Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Копите мили, копите баллы"

Банки придумывают различные ходы, чтобы побудить клиентов рассчитываться пластиковыми картами. Один из них — кобрендинг.   Россияне довольно консервативны в делах, касающихся банковских продуктов и технологий. Известно, что большинство пластиковых карт в стране — это дебетовые зарплатные карты и никаких операций, помимо снятия наличных в банкоматах, их владельцы не совершают. По статистике, доля зарплатных карт составляет около 80% от всего объема пластика. И банки всячески стараются стимулировать безналичные платежи по картам, предлагая клиентам дополнительные услуги и скидки. Такие карты, как правило, выпускаются в партнерстве с компаниями потребительского сектора — магазинами, сотовыми операторами, авиакомпаниями, автозаправками и т.д., и получили название кобрендовых (от англ. cobranding — «объединение брендов»).
   Фактически речь идет о специальных банковских картах, ориентированных на определенный круг потребителей. Например, партнерские программы с авиакомпаниями рассчитаны на людей, часто совершающих перелеты, программы лояльности — на постоянных клиентов крупных торговых сетей. По таким картам можно получать скидки или накапливать баллы, которые впоследствии используются для новых покупок, обмена на премиальные билеты авиакомпаний или для повышения класса обслуживания.
   «Самыми популярными кобрендовыми программами являются проекты с авиакомпаниями, — рассказывает заместитель директора программ лояльности и стратегического партнерства Альфа-банка Андрей Шаповалов. — Это общемировой тренд, и российский рынок не является исключением. Так, только карт «Аэрофлот-Бонус — Альфа-банк» уже выпущено около 500 тыс. штук».
   Помимо авиакомпаний («Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии») Альфа-банк имеет совместные проекты и с сетью электроники и бытовой техники «М.Видео», и с продуктовыми сетями «Перекресток» и «Карусель», и с модными журналами Cosmopolitan и Maxim. «Это свидетельствует, что банки выходят в новые сегменты и делают новые предложения своим клиентам, тем не менее авиакобренды в близкой перспективе останутся самыми популярными», — говорит эксперт.
   Вместе с тем каждый продукт и услуга имеют собственный жизненный цикл, и в случае снижения спроса со стороны клиентов банк может приостановить продажу того или иного вида карт. Потребности клиентов меняются, и, чтобы соответствовать этим потребностям, банку необходимо обновлять линейку продаж. Именно поэтому все чаще стали появляться карты, предназначенные, например, для россиян, активно пользующихся интернет-магазинами. Данные карты не имеют физического носителя и более безопасны при оплате товаров и услуг через Интернет. А ряд банков предлагает карты cash back, позволяющие их владельцам вернуть часть от потраченной суммы обратно на счет. Новая тенденция — «мультибрендовые» карты: система лояльности, построенная на бонусах. По ней накапливаются бонусы, которые можно использовать в магазинах или точках продаж всех участвующих в программе фирм. Адаптируя свои продукты к индивидуальным потребностям клиента, банки иногда предлагают особые условия использования других своих продуктов и услуг. Например, клиенты, которые много путешествуют, могут оформить страховой полис по специальным условиям.
   Вместе с тем от банков такие проекты требуют приличных затрат. «Кобренды имеют большую себестоимость по сравнению с обычными картами, но говорить, что кобрендовые проекты неэффективны, неверно, — говорит зампред банка «Уралсиб» Илья Филатов. — Все зависит от условий сотрудничества с партнером и грамотно выстроенной программы продвижения продукта». А директор департамента розничного бизнеса банка «АК Барс» Марат Ганеев добавляет: грамотно разработанный продукт делает условия облуживания более привлекательными для клиентов и стимулирует их чаше оплачивать товары и услуги банковской картой. При увеличении объема операций, совершенных в торгово-сервисных предприятиях, увеличивается и размер комиссии с оборота от платежных систем. «Банки заинтересованы, чтобы клиенты при совершении покупок предпочитали оплачивать их картой, а не наличными. Кобрендовые карты и «карты с добавленной ценностью» наилучшим образом помогают в достижении этой цели», — резюмирует эксперт.
   Финансисты утверждают, что популярность кобрендовых карт в России растет, в последнее время резко возросло количество партнерских программ банков. Андрей Шаповалов расширение сегмента кобрендовых карт связывает с повышением конкуренции на рынке розничных банковских услуг, большим распространением различных программ лояльности в розничных сетях торговли и сферы услуг и общим повышением уровня финансовой грамотности населения.
   Однако в общем объеме выпущенного пластика количество кобрендовых карт пока относительно невелико. По данным ЦБ РФ на начало июля этого года, отечественными банками было выпущено более 157 млн пластиковых карт. «На долю кобрендовых карт в России приходится примерно 1%, в то время как в западных странах, по оценкам экспертов, такие карты занимают более 60% рынка, — говорит Марат Ганеев. — Российский рынок кобрендовых карт имеет огромный потенциал роста, но, учитывая, что стоимость кобрендовых карт обычно выше стоимости традиционных продуктов, достичь таких же результатов продаж, как в западных странах, станет возможным только при выпуске кобрендовых карт в рамках зарплатных проектов».
   

   ЗАВТРА ТУРИСТА
   До настоящего времени большинство кобрендовых проектов банки реализовывали совместно с авиаперевозчиками. Но сегодня этот рынок уже перенасыщен, и кредитные организации вынуждены переориентироваться на другие отрасли. Наиболее интересными партнерами для них являются компании, обладающие обширной базой лояльных клиентов. Сейчас активно развиваются кобренды с операторами сотовой связи, ритейлерами, АЗС. По мнению банкиров, в ближайшее время популярными станут совместные проекты с тур-операторами. Так, один из игроков запустил кредитную карту для туристов, разработанную в партнерстве с онлайн-порталом заказа услуг iGlobe.ru и платежной системой Visa. Эта кредитная карта дает возможность держателю накапливать бонусные мили и обменивать их на различные туристические услуги: авиабилеты, отели, трансферы, аренду автомобилей.

   

   СКОЛЬКО В АРСЕНАЛЕ ВАШЕГО БАНКА ПАРТНЕРСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ПОЧЕМУ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ ТАКОЕ ВНИМАНИЕ КОБРЕНДИНГУ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Андрей ШАПОВАЛОВ, заместитель директора программ лояльности и стратегического партнерства ОАО «Альфа-банк»:
   «Для банков кобрендовые карты являются отличным инструментом привлечения новых клиентов, а также, без сомнения, помогают управлять поведением клиентов. И, конечно, кобрендинг помогает увеличивать доходность банка по карточным продуктам и в целом по всем продуктам банка (в разрезе держателей кобрендовых карт). Самыми популярными кобрендовыми программами являются проекты с авиакомпаниями. Это общемировой тренд, и российский рынок не является исключением. Так, за пять лет Альфа-банк выпустил около 500 тыс. карт Аэрофлот-Бонус — Альфа-банк — MasterCard. Оформив такую карту, клиент становится участником программы «Аэрофлот Бонус» авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» и получает возможность накапливать мили, которые можно обменять на премиальный авиабилет или услуги партнеров программы «Аэрофлот Бонус». Кроме того, банк предлагает для путешественников другие кобренды с авиаперевозчиками, это S7 Priority — Альфа-банк — Visa и Уральские авиалинии — Альфа-банк — Visa».
   
   Илья ФИЛАТОВ, заместитель председателя правления банка «Уралсиб»:
   «В банке «Уралсиб» разработано не-сколько кобрендовых программ. Программа «Аэрофлот-бонус» позволяет накапливать мили, которые можно исполь-зовать для полетов рейсами «Аэрофлота» и авиакомпаний-партнеров альянса Sky Team. Программа «Достойный дом — детям!» — это карты и вклады с благотворительной составляющей. В соответствии с условиями этой программы банк перечисляет в Детский фонд «Виктория» из собственных средств 0,5% от суммы ежемесячного оборота в предприятиях торговли и сервиса по карте и 0,5% годовых от суммы вклада. И третий наш кобренд — карта, выпущенная совместно с оператором бонусной системы «Золотая середина». Расплачиваясь этой картой, клиенты получают скидки, предусмотренные дисконт-ной программой. Реализация кобрендовой программы является для нас инструментом повышения лояльности клиента и побуждает его не только продлевать действие карты на очередной срок, но использовать карту по назначению — совершать покупки путем безналичной оплаты».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK