Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Компьютерные войны"

Азиатские производители ноутбуков покорили российских покупателей дизайном и ценами, захватив почти 60% отечественного рынка.Российские покупатели компьютерной техники, пожалуй, уже и не вспомнят названий и брендов отечественных ноутбуков. А ведь еще три-четыре года назад около 40% всех продаж портативных компьютеров приходилось на Rover. iRu, MaxSelect — исконно российские бренды. Теперь все иначе: зарубежные марки прочно обосновались на отечественном рынке и контролируют почти 90% продаж. 10% сохраняет за собой Rover, однако, судя по всему, в будущем компании придется нелегко.

Вышибли из топа

Российские бренды начали стремительно терять позиции, когда в 2005 году рынок лэптопов буквально «взорвали» корейские марки. Кстати, именно в 2005 году был зафиксирован самый серьезный скачок «ноутбучных» продаж в России. «Максимальный рывок в продажах лэптопов за всю историю российского рынка пришелся на III—IV кварталы 2005 года. Согласно исследованиям компании Gartner, в III квартале 2005 года в России было продано 248 тыс. ноутбуков, а в IV квартале — уже 441 тыс.! В 2006 году рынок уже не смог показать такие результаты: если в III квартале 2006 года продали 541 тыс. лэптопов, то в IV квартале — 701 тыс., рост впечатляющий, но это уже не удвоение темпов», — вспоминает директор по маркетингу Rover Computers Лада Белан. По ее словам, причины такой внезапной популярности ноутбуков вполне очевидны. «Тогда банки начали активно предлагать программы потребительского кредитования, а ноутбуки из специализированных компьютерных магазинов попали в большие федеральные розничные сети вроде «Эльдорадо» и «М.Видео». Кроме того, изменились сами лэптопы, которые стали настолько же функциональными, как и привычные настольные ПК (десктопы), только более мобильными. Причем за те же деньги», — отмечает Белан.

Сейчас ноутбуки — самый быстрорастущий сектор отечественного рынка персональных компьютеров. По данным российского представительства американской аналитической компании IDC, за год объем отечественного рынка лэптопов увеличился на 46,4%, а сегмент настольных ПК — лишь на 5,4%. Всего, согласно исследованию IDC, за II квартал 2007 года в Россию было поставлено около 1,68 млн ПК (настольных, портативных и серверов), что почти на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но на 4,9% меньше, чем в I квартале этого года.

Рынок ноутбуков действительно растет, но только в количественном выражении. Если же говорить о цене, то рост этот практически незаметен для продавцов. Все дело в том, что средняя цена ноутбука падает примерно на $100 в год, что сказывается на темпах роста объемов рынка в деньгах. К примеру, если в прошлом году в России было продано около 1,8 млн лэптопов по средней цене $900, то примерный объем рынка составил $1,62 млрд. В этом же году аналитики прогнозируют рост продаж ноутбуков до 2,3 млн штук (на 22%), но уже по средней цене $800 (получается, что рынок в деньгах вырастет всего на 13%).

«По прогнозам IDC, во второй половине года рынок ПК продемонстрирует еще более значительный рост. Свой вклад в это внесут все сегменты рынка, — считает Зарина Камытбаева, аналитик IDC по рынку ПК. — Это связано как с сезонными колебаниями, так и с дальнейшим ростом доли ноутбуков. Между тем очевидно, что доля ноутбуков неуклонно растет, а доля десктопов, соответственно, падает. Однако говорить о том, что десктопы стали менее популярны, рано. Рынок настольных ПК по-прежнему растет, но темпы этого роста уже малы».

Аналитик компании J,Son & Partners Сергей Савин полагает, что отечественный рынок ПК скопирует сценарий развития западных рынков. «Уже сейчас тренд очевиден: в России из 100% продаваемых ПК и серверов 25% приходится именно на портативные устройства (в 2003 году — около 10%). В то время как в Европе на ноутбуки приходится 42% продаж, а в США доля «ноутов» уже перевалила за 50%. Понятно, что рынок десктопов еще долгое время будет неплохо себя чувствовать, даже сохраняя небольшой рост, но рано или поздно ситуация для настольных ПК изменится в худшую сторону», — полагает Сергей Савин.

Корейский лидер

Лучше всех на отечественном рынке лэптопов сейчас чувствует себя корейский Acer. Согласно данным IDC, за III квартал 2007 года Acer обеспечил 39,5% (368 тыс. штук) от общего объема поставок ноутбуков в Россию. В итоге рост продаж ноутбуков компании в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 109%, существенно опережая темпы роста рынка, который, согласно отчету IDC, вырос на 74,4% по сравнению с III кварталом 2006 года.

