23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Компании-миллионеры"

Архивная публикация 2001 года: "Компании-миллионеры"

Глядя на такие темпы роста, операторы прекратили ценовые войны и в ближайшее время всерьез снижать стоимость своих услуг не собираются.Сейчас на столичном рынке сотовой связи царит просто удивительное спокойствие. Ни ценовых войн, ни массовых "бесплатных" раздач трубок, ни кардинальных изменений в тарифных планах. Стабильность.
Что, впрочем, нисколько не мешает расти -- и очень быстрыми темпами -- числу "мобилизованных" москвичей. Так, количество столичных абонентов "ВымпелКома" (выступающего под торговой маркой "Би Лайн") за последнее время перешагнуло за миллион -- с 984 тыс. абонентов в начале марта этого года до 1,2 млн. человек в конце августа. А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) вплотную подошли к 2-миллионному рубежу: в марте МТС обслуживали 1,4 млн. абонентов, в конце августа -- уже 1,84 млн.
В результате нынешнюю осень столица встречает (с учетом 100 тыс. абонентов "Московской сотовой связи") с 3 млн. владельцев мобильных телефонов.
Как отмечает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, текущий год серьезно изменил представления специалистов о емкости московского рынка сотовой связи. В начале прошлого года большинство экспертов сходились во мнении, что столица "выдержит" 3 млн. абонентов. К началу года нынешнего эта цифра подросла до 4,5 млн. Сейчас же эксперты оценивают потенциальную "мобильность" первопрестольной более чем в 5 млн. человек.
Бурный рост клиентской базы приносит компаниям-операторам ощутимые доходы, следовательно -- расширяет их инвестиционные возможности. К примеру, в первом полугодии нынешнего года "Би Лайн" впервые с 1997-го вышел в финансовый плюс. По итогам работы в январе--июне чистая прибыль компании составила $14,4 млн. (прошлый год "Би Лайн" закончил с убытками в размере $77,8 млн). МТС, в свою очередь, за первые шесть месяцев 2001 года показала чистую прибыль в $66,2 млн. (за весь прошлый год -- $90 млн.).
От общего -- к локальному

Львиную долю новых абонентов сотовые компании заполучили в конце весны и летом -- в традиционное "золотое" время сотовых операторов, когда делаются подарки в честь окончания школы и налаживается связь между городскими квартирами и дачами.
Основной прирост произошел, по оценкам экспертов, за счет абонентов, выбравших самые дешевые тарифные планы. Именно в последние компании-операторы и внесли в конце весны и летом "поправки", стимулирующие потенциальных клиентов.
Так, в МТС усовершенствовали тарифный план "Локальный", стоящий на вооружении компании еще с прошлого года. Обновленный вариант, как заявляют в компании, сразу же стал популярным среди москвичей.
"Би Лайн" в разгар сезона отпусков снизил цены звонков внутри сети "Би плюс" -- по тарифным планам "Би плюс Профи" и "Би плюс Драйв".
Тарифы "Би плюс" предполагают, что абонент должен купить комплект, в народе называемый "коробочкой", куда входят подключенный к сети "Би Лайн GSM" самый простой аппарат и предоплатная карта номиналом $5.
Стоимость комплектов "Профи" и "Драйв" одинакова и составляет $70 -- с телефоном Motorola м3788, $89 -- с телефоном Motorola V2288 и $99 -- с телефоном Alcatel 303.
Совсем недавно "Би Лайн" вывел на рынок "облегченную коробочку" -- "Би плюс GSM". Суть этой маркетинговой инициативы заключается в том, что абоненту предлагается подключенная к тарифам "Профи" или "Драйв" SIM-карта и стартовая сумма $5, которая уже внесена на лицевой счет. Никакого телефона "в нагрузку" не положено. Что, по замыслу разработчиков, дает пользователю свободу в выборе аппарата (и теперь абонента, купившего самый дешевый тариф, вот так просто -- по самой примитивной "трубке" -- из толпы не выделишь). Стоит облегченная "коробочка" $12,4.
В остальных тарифах и МТС, и "Би Лайна" изменений за прошедшее лето не произошло.
Тем не менее многие из них по сей день остаются крайне популярными. У МТС наибольшим спросом среди тарифных планов с федеральным номером пользуется "Экономный".
У "Би Лайна" наиболее популярным тарифом, где предусмотрено подключение с федеральным номером, является "Профессионал".
Деловой разговор

В секторе более дорогих тарифных планов, рассчитанных на состоятельных и, как правило, "разговорчивых" граждан, которые предпочитают переплатить, но иметь сотовый телефон с прямым городским номером, у МТС лидирует тариф "Деловой".
Состоятельные клиенты, предпочитающие компанию "Би Лайн", чаще всего останавливают свой выбор на тарифном плане "Лидер".
Кроме этого, у "Би Лайна", в отличие от МТС, предусмотрен тариф для самых состоятельных и разговорчивых граждан. Это план "Супер-GSM", который, как заявляют в компании, пользуется все возрастающим спросом.
Когда представителям МТС задаются вопросом, почему их компания не вводит аналогичный "безлимитный" тариф, то они мотивируют это тем, что "встать" на него можно в складчину (к примеру, завести один "мобильник" на целый этаж в нетелефонизированном студенческом общежитии). А это чревато убытками. Впрочем, подобные опасения вряд ли имеют под собой почву -- эксперты рынка отмечают, что именно из-за "Супер-GSM" уходят клиенты от МТС к "Би Лайну" (процесс обмена клиентами происходит постоянно).
Возмутитель спокойствия

Впрочем, нынешний застой (в части ценовой политики) может быть нарушен уже давно ожидающимся появлением на столичном рынке сотовой связи третьего оператора, работающего в стандарте GSM 900/1800, -- компании "Соник Дуо" (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф), которая может составить конкуренцию двум "китам" -- "Би Лайну" и МТС.
Однако прогнозы экспертов в связи с появлением новичка расходятся. Часть аналитиков считают, что это должно привести к снижению цен на услуги сотовой связи -- ныне действующие операторы, согласно логике вещей, попытаются затруднить выход конкурента и снизить расценки до того минимума, который им только под силу. С таким мнением до недавнего времени были согласны и представители "Соник Дуо", которые, впрочем, заявляли, что у их компании нет намерений "обрушить" рынок сверхнизкими тарифами.
По другим оценкам, действующие операторы вряд ли пойдут на значительное снижение цен. Ведь сеть "Соник Дуо" слишком молода и не развита по сравнению с сетями МТС и "Би Лайна". А значит, полноценной конкуренции ждать еще рано.
Примерно так же считают и непосредственно в самих действующих компаниях (см. интервью с директором по маркетингу МТС Игорем Тимофеевым, опубликованное в этом номере).
Между тем в "Соник Дуо" уверены, что компании будет чем привлекать абонентов. И прежде всего -- качеством как самой связи, так и обслуживания клиентов. Все оборудование, на котором будет работать "Соник Дуо", произведено в 2000--2001 годах, чем не могут похвастаться действующие операторы, начавшие работать в первой половине 90-х.
Что же касается незначительного покрытия по сравнению с МТС и "Би Лайн", то "Соник Дуо" намерен стремительно развивать свою сеть. По словам генерального директора компании Александра Есикова, общие затраты на развертывание сети запланированы в объеме $260 млн., которые компания планирует освоить в течение трех лет.
Сверх того, "Соник Дуо" вошел в проект создания первой общенациональной сети стандарта GSM 900/1800 -- "МегаФон-GSM", в котором также приняли участие крупнейший питерский оператор "Северо-Западный GSM" и еще 6 региональных операторов, чье совокупное лицензионное покрытие охватывает 68 регионов страны (Москва и область, северо-западные регионы, Поволжский, Уральский и т.д.). Организаторами этого проекта выступили компании Sonera, Telia, питерский "Телекоминвест" и московский "ЦТ-Мобайл".
Участие в "МегаФоне" предполагает, что абоненты "Соник Дуо" смогут уже в недалеком будущем даже в отдаленных регионах получать московские (одни из самых низких в стране) расценки и качество связи. Безусловно, это может показаться привлекательным для абонентов.
Следует, однако, отметить, что обоснованность тех или иных прогнозов в связи с появлением "Соник Дуо" в столице можно будет оценить никак не ранее конца осени, когда компания обещала выйти на рынок. Пока же нынешние его основные игроки не испытывают никакой потребности в снижении стоимости своих услуг -- клиенты и так валят к ним валом.

Динамика увеличения числа абонентов сотовой связи в Москве (тыс. чел)

Глядя на такие темпы роста, операторы прекратили ценовые войны и в ближайшее время всерьез снижать стоимость своих услуг не собираются.Сейчас на столичном рынке сотовой связи царит просто удивительное спокойствие. Ни ценовых войн, ни массовых "бесплатных" раздач трубок, ни кардинальных изменений в тарифных планах. Стабильность.

Что, впрочем, нисколько не мешает расти -- и очень быстрыми темпами -- числу "мобилизованных" москвичей. Так, количество столичных абонентов "ВымпелКома" (выступающего под торговой маркой "Би Лайн") за последнее время перешагнуло за миллион -- с 984 тыс. абонентов в начале марта этого года до 1,2 млн. человек в конце августа. А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) вплотную подошли к 2-миллионному рубежу: в марте МТС обслуживали 1,4 млн. абонентов, в конце августа -- уже 1,84 млн.

В результате нынешнюю осень столица встречает (с учетом 100 тыс. абонентов "Московской сотовой связи") с 3 млн. владельцев мобильных телефонов.

Как отмечает аналитик компании "Ренессанс-Капитал" Вячеслав Николаев, текущий год серьезно изменил представления специалистов о емкости московского рынка сотовой связи. В начале прошлого года большинство экспертов сходились во мнении, что столица "выдержит" 3 млн. абонентов. К началу года нынешнего эта цифра подросла до 4,5 млн. Сейчас же эксперты оценивают потенциальную "мобильность" первопрестольной более чем в 5 млн. человек.

Бурный рост клиентской базы приносит компаниям-операторам ощутимые доходы, следовательно -- расширяет их инвестиционные возможности. К примеру, в первом полугодии нынешнего года "Би Лайн" впервые с 1997-го вышел в финансовый плюс. По итогам работы в январе--июне чистая прибыль компании составила $14,4 млн. (прошлый год "Би Лайн" закончил с убытками в размере $77,8 млн). МТС, в свою очередь, за первые шесть месяцев 2001 года показала чистую прибыль в $66,2 млн. (за весь прошлый год -- $90 млн.).

От общего -- к локальному


Львиную долю новых абонентов сотовые компании заполучили в конце весны и летом -- в традиционное "золотое" время сотовых операторов, когда делаются подарки в честь окончания школы и налаживается связь между городскими квартирами и дачами.

Основной прирост произошел, по оценкам экспертов, за счет абонентов, выбравших самые дешевые тарифные планы. Именно в последние компании-операторы и внесли в конце весны и летом "поправки", стимулирующие потенциальных клиентов.

Так, в МТС усовершенствовали тарифный план "Локальный", стоящий на вооружении компании еще с прошлого года. Обновленный вариант, как заявляют в компании, сразу же стал популярным среди москвичей.

"Би Лайн" в разгар сезона отпусков снизил цены звонков внутри сети "Би плюс" -- по тарифным планам "Би плюс Профи" и "Би плюс Драйв".

Тарифы "Би плюс" предполагают, что абонент должен купить комплект, в народе называемый "коробочкой", куда входят подключенный к сети "Би Лайн GSM" самый простой аппарат и предоплатная карта номиналом $5.

Стоимость комплектов "Профи" и "Драйв" одинакова и составляет $70 -- с телефоном Motorola м3788, $89 -- с телефоном Motorola V2288 и $99 -- с телефоном Alcatel 303.

Совсем недавно "Би Лайн" вывел на рынок "облегченную коробочку" -- "Би плюс GSM". Суть этой маркетинговой инициативы заключается в том, что абоненту предлагается подключенная к тарифам "Профи" или "Драйв" SIM-карта и стартовая сумма $5, которая уже внесена на лицевой счет. Никакого телефона "в нагрузку" не положено. Что, по замыслу разработчиков, дает пользователю свободу в выборе аппарата (и теперь абонента, купившего самый дешевый тариф, вот так просто -- по самой примитивной "трубке" -- из толпы не выделишь). Стоит облегченная "коробочка" $12,4.

В остальных тарифах и МТС, и "Би Лайна" изменений за прошедшее лето не произошло.

Тем не менее многие из них по сей день остаются крайне популярными. У МТС наибольшим спросом среди тарифных планов с федеральным номером пользуется "Экономный".

У "Би Лайна" наиболее популярным тарифом, где предусмотрено подключение с федеральным номером, является "Профессионал".

Деловой разговор


В секторе более дорогих тарифных планов, рассчитанных на состоятельных и, как правило, "разговорчивых" граждан, которые предпочитают переплатить, но иметь сотовый телефон с прямым городским номером, у МТС лидирует тариф "Деловой".

Состоятельные клиенты, предпочитающие компанию "Би Лайн", чаще всего останавливают свой выбор на тарифном плане "Лидер".

Кроме этого, у "Би Лайна", в отличие от МТС, предусмотрен тариф для самых состоятельных и разговорчивых граждан. Это план "Супер-GSM", который, как заявляют в компании, пользуется все возрастающим спросом.

Когда представителям МТС задаются вопросом, почему их компания не вводит аналогичный "безлимитный" тариф, то они мотивируют это тем, что "встать" на него можно в складчину (к примеру, завести один "мобильник" на целый этаж в нетелефонизированном студенческом общежитии). А это чревато убытками. Впрочем, подобные опасения вряд ли имеют под собой почву -- эксперты рынка отмечают, что именно из-за "Супер-GSM" уходят клиенты от МТС к "Би Лайну" (процесс обмена клиентами происходит постоянно).

Возмутитель спокойствия


Впрочем, нынешний застой (в части ценовой политики) может быть нарушен уже давно ожидающимся появлением на столичном рынке сотовой связи третьего оператора, работающего в стандарте GSM 900/1800, -- компании "Соник Дуо" (учредители -- финская корпорация Sonera и Центральный телеграф), которая может составить конкуренцию двум "китам" -- "Би Лайну" и МТС.

Однако прогнозы экспертов в связи с появлением новичка расходятся. Часть аналитиков считают, что это должно привести к снижению цен на услуги сотовой связи -- ныне действующие операторы, согласно логике вещей, попытаются затруднить выход конкурента и снизить расценки до того минимума, который им только под силу. С таким мнением до недавнего времени были согласны и представители "Соник Дуо", которые, впрочем, заявляли, что у их компании нет намерений "обрушить" рынок сверхнизкими тарифами.

По другим оценкам, действующие операторы вряд ли пойдут на значительное снижение цен. Ведь сеть "Соник Дуо" слишком молода и не развита по сравнению с сетями МТС и "Би Лайна". А значит, полноценной конкуренции ждать еще рано.

Примерно так же считают и непосредственно в самих действующих компаниях (см. интервью с директором по маркетингу МТС Игорем Тимофеевым, опубликованное в этом номере).

Между тем в "Соник Дуо" уверены, что компании будет чем привлекать абонентов. И прежде всего -- качеством как самой связи, так и обслуживания клиентов. Все оборудование, на котором будет работать "Соник Дуо", произведено в 2000--2001 годах, чем не могут похвастаться действующие операторы, начавшие работать в первой половине 90-х.

Что же касается незначительного покрытия по сравнению с МТС и "Би Лайн", то "Соник Дуо" намерен стремительно развивать свою сеть. По словам генерального директора компании Александра Есикова, общие затраты на развертывание сети запланированы в объеме $260 млн., которые компания планирует освоить в течение трех лет.

Сверх того, "Соник Дуо" вошел в проект создания первой общенациональной сети стандарта GSM 900/1800 -- "МегаФон-GSM", в котором также приняли участие крупнейший питерский оператор "Северо-Западный GSM" и еще 6 региональных операторов, чье совокупное лицензионное покрытие охватывает 68 регионов страны (Москва и область, северо-западные регионы, Поволжский, Уральский и т.д.). Организаторами этого проекта выступили компании Sonera, Telia, питерский "Телекоминвест" и московский "ЦТ-Мобайл".

Участие в "МегаФоне" предполагает, что абоненты "Соник Дуо" смогут уже в недалеком будущем даже в отдаленных регионах получать московские (одни из самых низких в стране) расценки и качество связи. Безусловно, это может показаться привлекательным для абонентов.

Следует, однако, отметить, что обоснованность тех или иных прогнозов в связи с появлением "Соник Дуо" в столице можно будет оценить никак не ранее конца осени, когда компания обещала выйти на рынок. Пока же нынешние его основные игроки не испытывают никакой потребности в снижении стоимости своих услуг -- клиенты и так валят к ним валом.


Динамика увеличения числа абонентов сотовой связи в Москве (тыс. чел)

199419

199542

199698

1997223

1998331

1999858

20001970

Тарифные планы компаний сотовой связи*

~0102~Компания~0102~Стандарт связи~0102~Количество абонентов (млн. человек)**~0102~План~0401Минимальный первоначальный платеж~0102~Абонентская плата~0102~Минимальная плата за трафик~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.)~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)***~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц****~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц

ВсегоВ том числе стоимость трубкиАванс/залогПлата за подключениеС сотового на сотовыйНа городской телефонС сотового на сотовыйНа городской телефон

МТСGSM 900/18002,2"Молодежный" с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)3505,000,17/00,36/0,360,12/00,19/0,1923,460,096,8

~~~"Экономный" с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)3506,300,15/00,22/0.220,15/00,22/0,2221,050,480,0

~~~"Локальный" с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)35009,9 (40 минут)0,24/00,36/0,360,19/00,15/0,1519,056,294,8

~~~"Деловой" с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100019,800,20/00,31/0,310,20/00,31/0,3140,381,3122,3

~~~"Любимый" с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100014,800,21/00,42/0,420,14/00,24/0,2437,080,7124,6

"Би Лайн"GSM 900/1800 (сеть "Би Лайн-GSM")1,3"Супер-GSM" с прямым городским номером60385,6 (Motorola M3688)195117,8204,600000204,6204,6204,6

~~~"Лидер" с прямым городским номером160,685,6 (Motorola M3688)75011,300,34/00,44/0,440,15/00,19/0,1934,982,1129,3

~~~"Профессионал"с федеральным номером по коду 8-901120,685,6 (Motorola M3688)3505,000,19/00,24/0,240,19/00,24/0,2421,855,388,8

~~~"Бизнес" с прямым городским номером185,685,6 (Motorola M3688)100026,000,21/00,27/0,270,21/00,27/0,2744,882,3119,8

~~~"Би плюс Профи" с федеральным номером по коду 8-9027070 (Motorola М3788)00000,15/00,37/0,370,15/00,19/0,1918,655,893,0

*Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.


**Данные приведены с учетом абонентов компаний в регионах на конец августа 2001 года.


***Льготное время: МТС -- в рабочие дни 21.00--00.00, 06.00--08.00, в выходные и праздничные дни -- 06.00--00.00, а также предусмотрено "суперльготное" время -- 00.00--06.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане "Молодежный" минута разговора стоит $0,05, в плане "Любимый" -- $0,075; "Би Лайн" -- выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будние дни 20.00--08.00.


****Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% -- на льготное, по 50% времени разговора приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени разговора приходится на исходящие и входящие вызовы.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».