Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "КОЗЫРНАЯ КАРТА"

К 2014 году все россияне должны получить универсальные электронные карты, которые станут и удостоверением личности, и средством платежа, и проездным, и медицинским полисом.    Правительство оп-ределилось с тем, кто займется внедрением универсальных электронных карт в стране. Обеспечить всех граждан новыми пластиковыми «паспортами» поручено компании «Универсальная электронная карта», учрежденной тремя ведущими банками — Сбербанком, «Уралсибом» и «АК Барс». Граждане начнут пользоваться картами уже в следующем году, а через четыре года такие карточки будут у каждого.
   В конце июля был принят федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Особое внимание в нем уделено универсальным электронным картам. На такую карту граждане смогут получать все положенные со-циальные выплаты, она же даст возможность дистанционно пользоваться различными государственными услугами — от бесплатного проезда на общественном транспорте до оплаты штрафов ГИБДД и получения из Пенсионного фонда выписки о размере своих пенсионных накоплений. Фактически универсальная карта станет и новым удостоверением личности, и средством платежа, и проездным, и медицинским полисом.
   Универсальные карты в последние годы внедрялись в нескольких регионах. Особенно продвинулись в этом направлении в Республике Башкортостан, где банк «Уралсиб» начал выпускать социальные карты еще в 2001 году. Все это время шла отладка технологии и процессов, причем многое приходилось изобретать в буквальном смысле на ходу. Результат произвел впечатление даже на международном уровне. За последний год карта получила сразу несколько призов: на конкурсе информационных банковских продуктов OSCARDS-2009 в Париже и на конкурсе Cards and Payment Europe Awards-2010 в Мадриде. Как пояснил глава российского представительства MasterCard Europe Илья Рябый, «в мире существуют примеры выпуска спе-циальных карт, на которые перечисляются социальные выплаты, однако проект «Со-циальная карта Башкортостана» уникален тем, что в нем впервые была реализована функция адресного учета и доставки широкого набора льгот». Именно после того, как в феврале Владимир Путин побывал в Башкортостане и увидел, как работает система, идея создания универсальной электронной карты получила зеленый свет и на федеральном уровне. Премьер-министр по этому поводу высказался, как всегда, образно: граждане всей России «должны иметь свой персональный «электронный ключ» к современным высокотехнологичным услугам».
   Конечно, многое еще непонятно. Если жители городов уже привыкли к пластику и тут есть вся инфраструктура для их обслуживания, то как быть в сельских поселениях на окраинах России? Именно эта проблема была в центре дискуссии, которая происходила на Петербургском международном экономическом форуме, где на ток-шоу Владимира Соловьева вживую встретились глава Сбербанка Герман Греф и руководитель «ВТБ 24» Михаил Задорнов. Задорнов отстаивал эволюционный путь, а Греф пока-зал себя сторонником «боль-шого скачка». При голосовании в зале победу присудили Сбербанку. Кстати, там же на форуме президент Рос-сии поставил задачу развития электронных услуг. А уже в июлев Твери Сбербанк с «Уралсибом» продемонстрировали высшему руководству страны и губернаторам действующее оборудование и заявили о готовности внедрять новшества.
   Неслучайно сейчас регионы в буквальном смысле выстроились в очередь: внедрять универсальные электронные карты уже собрались в Краснодарском крае, Мурманской, Кемеровской и Брянской областях и еще в десятке субъектов Федерации. Ведь в последнее время активность в переводе государственных услуг в электронный вид учитывается федеральным центром при оценке работы губернаторов. Ясно, что такая задача по плечу только крупным структурам. Технологическая база «Уралсиба», помноженная на региональную сеть Сбербанка, в принципе способна обеспечить быстрое продвижение проекта, считают эксперты финансового рынка. Надо сказать, что эти банки уже успели продемонстрировать возможности сотрудничества, объявив об объ-единении банкоматных сетей. Роль третьего участника — «АК Барс» — пока не столь понятна, но ясно, что финансовый ресурс альянса должен быть весомым и рассчитан на работу вдолгую. Как говорят учредители ОАО «Универсальная электронная карта», эта компания будет оказывать методологическую, информационную и техническую поддержку при разработке и реализации проекта. Подключилась и международная платежная система MasterCard — именно на ее платформе «Уралсиб» выпускает социальную карту в Башкортостане. Быстрой прибыли банкам, конечно, ждать не приходится — доходность проекта оценивается в 4-5% годовых. Однако, решая сейчас важную социальную задачу, со временем они смогут зарабатывать на остатках средств на карточных счетах.
   «Сейчас все три банка участвуют в пилотном проекте, который охватил Астраханскую область, Республики Башкортостан и Татарстан. Цель «пилота» — объединить социальные карты этих трех регионов в единое целое и еще раз обкатать технологию. В результате все услуги, доступные держателям социальной карты в одном регионе, станут доступны в других регионах, — рассказывает Ильдар Муслимов, председатель правления банка «Уралсиб». — Уже во время пилотного проекта список услуг, доступных гражданам, серьезно расширится. Например, сейчас в Башкортостане работает девять федеральных и региональных приложений, а по итогам «пилота» их количество возрастет уже до пятнадцати. Причем это только первый этап: со временем наполнение универсальной электронной карты будет расширяться».
   Дальше предстоит распространение проекта на всю страну: по планам правительства уже к 2014 году все граждане обзаведутся электронными «паспортами». «За три года обеспечить новым пластиком 140 млн человек — задача гигантская, поэтому в основу новой системы были положены наработки, накопленные в ходе выпуска региональных карт. Это позволит сэкономить время и ресурсы», — говорит Ильдар Муслимов. Экономия может получиться существенной: и для граждан, и для государства. По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, внедрение инновационных технологий при предоставлении государственных услуг в электронном виде «позволит сократить нашим гражданам время на стояние в бесконечных очередях и пробках». А для государства это будет означать, что все положенные льготы, выплаты и другие услуги будут предоставляться адресно, да и учитывать их станет гораздо проще. По сути, задача максимум заключается в том, чтобы пластик полностью заменил собой визит к чиновнику.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK