Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Компании-миллионеры"

Глядя на такие темпы роста, операторы прекратили ценовые войны и в ближайшее время всерьез снижать стоимость своих услуг не собираются.Сейчас на столичном рынке сотовой связи царит просто удивительное спокойствие. Ни ценовых войн, ни массовых «бесплатных» раздач трубок, ни кардинальных изменений в тарифных планах. Стабильность.
Что, впрочем, нисколько не мешает расти — и очень быстрыми темпами — числу «мобилизованных» москвичей. Так, количество столичных абонентов «ВымпелКома» (выступающего под торговой маркой «Би Лайн») за последнее время перешагнуло за миллион — с 984 тыс. абонентов в начале марта этого года до 1,2 млн. человек в конце августа. А «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вплотную подошли к 2-миллионному рубежу: в марте МТС обслуживали 1,4 млн. абонентов, в конце августа — уже 1,84 млн.
В результате нынешнюю осень столица встречает (с учетом 100 тыс. абонентов «Московской сотовой связи») с 3 млн. владельцев мобильных телефонов.
Как отмечает аналитик компании «Ренессанс-Капитал» Вячеслав Николаев, текущий год серьезно изменил представления специалистов о емкости московского рынка сотовой связи. В начале прошлого года большинство экспертов сходились во мнении, что столица «выдержит» 3 млн. абонентов. К началу года нынешнего эта цифра подросла до 4,5 млн. Сейчас же эксперты оценивают потенциальную «мобильность» первопрестольной более чем в 5 млн. человек.
Бурный рост клиентской базы приносит компаниям-операторам ощутимые доходы, следовательно — расширяет их инвестиционные возможности. К примеру, в первом полугодии нынешнего года «Би Лайн» впервые с 1997-го вышел в финансовый плюс. По итогам работы в январе—июне чистая прибыль компании составила $14,4 млн. (прошлый год «Би Лайн» закончил с убытками в размере $77,8 млн). МТС, в свою очередь, за первые шесть месяцев 2001 года показала чистую прибыль в $66,2 млн. (за весь прошлый год — $90 млн.).
От общего — к локальному

Львиную долю новых абонентов сотовые компании заполучили в конце весны и летом — в традиционное «золотое» время сотовых операторов, когда делаются подарки в честь окончания школы и налаживается связь между городскими квартирами и дачами.
Основной прирост произошел, по оценкам экспертов, за счет абонентов, выбравших самые дешевые тарифные планы. Именно в последние компании-операторы и внесли в конце весны и летом «поправки», стимулирующие потенциальных клиентов.
Так, в МТС усовершенствовали тарифный план «Локальный», стоящий на вооружении компании еще с прошлого года. Обновленный вариант, как заявляют в компании, сразу же стал популярным среди москвичей.
«Би Лайн» в разгар сезона отпусков снизил цены звонков внутри сети «Би плюс» — по тарифным планам «Би плюс Профи» и «Би плюс Драйв».
Тарифы «Би плюс» предполагают, что абонент должен купить комплект, в народе называемый «коробочкой», куда входят подключенный к сети «Би Лайн GSM» самый простой аппарат и предоплатная карта номиналом $5.
Стоимость комплектов «Профи» и «Драйв» одинакова и составляет $70 — с телефоном Motorola м3788, $89 — с телефоном Motorola V2288 и $99 — с телефоном Alcatel 303.
Совсем недавно «Би Лайн» вывел на рынок «облегченную коробочку» — «Би плюс GSM». Суть этой маркетинговой инициативы заключается в том, что абоненту предлагается подключенная к тарифам «Профи» или «Драйв» SIM-карта и стартовая сумма $5, которая уже внесена на лицевой счет. Никакого телефона «в нагрузку» не положено. Что, по замыслу разработчиков, дает пользователю свободу в выборе аппарата (и теперь абонента, купившего самый дешевый тариф, вот так просто — по самой примитивной «трубке» — из толпы не выделишь). Стоит облегченная «коробочка» $12,4.
В остальных тарифах и МТС, и «Би Лайна» изменений за прошедшее лето не произошло.
Тем не менее многие из них по сей день остаются крайне популярными. У МТС наибольшим спросом среди тарифных планов с федеральным номером пользуется «Экономный».
У «Би Лайна» наиболее популярным тарифом, где предусмотрено подключение с федеральным номером, является «Профессионал».
Деловой разговор

В секторе более дорогих тарифных планов, рассчитанных на состоятельных и, как правило, «разговорчивых» граждан, которые предпочитают переплатить, но иметь сотовый телефон с прямым городским номером, у МТС лидирует тариф «Деловой».
Состоятельные клиенты, предпочитающие компанию «Би Лайн», чаще всего останавливают свой выбор на тарифном плане «Лидер».
Кроме этого, у «Би Лайна», в отличие от МТС, предусмотрен тариф для самых состоятельных и разговорчивых граждан. Это план «Супер-GSM», который, как заявляют в компании, пользуется все возрастающим спросом.
Когда представителям МТС задаются вопросом, почему их компания не вводит аналогичный «безлимитный» тариф, то они мотивируют это тем, что «встать» на него можно в складчину (к примеру, завести один «мобильник» на целый этаж в нетелефонизированном студенческом общежитии). А это чревато убытками. Впрочем, подобные опасения вряд ли имеют под собой почву — эксперты рынка отмечают, что именно из-за «Супер-GSM» уходят клиенты от МТС к «Би Лайну» (процесс обмена клиентами происходит постоянно).
Возмутитель спокойствия

Впрочем, нынешний застой (в части ценовой политики) может быть нарушен уже давно ожидающимся появлением на столичном рынке сотовой связи третьего оператора, работающего в стандарте GSM 900/1800, — компании «Соник Дуо» (учредители — финская корпорация Sonera и Центральный телеграф), которая может составить конкуренцию двум «китам» — «Би Лайну» и МТС.
Однако прогнозы экспертов в связи с появлением новичка расходятся. Часть аналитиков считают, что это должно привести к снижению цен на услуги сотовой связи — ныне действующие операторы, согласно логике вещей, попытаются затруднить выход конкурента и снизить расценки до того минимума, который им только под силу. С таким мнением до недавнего времени были согласны и представители «Соник Дуо», которые, впрочем, заявляли, что у их компании нет намерений «обрушить» рынок сверхнизкими тарифами.
По другим оценкам, действующие операторы вряд ли пойдут на значительное снижение цен. Ведь сеть «Соник Дуо» слишком молода и не развита по сравнению с сетями МТС и «Би Лайна». А значит, полноценной конкуренции ждать еще рано.
Примерно так же считают и непосредственно в самих действующих компаниях (см. интервью с директором по маркетингу МТС Игорем Тимофеевым, опубликованное в этом номере).
Между тем в «Соник Дуо» уверены, что компании будет чем привлекать абонентов. И прежде всего — качеством как самой связи, так и обслуживания клиентов. Все оборудование, на котором будет работать «Соник Дуо», произведено в 2000—2001 годах, чем не могут похвастаться действующие операторы, начавшие работать в первой половине 90-х.
Что же касается незначительного покрытия по сравнению с МТС и «Би Лайн», то «Соник Дуо» намерен стремительно развивать свою сеть. По словам генерального директора компании Александра Есикова, общие затраты на развертывание сети запланированы в объеме $260 млн., которые компания планирует освоить в течение трех лет.
Сверх того, «Соник Дуо» вошел в проект создания первой общенациональной сети стандарта GSM 900/1800 — «МегаФон-GSM», в котором также приняли участие крупнейший питерский оператор «Северо-Западный GSM» и еще 6 региональных операторов, чье совокупное лицензионное покрытие охватывает 68 регионов страны (Москва и область, северо-западные регионы, Поволжский, Уральский и т.д.). Организаторами этого проекта выступили компании Sonera, Telia, питерский «Телекоминвест» и московский «ЦТ-Мобайл».
Участие в «МегаФоне» предполагает, что абоненты «Соник Дуо» смогут уже в недалеком будущем даже в отдаленных регионах получать московские (одни из самых низких в стране) расценки и качество связи. Безусловно, это может показаться привлекательным для абонентов.
Следует, однако, отметить, что обоснованность тех или иных прогнозов в связи с появлением «Соник Дуо» в столице можно будет оценить никак не ранее конца осени, когда компания обещала выйти на рынок. Пока же нынешние его основные игроки не испытывают никакой потребности в снижении стоимости своих услуг — клиенты и так валят к ним валом.

Динамика увеличения числа абонентов сотовой связи в Москве (тыс. чел)

199419
199542
199698
1997223
1998331
1999858
20001970

Тарифные планы компаний сотовой связи*

~0102~Компания~0102~Стандарт связи~0102~Количество абонентов (млн. человек)**~0102~План~0401Минимальный первоначальный платеж~0102~Абонентская плата~0102~Минимальная плата за трафик~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в пиковое время (за 1 мин.)~0201~Стоимость исходящих/входящих звонков в льготное время (за 1 мин.)***~0102~Стоимость 100 минут разговора в месяц****~0102~Стоимость 300 минут разговора в месяц~0102~Стоимость 500 минут разговора в месяц
ВсегоВ том числе стоимость трубкиАванс/залогПлата за подключениеС сотового на сотовыйНа городской телефонС сотового на сотовыйНа городской телефон
МТСGSM 900/18002,2«Молодежный» с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)3505,000,17/00,36/0,360,12/00,19/0,1923,460,096,8
~~~«Экономный» с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)3506,300,15/00,22/0.220,15/00,22/0,2221,050,480,0
~~~«Локальный» с федеральным номером по коду 8-90184,149,1 (Motorola m3788)35009,9 (40 минут)0,24/00,36/0,360,19/00,15/0,1519,056,294,8
~~~«Деловой» с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100019,800,20/00,31/0,310,20/00,31/0,3140,381,3122,3
~~~«Любимый» с прямым городским номером149,149,1 (Motorola m3788)100014,800,21/00,42/0,420,14/00,24/0,2437,080,7124,6
«Би Лайн»GSM 900/1800 (сеть «Би Лайн-GSM»)1,3«Супер-GSM» с прямым городским номером60385,6 (Motorola M3688)195117,8204,600000204,6204,6204,6
~~~«Лидер» с прямым городским номером160,685,6 (Motorola M3688)75011,300,34/00,44/0,440,15/00,19/0,1934,982,1129,3
~~~«Профессионал»с федеральным номером по коду 8-901120,685,6 (Motorola M3688)3505,000,19/00,24/0,240,19/00,24/0,2421,855,388,8
~~~«Бизнес» с прямым городским номером185,685,6 (Motorola M3688)100026,000,21/00,27/0,270,21/00,27/0,2744,882,3119,8
~~~«Би плюс Профи» с федеральным номером по коду 8-9027070 (Motorola М3788)00000,15/00,37/0,370,15/00,19/0,1918,655,893,0

*Цены приведены в долларах США с учетом НДС и налога с продаж.

**Данные приведены с учетом абонентов компаний в регионах на конец августа 2001 года.

***Льготное время: МТС — в рабочие дни 21.00—00.00, 06.00—08.00, в выходные и праздничные дни — 06.00—00.00, а также предусмотрено «суперльготное» время — 00.00—06.00, когда при исходящих звонках на городской телефон и мобильный телефон МТС в плане «Молодежный» минута разговора стоит $0,05, в плане «Любимый» — $0,075; «Би Лайн» — выходные и праздничные дни круглосуточно, а также в будние дни 20.00—08.00.

****Стоимость указана из расчета, что 60% разговора приходится на пиковое время, 40% — на льготное, по 50% времени разговора приходится на внутрисетевые и городские звонки, по 50% времени разговора приходится на исходящие и входящие вызовы.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK