие внутренней российской цены на продукцию европейского производства. По словам продавцов, за последний год стоимость среднего итальянского гарнитура (стол, кресло, две тумбы) на российском рынке из-за укрепления европейской валюты выросла на 10—15%.
Политика тоже может влиять на мебельный рынок — российские мебельщики последнее время развивают бурную деятельность в околоправительственных кругах, где они подобно российскому автопрому активно призывают защитить отечественного мебельного производителя при помощи повышения импортных пошлин. Чем дело окончится — неизвестно.
Примечательно, что российский производитель офисной мебели готов не только удовлетворять внутренние потребности страны, но уже замахнулся и на экспорт своей продукции. В ушедшем году представители ряда известных российских компаний заявили о своих намерениях начать поставки в страны третьего мира.
Пока никаких реальных достижений здесь нет, правда, наши мебельщики уже весьма успешно засветились на прошлогодней крупной мебельной выставке в Дубае, завязали деловые контакты, которые, вероятно, позволят поставлять офисную мебель в страны Ближнего Востока.
В отношении общих перспектив рынка офисной мебели в России специалисты единодушны — в нынешнем году он вырастет минимум на 10%. Объяснения таких радужных прогнозов выглядят убедительно: дальнейший экономический рост в стране, появление новых компаний — потенциальных покупателей офисной мебели, а также расширение деятельности уже существующих.
Игорь Капырин, начальник отдела маркетинга компании A&A:
«О вероятном росте спроса на офисную мебель можно судить хотя бы по тому факту, что в Москве, Санкт-Петербурге, а также других крупных российских городах заметно увеличиваются объемы строительства административных зданий и бизнес-центров. И все эти помещения необходимо обставить офисной мебелью. Ведь качественная и удобная мебель в офисе — непременное слагаемое успеха любого бизнеса».

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK