Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Консолидация рынка СМИ: опасность сохраняется"

Несмотря на 100 каналов и Интернет, ослабление контроля позволит информационным гигантам захватить основные СМИ.Телезрители в Майами могут много узнать о работе гигантов медиаиндустрии, просто понаблюдав за местным спортивным комментатором Джимом Берри (Jim Berry). Появившись в 10-часовых новостях WBFS (UPN), он несется через все здание на выпуск новостей CBS (WFOR) в 11 часов.
Зрителям часто приходится видеть Берри, так как его босс, медиагигант Viacom Inc., владеет обеими телестанциями, которые находятся под одной крышей. После слияния CBS Television Network и Viacom в 2000 году у филиала UPN не было новостной программы. Благодаря помощи WFOR здесь создали передачу всего за половину стоимости. Владеющая двумя станциями в Майами и одной в Палм-Бич Viacom может снимать больше программ с меньшими затратами и привлечь больше зрителей.
Пять лет назад Viacom не могла владеть двумя телекомпаниями на одном рынке. Но в 1999 году Федеральная комиссия связи (FCC) смягчила этот запрет. Теперь могучие силы собираются снести стену запретов и ограничений для вещательных, кабельных и газетных компаний. Раз за разом Апелляционный суд в Вашингтоне или сам отменял давние правила, или требовал от FCC их пересмотра.
Такой настрой суда — хороший стимул для главы FCC Майкла Пауэлла (Michael K. Powell), берущегося за дело с большим энтузиазмом. Он считает, что появление кабельных сетей и Интернета лишает старые правила смысла. «Никто не скажет, что медийное пространство в 2002 году выглядит так же, как в 60-е и 70-е годы», — говорит Пауэлл.
«Если FCC ослабит запреты или отменит правила уже в следующем году, власти дадут толчок массированной консолидации СМИ, а это приведет к тектоническому сдвигу», — считает нью-йоркский медиаконсультант Питер Крейски (Peter A. Kreisky). Например, AOL Time Warner ($40 млрд.), предположительно, сможет сохранить в собственности свои существующие кабельные каналы CNN и НВО и кабельные системы Time Warner, добавив к ним телесеть NBC и ее местные филиалы, а также, если пожелает, пару-тройку газет. Для многих это — кошмар, потому что они и без того озабочены ростом власти медийных гигантов. Она позволяет им игнорировать независимое мнение и заламывать запредельные цены на основные виды услуг.
Разумеется, раз изменяется экономическая основа индустрии информации, то следует разрешить компаниям присоединяться к более сильным, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность. И невозможно отрицать, что цифровое кабельное и спутниковое вещание может сегодня предложить сотни каналов, а в киберпространстве найдется место для всех точек зрения. Однако Пауэллу и его коллегам не стоит слишком уж увлекаться этим аргументом. Если большая, богатая компания может купить большинство, а то и все местные СМИ, что проку в безграничности сайтов и кабельных каналов? В конце концов, большинство людей получают новости и формируют свое мнение при помощи небольшого числа телеканалов, которые смогут обрушить на зрителя больше рекламы за его же собственные деньги.
Избавившись от ограничений и запретов, медиакомпании, конечно же, начнут гонку за самую большую аудиторию и объемы рекламы. Прогнозы экспертов, среди прочего, таковы: компания Walt Disney Co., материнская компания ABC Network, попытается оттяпать дочерние фирмы ABC у множества компаний-владельцев, включая Hearst Argyle, E.W.Scripps и McGraw-Hill Companies.
А газетные компании, подобные Media General, захотят приобрести новые вещательные станции в тех городах, где издаются их газеты. Пресса страстно желает при помощи телевидения вернуть себе читателей и рекламу. Благодаря уже сделанным отдельным исключениям, Media General владеет газетой Tampa Tribune, ведущей городской телестанцией WFLA и ведущим сайтом городских новостей Tampa Bay Online. За прошлый год здесь получили $6,4 млн. от новой рекламы, скомбинированной в мультимедийные портфели. Другие газетные компании захотят повторить этот успех.
Вещатели тоже ринутся в бой. Местные телевизионные компании в 2000 году, по данным Veronis Suhler Stevenson & Associates, в среднем давали 39% прибыли. Одновременно с этим за последние 10 лет кабельное телевидение отобрало у трех самых крупных телесетей половину зрителей и четверть рекламы. ABC и ее дочерние фирмы имеют выход только на 24% национальной телеаудитории, и именно они будут покупать активнее всех. Но и другие сети и группы телекомпаний тоже потратят немало.
Что касается кабельного телевидения, то суды, похоже, согласны, что существующее ограничение аудитории (30% зрителей платного телевидения страны в целом) ставит их в слишком жесткие рамки. Оно вводилось для того, чтобы крупные кабельные операторы не выдавили из бизнеса маленькие независимые телекомпании. Теперь суды считают, что с появлением цифрового кабельного телевидения с сотнями каналов эта угроза уже не так велика.
Пока медиакомпании занимают боевые позиции, FCC придется перестроить свою работу. Комиссия будет вынуждена провести проверки в городах, подобных Майами, где Viacom, владея двумя станциями, вывела на рынок новую программу новостей UPN. Но ведь над ее созданием работает персонал CBS, и снимается она на деньги богатой телесети. Так есть ли у нее свой голос на местном информационном рынке? Придется принять во внимание и все громче звучащие голоса критиков в защиту маленьких компаний. Они считают, что телевидение, радио и прессу по всей стране контролирует все меньшее число укрупняющихся компаний и что у фирм поменьше нет ни единого шанса.
Между тем — пусть пока и без пересмотра правил — консолидация идет: в 2001 году было объявлено о 311 сделках на сумму $113 млрд. Если ограничения FCC так или иначе исчезнут, «мы получим некоторый рост прибыли за счет подрыва самих устоев нашей демократии, когда СМИ владеют много разных людей», — говорит Джин Киммельман (Gene Kimmelman), содиректор союза потребителей.
Регулирующим органам предстоит решить, насколько опасна консолидация на рынке СМИ, не приведет ли она к господству двух-трех основных точек зрения, не оставив обществу свободы выбора. Но решение должно быть обдуманным. Уничтожив независимую прессу и другие средства массовой информации, возродить их будет крайне трудно.

Кэтрин Янг (Catherine Yang) с Томом Лоури (Tom Lowry) в Нью-Йорке и Рональдом Гровером (Ronald Grover) в Лос-Анджелесе. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK