19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Космос наземного базирования"

Архивная публикация 2004 года: "Космос наземного базирования"

Новый космический проект, в котором участвуют Россия, Украина, США и Норвегия, сулит до $100 млн. прибыли в год. Львиная доля этих денег должна доставаться нам и нашим братьям-славянам. А Запад готов с нами сотрудничать за комиссионные. Российско-украинская компания "Международные космические услуги" (МКУ) и транснациональная компания Sea Launch Company ("Морской старт") заключили соглашение о коммерческих запусках ракеты-носителя "Зенит-М" с космодрома Байконур в Казахстане. По предварительным расчетам, ежегодно этот проект может приносить участникам до $100 млн.

©
Новый космический проект, в котором участвуют Россия, Украина, США и Норвегия, сулит до $100 млн. прибыли в год. Львиная доля этих денег должна доставаться нам и нашим братьям-славянам. А Запад готов с нами сотрудничать за комиссионные.
©
Российско-украинская компания "Международные космические услуги" (МКУ) и транснациональная компания Sea Launch Company ("Морской старт") заключили соглашение о коммерческих запусках ракеты-носителя "Зенит-М" с космодрома Байконур в Казахстане. По предварительным расчетам, ежегодно этот проект может приносить участникам до $100 млн.

Компания "Международный космические услуги", учрежденная на паритетных началах российскими и украинскими предприятиями, была создана специально для реализации этого проекта. С российской стороны учредителями МКУ являются КБ транспортного машиностроения и Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (входит в структуру агентства Росавиакосмос). С украинской - КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод". Сейчас в процессе вхождения в состав учредителей МКУ еще два российских предприятия - РКК "Энергия" (один из разработчиков РН "Зенит-М") и АО "Энергоавиакосмос" (контролируется Росавиакосмосом).

Учредителями компании Sea Launch, которая оказывает услуги по выводу на орбиту коммерческих спутников с плавучей платформы в районе экватора, являются корпорации Boeing (США), Kvaerner Group (Норвегия) и уже упоминавшиеся РКК "Энергия", КБ "Южное" и ПО "Южмаш".

В каких пропорциях будут делить деньги МКУ и Sea Launch, пока держится в секрете.

На МКУ возложено техническое обеспечение запусков и поиск заказчиков на территории СНГ. "Энергоавиакосмос" занимается поиском желающих вложить средства в реконструкцию стартового комплекса на Байконуре, которая оценивается в $20 млн. Часть из них уже найдена. Впервые за свою историю российские частные компании участвуют в космическом проекте не в качестве заказчиков, а как инвесторы: по некоторым данным, свою лепту в "Наземный старт" согласились внести Сибирская угольная компания и Уральская ГМК. В этом качестве они будут получать часть доходов от запуска ракет.

Компания Sea Launch, в свою очередь, не участвует ни в инвестировании, ни в техническом обеспечении проекта. Ее единственная задача - поиск клиентов за пределами СНГ. К слову сказать, в области космического маркетинга самые сильные позиции на Западе и "продвинутом" Востоке занимает один из учредителей "Морского старта" - Boeing.

За свои услуги Sea Launch будет получать комиссионные (их размер хранится в строжайшей тайне), оставляя основную часть прибыли российским и украинским предприятиям.

Звездные рынки

Каждый из участников "Наземного старта" преследует свои цели. Например, Sea Launch с помощью собирается расширить ассортимент предлагаемых ею услуг и фактически выйти на новый сектор рынка. До сих пор с "Морского старта" в дальний космос - на геостационарную орбиту (самый привлекательный с финансовой точки зрения сегмент космического рынка) - отправлялись ракеты ("Зенит-3SL") грузоподъемностью 3,5 тонны. А ракета-носитель "Зенит-М", которую предложит заказчикам "Наземный старт", предназначена для вывода на орбиту 1,5 тонны. Таким образом, Sea Launch для загрузки РН "Зенит-SL" часто приходится либо ждать одного заказчика с большим, тяжелым спутником, либо формировать нагрузку из нескольких спутников (заказчиков), что также сопряжено с определенными сложностями. Не случайно Sea Launch Company за 8 лет со дня основания осуществила 11 коммерческих запусков, в то время как "Наземный старт" уже в первый год осуществит 6 (среди заказчиков - Alcatel, Boeing, международные операторы сотовой связи).

Привлекательность "Наземного старта" для "Международных космических услуг" - для России и Украины - состоит главным образом в том, что эта программа может загрузить предприятия, участвующие в разработке и производстве ракеты-носителя. Прежде всего это российские РКК "Энергия", КБ транспортного машиностроения, украинские КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод", а также десятки предприятий-смежников обеих стран. В случае успеха проекта их ожидают многолетние стабильные заказы.

При этом "Наземный старт", безусловно, поможет России в целом укрепить свои позиции на мировом рынке космических запусков. Сейчас мы участвуем в таких международных проектах, как Куру (французская Гвиана), откуда планируется запускать российские ракеты-носители "Союз" (выводит на геостационарную орбиту свыше 2 тонн грузов), и уже не раз упоминавшемся - Sea Launch. Кроме того, мы активно используем казахский Байконур для вывода грузов на геостационарную орбиту с помощью ракеты "Протон" (3,5 тонны). А также запускаем более легкие носители ("Циклон", "Молния", "Старт" и др.), рассчитанные на вывод небольших грузов на околоземные орбиты (менее емкий сектор рынка) со своих собственных космодромов - Плесецк и Свободный. При этом на долю России приходится немногим более 20% мирового рынка коммерческих запусков, который составляет свыше $1 млрд. в год.

"Наземный старт" как раз и должен заполнить образовавшуюся в нашей линейке услуг нишу - вывод на геостационарную орбиту 1,5 тонны грузов. И тем самым увеличить российский сектор рынка.

Скидки с орбиты

Момент для этого выбран, похоже, вполне удачно. Европейцы сейчас сосредоточились на программе мощных ракет-носителей (Arian-5 - 11 тонн), закрыв программу носителей среднего класса (Arian-4 - более 3 тонн). Таким образом, ближайшим "соседом" "Зенита-М" по грузоподъемности будет не кто иной, как "Союз", который выйдет на рынок на год позже. В принципе, "Зенит-М" может конкурировать и с тяжелым Arian-5 (например, когда будет формироваться загрузка из нескольких спутников малого и среднего класса). Но доставка грузов на орбиту с "Наземного старта" обойдется клиентам примерно на 20-30% дешевле.

Ракеты-носители, работающие примерно в той же нише, что и "Зенит-М", есть у американцев (Delta, Titan). Однако конкуренции в прямом смысле этого слова здесь ожидать не приходится. Ведь Boeing не только ключевая компания всех американских космических программ, эта корпорация отвечает и за маркетинг коммерческих запусков с "Наземного старта". Поэтому изначально предполагается, что "Наземному старту" будут доставаться те западные заказы, которые Boeing не сможет или не захочет выполнять самостоятельно. Прогнозы прибыли "Наземного старта" в размере $100 млн. в год делались с учетом данного фактора.

Главным объективным основанием против проекта можно назвать проявившуюся в последнее время тенденцию к удешевлению космических запусков. В мире сейчас наблюдается переизбыток ракет, в то время как на строительство спутников заказчики становятся в очередь. Раньше клиенты были готовы платить, например, за запуск "Протона" порядка $70-80 млн. Сейчас же это удовольствие стоит около $40 млн. Впрочем, аналитики считают, что долго такая направленность не продержится. Рост потребности в запусках перекроет другие тенденции.

Запасной космодром

Как отмечают (на условиях анонимности) отраслевые специалисты и некоторые особо подозрительные СМИ, реализация проекта "Наземный старт" может вызвать еще и некий побочный эффект, который не афиширует Росавиакосмос.

Речь идет о перспективах компании "Энергоавиакосмос", структуры, обеспечивающей электроэнергией предприятия Росавиакосмоса. Назначение энергоснабжающей структуры ответственной за поиск инвестиций выглядит довольно странно: обычно такие поручения даются профильным финансовым подразделениям. Не исключено, что перенос "центра финансовой тяжести" в проекте имеет определенную цель. Если "Энергоавиакосмос" преуспеет на поприще привлечения денег, то по мере реализации проекта у компании есть все шансы повысить свой статус. А именно - превратиться из просто энергоснабжающей компании в мощную коммерческую структуру, доказавшую свою дееспособность в серьезном международном проекте.

Также вероятно, что руководство Росавиакосмоса может целенаправленно стимулировать рост влияния "Энергоавиакосмоса" в отрасли и, таким образом, готовить себе "место под солнцем" на случай расформирования самого Росавиакосмоса в ходе проводимой ныне административной реформы или потери своих кресел отдельными руководителями агентства.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».