Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Конструктор «LEGOцентризма»"

На этой неделе будет дан официальный старт кампании по выборам в Госдуму. Новому составу палаты придется решать поистине грандиозные задачи — сохраняя политическую лояльность президенту, принять действенное участие в удвоении ВВП.По большому счету, появление президентского указа о начале избирательной кампании — не более чем формальность. Реально предвыборный марафон уже начался. Политическая реклама уверенно вытесняет с биллбордов и телеэкранов привычную коммерческую, политики используют любые возможности «попиариться» (благо, Генпрокуратура такие шансы им предоставляет), а политтехнологи все чаще организуют скучные тусовки типа прошедшей на минувшей неделе партийной презентации в московском Манеже.
Все — на выборы!

Впрочем, все это — лишь видимая часть предвыборных баталий. Другая, не менее важная, но скрытая от посторонних глаз стадия — «распиливание» административных, финансовых и медиа-ресурсов — фактически уже завершилась.
Понятно, что увереннее всего себя чувствуют партии, имеющие доверительные отношения с властью, в первую очередь «Единая Россия» и Народная партия. Власть сильна, шансы на прохождение ее кандидатов, как никогда, велики. Поэтому убедить спонсоров потратить энную сумму «на благое дело» довольно просто. Да и сами толстосумы готовы демонстрировать лояльность и вкладывать средства в тех, кто в следующей Думе наверняка войдет во всесильное, по меркам Охотного Ряда, большинство. Поскольку «ЕР» традиционно воспринимается как партия федеральной власти, вливания в нее по большей части федеральные. «Народники» же — лидеры глубинки: им помогают местные олигархи, тем более что и в самой партии таковых предостаточно.
С административным ресурсом еще проще: на федеральном уровне «прикрытие» по традиции осуществляется должностными лицами кремлевской администрации, курирующими различные аспекты внутренней политики. Они же помогают с медиа-ресурсом — оба «первых» госканала (Первый и «Россия»), по-прежнему самых мощных по охвату территории страны, с удовольствием разбирают господряды на предвыборную работу с населением. На региональном уровне проблем больше — хотя с властью и не спорят, но с ее партиями — случается. Поэтому поддержка со стороны региональных начальников во многом зависит от того, какие позиции на местах имеет каждая из партий — «Единая Россия» или Народная партия.
Остальные участники предстоящей кампании, понятно, довольствуются остатками. «Яблоко» — юкосовскими, СПС — раоеэсовскими, ЛДПР — всякими. Понятно, что и административный, и медиа-ресурсы в лучшем случае достанутся им по остаточному принципу, а в худшем — не достанутся вовсе.
Особняком стоит КПРФ. Административный ресурс — отдельные губернаторы постоянно ссыхающегося «красного пояса», медиа-ресурс — районные многотиражки, «Советская Россия» и «Правда», финансовый ресурс — тот же олигархический капитал, только помельче. Впрочем, главный ресурс коммунистов — по-прежнему человеческий. Костяк электората готов, как и раньше, поддерживать партию «сердцем». Что делает предвыборную кампанию несравненно дешевле. Ведь электорат КПРФ единственный из оставшихся, который готов трудиться во благо партии на чистом энтузиазме.
В отношении прочих — не представленных в этой Думе, но заявляющих о стремлении попасть в следующую — действует тот же принцип: по мере удаления от власти уменьшаются и ресурсы.
Из света в тень перелетая

Впрочем, главный ресурс страны — президент, — похоже, не достанется никому. «Главная задача президента на думских выборах — и самому сильно не светиться, и другим не давать светить себя без нужды: «воссиять» в полный накал он должен аккурат лишь к собственным выборам» — так, по словам одного из политконсультантов Старой площади, можно сформулировать параметры участия президента в кампании.
По сути, реализация этого плана началась еще тогда, когда Путин окончательно дистанцировался от «Единой России», безуспешно пытавшейся водрузить его имя на свои знамена. Рассудив, что партия власти имеет неплохие шансы получить на этих выборах меньше голосов, чем на прежних, президент заявил о намерении исповедовать принцип беспартийности. И тем самым закрыл тему «борьбы за Путина» не только для «единороссов», но и для всех прочих центристов.
Параллельно развернулся процесс «спаривания» тех игроков, которые всерьез рассчитывали заработать очки на критике президента. В результате КПРФ получила «спарринг-партнера» в лице формирующегося левоцентристского блока Глазьева—Рогозина, СПС и «Яблока», и без того погрязших во «внутривидовой» борьбе — новые темы для дискуссии, — например, чей пиар друг против друга «чернее». Теперь, работая на смежных электоральных полянах, этим парам придется все больше сил тратить на обоюдоострую контрпропаганду, нежели на «подрыв высочайшего рейтинга».
Понятно, что максимальный вывод Путина за скобки не был бы возможен, если бы не циничная убежденность в том, что исход нынешних выборов будет коваться не столько на избирательных участках, сколько в думских кулуарах. По словам собеседника «Профиля», президента удалось убедить в том, что в конечном итоге счет пойдет не на проценты, набранные его явными сторонниками (поэтому 20% или 30% будет у «Единой России» — не суть важно), а на реальные депутатские души, тайно ему симпатизирующие. А таковых, обещают советники президента, будет предостаточно. И из них вполне можно слепить нечто, способное сделать Думу не менее центристской и еще более пропутинской.
Согласившись с аргументами «циников», Путин фактически предоставил карт-бланш двум противоборствующим группировкам в своем окружении, дав «добро» на одновременное участие «единороссов» (кураторы — Александр Волошин и Владислав Сурков) и «народников» (кураторы — Виктор Иванов и Игорь Сечин) в думской кампании.
Правда, в качестве платы за невмешательство президента представителям обеих группировок, по слухам, пришлось взять на себя неблагодарную работу по расколу левого электората и формированию в Думе «левого центра». Таким образом, формируемый блок Глазьева—Рогозина обещает стать гибридом ужа и ежа — известного экономиста «подпирают» люди Волошина, а патриота-международника — «товарищи в штатском». Что из этого выйдет — вопрос пока открытый. Однако поскольку на раскрутку коалиции Глазьева—Рогозина брошены немалые финансовые и административные ресурсы (за пиар отвечает известный политтехнолог, замруководителя Первого канала Марат Гельман, финансирование координируется администрацией президента, причем как его «семейной», так и «чекистской» частью), шансы вновь создаваемой коалиции достаточно высоки.
Резервные изыски

