Архивная публикация 2003 года: "КРЕМЛЕВСКИЕ прейсКУРАНТЫ"
Государство считает, что у него слишком много собственности. Поэтому правительство твердо решило избавиться от излишка федерального имущества и до конца нынешнего месяца представить критерии, по которым госсобственность будут признавать лишней и продавать.ГУП-стоп
Сегодня государство твердо декларирует желание выйти из участия в бизнесе (признавая это не своим делом и поводом для коррупции) и намеревается оставить за собой только стратегические объекты, обеспечивающие национальную безопасность либо несущие социальную нагрузку.
Поэтому сегодня задача стоит так: первое -- определить стратегические для безопасности государства предприятия, второе -- акционировать оставшиеся государственные унитарные предприятия (ГУПы) и третье -- выставить пакеты на рынок. На данный момент более-менее удачно идет только продажа имеющихся у государства пакетов акций в наиболее крупных АО. Процесс же акционирования "унитарок" идет тяжело, хотя именно они в наибольшей степени обременительны для государства.
Созданные в начале 1990-х как компромисс между рыночной и плановой экономикой, они окончательно показали свою неэффективность: из почти 10 тыс. существующих сегодня ГУПов около 40% являются убыточными, а рентабельность еще 20% близка к нулевой. Оставшиеся 40% в прошлом году перечислили в бюджет менее 1 млрд. рублей, хотя, по экспертной оценке, реальная прибыль ГУПов составляет около 100 млрд. рублей.
Само государство в лице Минимущества прекрасно сознает, что ГУПы -- и особенно их дочерние компании -- зачастую создаются для увода активов и работают совсем по другому профилю, чем их основатели. Соответственно, большая часть реальных прибылей находится в тени.
Однако не все спешат избавляться от ГУПов. Получив в свое время государственное имущество на праве хозяйственного ведения, отраслевые министерства не стремятся лишаться такой удобной кормушки. Ведь право вести бизнес директор ГУПа имеет, а нести финансовую ответственность в случае прокола приходится не ему лично, а государству. То есть фактически риска никакого нет. А возможность освоить бюджетные средства или "честно" выиграть конкурс на госзакупки по линии федеральных министерств и ведомств -- есть.
Например, за первое полугодие 2002 года большинство конкурсов по госзакупкам выиграли почему-то именно государственные унитарные предприятия. Не входят в число фанатов идеи приватизации ГУПов и местные администрации, на тех же условиях владеющие муниципальными государственными предприятиями.
В настоящее время непосредственную опасность для нынешнего существования ГУПов несет принятое в феврале этого года решение правительства разработать критерии оценки, которым должно соответствовать остающееся в госсобственности имущество. Их должны подготовить Минимущества, Минэкономразвития и Минфин уже в текущем месяце.
Отказавшись говорить о деталях, один из чиновников заметил, что общая идея этих критериев такова: ведомство должно попытаться доказать, что, первое, предприятие прибыльное. И второе, самое главное -- ГУП производит (или может производить) уникальную продукцию, без которой Родина будет в опасности. А третье -- специализация предприятия должна соответствовать профилю создавшего его ведомства.
От того, насколько четко удалось разработчикам прописать детали, и будет зависеть "селекция" ГУПов. По оценке, после "селекции" их количество не должно превышать 1500--2000. Но точная цифра пока не известна никому.
Они такие разные
Часть унитарных предприятий, необходимых для поддержания на должном уровне безопасности России, так и не будет приватизирована.
Однозначно в их число войдут такие предприятия, как, например, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на базе не подлежащего приватизации федерального имущества гражданских аэропортов, ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ)", ФГУП "Гознак" и т.д.
Но среди потенциально приватизируемых ГУПов еще остались по-настоящему лакомые кусочки. Например, подчиняющийся Минсельхозу ФГУП "Росспиртпром", в оперативном управлении которого находятся госпакеты около 100 ликероводочных предприятий. Ему же принадлежат государственные спиртовые заводы. И он же принимал участие в распределении квот на поставку спирта с госзаводов. То есть уже является серьезным игроком на этом весьма прибыльном рынке. Недавно глава Минсельхоза Гордеев заявил о намерении акционировать этот ГУП (правда, в самом "Росспиртпроме" никаких распоряжений на этот счет пока не получали). Интересно? Без сомнения, особенно если принять во внимание существование еще и торгового дома "Росспиртпром", переключившего на себя часть товарных потоков.
Или возьмем акционирование АВПК "Сухой", которому уже в этом году предназначено стать ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой". В частности, планируется провести акционирование двух из трех входящих в АВПК авиационных производственных объединений -- Новосибирского (НАПО) и Комсомольского-на-Амуре (КнААПО), -- которые сегодня также имеют статус ГУПов. Между тем КнААПО реализует контракт на поставку в Китай истребителей Су-30МКК, а на базе НАПО предполагается наладить выпуск истребителя Су-32 как на экспорт, так и для отечественных ВВС. То есть компания во всех отношениях более чем перспективная. Хотя есть и нюанс в светлом процессе приватизации именно этого ГУПа. Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО), тоже входящее в "Сухой", ранее уже было акционировано, но государству принадлежит лишь около 15% акций. И если сохранить в силе концепцию выхода государства из бизнеса, ему (государству) придется отказаться от мысли получать прибыль от реализации индийского контракта, стоимость которого оценивается более чем в $3 млрд.
Это наиболее яркие примеры "интересных" ГУПов. Но пока к приватизации на нынешний год предложены, в том числе, ГУПы, которые должны были быть приватизированы раньше, но по тем или иным причинам процесс превращения в АО не прошли. Среди них можно назвать унитарные предприятия "Мосфильм", "Ленфильм", "Союзкинорынок", Российская финансовая корпорация, "Центрнаучфильм". Насколько они перспективны для бизнеса в их нынешнем состоянии -- дело темное.
При этом ценность многих ГУПов вообще достаточно сложно посчитать в рублевом эквиваленте. Поскольку многие из них специализируются на услугах -- научных исследованиях, разработках проектов, предоставлении той или иной информации и т.д.
Например, сложно сказать, сколько на самом деле стоят питерский Институт сварки России или Научно-исследовательский и конструкторский институт хроматографии, ФГУП по поставкам комплектных технологических линий, установок и оборудования "Техмашкомплекс", Центральный научно-исследовательский институт развития автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, предложенные к приватизации на этот год.
В любом случае, не нужно быть ясновидящим, чтобы предсказать -- в случае широкомасштабного акционирования ГУПов интерес со стороны бизнес-сообщества явно оживится. В том числе и потому, что пока остается возможность получить их недорого, ибо приватизация ГУПов не заявлена как основной источник пополнения бюджета. Во всяком случае, именно такой позиции придерживается Минимущества.
Правда, не все с этим согласны. Например, Алексей Кудрин считает, что правительство при решении вопросов о приватизации "должно заботиться о максимальной выгоде для государства", поскольку "полученные от приватизации деньги не проедаются, а направляются на погашение долгов".
Но пока основные деньги от приватизации по-прежнему планируется получать для бюджета от штучных продаж, таких как пакеты "Связьинвеста", Магнитогорского металлургического комбината, "Росгосстраха", авиакомпании "Сибирь", планирующихся к продаже в этом году.
Федеральное имущество РФ
Государство считает, что у него слишком много собственности. Поэтому правительство твердо решило избавиться от излишка федерального имущества и до конца нынешнего месяца представить критерии, по которым госсобственность будут признавать лишней и продавать.ГУП-стоп
Сегодня государство твердо декларирует желание выйти из участия в бизнесе (признавая это не своим делом и поводом для коррупции) и намеревается оставить за собой только стратегические объекты, обеспечивающие национальную безопасность либо несущие социальную нагрузку.
Поэтому сегодня задача стоит так: первое -- определить стратегические для безопасности государства предприятия, второе -- акционировать оставшиеся государственные унитарные предприятия (ГУПы) и третье -- выставить пакеты на рынок. На данный момент более-менее удачно идет только продажа имеющихся у государства пакетов акций в наиболее крупных АО. Процесс же акционирования "унитарок" идет тяжело, хотя именно они в наибольшей степени обременительны для государства.
Созданные в начале 1990-х как компромисс между рыночной и плановой экономикой, они окончательно показали свою неэффективность: из почти 10 тыс. существующих сегодня ГУПов около 40% являются убыточными, а рентабельность еще 20% близка к нулевой. Оставшиеся 40% в прошлом году перечислили в бюджет менее 1 млрд. рублей, хотя, по экспертной оценке, реальная прибыль ГУПов составляет около 100 млрд. рублей.
Само государство в лице Минимущества прекрасно сознает, что ГУПы -- и особенно их дочерние компании -- зачастую создаются для увода активов и работают совсем по другому профилю, чем их основатели. Соответственно, большая часть реальных прибылей находится в тени.
Однако не все спешат избавляться от ГУПов. Получив в свое время государственное имущество на праве хозяйственного ведения, отраслевые министерства не стремятся лишаться такой удобной кормушки. Ведь право вести бизнес директор ГУПа имеет, а нести финансовую ответственность в случае прокола приходится не ему лично, а государству. То есть фактически риска никакого нет. А возможность освоить бюджетные средства или "честно" выиграть конкурс на госзакупки по линии федеральных министерств и ведомств -- есть.
Например, за первое полугодие 2002 года большинство конкурсов по госзакупкам выиграли почему-то именно государственные унитарные предприятия. Не входят в число фанатов идеи приватизации ГУПов и местные администрации, на тех же условиях владеющие муниципальными государственными предприятиями.
В настоящее время непосредственную опасность для нынешнего существования ГУПов несет принятое в феврале этого года решение правительства разработать критерии оценки, которым должно соответствовать остающееся в госсобственности имущество. Их должны подготовить Минимущества, Минэкономразвития и Минфин уже в текущем месяце.
Отказавшись говорить о деталях, один из чиновников заметил, что общая идея этих критериев такова: ведомство должно попытаться доказать, что, первое, предприятие прибыльное. И второе, самое главное -- ГУП производит (или может производить) уникальную продукцию, без которой Родина будет в опасности. А третье -- специализация предприятия должна соответствовать профилю создавшего его ведомства.
От того, насколько четко удалось разработчикам прописать детали, и будет зависеть "селекция" ГУПов. По оценке, после "селекции" их количество не должно превышать 1500--2000. Но точная цифра пока не известна никому.
Они такие разные
Часть унитарных предприятий, необходимых для поддержания на должном уровне безопасности России, так и не будет приватизирована.
Однозначно в их число войдут такие предприятия, как, например, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на базе не подлежащего приватизации федерального имущества гражданских аэропортов, ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ)", ФГУП "Гознак" и т.д.
Но среди потенциально приватизируемых ГУПов еще остались по-настоящему лакомые кусочки. Например, подчиняющийся Минсельхозу ФГУП "Росспиртпром", в оперативном управлении которого находятся госпакеты около 100 ликероводочных предприятий. Ему же принадлежат государственные спиртовые заводы. И он же принимал участие в распределении квот на поставку спирта с госзаводов. То есть уже является серьезным игроком на этом весьма прибыльном рынке. Недавно глава Минсельхоза Гордеев заявил о намерении акционировать этот ГУП (правда, в самом "Росспиртпроме" никаких распоряжений на этот счет пока не получали). Интересно? Без сомнения, особенно если принять во внимание существование еще и торгового дома "Росспиртпром", переключившего на себя часть товарных потоков.
Или возьмем акционирование АВПК "Сухой", которому уже в этом году предназначено стать ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой". В частности, планируется провести акционирование двух из трех входящих в АВПК авиационных производственных объединений -- Новосибирского (НАПО) и Комсомольского-на-Амуре (КнААПО), -- которые сегодня также имеют статус ГУПов. Между тем КнААПО реализует контракт на поставку в Китай истребителей Су-30МКК, а на базе НАПО предполагается наладить выпуск истребителя Су-32 как на экспорт, так и для отечественных ВВС. То есть компания во всех отношениях более чем перспективная. Хотя есть и нюанс в светлом процессе приватизации именно этого ГУПа. Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО), тоже входящее в "Сухой", ранее уже было акционировано, но государству принадлежит лишь около 15% акций. И если сохранить в силе концепцию выхода государства из бизнеса, ему (государству) придется отказаться от мысли получать прибыль от реализации индийского контракта, стоимость которого оценивается более чем в $3 млрд.
Это наиболее яркие примеры "интересных" ГУПов. Но пока к приватизации на нынешний год предложены, в том числе, ГУПы, которые должны были быть приватизированы раньше, но по тем или иным причинам процесс превращения в АО не прошли. Среди них можно назвать унитарные предприятия "Мосфильм", "Ленфильм", "Союзкинорынок", Российская финансовая корпорация, "Центрнаучфильм". Насколько они перспективны для бизнеса в их нынешнем состоянии -- дело темное.
При этом ценность многих ГУПов вообще достаточно сложно посчитать в рублевом эквиваленте. Поскольку многие из них специализируются на услугах -- научных исследованиях, разработках проектов, предоставлении той или иной информации и т.д.
Например, сложно сказать, сколько на самом деле стоят питерский Институт сварки России или Научно-исследовательский и конструкторский институт хроматографии, ФГУП по поставкам комплектных технологических линий, установок и оборудования "Техмашкомплекс", Центральный научно-исследовательский институт развития автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, предложенные к приватизации на этот год.
В любом случае, не нужно быть ясновидящим, чтобы предсказать -- в случае широкомасштабного акционирования ГУПов интерес со стороны бизнес-сообщества явно оживится. В том числе и потому, что пока остается возможность получить их недорого, ибо приватизация ГУПов не заявлена как основной источник пополнения бюджета. Во всяком случае, именно такой позиции придерживается Минимущества.
Правда, не все с этим согласны. Например, Алексей Кудрин считает, что правительство при решении вопросов о приватизации "должно заботиться о максимальной выгоде для государства", поскольку "полученные от приватизации деньги не проедаются, а направляются на погашение долгов".
Но пока основные деньги от приватизации по-прежнему планируется получать для бюджета от штучных продаж, таких как пакеты "Связьинвеста", Магнитогорского металлургического комбината, "Росгосстраха", авиакомпании "Сибирь", планирующихся к продаже в этом году.
Федеральное имущество РФ
~0201~Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления | ~0201~Федеральное имущество казны | |||
---|---|---|---|---|
ФГУПы -- 9846 | Федеральные госучреждения -– 37081 | Акции в 4222 ОАО | Недвижимое имущество, ранее запрещенное к приватизации, -- 54 473 объекта | |
~0203~Владеют 1 096 065 зданиями, строениями, сооружениями | 118 ОАО на праве "золотой акции" | ~0103~Из них:объекты гражданской обороны -- 1110, взлетно-посадочные полосы –- 54, причалы –- 480, жилые дома -- 19246, объекты соцкультбыта -- 1 373 | ||
Акции в 75 ЗАО | ||||
Доли в 6ООО | ||||
~ | ~ | ~ | ~ |
Структура ОАО по размеру пакета акций, находящихся в госсобственности*
Доля акций, принадлежащих РФ | Число открытых акционерных обществ | % к итогу |
---|---|---|
100% | 99 | 2% |
От 50% до 100% | 589 | 14% |
От 25 % до 50 % | 1382 | 33% |
Менее 25 % | 2152 | 51% |
*По данным Минимущества РФ.
Структура ФГУП по отраслям*
Наименование отраслей | Число предприятий | % к итогу |
---|---|---|
Сельское и лесное хозяйство | 1568 | 16,0% |
Наука и научное обслуживание | 1431 | 14,5% |
Транспорт и связь | 1033 | 10,5% |
Строительство | 988 | 10,0% |
Торговля и общественное питание | 909 | 9,2% |
Машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) | 879 | 8,9% |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 892 | 9,0% |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 229 | 2,3% |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 226 | 2,3% |
Полиграфическая промышленность | 219 | 2,2% |
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 218 | 2,2% |
Прочие отрасли | 1254 | 12,7% |
Итого | 9846 | 100% |
*По данным Минимущества РФ.
*По данным Минимущества.
ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».