Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "КРЕДИТНЫЙ ПРЯНИК ДЛЯ БИЗНЕСА"

Если прошлый год был годом кредитора, то нынешний, по словам самих банкиров, стал годом заемщика.    Для финансово устойчивого предприятия получить кредит сей-час не проблема. По сравнению с докризисным периодом банки стали менее требовательны к залоговому обеспечению, но вместе с тем жестче относятся к финансовому состоянию заемщика.
   
ГОД ВЫДАЛСЯ НЕПРОСТОЙ
   2009 год оказался настоящим испытанием на прочность как для банков, так и для их клиентов.
   Привлечь деньги стало практически нереально да-же крупнейшим российс-ким компаниям, которые, как считает заместитель пред-седателя правления ОАО «Нордеа Банк» Михаил Поляков, оказались буквально в ножницах: с одной стороны, резкое падение цен снизило их доходы, с другой — полная заморозка рынков капитала привела к невозможности рефинансирования ранее привлеченных коротких кредитов.
   «Одновременно произошло несколько негативных событий, повлекших за собой серьезное проседание: ослабевший рубль, сжатие ликвидности, рост ставок — все это привело к сложностям рефинансирования обязательств, особенно если не совпадала валюта заимствования и валюта основных денежных потоков заемщиков», — рассказывает руководитель дирекции об-служивания и финансиро-вания корпоративных клиентов, член правления Рай-ффайзенбанка Оксана Панченко. Следствием этого, по мнению эксперта, стало проседание финансовых показателей заемщиков, ихплатежеспособности и соответственно их кредитного качества. Все эти изменения имели эффект снежного ко-ма. Банки были вынуждены пересматривать параметры кредитования и одновременно заниматься реструктуризацией кредитов, кото-рые по разным причинам стали проблемными.
   По словам и.о. руководителя департамента продуктового менеджмента банка «Уралсиб» Владимира Шмелева, с проблемными активами, которые образовались из-за неспособности корпоративных заемщиков обслуживать кредиты в новых условиях, российские банки разбирались всю первую половину прошлого года.
   «Рынок жил двумя тенденциями: упомянутой уже реструктуризацией кредитов, ставших проблемными, и ак-тивным кредитованием за-емщиков с высокой категорией качества, — добавляет заместитель председателя правления банка МФК Алек-сандр Загренчук. — В итоге такие заемщики были «перегреты» огромным предложением о кредитовании, и в этом году мы наблюдаем смешные процентные ставки по кредитам этим заемщикам, за гранью экономической логики».
   Да и кредитовали-то таких заемщиков в прошлом году, по словам начальника департамента корпоративных клиентов Транскапиталбан-ка Дмитрия Трофимова, в ос-новном только банки перво-го эшелона. И лишь к концу года между кредитными организациями началась серьезная борьба за крупных клиентов. И как результат, в целом за 2009 год рынок корпоративного кредитова-ния все же немного вырос — всего на 2%, — однако, произошло это, по словам Владимира Шмелева, в основном за счет наращивания кредитных портфелей государственными банками в рамках программ господдержки.
   
СПРОС ОЖИВЛЯЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Вместе с тем, как рассказывает Дмитрий Трофимов, потребительский спрос на корпоративные кредиты да-же в прошлом году был боль-шим, только тогда он большей частью оставался неудовлетворенным в связи с ужесточением кредитной политики банков, удорожанием ресурсов и, как следствие, высокими ставками кредитования. В текущем го-ду стоимость займов посте-пенно снижается, банки рас-ширяют круг предприятий, имеющих возможность получить кредит (за счет включения, например, предприятий среднего бизнеса), что способствует росту корпоративного кредитования.
   «Сейчас со стороны корпоративных клиентов мы ви-дим оживление спроса на оборотное финансирование, что в первую очередь связано с восстановлением спроса на товары и услуги, — уточняет Михаил Поляков. — Некоторые компании уже начинают размораживать про-граммы развития, приостановленные в кризис». И пус-кай это пока не многомиллиардные докризисные про-екты, но уже сам факт оживления программ такого рода свидетельствует о положительных тенденциях в экономике.
   Подтверждает это и положительная динамика корпоративного портфеля большинства банков.
   Так, например, кредитный портфель «Уралсиба» по кор-поративным клиентам с начала этого года вырос на 7,5% (со 132 млрд рублей до 142 млрд рублей).
   По предварительным итогам семи месяцев 2010 года, в Нордеа Банке прирост составил более 11%. При этом объем просроченной задол-женности неуклонно снижается в абсолютном и относительном выражении и скоро может составить менее 0,5% от портфеля.
   «С весны 2010-го мы показываем пусть медленный, но поступательный рост, — говорит Оксана Панченко. — Конечно, мы привыкли к докризисным 30-40% роста в год, поэтому нынешние 7-10% будут казаться чем-то малозначительным, но таков рынок и таковы макроэкономические условия, которые определяют ситуацию».
   
СТАЛО ЛЕГЧЕ?
    «Получение кредита никог-да не было легким меропри-ятием с точки зрения внутрибанковских процедур, — рассказывает Александр Загренчук. — Другой вопрос, что в кредитной гонке до осени 2008 года банки могли долго думать, но все-таки шли на риск и кредитовали под давлением избыточной ликвидности и в погоне за финансовым результатом». Сейчас не все могут себе это позволить, аппетит к риску возвращается, но еще не за-лечены старые раны. По словам Александра Загренчука, банк МФК не исключение: с одной стороны, есть деньги и нужно на них зарабатывать, с другой — хорошие заемщики сильно закредитованы, и процентные ставки по ним не интересны. «В итоге наряду с классичес-ким кредитованием мы ищем специальные ситуации, где можно больше заработать за счет более сложных схем кре-дитования, выстраиваем непростые схемы обеспечения рисков, чтобы находиться на приемлемом уровне риска», — резюмирует Александр За-гренчук.
   «Удивительно, но качест-венному заемщику сейчас по-лучить кредит даже проще, чем в докризисный период», — продолжает тему Оксана Панченко. Сейчас сложилась такая ситуация, что избыток ликвидности у банков формирует новый уровень ценовых предложений, особенно для компаний первого эшелона (к ним эксперт, напри-мер, относит крупнейшие компании в сфере ТЭКа, телекоммуникаций и нескольких других). Для других заемщиков картина не менее отрадная — с поправкой на основные финансовые показатели. «Если общий объем долга здраво соотносится с показателем EBITDA, если понятна стратегия компании, если не падает выручка, то мы с большим удовольствием прокредитуем такого заемщика, — заявляет Оксана Панченко. — Думаю, что не мы одни».
   А вот в Нордеа Банке кре-дитную политику существен-но не меняли. «До кризиса мы были сосредоточены на построении крепкого базиса в России и выстраивали отношения с крупнейшими компаниями. Время кризиса подтвердило правильность нашей стратегии, когда уровень NPL по МСФО у нас не превышал 1,5%, — поясняет Михаил Поляков. — Теперь мы продолжаем развивать отношения с уже существующими клиентами, при этом активно расширя-ем нашу клиентскую базу за счет крупных и средних компаний. Основная идея нашей стратегии на 2010-2011 годы — это диверсификация как по клиентам, так по отраслям и продуктам».
   {PAGE}
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ
    Как ситуация на рынке корпоративного кредитования будет развиваться в дальней-шем? Отвечая на этот воп-рос, все эксперты сошлись во мнении, что спрос на кор-поративное кредитование бу-дет только расти.
   Дмитрий Трофимов считает, что при этом будет увеличиваться доля кредитов предприятиям среднего бизнеса. «В сегменте крупных клиентов возможна ситуация, когда заемщики начнут диктовать условия банкам, — уточняет специалист. — И в этих условиях банку необходимо и расширить клиентскую базу, и сохранить маржу с учетом принимаемых рисков».
   «Экономика оживает, постепенно восстанавливают-ся доходы населения, в связи с чем мы ожидаем серьезный рост в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса, так как они гораздо сильнее зависят от конечных потребителей», — дополняет коллегу Владимир Шмелев. По его словам, этот сегмент является для банка целевым, и именно поэтому в июле была запущена новая линейка кредитных программ на весьма привлекательных условиях.
   «Спрос на кредиты будет расти, а поскольку качест-венных заемщиков пока еще на рынке немного, они смогут в определенной мере диктовать свои условия, — уверен Михаил Поляков. — Не в части стоимости — тут мы уже достигли дна и, скорее, будем наблюдать отскок, — но в части сроков: есть большой отложенный спрос со стороны долгосрочного финансирования, в том чи-сле и инвестиционных проектов». По оценке экспер-та, во время кризиса одним из немногих источников лик-видности стало кредитование под покрытие экспортных кредитных агентств; это направление продолжит раз-виваться, хоть и менее активно, чем это было во время кризиса, что связано со сложностью подобных сделок, а также с необходимыми временными затратами. Компании будут рефинансировать долги, привлеченные в течение последних лет по высоким ставкам на короткие сроки.
   «Одной из тенденций яв-ляется желание компаний минимизировать валютные риски, например, компа-нии, ориентированные только на российский рынок и не имеющие валютной вы-ручки, отдают приоритет ру-блевому кредитованию, — отмечает Михаил Поляков. — Также восстанавливается активность на debt capital markets, на рынок возвращаются инвесторы с аппетитом к риску».
   На поэтапное, но поступательное продолжение вос-становления спроса во многих отраслях рассчитывает и Оксана Панченко, которая надеется, что это увеличит потребность в кредитовании. Пока же у заемщиков, по ее мнению, есть дополнительная прекрасная возможность обратиться к рын-ку рефинансирования — как через двусторонние креди-ты, так и через клубные сделки и публичные долговые инструменты (в первую очередь рублевые корпоративные облигации).
   

   КАКИЕ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Михаил ПОЛЯКОВ,
   заместитель председателя правления ОАО «Нордеа Банк»:
   «Нордеа Банк видит в клиентах в первую очередь долгосрочных партнеров. Поэтому мы предоставляем не просто кредитные ресурсы, а комплексный банковский сервис, который позволяет компаниям, например управляя ликвидностью, снижать финансовые расходы. Банк предлагает различные виды корпоративного финансирования для крупнейших корпоративных клиентов, крупного и среднего бизнеса. Со стороны первых наиболее востребовано кредитование на общекорпоративные цели (в том числе в виде синдицированного кредитования) и долгосрочное финансирование инвестиционных проектов (в том числе под покрытие ЭКА). Для представителей крупного и среднего бизнеса основным кредитным ресурсом являются двусторонние кредиты. Если в течение последних двух лет основным назначением новых кредитов было рефинансирование или пополнение оборотных средств, то сейчас фокус смещается в сторону финансирования развития, реализации инвестиционных проектов. Мы стараемся гибко реагировать на потребности наших клиентов, например, сейчас возобновляем активную работу по лизингу разных видов оборудования. Наряду с прямым кредитованием мы активно предоставляем нашим клиентам продукты торгового финансирования (гарантии, аккредитивы), которые востребованы клиентами самого разного уровня».??
   
   Владимир ШМЕЛЕВ,
   и.о. руководителя департамента продуктового менеджмента банка «Уралсиб»:
   «Стоит отметить, что мы являемся универсальным банком, который предлагает полный спектр кредитных продуктов для своих клиентов. Гибкие условия финансирования и индивидуальный подход позволяют клиентам на максимально выгодных условиях полу-чить кредит на пополнение оборотного капитала или кредит в форме овердрафта. Банк обладает сильными компетенциями в части торгового финансирования, в том числе с привлечением иностранных экспортных кредитных агентств. Очень большое внимание уделяется работе с предприятиями малого бизнеса. В настоящее время банк предлагает для этого сегмента шесть новых кредитных программ: «Бизнес-экспресс» — до 1 млн рублей без залога; «Бизнес-овердрафт» — классический продукт для покрытия кассовых разрывов; «Бизнес-оборот» — кредит на пополнение оборотных средств по привлекательной цене; «Бизнес-инвест» — кредит на приобретение основных средств; «Бизнес-авто» и «Бизнес-ипотека» — специальные условия приобретения автотранспортных средств и коммерческой недвижимости под залог приобретаемого имущества».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK