24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Компании экспресс-доставки: почтовые ястребы"

Архивная публикация 1998 года: "Компании экспресс-доставки: почтовые ястребы"

Нужно срочно доставить деловую документацию зарубежному партнеру или выставить счет клиенту? Не можете доверить информацию факсу и электронной почте? Или же попросту хочется попижонить перед любимой девушкой и прислать ей с курьером букет цветов? Тогда вам прямая дорога в компании, занимающиеся экспресс-доставкой. Пользуясь их услугами, можно не держать в штате курьеров. Причем обойдется вам это дешевле, чем содержание штатных "ног".Во всем мире услуги по экспресс-доставке документов и грузов чрезвычайно популярны. Судите сами: почта работает медленно, факс выплевывает сообщения с помарками, электронное письмо могут перехватить компьютерные гении -- хакеры. И только компании экспресс-доставки гарантируют быстроту и качество обслуживания наряду с сохранением конфиденциальности. Короче говоря, экспресс-доставка -- это быстро, надежно, а главное, удобно. Но, увы, дорого. Поэтому профессиональных курьеров нужно выбирать тщательно и с пристрастием.
Во всем мире компании экспресс-доставки делятся на международные и местные. Первые развозят корреспонденцию по всему миру, вторые занимаются обслуживанием внутригородских потоков. Аналогичная структура сложилась и в России.
Еще в 80-х четыре мировых лидера в области экспресс-доставки -- DHL, UPS, TNT и FedEx -- открыли свои офисы в Москве. Причем DHL опередила конкурентов ровно на пять лет. Что вкупе с агрессивным поведением на рынке позволило ей стать российским лидером в этой сфере бизнеса. Сейчас DHL контролирует, по разным оценкам, от 40% до 55% российского рынка экспресс-доставки.
По словам коммерческого директора представительства DHL в России Тихона Евдокимова, в России рост рынка услуг экспресс-доставки составляет 60--80% ежегодно. Тогда как в мире эта цифра чуть больше 15%. При этом совокупный оборот российских филиалов компаний, занимающихся экспресс-доставкой, за прошлый год составил, по данным экспертов, $50--65 млн.
Параллельно "варягами" в России с 1994 года начали появляться и отечественные компании, предоставляющие услуги экспресс-доставки в пределах Москвы. Сейчас в столице таких фирм около десятка. Лидерами среди них как по возрасту, так и по числу клиентов являются городская сервис-служба "Курьер", City Express, VV-Express, Zest Express и "Курьер-Сервис".
На Амазонку с приветом

Критерии, на которые должен ориентироваться клиент при выборе фирмы по экспресс-доставке, в сущности, типичны: цена, спектр предоставляемых услуг, оперативность обслуживания, география, надежность.
Чем дальше едет корреспонденция, тем, разумеется, дороже услуга. Дешевле всего отправить корреспонденцию в Европу, самое дорогое направление -- Южная Америка.
Наиболее низкие тарифы у UPS, затем следуют TNT и FedEx. Самые высокие цены у DHL.
Столь ощутимая разница в ценах объясняется тем, что большую часть российского рынка контролирует компания DHL. Которая может себе позволить "задранные" цены, не опасаясь, что клиент уйдет к конкурентам. Тогда как FedEx, контролирующая всего 5--7% рынка, наоборот, вынуждена снижать тарифы с целью привлечения новых клиентов. С ноября прошлого года тарифы российского представительства FedEx стали ниже мировых.
Для регулярных клиентов все компании предлагают скидки от базовых тарифов, которые могут составлять от 5--10% до 40--50%. Все зависит от объема заказов. Чем их больше, тем, разумеется, и скидка выше. Правда, порог, с которого начинается скидка, разнится. В TNT вы можете рассчитывать на поблажки, если ежемесячный объем ваших заказов превышает $1000, тогда как в DHL разговор о скидках можно заводить после $5000.
Лети, лети, лепесток

Весь мир уже давно опутан экспресс-сетями курьеров. И каждая из упомянутых компаний возьмется доставить вашу корреспонденцию практически в любую точку мира.
Однако здесь есть и свои особенности. Скажем, для отправки в США лучше обращаться в UPS и FedEx. Дело в том, что в Штатах эти компании держат около 60--70% рынка, тогда как на долю той же DHL приходится всего 3%. Соответственно у UPS и FedEx и цены на этом направлении ниже на 3--5% чем у TNT и на 20--25%, чем у DHL, а филиальная сеть шире. Следовательно, выше скорость доставки. Правда, последнее относится, скорее, к провинции, потому что в крупные деловые центры все компании доставят вашу корреспонденцию примерно за одинаковый срок.
В Европе сеть шире у TNT. Кроме того, TNT в Европе доставляет корреспонденцию не только по воздуху, но и наземным транспортом. Конечно, наземная доставка будет раза в три медленнее, но и примерно во столько же раз дешевле.
Сорок тыщ одних курьеров

Еще один немаловажный критерий выбора компании -- спектр предоставляемых услуг.
DHL и TNT, помимо стандартной доставки корреспонденции и грузов в течение суток-двух в любую точку планеты, предлагают ускоренную доставку вашего письма индивидуальным курьером. Однако стоить это будет значительно дороже. Оно и понятно: если отправлять письмо с курьером, придется оплатить его расходы на визу, перелет, командировочные и т.д. Характерно, что ни в TNT, ни в DHL "Профилю" не смогли назвать даже примерную цену, в которую может обойтись доставка корреспонденции за рубеж индивидуальным курьером. Видимо, побоялись травмировать излишне впечатлительного читателя.
На зарубежных направлениях такая услуга спросом не пользуется. Зато она оказалась востребована при внутрироссийских перевозках. DHL, например, отправит вашу корреспонденцию весом до 1 кг в Сибирь за $600--700.
DHL в отличие от своих конкурентов отправляет грузы и корреспонденцию из крупнейших российских городов прямиком в свои западноевропейские сортировочные пункты, минуя Москву. Зарубежная корреспонденция также попадает в эти регионы напрямую. Что позволяет, как минимум, на несколько часов быстрее обслуживать клиентов.
DHL ежедневно 24 часа в сутки принимает заявки и отвечает по телефону на вопросы клиентов. В субботу служба работает по стандартным тарифам. Остальные компании круглосуточной работой похвастать не могут. Или не хотят. Потому что считают, что предоставлять особо "навороченные" услуги в России пока бессмысленно. Нет спроса.
Иван Шацких, финансовый директор компании UPS: "Мы предоставляем только один вид услуг -- экспресс-доставку документов и грузов в течение суток, максимум двух. И не видим необходимости расширять спектр услуг. Это в Европе или США идет жесточайшая борьба за каждые полчаса. В России же клиенты не готовы доплачивать за ускоренную доставку корреспонденции. Мы можем доставить сообщение и в субботу, но обойдется это на $15 дороже. Зачем клиенту платить лишние деньги, если по субботам никто не работает, а в понедельник к 10.30 ваше отправление будет у адресата?"
Клиенты UPS, TNT и FedEx, если у них есть доступ в Интернет, могут в любой момент проверить, где находится их груз или письмо: у адресата, на сортировочном складе компании или же, не дай Бог, задержано таможней. Такие данные содержатся на серверах компаний. Для их получения клиенту достаточно набрать номер своей накладной.
Кроме того, в структуре TNT есть своя собственная почтовая служба. Которая в течение недели-двух за весьма умеренную плату доставит ваше письмо в любую точку планеты. Даже папуасам Новой Гвинеи.
У UPS и FedEx в Москву летают собственные самолеты. Тогда как DHL и TNT для отправки сообщений своих клиентов используют пассажирские рейсы различных авиакомпаний.
Вся Россия за одну цену

Если вам нужно переслать корреспонденцию в пределах России, обращаться придется только к DHL, UPS и TNT.
FedEx вообще не занимается внутренними перевозками.
Лидером на рынке экспресс-доставки в пределах России является DHL. У этой компании больше всего филиалов в нашей стране -- 20. Соответственно шире география обслуживания клиентов.
Можно, конечно, обратиться и к российским компаниям, предоставляющим услуги экспресс-связи. Но они не могут пока (и неизвестно, смогут ли вообще) на равных конкурировать с мировыми гигантами. У них нет средств, чтобы оборудовать сортировочные центры или открыть такое число филиалов в регионах, как, скажем, у DHL и UPS.
Не шлите апельсины бочками

Случаи, когда клиент не получил послание вовремя, встречаются редко. Во всех без исключения компаниях уверяют, что они составляют не более десятых или даже сотых долей процента от общего числа отправленных сообщений.
Но сбои, как показывает практика, все-таки бывают. Чаще всего это задержки на таможне. Иногда в результате неправильного заполнения накладной груз вместо Англии летит в Штаты.
Для поиска ошибок в накладных DHL разработала специальную программу, которая автоматически проверяет их содержание. И сообщает обо всех несуразностях клиенту.
С таможней "бороться" сложнее. Все без исключения представители компаний "большой четверки" жалуются на "неадекватность" российских таможенников, которые к экспресс-грузам предъявляют такие же требования по растаможке, как и к обычным. В результате совершенно невинные посылки нескольких дней пылятся на таможне. Тогда как на границах развитых стран экспресс-почте дают "зеленый свет". Ее таможенная очистка осуществляется по упрощенной процедуре, которая отнимает не более двух часов. Наконец, сама процедура растаможки начинается уже после того, как груз доставлен адресату. У нас же, как всегда, все наоборот.
Чтобы исключить возможные инциденты, на границе сами компании экспресс-доставки контролируют содержание посылок. Контроль производится и при приемке корреспонденции (это обязательно делает курьер компании), и на сортировочных терминалах. Здесь грузы "просвечиваются" на предмет их соответствия таможенной декларации. Ведь если содержание посылки не соответствует бумагам, груз будет задержан на таможне.
Кроме того, важно не допустить попадания в посылки наркотиков, взрывчатых веществ и так далее. Есть предметы, которые ни одна компания экспресс-доставки у вас не примет для перевозки по воздуху.
Правда, мало-помалу взаимоотношения компаний экспресс-доставки с таможенниками начинают меняться к лучшему. Все компании в своих сортировочных терминалах уже разместили специальные таможенные посты. Что позволяет быстрее производить растаможку грузов. Клиенты на таком нововведении выиграли около суток.
Однако трудности по-прежнему возникают. Как правило, тогда, когда для получения груза необходимо наличие у принимающей стороны сертификата, дающего право на ввоз определенных товаров.
Скажем, для ввоза медикаментов адресату нужен сертификат Минздрава, средств связи -- Госкомсвязи, средств шифровки -- ФАПСИ. Хорошо, если все эти бумажки есть,-- в этом случае принимающая сторона просто передает документы компании, которая предъявляет их таможне. А вот если сертификаты отсутствуют, получение груза может затянуться и на неделю, и на две. В подобных ситуациях компании по экспресс-доставке снимают с себя всякую ответственность за задержку посылки. Это не касается тех случаев, когда за отдельную плату курьеры сами получают все необходимые бумаги для принимающей стороны.
Отдельная история -- если ваша корреспонденция была задержана или вовсе не попала к адресату по вине компании. В таком случае фирма возвратит вам лишь то, что составляет тариф на перевозку (если это были документы), или же заплатит символический штраф $100 (если это был груз). Возможно, в качестве компенсации вам предложат в другой раз бесплатно воспользоваться услугами фирмы по экспресс-доставке. Но тут уж -- как в байке про дантиста, который вырвал пациенту здоровый зуб и предложил прийти к нему на прием еще раз. Вряд ли стоит прибегать к услугам фирмы, сервис в которой оставляет желать лучшего.
Если вы хотите получить не $100, а реальную стоимость пропавшего груза, его следует при отправке застраховать. Правда, документы страховать никто не будет. В компаниях объясняют, что это связано с невозможностью установить истинную ценность письма. Действительно, как отличить любовную записку от многомиллиардного контракта?
Так называемую упущенную выгоду, даже если и случилась она по вине перевозчика (ваше сообщение не вовремя дошло до адресата), компенсировать вам никто не станет. Это предусмотрено международным правом.
Услуга для влюбленных лентяев

Во всем мире крупные компании обычно занимаются перевозками на дальние расстояния. Обслуживание муниципальных потоков -- прерогатива мелких фирм. И не потому, что крупные компании подобную услугу не оказывают. Просто стоит она слишком дорого. Так, за доставку письма по Москве UPS, DHL или TNT попросят с вас, как минимум, $20. Российская фирма "Курьер-Сервис" за аналогичную услугу возьмет $6.
Конечно, приятно, когда вашу корреспонденцию доставит машина с символикой всемирно известных DHL, UPS или TNT, а курьер будет одет в фирменную униформу. Есть заказчики, которые из соображений престижа готовы платить такие деньги. Но их мало.
Подавляющее большинство отправителей предпочитает прибегать к помощи операторов-"аборигенов" -- городской сервис-службы "Курьер", City Express, VV-Express, Zest Express, "Курьер-Сервис".
Безусловным лидером на этом сегменте рынка является городская сервис-служба "Курьер", общее число заказов которой в прошлом году достигло миллиона. Кстати, простите за каламбур, курьеры "Курьера" тоже одеты в униформу и тоже передвигаются на машинах с фирменной символикой. Другое дело, что сама компания известна гораздо меньше, чем западные монстры.
Показательно, что представители "большой четверки" довольно часто обращаются к услугам московских фирм для доставки по городу собственной корреспонденции -- счетов, рекламы, поздравлений, уведомлений и т.д.
Цены различные. Наиболее низкие тарифы у VV-Express. Килограммовая бандероль со сроком доставки четыре часа "потянет" на $4,8. Тогда как "Курьер" и "Курьер-Сервис" доставят ее за $8. Доставка в течение четырех часов письма весом 100 граммов в VV-Express тоже будет стоить $4,8, тогда как "Курьер" или City Express попросят за него $6 и $7,2 соответственно.
Бывает, некоторые компании экспресс-доставки, не повышая собственно тарифы, вводят обязательные платные услуги. Вас могут попросить оплатить вызов курьера или уведомление о доставке сообщения. Кроме того, в некоторых конторах существует определенный минимум. Так, в VV-Express примут не менее 10 писем, доставить которые нужно в течение 48 часов. А в Сity express за любой заказ, будь то письмо или бандероль, с вас возьмут не менее 70 рублей "новыми". При этом, как и представители "большой четверки", московские компании экспресс-доставки крупным клиентам предоставляют скидки. Которые могут достигать 50%.
Правда, продвигать свои услуги на рынке московским компаниям гораздо труднее. Поскольку большинство российских фирм по старой привычке предпочитают все делать "на коленках" и держат собственных курьеров.
Максим Смирнов, президент службы "Курьер": "Наши бизнесмены пока не привыкли прибегать к услугам курьерских фирм для доставки корреспонденции по Москве. Им легче оторвать от работы и послать на другой конец города секретаршу или водителя. Хотя, если посчитать, это обойдется почти в десять раз дороже".
Максиму Смирнову вторит Сергей Дракин, генеральный директор компании VV-Express: "Держать в штате собственных курьеров экономически нецелесообразно. Для этого нужно набрать и обучить людей, а затем контролировать их работу. Это очень дорого. Только для того, чтобы делать 2--3 тысячи рассылок в месяц, нужно сначала потратить около $2--3 тысяч".
Рынок экспресс-доставки корреспонденции в Москве еще не развит. К услугам московских компаний обращаются в основном западные фирмы, компании сотовой и пейджинговой связи (им надо ежемесячно рассылать массу счетов), а также всевозможные телевизионные "магазины на диванах". Доля частных клиентов городских компаний также ничтожно мала. Если у компаний "большой четверки" на долю частника приходится около половины всех заказов, то в российских компаниях их процент не превышает десяти.
Максим Смирнов, президент службы "Курьер": "Пока мы еще не можем обслуживать частного клиента. Для этого нужно намного больше ресурсов, чем есть сейчас у любой московской компании. Хотя во всем мире принято через курьеров дарить цветы любимым женщинам, пересылать какую-то мелочь родителям, поздравлять с праздниками и т.д.".
Правда, и москвичи иногда не чужды красивого жеста. Первым заказом "Курьера" стала доставка ста одной розы обыкновенной студентке в обыкновенную "хрущовку". Так что, вполне возможно, вскоре в Москве, чтобы подарить девушке цветы, не придется самому бегать по цветочным ларькам и магазинам. Всего-то и надо будет набрать номер курьерской компании и ленивым голосом сообщить: "99 роз на Газгольдерную, 1/13, пожалуйста".

Рейтинг международных компаний экспресс-доставки по объему мирового оборота в 1997 году

Нужно срочно доставить деловую документацию зарубежному партнеру или выставить счет клиенту? Не можете доверить информацию факсу и электронной почте? Или же попросту хочется попижонить перед любимой девушкой и прислать ей с курьером букет цветов? Тогда вам прямая дорога в компании, занимающиеся экспресс-доставкой. Пользуясь их услугами, можно не держать в штате курьеров. Причем обойдется вам это дешевле, чем содержание штатных "ног".Во всем мире услуги по экспресс-доставке документов и грузов чрезвычайно популярны. Судите сами: почта работает медленно, факс выплевывает сообщения с помарками, электронное письмо могут перехватить компьютерные гении -- хакеры. И только компании экспресс-доставки гарантируют быстроту и качество обслуживания наряду с сохранением конфиденциальности. Короче говоря, экспресс-доставка -- это быстро, надежно, а главное, удобно. Но, увы, дорого. Поэтому профессиональных курьеров нужно выбирать тщательно и с пристрастием.

Во всем мире компании экспресс-доставки делятся на международные и местные. Первые развозят корреспонденцию по всему миру, вторые занимаются обслуживанием внутригородских потоков. Аналогичная структура сложилась и в России.

Еще в 80-х четыре мировых лидера в области экспресс-доставки -- DHL, UPS, TNT и FedEx -- открыли свои офисы в Москве. Причем DHL опередила конкурентов ровно на пять лет. Что вкупе с агрессивным поведением на рынке позволило ей стать российским лидером в этой сфере бизнеса. Сейчас DHL контролирует, по разным оценкам, от 40% до 55% российского рынка экспресс-доставки.

По словам коммерческого директора представительства DHL в России Тихона Евдокимова, в России рост рынка услуг экспресс-доставки составляет 60--80% ежегодно. Тогда как в мире эта цифра чуть больше 15%. При этом совокупный оборот российских филиалов компаний, занимающихся экспресс-доставкой, за прошлый год составил, по данным экспертов, $50--65 млн.

Параллельно "варягами" в России с 1994 года начали появляться и отечественные компании, предоставляющие услуги экспресс-доставки в пределах Москвы. Сейчас в столице таких фирм около десятка. Лидерами среди них как по возрасту, так и по числу клиентов являются городская сервис-служба "Курьер", City Express, VV-Express, Zest Express и "Курьер-Сервис".

На Амазонку с приветом


Критерии, на которые должен ориентироваться клиент при выборе фирмы по экспресс-доставке, в сущности, типичны: цена, спектр предоставляемых услуг, оперативность обслуживания, география, надежность.

Чем дальше едет корреспонденция, тем, разумеется, дороже услуга. Дешевле всего отправить корреспонденцию в Европу, самое дорогое направление -- Южная Америка.

Наиболее низкие тарифы у UPS, затем следуют TNT и FedEx. Самые высокие цены у DHL.

Столь ощутимая разница в ценах объясняется тем, что большую часть российского рынка контролирует компания DHL. Которая может себе позволить "задранные" цены, не опасаясь, что клиент уйдет к конкурентам. Тогда как FedEx, контролирующая всего 5--7% рынка, наоборот, вынуждена снижать тарифы с целью привлечения новых клиентов. С ноября прошлого года тарифы российского представительства FedEx стали ниже мировых.

Для регулярных клиентов все компании предлагают скидки от базовых тарифов, которые могут составлять от 5--10% до 40--50%. Все зависит от объема заказов. Чем их больше, тем, разумеется, и скидка выше. Правда, порог, с которого начинается скидка, разнится. В TNT вы можете рассчитывать на поблажки, если ежемесячный объем ваших заказов превышает $1000, тогда как в DHL разговор о скидках можно заводить после $5000.

Лети, лети, лепесток


Весь мир уже давно опутан экспресс-сетями курьеров. И каждая из упомянутых компаний возьмется доставить вашу корреспонденцию практически в любую точку мира.

Однако здесь есть и свои особенности. Скажем, для отправки в США лучше обращаться в UPS и FedEx. Дело в том, что в Штатах эти компании держат около 60--70% рынка, тогда как на долю той же DHL приходится всего 3%. Соответственно у UPS и FedEx и цены на этом направлении ниже на 3--5% чем у TNT и на 20--25%, чем у DHL, а филиальная сеть шире. Следовательно, выше скорость доставки. Правда, последнее относится, скорее, к провинции, потому что в крупные деловые центры все компании доставят вашу корреспонденцию примерно за одинаковый срок.

В Европе сеть шире у TNT. Кроме того, TNT в Европе доставляет корреспонденцию не только по воздуху, но и наземным транспортом. Конечно, наземная доставка будет раза в три медленнее, но и примерно во столько же раз дешевле.

Сорок тыщ одних курьеров


Еще один немаловажный критерий выбора компании -- спектр предоставляемых услуг.

DHL и TNT, помимо стандартной доставки корреспонденции и грузов в течение суток-двух в любую точку планеты, предлагают ускоренную доставку вашего письма индивидуальным курьером. Однако стоить это будет значительно дороже. Оно и понятно: если отправлять письмо с курьером, придется оплатить его расходы на визу, перелет, командировочные и т.д. Характерно, что ни в TNT, ни в DHL "Профилю" не смогли назвать даже примерную цену, в которую может обойтись доставка корреспонденции за рубеж индивидуальным курьером. Видимо, побоялись травмировать излишне впечатлительного читателя.

На зарубежных направлениях такая услуга спросом не пользуется. Зато она оказалась востребована при внутрироссийских перевозках. DHL, например, отправит вашу корреспонденцию весом до 1 кг в Сибирь за $600--700.

DHL в отличие от своих конкурентов отправляет грузы и корреспонденцию из крупнейших российских городов прямиком в свои западноевропейские сортировочные пункты, минуя Москву. Зарубежная корреспонденция также попадает в эти регионы напрямую. Что позволяет, как минимум, на несколько часов быстрее обслуживать клиентов.

DHL ежедневно 24 часа в сутки принимает заявки и отвечает по телефону на вопросы клиентов. В субботу служба работает по стандартным тарифам. Остальные компании круглосуточной работой похвастать не могут. Или не хотят. Потому что считают, что предоставлять особо "навороченные" услуги в России пока бессмысленно. Нет спроса.

Иван Шацких, финансовый директор компании UPS: "Мы предоставляем только один вид услуг -- экспресс-доставку документов и грузов в течение суток, максимум двух. И не видим необходимости расширять спектр услуг. Это в Европе или США идет жесточайшая борьба за каждые полчаса. В России же клиенты не готовы доплачивать за ускоренную доставку корреспонденции. Мы можем доставить сообщение и в субботу, но обойдется это на $15 дороже. Зачем клиенту платить лишние деньги, если по субботам никто не работает, а в понедельник к 10.30 ваше отправление будет у адресата?"

Клиенты UPS, TNT и FedEx, если у них есть доступ в Интернет, могут в любой момент проверить, где находится их груз или письмо: у адресата, на сортировочном складе компании или же, не дай Бог, задержано таможней. Такие данные содержатся на серверах компаний. Для их получения клиенту достаточно набрать номер своей накладной.

Кроме того, в структуре TNT есть своя собственная почтовая служба. Которая в течение недели-двух за весьма умеренную плату доставит ваше письмо в любую точку планеты. Даже папуасам Новой Гвинеи.

У UPS и FedEx в Москву летают собственные самолеты. Тогда как DHL и TNT для отправки сообщений своих клиентов используют пассажирские рейсы различных авиакомпаний.

Вся Россия за одну цену


Если вам нужно переслать корреспонденцию в пределах России, обращаться придется только к DHL, UPS и TNT.

FedEx вообще не занимается внутренними перевозками.

Лидером на рынке экспресс-доставки в пределах России является DHL. У этой компании больше всего филиалов в нашей стране -- 20. Соответственно шире география обслуживания клиентов.

Можно, конечно, обратиться и к российским компаниям, предоставляющим услуги экспресс-связи. Но они не могут пока (и неизвестно, смогут ли вообще) на равных конкурировать с мировыми гигантами. У них нет средств, чтобы оборудовать сортировочные центры или открыть такое число филиалов в регионах, как, скажем, у DHL и UPS.

Не шлите апельсины бочками


Случаи, когда клиент не получил послание вовремя, встречаются редко. Во всех без исключения компаниях уверяют, что они составляют не более десятых или даже сотых долей процента от общего числа отправленных сообщений.

Но сбои, как показывает практика, все-таки бывают. Чаще всего это задержки на таможне. Иногда в результате неправильного заполнения накладной груз вместо Англии летит в Штаты.

Для поиска ошибок в накладных DHL разработала специальную программу, которая автоматически проверяет их содержание. И сообщает обо всех несуразностях клиенту.

С таможней "бороться" сложнее. Все без исключения представители компаний "большой четверки" жалуются на "неадекватность" российских таможенников, которые к экспресс-грузам предъявляют такие же требования по растаможке, как и к обычным. В результате совершенно невинные посылки нескольких дней пылятся на таможне. Тогда как на границах развитых стран экспресс-почте дают "зеленый свет". Ее таможенная очистка осуществляется по упрощенной процедуре, которая отнимает не более двух часов. Наконец, сама процедура растаможки начинается уже после того, как груз доставлен адресату. У нас же, как всегда, все наоборот.

Чтобы исключить возможные инциденты, на границе сами компании экспресс-доставки контролируют содержание посылок. Контроль производится и при приемке корреспонденции (это обязательно делает курьер компании), и на сортировочных терминалах. Здесь грузы "просвечиваются" на предмет их соответствия таможенной декларации. Ведь если содержание посылки не соответствует бумагам, груз будет задержан на таможне.

Кроме того, важно не допустить попадания в посылки наркотиков, взрывчатых веществ и так далее. Есть предметы, которые ни одна компания экспресс-доставки у вас не примет для перевозки по воздуху.

Правда, мало-помалу взаимоотношения компаний экспресс-доставки с таможенниками начинают меняться к лучшему. Все компании в своих сортировочных терминалах уже разместили специальные таможенные посты. Что позволяет быстрее производить растаможку грузов. Клиенты на таком нововведении выиграли около суток.

Однако трудности по-прежнему возникают. Как правило, тогда, когда для получения груза необходимо наличие у принимающей стороны сертификата, дающего право на ввоз определенных товаров.

Скажем, для ввоза медикаментов адресату нужен сертификат Минздрава, средств связи -- Госкомсвязи, средств шифровки -- ФАПСИ. Хорошо, если все эти бумажки есть,-- в этом случае принимающая сторона просто передает документы компании, которая предъявляет их таможне. А вот если сертификаты отсутствуют, получение груза может затянуться и на неделю, и на две. В подобных ситуациях компании по экспресс-доставке снимают с себя всякую ответственность за задержку посылки. Это не касается тех случаев, когда за отдельную плату курьеры сами получают все необходимые бумаги для принимающей стороны.

Отдельная история -- если ваша корреспонденция была задержана или вовсе не попала к адресату по вине компании. В таком случае фирма возвратит вам лишь то, что составляет тариф на перевозку (если это были документы), или же заплатит символический штраф $100 (если это был груз). Возможно, в качестве компенсации вам предложат в другой раз бесплатно воспользоваться услугами фирмы по экспресс-доставке. Но тут уж -- как в байке про дантиста, который вырвал пациенту здоровый зуб и предложил прийти к нему на прием еще раз. Вряд ли стоит прибегать к услугам фирмы, сервис в которой оставляет желать лучшего.

Если вы хотите получить не $100, а реальную стоимость пропавшего груза, его следует при отправке застраховать. Правда, документы страховать никто не будет. В компаниях объясняют, что это связано с невозможностью установить истинную ценность письма. Действительно, как отличить любовную записку от многомиллиардного контракта?

Так называемую упущенную выгоду, даже если и случилась она по вине перевозчика (ваше сообщение не вовремя дошло до адресата), компенсировать вам никто не станет. Это предусмотрено международным правом.

Услуга для влюбленных лентяев


Во всем мире крупные компании обычно занимаются перевозками на дальние расстояния. Обслуживание муниципальных потоков -- прерогатива мелких фирм. И не потому, что крупные компании подобную услугу не оказывают. Просто стоит она слишком дорого. Так, за доставку письма по Москве UPS, DHL или TNT попросят с вас, как минимум, $20. Российская фирма "Курьер-Сервис" за аналогичную услугу возьмет $6.

Конечно, приятно, когда вашу корреспонденцию доставит машина с символикой всемирно известных DHL, UPS или TNT, а курьер будет одет в фирменную униформу. Есть заказчики, которые из соображений престижа готовы платить такие деньги. Но их мало.

Подавляющее большинство отправителей предпочитает прибегать к помощи операторов-"аборигенов" -- городской сервис-службы "Курьер", City Express, VV-Express, Zest Express, "Курьер-Сервис".

Безусловным лидером на этом сегменте рынка является городская сервис-служба "Курьер", общее число заказов которой в прошлом году достигло миллиона. Кстати, простите за каламбур, курьеры "Курьера" тоже одеты в униформу и тоже передвигаются на машинах с фирменной символикой. Другое дело, что сама компания известна гораздо меньше, чем западные монстры.

Показательно, что представители "большой четверки" довольно часто обращаются к услугам московских фирм для доставки по городу собственной корреспонденции -- счетов, рекламы, поздравлений, уведомлений и т.д.

Цены различные. Наиболее низкие тарифы у VV-Express. Килограммовая бандероль со сроком доставки четыре часа "потянет" на $4,8. Тогда как "Курьер" и "Курьер-Сервис" доставят ее за $8. Доставка в течение четырех часов письма весом 100 граммов в VV-Express тоже будет стоить $4,8, тогда как "Курьер" или City Express попросят за него $6 и $7,2 соответственно.

Бывает, некоторые компании экспресс-доставки, не повышая собственно тарифы, вводят обязательные платные услуги. Вас могут попросить оплатить вызов курьера или уведомление о доставке сообщения. Кроме того, в некоторых конторах существует определенный минимум. Так, в VV-Express примут не менее 10 писем, доставить которые нужно в течение 48 часов. А в Сity express за любой заказ, будь то письмо или бандероль, с вас возьмут не менее 70 рублей "новыми". При этом, как и представители "большой четверки", московские компании экспресс-доставки крупным клиентам предоставляют скидки. Которые могут достигать 50%.

Правда, продвигать свои услуги на рынке московским компаниям гораздо труднее. Поскольку большинство российских фирм по старой привычке предпочитают все делать "на коленках" и держат собственных курьеров.

Максим Смирнов, президент службы "Курьер": "Наши бизнесмены пока не привыкли прибегать к услугам курьерских фирм для доставки корреспонденции по Москве. Им легче оторвать от работы и послать на другой конец города секретаршу или водителя. Хотя, если посчитать, это обойдется почти в десять раз дороже".

Максиму Смирнову вторит Сергей Дракин, генеральный директор компании VV-Express: "Держать в штате собственных курьеров экономически нецелесообразно. Для этого нужно набрать и обучить людей, а затем контролировать их работу. Это очень дорого. Только для того, чтобы делать 2--3 тысячи рассылок в месяц, нужно сначала потратить около $2--3 тысяч".

Рынок экспресс-доставки корреспонденции в Москве еще не развит. К услугам московских компаний обращаются в основном западные фирмы, компании сотовой и пейджинговой связи (им надо ежемесячно рассылать массу счетов), а также всевозможные телевизионные "магазины на диванах". Доля частных клиентов городских компаний также ничтожно мала. Если у компаний "большой четверки" на долю частника приходится около половины всех заказов, то в российских компаниях их процент не превышает десяти.

Максим Смирнов, президент службы "Курьер": "Пока мы еще не можем обслуживать частного клиента. Для этого нужно намного больше ресурсов, чем есть сейчас у любой московской компании. Хотя во всем мире принято через курьеров дарить цветы любимым женщинам, пересылать какую-то мелочь родителям, поздравлять с праздниками и т.д.".

Правда, и москвичи иногда не чужды красивого жеста. Первым заказом "Курьера" стала доставка ста одной розы обыкновенной студентке в обыкновенную "хрущовку". Так что, вполне возможно, вскоре в Москве, чтобы подарить девушке цветы, не придется самому бегать по цветочным ларькам и магазинам. Всего-то и надо будет набрать номер курьерской компании и ленивым голосом сообщить: "99 роз на Газгольдерную, 1/13, пожалуйста".