В общем, если «все будет хорошо», к началу президентской избирательной кампании, которая формально стартует аккурат после подведения итогов думской, главе государства преподнесут хоть и скромный, но весьма не лишний в хозяйстве подарок — политически лояльную нижнюю палату.
Впрочем, политически лояльной была и эта Дума. И в этом плане президент ничего не теряет, но ничего и не приобретает. Однако новый думский проект Кремля обещает быть более интересным, чем кажется на первый взгляд.
Как известно, главными лозунгами второго срока Путина станут удвоение ВВП и борьба с бедностью. Для того и другого нужны ресурсы, причем не сопоставимые с теми, что тратятся на переизбрание лояльных Дум. «Рецепт удвоения», который все чаще становится темой для публичного обсуждения, известен: подключить к решению задачи самую богатую прослойку общества — сырьевых олигархов. Именно сверхдоходы их корпораций — единственный на сегодняшний день реальный источник для инвестиций в промышленность. Варианты «подключения» также известны. От введения более высокого налогообложения сырьевиков (версия Глазьева) до «справедливого разрешения старых приватизационных коллизий» — по сути, путем отъема неправедно полученных активов (версия силовиков).
Не исключено, что решением именно этой проблемы — изыскиванием скрытых (или сокрытых) ресурсов для удвоения — и предстоит заняться новой Думе. Задача эта не из простых. Понадобятся достаточно серьезные усилия по нейтрализации многочисленных сырьевых лобби — и в Госдуме, и за ее пределами. Кстати, летом о том, что такое лобби вовсю мешает решению общегосударственных задач, Путину жаловался Геннадий Селезнев, и президент поспешил разделить обеспокоенность спикера. В борьбе с несговорчивыми сырьевиками неизбежно придется опереться на представителей несырьевого сектора. И недавняя встреча президента с представителями бизнеса в этом смысле весьма показательна: в Кремль впервые пригласили несырьевых олигархов, которые до недавнего времени считались «братьями меньшими» и в качестве серьезных игроков на политическом и лоббистском фронтах не воспринимались. Хотя бы потому, что их лоббистский потенциал в нынешней Думе крайне невысок — в силу отраслевой разобщенности и несравнимо меньших финансовых и человеческих ресурсов.
Новый думский расклад может эту ситуацию изменить. После «наезда» на ЮКОС, не скрывавший намерения усилить свои позиции в Думе, а также заявлений президента о необходимости работать лишь с теми силами, которые не ставят «общественные интересы, выше групповых, корпоративных и тем более личных», сырьевикам придется задуматься о формах и масштабах своего отраслевого лоббизма.
Сформированная под более амбициозные задачи Дума — вполне удобная площадка для перевода абстрактных дискуссий по поводу ресурсов удвоения ВВП в практическую плоскость. Да и у Кремля появляется возможность занимать по этому — довольно щекотливому — вопросу столь любимую Путиным позицию: «Это дело депутатов, исполнительная власть не вмешивается в деятельность законодателей — с ними и разбирайтесь». И если проект по усилению несырьевого лобби удастся, вопросы, связанные с изъятием «неправедно нажитого», перераспределением природной ренты и т.п., будут решаться как бы без участия Кремля, на уровне думских баталий. Таким образом президент получит возможность остаться над схваткой и «разруливать» ситуацию по обстоятельствам.
В наличии нескольких (хотя бы двух) центров силы и концентрации ресурсов есть и политическая, и экономическая логика. Политическая состоит в том, что всегда удобнее играть на противоречиях противников, нежели быть вынужденным каждый раз договариваться с сильнейшим из них. Экономическая заключается в том, что, воплощая в жизнь вполне понятный и правильный лозунг уменьшения зависимости экономики от экспорта сырья, власть получает возможность маневра. Ведь если изменится внешняя конъюнктура, с сырьевиков и взять-то особо нечего будет. Вот тут-то и настанет время обратить взоры на окрепших несырьевых олигархов.

Партийные ресурсы на старте избирательной программы

«Единая Россия»23%*
ЛДПР9%*
«Яблоко»6%*
СПС5%*
«Народная партия»1%*
КПРФ28%*

* По данным ВЦИОМа (август 2003 года).

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK