23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "КРАСНАЯ КАТАСТРОФА"

Архивная публикация 2009 года: "КРАСНАЯ КАТАСТРОФА"

Экспансия концерна Rewe в Россию начиналась при поддержке на высшем политическом уровне. Теперь бизнес германо-российского СП грозит завершиться катастрофой, происходящим интересуется прокуратура.

Экспансия концерна Rewe в Россию начиналась при поддержке на высшем политическом уровне. Теперь бизнес германо-российского СП грозит завершиться катастрофой, происходящим интересуется прокуратура.

Это обещало стать своего рода промежуточным апогеем в карьере Эрнста Дитера Бернингхауза. 39-летний немец, всего несколькими месяцами ранее ставший новым главой Rewe, в июле 2004 года вылетел на борту правительственного "Эйрбаса" на германо-российский саммит в Москву.

В присутствии тогдашнего федерального канцлера, Герхарда Шредера, и Владимира Путина Бернингхауз от имени правления третьего по величине торгового концерна Германии (после Metro и Aldi) подписал договор о создании СП, благодаря которому Rewe должен был оказаться в самой гуще российского бизнеса.

Российским партнером Бернингхауза был Георгий Трефилов - глава консалтинговой компании Marta Unternehmensberatung GmbH, штаб-квартира которой находится в Вене, и владелец конгломерата фирм, в состав которого, по собственной информации, входили на тот момент 200 магазинов. Мужчины рассчитывали, что объем инвестиций в течение нескольких лет составит полмиллиарда долларов. В России предполагалось создать сеть из 200 розничных супермаркетов Billa.

"В лице компании Marta мы обрели надежного российского партнера", - торжествовал Бернингхауз. Минуло пять лет. Немец давно не работает в Rewe, но хуже другое: связь с Трефиловым, некогда провозглашенная немецкой газетой Handelsblatt "ракетой для Rewe", на деле обернулась катастрофой. К кон-цу лета 2009 года кёльнский концерн представлен в России всего 60 магазинами. А между прежними партнерами идет правовой спор, успевший стать объектом интереса следственных органов как в Вене, так и в Москве.

Немцы утверждают, будто их бывший партнер фальсифицировал договоры о продаже магазинов "Гроссмарт". Трефилов парирует: менеджмент Rewe в России требовал от него нелегальных возвратных выплат, так называемых откатов. Между былыми партнерами разгорелась нешуточная война.

А как многообещающе все начиналось! Вскоре после саммита в Москве Rewe и Трефилов учредили совместное предприятие, 75% капитала которого принадлежало немцам, остальное - россиянину. Функции были четко распределены: Rewe отвечал за финансирование проекта, Marta передавала новой компании собственные магазины, подыскивала новые объекты, брала на себя заботу о "рисках" рынка.

После года сотрудничества красный логотип Billa, как называются магазины Rewe в России, красовался над входом в 36 супермаркетов, большая часть которых располагалась вокруг Москвы. Однако вскоре появились и разногласия.

По всей видимости, Трефилов считал, что экспансия осуществляется слишком нерасторопно. После обвинений Бернингхауза в коррупции и начавшейся вслед за этим возни вокруг руководящих должностей Rewe не один год был занят, скорее, самим собой. Россиянин же скупал по всей стране один магазин за другим, в итоге их общее количество достигло 170. Все они приобретались на заемные средства и в надежде, что впоследствии супермаркеты, тем временем работавшие под маркой "Гроссмарт", однажды все же будут выкуплены Rewe. Но этого так и не произошло.

"Все эти магазины были разбросаны по всей стране и нашим требованиям не соответствовали. Мы же - хотя бы уже по логистическим соображениям - хотели сосредоточиться на Москве", - сообщают в штаб-квартире Rewe. Это послужило началом конфликта.

Весной 2008 года Трефилов неожиданно явился в сопровождении адвоката в расположенный в пригороде Ве-ны офис Rewe International, отвечающий за экспансию на восток. Россиянин предъявил озадаченным топ-менеджерам Rewe договор, согласно которому розничный концерн якобы обязался приобрести у Трефилова все купленные им магазины и заплатить полмиллиарда долларов.

На документе, датированном 28 сентября 2007 года, действительно имеются подписи, якобы поставленные тремя высокими представителями Rewe. Однако последние утверждают, что о договоре ничего даже не слышали. Переговоры с Трефиловым о приобретении магазинов и вправду велись, но успехом не увенчались.

После этого Rewe обратился в баденский окружной суд в связи с предполагаемым подлогом. Ни один из трех менеджеров, как говорится в подготовленном адвокатами заявлении в венскую прокуратуру, "никогда" не подписывал этих договоров. И далее: "Подписи на документах подделаны".

Кроме того, указанная цена в полмиллиарда долларов "абсурдно завышена". Первоначально в ходе переговоров "речь шла о 150-200 млн долларов".

Возможно ли, чтобы Трефилов подделал договоры, потому что срочно нуждался в деньгах? Очевидно, что его финансовая империя уже давно испытывала затруднения. Многие из принадлежавших ему компаний за последние годы обанкротились. Российская прокуратура подозревает, что он получал кредиты обманным путем. В общей сложности в Москве против бизнесмена ведется больше полдесятка гражданских и уголовных дел. В частности, его обвиняют в попытке мошенничества: он якобы незаконно заложил внутреннее оборудование 38 супермаркетов Billa.

"Просто он сильно потратился и потом заштопывал одну дыру, после чего сразу же возникала другая", - полагает один из экспертов рынка.

Россиянин и его венский адвокат Габриель Лански рассказывают эту историю иначе. "Господин Трефилов определенно не подделывал договоров и был уверен в их подлинности", - утверждает Лански, считающий, что его мандант стал жертвой интриги. Очевидно, мол, кто-то из менеджеров Rewe избрал стратегию, "направленную на банкротство группы Marta, чтобы приобрести имущество несостоятельного должника по выгодной цене".

Откуда же тогда появился этот сомнительный договор? Трефилов предлагает весьма странное объяснение: документ ему в свое время передали замглавы российского представительства Rewe в Москве и его партнер. Эти двое имели отношение к сотрудничеству Трефилова и Rewe. На документе уже были подписи трех топ-менеджеров Rewe. Трефилов даже вознаградил представителя Rewe за содействие в заключении договора, заплатив 1,5 млн евро "из собственного кармана".

Более того, другие топ-менеджеры Rewe тоже хотели от него денег. Так, еще весной 2005 года представитель компании получил по случаю подписания первого договора между Marta и Rewe 5 млн долларов - якобы на "потребовавшиеся Rewe исследования рынка".

В действительности - во всяком случае, как рассказывает адвокат Трефилова, - представитель Rewe разделил деньги с менеджером, отвечавшим за бизнес в России, чему якобы имеются видеодоказательства.

В Rewe подобные обвинения считают "отчасти почти гротескными". В их связи были проведены проверки, однако "никаких фактов выплат руководящим сотрудникам Rewe не выявлено". Дело, открытое по заявлению Трефилова в связи с мнимой выплатой им "откатов" представителям Rewe в Вене, 19 февраля закрыли за отсутствием улик.

Какой из рассказов соответствует истине, предстоит выяснить следствию. Один раз венский окружной суд уже откладывал слушания по делу "до установления местопребывания Трефилова". Похоже, найти российского бизнесмена сейчас нелегко. На заседании суда в середине июня он не появился. По всей вероятности, Трефилов попеременно живет в Москве и в Лондоне.

"Скрываться от правосудия никогда не входило в мои намерения", - утверждает он через своего адвоката. Однако из-за гражданских исков в России, обусловленных закатом его группы компаний, "возможности побывать в Австрии" ему "до сих пор не представилось".

Что ждет российский бизнес Rewe при новом главе концерна, Алане Капарросе? Еще 13 марта венский коммерческий суд начал процедуру банкротства Marta Unternehmensberatung GmbH. Бремя долгов, довлевших над группой Трефилова, составляло как минимум 157 млн евро. Немецкий ритейлер до сих пор не может прийти с конкурсным управляющим Marta к консенсусу о стоимости принадлежащих Marta 25% акций СП.

В экспертном заключении, составленном по просьбе Rewe аудиторами Deloitte, говорится, что цена акций составляет всего 10 млн евро. Однако ликвидатор Marta вряд ли согласится с такой суммой.

Rewe увяз в России. Дела не движутся ни вперед, ни назад. Обменный курс съедает маржу на западные товары, стоящие на полках Billa, остальную "работу" делает экономический кризис.

Как поговаривают в концерне, подход Rewe к покорению востока оказался наивным. Все мысли вращались вокруг возможностей, риски оставались вне поля зрения. "Кое-чему мы все-таки научились, - говорит один из менеджеров Rewe. - Если хочешь вести бизнес в России, сначала нужно понять, с кем садишься в одну лодку".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».