Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Космос наземного базирования"

Новый космический проект, в котором участвуют Россия, Украина, США и Норвегия, сулит до $100 млн. прибыли в год. Львиная доля этих денег должна доставаться нам и нашим братьям-славянам. А Запад готов с нами сотрудничать за комиссионные. Российско-украинская компания «Международные космические услуги» (МКУ) и транснациональная компания Sea Launch Company («Морской старт») заключили соглашение о коммерческих запусках ракеты-носителя «Зенит-М» с космодрома Байконур в Казахстане. По предварительным расчетам, ежегодно этот проект может приносить участникам до $100 млн.

Компания «Международный космические услуги», учрежденная на паритетных началах российскими и украинскими предприятиями, была создана специально для реализации этого проекта. С российской стороны учредителями МКУ являются КБ транспортного машиностроения и Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (входит в структуру агентства Росавиакосмос). С украинской — КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод». Сейчас в процессе вхождения в состав учредителей МКУ еще два российских предприятия — РКК «Энергия» (один из разработчиков РН «Зенит-М») и АО «Энергоавиакосмос» (контролируется Росавиакосмосом).

Учредителями компании Sea Launch, которая оказывает услуги по выводу на орбиту коммерческих спутников с плавучей платформы в районе экватора, являются корпорации Boeing (США), Kvaerner Group (Норвегия) и уже упоминавшиеся РКК «Энергия», КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

В каких пропорциях будут делить деньги МКУ и Sea Launch, пока держится в секрете.

На МКУ возложено техническое обеспечение запусков и поиск заказчиков на территории СНГ. «Энергоавиакосмос» занимается поиском желающих вложить средства в реконструкцию стартового комплекса на Байконуре, которая оценивается в $20 млн. Часть из них уже найдена. Впервые за свою историю российские частные компании участвуют в космическом проекте не в качестве заказчиков, а как инвесторы: по некоторым данным, свою лепту в «Наземный старт» согласились внести Сибирская угольная компания и Уральская ГМК. В этом качестве они будут получать часть доходов от запуска ракет.

Компания Sea Launch, в свою очередь, не участвует ни в инвестировании, ни в техническом обеспечении проекта. Ее единственная задача — поиск клиентов за пределами СНГ. К слову сказать, в области космического маркетинга самые сильные позиции на Западе и «продвинутом» Востоке занимает один из учредителей «Морского старта» — Boeing.

За свои услуги Sea Launch будет получать комиссионные (их размер хранится в строжайшей тайне), оставляя основную часть прибыли российским и украинским предприятиям.

Звездные рынки

Каждый из участников «Наземного старта» преследует свои цели. Например, Sea Launch с помощью собирается расширить ассортимент предлагаемых ею услуг и фактически выйти на новый сектор рынка. До сих пор с «Морского старта» в дальний космос — на геостационарную орбиту (самый привлекательный с финансовой точки зрения сегмент космического рынка) — отправлялись ракеты («Зенит-3SL») грузоподъемностью 3,5 тонны. А ракета-носитель «Зенит-М», которую предложит заказчикам «Наземный старт», предназначена для вывода на орбиту 1,5 тонны. Таким образом, Sea Launch для загрузки РН «Зенит-SL» часто приходится либо ждать одного заказчика с большим, тяжелым спутником, либо формировать нагрузку из нескольких спутников (заказчиков), что также сопряжено с определенными сложностями. Не случайно Sea Launch Company за 8 лет со дня основания осуществила 11 коммерческих запусков, в то время как «Наземный старт» уже в первый год осуществит 6 (среди заказчиков — Alcatel, Boeing, международные операторы сотовой связи).

Привлекательность «Наземного старта» для «Международных космических услуг» — для России и Украины — состоит главным образом в том, что эта программа может загрузить предприятия, участвующие в разработке и производстве ракеты-носителя. Прежде всего это российские РКК «Энергия», КБ транспортного машиностроения, украинские КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод», а также десятки предприятий-смежников обеих стран. В случае успеха проекта их ожидают многолетние стабильные заказы.

При этом «Наземный старт», безусловно, поможет России в целом укрепить свои позиции на мировом рынке космических запусков. Сейчас мы участвуем в таких международных проектах, как Куру (французская Гвиана), откуда планируется запускать российские ракеты-носители «Союз» (выводит на геостационарную орбиту свыше 2 тонн грузов), и уже не раз упоминавшемся — Sea Launch. Кроме того, мы активно используем казахский Байконур для вывода грузов на геостационарную орбиту с помощью ракеты «Протон» (3,5 тонны). А также запускаем более легкие носители («Циклон», «Молния», «Старт» и др.), рассчитанные на вывод небольших грузов на околоземные орбиты (менее емкий сектор рынка) со своих собственных космодромов — Плесецк и Свободный. При этом на долю России приходится немногим более 20% мирового рынка коммерческих запусков, который составляет свыше $1 млрд. в год.

«Наземный старт» как раз и должен заполнить образовавшуюся в нашей линейке услуг нишу — вывод на геостационарную орбиту 1,5 тонны грузов. И тем самым увеличить российский сектор рынка.

Скидки с орбиты

Момент для этого выбран, похоже, вполне удачно. Европейцы сейчас сосредоточились на программе мощных ракет-носителей (Arian-5 — 11 тонн), закрыв программу носителей среднего класса (Arian-4 — более 3 тонн). Таким образом, ближайшим «соседом» «Зенита-М» по грузоподъемности будет не кто иной, как «Союз», который выйдет на рынок на год позже. В принципе, «Зенит-М» может конкурировать и с тяжелым Arian-5 (например, когда будет формироваться загрузка из нескольких спутников малого и среднего класса). Но доставка грузов на орбиту с «Наземного старта» обойдется клиентам примерно на 20-30% дешевле.

Ракеты-носители, работающие примерно в той же нише, что и «Зенит-М», есть у американцев (Delta, Titan). Однако конкуренции в прямом смысле этого слова здесь ожидать не приходится. Ведь Boeing не только ключевая компания всех американских космических программ, эта корпорация отвечает и за маркетинг коммерческих запусков с «Наземного старта». Поэтому изначально предполагается, что «Наземному старту» будут доставаться те западные заказы, которые Boeing не сможет или не захочет выполнять самостоятельно. Прогнозы прибыли «Наземного старта» в размере $100 млн. в год делались с учетом данного фактора.

Главным объективным основанием против проекта можно назвать проявившуюся в последнее время тенденцию к удешевлению космических запусков. В мире сейчас наблюдается переизбыток ракет, в то время как на строительство спутников заказчики становятся в очередь. Раньше клиенты были готовы платить, например, за запуск «Протона» порядка $70-80 млн. Сейчас же это удовольствие стоит около $40 млн. Впрочем, аналитики считают, что долго такая направленность не продержится. Рост потребности в запусках перекроет другие тенденции.

Запасной космодром

Как отмечают (на условиях анонимности) отраслевые специалисты и некоторые особо подозрительные СМИ, реализация проекта «Наземный старт» может вызвать еще и некий побочный эффект, который не афиширует Росавиакосмос.

Речь идет о перспективах компании «Энергоавиакосмос», структуры, обеспечивающей электроэнергией предприятия Росавиакосмоса. Назначение энергоснабжающей структуры ответственной за поиск инвестиций выглядит довольно странно: обычно такие поручения даются профильным финансовым подразделениям. Не исключено, что перенос «центра финансовой тяжести» в проекте имеет определенную цель. Если «Энергоавиакосмос» преуспеет на поприще привлечения денег, то по мере реализации проекта у компании есть все шансы повысить свой статус. А именно — превратиться из просто энергоснабжающей компании в мощную коммерческую структуру, доказавшую свою дееспособность в серьезном международном проекте.

Также вероятно, что руководство Росавиакосмоса может целенаправленно стимулировать рост влияния «Энергоавиакосмоса» в отрасли и, таким образом, готовить себе «место под солнцем» на случай расформирования самого Росавиакосмоса в ходе проводимой ныне административной реформы или потери своих кресел отдельными руководителями агентства.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK