19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Кредитный контроль"

Архивная публикация 2005 года: "Кредитный контроль"

Правительство, похоже, определилось с ведомством, которое будет курировать деятельность кредитных бюро (КБ).Кредитный контроль

Правительство, похоже, определилось с ведомством, которое будет курировать деятельность кредитных бюро (КБ).Кредитный контроль

Правительство, похоже, определилось с ведомством, которое будет курировать деятельность кредитных бюро (КБ). До последнего времени руководством страны так и не был выбран уполномоченный орган по надзору за КБ, хотя по закону система обмена информацией между банками и бюро должна заработать уже к 1 сентября. Как сообщил замглавы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Бембя Хулхачиев, полномочным органом правительство, возможно, назначит именно его службу. В разговоре с корреспондентом «Профиля» зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Геннадий Аксаков отметил, что в свое время в качестве претендентов на роль «надзирателя» рассматривались Минэкономразвития, ЦБ и Минфин. Между тем на Западе деятельность КБ поднадзорна МВД, поскольку именно силовые ведомства отслеживают информационную защиту прав граждан. Однако в России утверждение ФСФР на роль регулятора, на взгляд депутата, вероятнее всего.

Тем временем ЦБ вовсю готовится к запуску системы — в ближайший месяц он планирует создать и запустить специальный Интернет-сайт Центрального каталога кредитных историй, где будет содержаться вся необходимая участникам рынка информация. Готовиться к введению системы должны и банки — к сентябрю они обязаны определиться с выбором кредитного бюро, в которое будут предоставлять информацию о заемщиках. Первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов призвал банки не создавать для этого свои карманные структуры, а работать с крупными бюро — для лучшего контроля за защитой информации. «ЦБ понимает, что бюро кредитных историй — это реальный инструмент управления рисками в банковской системе, — комментирует первый зампред правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. — И в интересах ЦБ способствовать тому, чтобы этот механизм был максимально эффективным. А кредитное бюро будет таковым, только когда объединит максимальное количество банков и будет сформирована единая централизованная система хранения и обмена кредитными историями».

Опять двойка

Над ЦБ вновь нависла туча. Не успел стихнуть скандал, связанный с утечкой банковских проводок за шесть месяцев прошлого года (см. «Профиль» №13, 2005) , как Банк России попытались уличить в новых грехах. В конце июня два представителя «Родины» — руководитель фракции Дмитрий Рогозин и первый зампред думского комитета по собственности Иван Харченко — направили депутатский запрос генпрокурору Владимиру Устинову, в котором указывается, что анализ валютных торгов с октября 2004-го по май 2005 года свидетельствует, что в отдельные дни объем торгов немотивированно увеличивался в разы. Это может свидетельствовать о том, что отдельные участники рынка владеют инсайдерской информацией, считают авторы запроса. При этом они обратили внимание на то, что один из заместителей председателя Центробанка, участвующий в принятии решений о курсовой политике ЦБ, ранее являлся управляющим вицепрезидентом одной крупной коммерческой структуры и продолжает поддерживать с ней связь — депутаты утверждают, что располагают данными об утечке информации из ЦБ.

Реакция Генпрокуратуры не заставила себя ждать: как заявил в среду ее официальный представитель агентству «Интерфакс», ведомство уже проводит проверку на предмет наличия фактов злоупотреблений, по результатам которой «при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования». Глава ЦБ Сергей Игнатьев тут же поспешил вступиться за своего зама, заявив, что обращение депутатов в Генпрокуратуру может иметь под собой только политические основания. Опрошенные «Профилем» участники рынка также считают, что для подозрений не может быть места, поскольку использование инсайдерской информации на российском валютном рынке было бы весьма затруднительным после введения Банком России бивалютной корзины для проведения валютной политики. «Влияние инсайда на валютный рынок ничтожно, — говорит аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко. — К тому же доказать его наличие крайне сложно». По словам эксперта, если полгода назад ЦБ действительно проводил сдерживание курса валют, то с октября—ноября прошлого года его влияние на рынок снизилось и практически прекратилось. «Сейчас ситуация достаточно рыночная, что исключает валютные спекуляции за счет инсайда из ЦБ»,— утверждает Лавущенко. А зампред Инвестсбербанка Евгений Егоров добавляет: «В настоящее время курс рубля к доллару и евро зависит от курсов этих валют на мировых валютных рынках. Предсказать поведение мировых валютных рынков невозможно, в том числе и со стороны чиновников ЦБ. Наш Центральный банк далеко не самый крупный оператор глобального рынка, а по сравнению с банками Японии или Китая его действия практически незаметны».

Рынок катастроф

Помимо автогражданки на страховом рынке может появиться еще один «обязательный» институт — страхование ответственности эксплуатации опасных объектов. Депутатами подготовлен соответствующий законопроект, который может быть принят до конца года. Как сообщил глава подкомитета по страховому законодательству банковского комитета Госдумы РФ и глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль, проект закона об обязательном страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, уже согласован с ключевыми ведомствами и может пройти три чтения до конца осенней сессии. «Вероятность принятия закона в этом году достаточно велика: помимо того, что законопроект прошел длительное согласование и учел мнение различных сторон, его принятию должны способствовать последние техногенные катастрофы в стране, от аварий на энергообъектах до разливов нефти», — считает заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин.

В документе будет определен перечень рисков и объектов, ответственность по эксплуатации которых обязательно страхуется, а также существенно повышен лимит ответственности страховщика. Сейчас страхование ответственности эксплуатирующих организаций регулируется законом «О промышленной безопасности», в котором страховые суммы колеблются от 100 тыс. рублей до 7 млн. рублей. «Максимальный размер ответственности химического предприятия равен всего-навсего 7 млн. рублей — это смешно, ведь реальный ущерб, причиненный пожаром, к примеру, на нефтеперерабатывающем заводе, может исчисляться десятками миллионов долларов. Я уже не говорю про размер ущерба в случае выброса вредных или отравляющих веществ», — рассуждает член правления перестраховочной компании «Москва Ре» Лев Карпов.

В преддверии принятия закона участники рынка объединяются — на прошлой неделе был создан союз страховщиков ответственности эксплуатантов опасных объектов, куда вошли два десятка крупнейших игроков рынка.

По словам Коваля, союз был создан для решения задач, которые возникнут на рынке в случае принятия Госдумой законопроекта. На рынке уже действует аналогичное объединение — Российский союз автостраховщиков (РСА), выполняющий роль саморегулируемой организации на рынке ОСАГО. Вместе с тем, по утверждению экспертов, емкость рынка обязательного страхования ответственности эксплуатантов опасных объектов в несколько раз превышает емкость рынка обязательного автострахования и может достигать $12—15 млрд.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».