Чуть уступает Acer соотечественник и главный конкурент — компания ASUStek (бренд ASUS). Вместе две корейские компании контролируют более 60% всех продаж. Такие мощные позиции азиатских брендов эксперты рынка объясняют обкатанной на других рынках стратегией. «Компании выбрасывают на рынок дешевые и привлекательные по дизайну машины и завоевывают рынок за счет массовых продаж», — говорит один из аналитиков.

«Основная причина этого роста — планомерная работа по выводу на рынок новых продуктов, а также реализация нашей партнерской программы. Думаю, что здесь сказалась высокая оценка нашими клиентами новых моделей ноутбуков и реализованных в них идей индустриального дизайна, который был представлен компанией в мае этого года. Наша новая линейка сейчас пользуется огромным спросом, ее ждали, на рынке чувствовался определенный голод. Полагаю также, что какая-то часть нашего успеха — заслуга наших конкурентов, которые пренебрегли российским покупателем в «горячий сезон», загрузив доступные им производственные мощности заказами из США и Западной Европы», — рассуждает Глеб Мишин, глава представительства Acer в России и странах СНГ. По его словам, в среднесрочной перспективе компания продолжит «все то же поступательное наращивание доли рынка в России».

Пока корейцы захватывают умы россиян, другие производители тоже не дремлют. Ходят слухи, что в штаб-квартирах таких мировых монстров, как Toshiba, Hewlett-Packard (НР), Dell и Lenovo, давно вынашивают планы, как сорвать корону с зарвавшихся корейцев. Поговаривают, что Toshiba намеревается устроить на российском рынке мощный демпинг, с тем чтобы взять хотя бы второе место по продажам. Правда, пока представленные недавно новые модификации модельных рядов Qosmio и Satellite японской компании относятся, скорее, к классу премиум (цены варьируются в районе 60—80 тыс. рублей за компьютер), поэтому говорить о «ценовой фишке» пока не приходится.

Красивые обертки

Впрочем, справедливо будет отметить, что российский потребитель перестает гнаться лишь за низкой ценой — продажи дорогих ноутбуков с привлекательным дизайном только растут, и сегмент премиум рано или поздно будет приносить неплохие дивиденды тем, кто в нем застолбится.

Кстати, те же корейцы пытаются (и довольно успешно) работать в сегменте имиджевых моделей. Acer, к примеру, первым выпустил на рынок лэптоп, разработанный совместно с дизайн-бюро Ferrari. После появились компьютеры с именем другого автомобильного концерна «на борту» — Lamborghini от ASUS. По оценкам Acer, сегмент моделей, которые можно отнести к категории имиджевых, в России составляет порядка 3—4% от общего объема рынка в штуках.

Впрочем, смогут ли корейцы отхватить у брендов вроде Toshiba или Sony еще и премиум-покупателей, покажет время.

  Таблица 1 Парк ноутбуков в России по ценовым сегментам на конец 2006 года
























Ценовой сегментДоля (%)
До 20 тыс. руб.11
20-30 тыс. руб.28
30-40 тыс. руб.30
40-50 тыс. руб.16
50-70 тыс. руб.10
Более 70 тыс. руб.4%
Источник: J’Son & Partners.

  Таблица 2 Доли игроков на российском рынке ноутбуков

















































































БрендПродано ноутбуков во II квартале 2007 года (шт.)Доля рынка во II квартале 2007 года (%)Продано ноутбуков во II квартале 2006 года (шт.)Доля рынка во II квартале 2006 года (%)
Acer130 50327,9373 27222,87
Asus110 00023,5450 31315,7
Rover49 68410,6348 21715,05
Toshiba46 79310,0128 3308,84
Samsung23 7625,0876242,38
Fujitsu-Siemens21 8984,6716 9265,28
Sony19 8454,2512 6693,95
Dell19 6924,2118 3495,73
HP13 8032,9522 3646,98
Lenovo71011,5269772,18
Прочие24 2115,1835 41011,05
Всего467 292100320 451100
Источник: данные компаний.

График 1 Объем продаж ноутбуков и обычных ПК в России (млн. штук)























2004200520062007*
Настольные компьютеры (десктопы)4,44,95,45,6
Ноутбуки0,61,21,82,3
* Прогноз.
Источник: IDC Russia.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK