Архивная публикация 2001 года: "Компании-миллионеры"
Глядя на такие темпы роста, операторы прекратили ценовые войны и в ближайшее время всерьез снижать стоимость своих услуг не собираются.Сейчас на столичном рынке сотовой связи царит просто удивительное спокойствие. Ни ценовых войн, ни массовых "бесплатных" раздач трубок, ни кардинальных изменений в тарифных планах. Стабильность.
Что, впрочем, нисколько не мешает расти -- и очень быстрыми темпами -- числу "мобилизованных" москвичей. Так, количество столичных абонентов "ВымпелКома" (выступающего под торговой маркой "Би Лайн") за последнее время перешагнуло за миллион -- с 984 тыс. абонентов в начале марта этого года до 1,2 млн. человек в конце августа. А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) вплотную подошли к 2-миллионному рубежу: в марте МТС обслуживали 1,4 млн. абонентов, в конце августа -- уже 1,84 млн.
В результате нынешнюю осень столица встречает (с учетом 100 тыс. абонентов "Московской сотовой связи") с 3 млн. владельцев мобильных телефонов.
Как отмечает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, текущий год серьезно изменил представления специалистов о емкости московского рынка сотовой связи. В начале прошлого года большинство экспертов сходились во мнении, что столица "выдержит" 3 млн. абонентов. К началу года нынешнего эта цифра подросла до 4,5 млн. Сейчас же эксперты оценивают потенциальную "мобильность" первопрестольной более чем в 5 млн. человек.
Бурный рост клиентской базы приносит компаниям-операторам ощутимые доходы, следовательно -- расширяет их инвестиционные возможности. К примеру, в первом полугодии нынешнего года "Би Лайн" впервые с 1997-го вышел в финансовый плюс. По итогам работы в январе--июне чистая прибыль компании составила $14,4 млн. (прошлый год "Би Лайн" закончил с убытками в размере $77,8 млн). МТС, в свою очередь, за первые шесть месяцев 2001 года показала чистую прибыль в $66,2 млн. (за весь прошлый год -- $90 млн.).
От общего -- к локальному
Львиную долю новых абонентов сотовые компании заполучили в конце весны и летом -- в традиционное "золотое" время сотовых операторов, когда делаются подарки в честь окончания школы и налаживается связь между городскими квартирами и дачами.
Основной прирост произошел, по оценкам экспертов, за счет абонентов, выбравших самые дешевые тарифные планы. Именно в последние компании-операторы и внесли в конце весны и летом "поправки", стимулирующие потенциальных клиентов.
Так, в МТС усовершенствовали тарифный план "Локальный", стоящий на вооружении компании еще с прошлого года. Обновленный вариант, как заявляют в компании, сразу же стал популярным среди москвичей.
"Би Лайн" в разгар сезона отпусков снизил цены звонков внутри сети "Би плюс" -- по тарифным планам "Би плюс Профи" и "Би плюс Драйв".
Тарифы "Би плюс" предполагают, что абонент должен купить комплект, в народе называемый "коробочкой", куда входят подключенный к сети "Би Лайн GSM" самый простой аппарат и предоплатная карта номиналом $5.
Стоимость комплектов "Профи" и "Драйв" одинакова и составляет $70 -- с телефоном Motorola м3788, $89 -- с телефоном Motorola V2288 и $99 -- с телефоном Alcatel 303.
Совсем недавно "Би Лайн" вывел на рынок "облегченную коробочку" -- "Би плюс GSM". Суть этой маркетинговой инициативы заключается в том, что абоненту предлагается подключенная к тарифам "Профи" или "Драйв" SIM-карта и стартовая сумма $5, которая уже внесена на лицевой счет. Никакого телефона "в нагрузку" не положено. Что, по замыслу разработчиков, дает пользователю свободу в выборе аппарата (и теперь абонента, купившего самый дешевый тариф, вот так просто -- по самой примитивной "трубке" -- из толпы не выделишь). Стоит облегченная "коробочка" $12,4.
В остальных тарифах и МТС, и "Би Лайна" изменений за прошедшее лето не произошло.
Тем не менее многие из них по сей день остаются крайне популярными. У МТС наибольшим спросом среди тарифных планов с федеральным номером пользуется "Экономный".
У "Би Лайна" наиболее популярным тарифом, где предусмотрено подключение с федеральным номером, является "Профессионал".
Деловой разговор
В секторе более дорогих тарифных планов, рассчитанных на состоятельных и, как правило, "разговорчивых" граждан, которые предпочитают переплатить, но иметь сотовый телефон с прямым городским номером, у МТС лидирует тариф "Деловой".
Состоятельные клиенты, предпочитающие компанию "Би Лайн", чаще всего останавливают свой выбор на тарифном плане "Лидер".
Кроме этого, у "Би Лайна", в отличие от МТС, предусмотрен тариф для самых состоятельных и разговорчивых граждан. Это план "Супер-GSM", который, как заявляют в компании, пользуется все возрастающим спросом.
Когда представителям МТС задаются вопросом, почему их компания не вводит аналогичный "безлимитный" тариф, то они мотивируют это тем, что "встать" на него можно в складчину (к примеру, завести один "мобильник" на целый этаж в нетелефонизированном студенческом общежитии). А это чревато убытками. Впрочем, подобные опасения вряд ли имеют под собой почву -- эксперты рынка отмечают, что именно из-за "Супер-GSM" уходят клиенты от МТС к "Би Лайну" (процесс обмена клиентами происходит постоянно).
Возмутитель спокойствия
Впрочем, нынешний застой (в части ценовой политики) может быть нарушен уже давно ожидающимся появлением на столичном рынке сотовой связи третьего оператора, работающего в стандарте GSM 900/1800, -- компании "Соник Дуо" (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф), которая может составить конкуренцию двум "китам" -- "Би Лайну" и МТС.
Однако прогнозы экспертов в связи с появлением новичка расходятся. Часть аналитиков считают, что это должно привести к снижению цен на услуги сотовой связи -- ныне действующие операторы, согласно логике вещей, попытаются затруднить выход конкурента и снизить расценки до того минимума, который им только под силу. С таким мнением до недавнего времени были согласны и представители "Соник Дуо", которые, впрочем, заявляли, что у их компании нет намерений "обрушить" рынок сверхнизкими тарифами.
По другим оценкам, действующие операторы вряд ли пойдут на значительное снижение цен. Ведь сеть "Соник Дуо" слишком молода и не развита по сравнению с сетями МТС и "Би Лайна". А значит, полноценной конкуренции ждать еще рано.
Примерно так же считают и непосредственно в самих действующих компаниях (см. интервью с директором по маркетингу МТС Игорем Тимофеевым, опубликованное в этом номере).
Между тем в "Соник Дуо" уверены, что компании будет чем привлекать абонентов. И прежде всего -- качеством как самой связи, так и обслуживания клиентов. Все оборудование, на котором будет работать "Соник Дуо", произведено в 2000--2001 годах, чем не могут похвастаться действующие операторы, начавшие работать в первой половине 90-х.
Что же касается незначительного покрытия по сравнению с МТС и "Би Лайн", то "Соник Дуо" намерен стремительно развивать свою сеть. По словам генерального директора компании Александра Есикова, общие затраты на развертывание сети запланированы в объеме $260 млн., которые компания планирует освоить в течение трех лет.
Сверх того, "Соник Дуо" вошел в проект создания первой общенациональной сети стандарта GSM 900/1800 -- "МегаФон-GSM", в котором также приняли участие крупнейший питерский оператор "Северо-Западный GSM" и еще 6 региональных операторов, чье совокупное лицензионное покрытие охватывает 68 регионов страны (Москва и область, северо-западные регионы, Поволжский, Уральский и т.д.). Организаторами этого проекта выступили компании Sonera, Telia, питерский "Телекоминвест" и московский "ЦТ-Мобайл".
Участие в "МегаФоне" предполагает, что абоненты "Соник Дуо" смогут уже в недалеком будущем даже в отдаленных регионах получать московские (одни из самых низких в стране) расценки и качество связи. Безусловно, это может показаться привлекательным для абонентов.
Следует, однако, отметить, что обоснованность тех или иных прогнозов в связи с появлением "Соник Дуо" в столице можно будет оценить никак не ранее конца осени, когда компания обещала выйти на рынок. Пока же нынешние его основные игроки не испытывают никакой потребности в снижении стоимости своих услуг -- клиенты и так валят к ним валом.
Динамика увеличения числа абонентов сотовой связи в Москве (тыс. чел)
Глядя на такие темпы роста, операторы прекратили ценовые войны и в ближайшее время всерьез снижать стоимость своих услуг не собираются.Сейчас на столичном рынке сотовой связи царит просто удивительное спокойствие. Ни ценовых войн, ни массовых "бесплатных" раздач трубок, ни кардинальных изменений в тарифных планах. Стабильность.
Что, впрочем, нисколько не мешает расти -- и очень быстрыми темпами -- числу "мобилизованных" москвичей. Так, количество столичных абонентов "ВымпелКома" (выступающего под торговой маркой "Би Лайн") за последнее время перешагнуло за миллион -- с 984 тыс. абонентов в начале марта этого года до 1,2 млн. человек в конце августа. А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) вплотную подошли к 2-миллионному рубежу: в марте МТС обслуживали 1,4 млн. абонентов, в конце августа -- уже 1,84 млн.
В результате нынешнюю осень столица встречает (с учетом 100 тыс. абонентов "Московской сотовой связи") с 3 млн. владельцев мобильных телефонов.
Как отмечает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, текущий год серьезно изменил представления специалистов о емкости московского рынка сотовой связи. В начале прошлого года большинство экспертов сходились во мнении, что столица "выдержит" 3 млн. абонентов. К началу года нынешнего эта цифра подросла до 4,5 млн. Сейчас же эксперты оценивают потенциальную "мобильность" первопрестольной более чем в 5 млн. человек.
Бурный рост клиентской базы приносит компаниям-операторам ощутимые доходы, следовательно -- расширяет их инвестиционные возможности. К примеру, в первом полугодии нынешнего года "Би Лайн" впервые с 1997-го вышел в финансовый плюс. По итогам работы в январе--июне чистая прибыль компании составила $14,4 млн. (прошлый год "Би Лайн" закончил с убытками в размере $77,8 млн). МТС, в свою очередь, за первые шесть месяцев 2001 года показала чистую прибыль в $66,2 млн. (за весь прошлый год -- $90 млн.).
От общего -- к локальному
Львиную долю новых абонентов сотовые компании заполучили в конце весны и летом -- в традиционное "золотое" время сотовых операторов, когда делаются подарки в честь окончания школы и налаживается связь между городскими квартирами и дачами.
Основной прирост произошел, по оценкам экспертов, за счет абонентов, выбравших самые дешевые тарифные планы. Именно в последние компании-операторы и внесли в конце весны и летом "поправки", стимулирующие потенциальных клиентов.
Так, в МТС усовершенствовали тарифный план "Локальный", стоящий на вооружении компании еще с прошлого года. Обновленный вариант, как заявляют в компании, сразу же стал популярным среди москвичей.
"Би Лайн" в разгар сезона отпусков снизил цены звонков внутри сети "Би плюс" -- по тарифным планам "Би плюс Профи" и "Би плюс Драйв".
Тарифы "Би плюс" предполагают, что абонент должен купить комплект, в народе называемый "коробочкой", куда входят подключенный к сети "Би Лайн GSM" самый простой аппарат и предоплатная карта номиналом $5.
Стоимость комплектов "Профи" и "Драйв" одинакова и составляет $70 -- с телефоном Motorola м3788, $89 -- с телефоном Motorola V2288 и $99 -- с телефоном Alcatel 303.
Совсем недавно "Би Лайн" вывел на рынок "облегченную коробочку" -- "Би плюс GSM". Суть этой маркетинговой инициативы заключается в том, что абоненту предлагается подключенная к тарифам "Профи" или "Драйв" SIM-карта и стартовая сумма $5, которая уже внесена на лицевой счет. Никакого телефона "в нагрузку" не положено. Что, по замыслу разработчиков, дает пользователю свободу в выборе аппарата (и теперь абонента, купившего самый дешевый тариф, вот так просто -- по самой примитивной "трубке" -- из толпы не выделишь). Стоит облегченная "коробочка" $12,4.
В остальных тарифах и МТС, и "Би Лайна" изменений за прошедшее лето не произошло.
Тем не менее многие из них по сей день остаются крайне популярными. У МТС наибольшим спросом среди тарифных планов с федеральным номером пользуется "Экономный".
У "Би Лайна" наиболее популярным тарифом, где предусмотрено подключение с федеральным номером, является "Профессионал".
Деловой разговор
В секторе более дорогих тарифных планов, рассчитанных на состоятельных и, как правило, "разговорчивых" граждан, которые предпочитают переплатить, но иметь сотовый телефон с прямым городским номером, у МТС лидирует тариф "Деловой".
Состоятельные клиенты, предпочитающие компанию "Би Лайн", чаще всего останавливают свой выбор на тарифном плане "Лидер".
Кроме этого, у "Би Лайна", в отличие от МТС, предусмотрен тариф для самых состоятельных и разговорчивых граждан. Это план "Супер-GSM", который, как заявляют в компании, пользуется все возрастающим спросом.
Когда представителям МТС задаются вопросом, почему их компания не вводит аналогичный "безлимитный" тариф, то они мотивируют это тем, что "встать" на него можно в складчину (к примеру, завести один "мобильник" на целый этаж в нетелефонизированном студенческом общежитии). А это чревато убытками. Впрочем, подобные опасения вряд ли имеют под собой почву -- эксперты рынка отмечают, что именно из-за "Супер-GSM" уходят клиенты от МТС к "Би Лайну" (процесс обмена клиентами происходит постоянно).
Возмутитель спокойствия
Впрочем, нынешний застой (в части ценовой политики) может быть нарушен уже давно ожидающимся появлением на столичном рынке сотовой связи третьего оператора, работающего в стандарте GSM 900/1800, -- компании "Соник Дуо" (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф), которая может составить конкуренцию двум "китам" -- "Би Лайну" и МТС.
Однако прогнозы экспертов в связи с появлением новичка расходятся. Часть аналитиков считают, что это должно привести к снижению цен на услуги сотовой связи -- ныне действующие операторы, согласно логике вещей, попытаются затруднить выход конкурента и снизить расценки до того минимума, который им только под силу. С таким мнением до недавнего времени были согласны и представители "Соник Дуо", которые, впрочем, заявляли, что у их компании нет намерений "обрушить" рынок сверхнизкими тарифами.
По другим оценкам, действующие операторы вряд ли пойдут на значительное снижение цен. Ведь сеть "Соник Дуо" слишком молода и не развита по сравнению с сетями МТС и "Би Лайна". А значит, полноценной конкуренции ждать еще рано.
Примерно так же считают и непосредственно в самих действующих компаниях (см. интервью с директором по маркетингу МТС Игорем Тимофеевым, опубликованное в этом номере).
Между тем в "Соник Дуо" уверены, что компании будет чем привлекать абонентов. И прежде всего -- качеством как самой связи, так и обслуживания клиентов. Все оборудование, на котором будет работать "Соник Дуо", произведено в 2000--2001 годах, чем не могут похвастаться действующие операторы, начавшие работать в первой половине 90-х.
Что же касается незначительного покрытия по сравнению с МТС и "Би Лайн", то "Соник Дуо" намерен стремительно развивать свою сеть. По словам генерального директора компании Александра Есикова, общие затраты на развертывание сети запланированы в объеме $260 млн., которые компания планирует освоить в течение трех лет.
Сверх того, "Соник Дуо" вошел в проект создания первой общенациональной сети стандарта GSM 900/1800 -- "МегаФон-GSM", в котором также приняли участие крупнейший питерский оператор "Северо-Западный GSM" и еще 6 региональных операторов, чье совокупное лицензионное покрытие охватывает 68 регионов страны (Москва и область, северо-западные регионы, Поволжский, Уральский и т.д.). Организаторами этого проекта выступили компании Sonera, Telia, питерский "Телекоминвест" и московский "ЦТ-Мобайл".
Участие в "МегаФоне" предполагает, что абоненты "Соник Дуо" смогут уже в недалеком будущем даже в отдаленных регионах получать московские (одни из самых низких в стране) расценки и качество связи. Безусловно, это может показаться привлекательным для абонентов.
Следует, однако, отметить, что обоснованность тех или иных прогнозов в связи с появлением "Соник Дуо" в столице можно будет оценить никак не ранее конца осени, когда компания обещала выйти на рынок. Пока же нынешние его основные игроки не испытывают никакой потребности в снижении стоимости своих услуг -- клиенты и так валят к ним валом.
Динамика увеличения числа абонентов сотовой связи в Москве (тыс. чел)
1994 | 19 |
1995 | 42 |
1996 | 98 |
1997 | 223 |
1998 | 331 |
1999 | 858 |
2000 | 1970 |
Тарифные планы компаний сотовой связи*
~0102~Компания | ~0102~Стандарт связи | ~0102~Количество абонентов (млн. человек)** | ~0102~План | ~0401Минимальный первоначальный платеж | ~0102~Абонентская плата | ~0102~Минимальная плата за трафик | ~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.) | ~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)*** | ~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц**** | ~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц | ~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | В том числе стоимость трубки | Аванс/залог | Плата за подключение | С сотового на сотовый | На городской телефон | С сотового на сотовый | На городской телефон | |||||||||
МТС | GSM 900/1800 | 2,2 | "Молодежный" с федеральным номером по коду 8-901 | 84,1 | 49,1 (Motorola m3788) | 35 | 0 | 5,0 | 0 | 0,17/0 | 0,36/0,36 | 0,12/0 | 0,19/0,19 | 23,4 | 60,0 | 96,8 |
~ | ~ | ~ | "Экономный" с федеральным номером по коду 8-901 | 84,1 | 49,1 (Motorola m3788) | 35 | 0 | 6,3 | 0 | 0,15/0 | 0,22/0.22 | 0,15/0 | 0,22/0,22 | 21,0 | 50,4 | 80,0 |
~ | ~ | ~ | "Локальный" с федеральным номером по коду 8-901 | 84,1 | 49,1 (Motorola m3788) | 35 | 0 | 0 | 9,9 (40 минут) | 0,24/0 | 0,36/0,36 | 0,19/0 | 0,15/0,15 | 19,0 | 56,2 | 94,8 |
~ | ~ | ~ | "Деловой" с прямым городским номером | 149,1 | 49,1 (Motorola m3788) | 100 | 0 | 19,8 | 0 | 0,20/0 | 0,31/0,31 | 0,20/0 | 0,31/0,31 | 40,3 | 81,3 | 122,3 |
~ | ~ | ~ | "Любимый" с прямым городским номером | 149,1 | 49,1 (Motorola m3788) | 100 | 0 | 14,8 | 0 | 0,21/0 | 0,42/0,42 | 0,14/0 | 0,24/0,24 | 37,0 | 80,7 | 124,6 |
"Би Лайн" | GSM 900/1800 (сеть "Би Лайн-GSM") | 1,3 | "Супер-GSM" с прямым городским номером | 603 | 85,6 (Motorola M3688) | 195 | 117,8 | 204,6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 204,6 | 204,6 | 204,6 |
~ | ~ | ~ | "Лидер" с прямым городским номером | 160,6 | 85,6 (Motorola M3688) | 75 | 0 | 11,3 | 0 | 0,34/0 | 0,44/0,44 | 0,15/0 | 0,19/0,19 | 34,9 | 82,1 | 129,3 |
~ | ~ | ~ | "Профессионал"с федеральным номером по коду 8-901 | 120,6 | 85,6 (Motorola M3688) | 35 | 0 | 5,0 | 0 | 0,19/0 | 0,24/0,24 | 0,19/0 | 0,24/0,24 | 21,8 | 55,3 | 88,8 |
~ | ~ | ~ | "Бизнес" с прямым городским номером | 185,6 | 85,6 (Motorola M3688) | 100 | 0 | 26,0 | 0 | 0,21/0 | 0,27/0,27 | 0,21/0 | 0,27/0,27 | 44,8 | 82,3 | 119,8 |
~ | ~ | ~ | "Би плюс Профи" с федеральным номером по коду 8-902 | 70 | 70 (Motorola М3788) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,15/0 | 0,37/0,37 | 0,15/0 | 0,19/0,19 | 18,6 | 55,8 | 93,0 |
*Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.
**Данные приведены с учетом абонентов компаний в регионах на конец августа 2001 года.
***Льготное время: МТС -- в рабочие дни 21.00--00.00, 06.00--08.00, в выходные и праздничные дни -- 06.00--00.00, а также предусмотрено "суперльготное" время -- 00.00--06.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане "Молодежный" минута разговора стоит $0,05, в плане "Любимый" -- $0,075; "Би Лайн" -- выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будние дни 20.00--08.00.
****Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени разговора приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени разговора приходится на исходящие и входящие вызовы.
МИХАИЛ СИДОРОВ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».