Рейтинг международных компаний экспресс-доставки по объему мирового оборота в 1997 году

~0102~Место~0102~Название~0102~Базовая страна~0102~Год создания~0102~Год открытия российского представительства~0102~Руководитель представительства в России~0102~Оборот в 1997 году в целом ($, млрд.)~0102~Количество исполненных заказов в 1997 году по России~0102~Количество стран в обслуживании~0102~География обслуживания в России~0102~Количество филиалов в России~0201~Наиболее крупные постоянные клиенты

в мирев России

1UPSСША19071989Сергей Мануилов23,5--более 220более 80 городов12IBM, Sony, Coca-cola, Microsoft, Kodak, Intel"Ренессанс-Капитал", Инкомбанк, Альфа-банк, Межкомбанк, R-Style, Международный московский банк

2FedExСША19731990Пол Кейн11,5--211 стран720 городов в России и странах СНГ**1Motorola, Siemens, AT&Tгостиницы "Метрополь" и "Националь", Oracle, Российский кардиологический центр

3DHLСША19691984Крэйг Кэрфи5свыше 100 млн.227 странсвыше 200 городов20МВФ, МБРР, BP"ЛУКойл", АвтоВАЗ

4TNTНидерланды19461989Абилио Варэла4,3300 тыс.более 200вся территория РФ3Philips, VW, Fiat, RoverЦБ РФ, "СБС-Агро", ЦКБ

** Корреспонденция доставляется в 720 городов России и СНГ. Прием корреспонденции для доставки по назначению производится всего в 115 городах России и СНГ.


Прочерк -- нет данных.

Тарифы международных компаний экспресс-доставки

~0103~Компания~0202~Срок доставки (дней)~1001~Цена ($)

~0501~документы~0501~посылки

документыпосылки0,5 кг1 кг2 кг4 кг10 кг1 кг5 кг10 кг20 кг30 кг

Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария

FedEx1--21--243597911817570130175255325

FedEx (Великобритания, Германия)1--21--238506610216263112162212262

UPS1--21--34048648814063113153222282

DHL1--22--352,862,481,6112,8175,279,2144252324396

TNT1--22--44149659115362116166266356

США, Канада

FedEx1--21--238537511718966129189279369

UPS1--21--24252689415666119169249329

TNT1--22--348567210720569138218348488

DHL2352,86692,4134,4225,685,2172,8244,8340,8436,8

Аргентина, Бразилия, Боливия, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай

FedEx1--21--258769815426288172262402542

UPS1--21--354648411819480166246366446

DHL2380,497,2130,8190,8339,6112,8235,2355,2547,2739,2

TNT2--34--556689213123984165255415575

Китай, Индия, Гонконг, Израиль, Япония, Сингапур, Южная Корея, Турция, Австралия и Новая Зеландия

FedEx*1--21--258769815426288172262402542

UPS1--21--349597911318976149209299379

DHL (Турция)1--22--361,273,297,2141,6235,290180252336420

DHL237285,2111,6157,2274,8103,2196,8292,8412,8532,8

TNT (Турция)2348567210720569138218348448

TNT2--33--453658912522181157237387537

** Корреспонденция доставляется в 720 городов России и СНГ. Прием корреспонденции для доставки по назначению производится всего в 115 городах России и СНГ.


Прочерк -- нет данных.


* Для FedEx цены по Турции -- см. Европа, цены по Индии -- см. Южная Америка.

Рейтинг московских компаний экспресс-доставки по числу доставленных в 1997 году сообщений

~0103~Место~0103~Компания~0103~Год создания~0103~Руководитель~0103~Количество выполненных заказов в 1997 году (тыс.)~0601~Цены ($)

~0201~письмо (100 г)~0201~бандероль (1 кг)~0201~посылка (до 5 кг)

4 часа48 часов4 часа48 часов4 часа48 часов

1Курьер1994Максим Смирнов100061--1,282126

2City Express1993Сергей Быков450--5007,20,9--1,3*7,22,4--3*127,2*

3VV-express1994Сергей Дракин2404,80,964,83,68,46

4Zest Express1993Сергей Швоев705,10,9--35,2--6,83,5--46,2--85--8

5"Курьер-Сервис"июнь 1997Александр Понсеченко305285128

** Корреспонденция доставляется в 720 городов России и СНГ. Прием корреспонденции для доставки по назначению производится всего в 115 городах России и СНГ.


Прочерк -- нет данных.


* Для FedEx цены по Турции -- см. Европа, цены по Индии -- см. Южная Америка.


* Цены зависят от количества сообщений. Минимальный взнос 70 рублей.

ДМИТРИЙ СИМАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».