24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Кризис бьет по каско"

Архивная публикация 2009 года: "Кризис бьет по каско"

Впервые за последние годы рынок автострахования может показать отрицательную динамику. Падение продаж новых автомобилей и повышение ставок по автокредитам уже привело к снижению продаж полисов на 20—30%. В этих условиях одни страховщики стараются сокращать издержки, другие начинают демпинговать.Основной двигатель роста рынка страхования каско — реализация новых автомобилей. Однако динамика спроса на них по итогам трех месяцев 2009 года оказалась неутешительной — продажи упали на 47%. Участники рынка подсчитали, что 50-процентное уменьшение сбыта новых автомобилей ведет к неизбежному сокращению рынка каско на 30%. К этим потерям прибавим рост стоимости ремонта из-за девальвации рубля в среднем на 20—40%. Результат — не в пользу страховых компаний. «Игроки рынка будут иметь дело со снижением прибыльности каско, — подтверждает президент «КИТ Финанс Страхование» Андрей Мельников. — На фоне роста затрат на ремонт страховые компании вынуждены ограничивать рост цен или даже прибегать к их снижению, чтобы не терять клиентов». Директор департамента партнерских продаж МСК и «МСК-Стандарт» Анна Павлова подтверждает, что «финансовый кризис, несомненно, коснулся и рынка автострахования. В 2009 году прогнозируется снижение объемов продаж страховых продуктов на 30—40% по сравнению с 2008 годом». Однако далеко не все участники рынка разделяют столь пессимистические прогнозы. «На данный момент каких-то резких изменений не произошло, анализ рынка продаж машин показывает, что резкого спада не наблюдается. Говорить про снижение объемов страхования нам пока не приходится», — утверждает руководитель управления актуальных расчетов страховых проектов страховой компании «Контакт-Страхование» Вера Гудкова. С ней соглашается и начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов, который полагает, что если не произойдет ухудшения экономической конъюнктуры в стране, то в 2009 году можно прогнозировать умеренный рост рынка каско на уровне 15%.
Страхование напрямую
Одним из основных новшеств на рынке автострахования, которое скажется на прибыльности данного сегмента, стало введение системы прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Напомним, что с 1 марта 2009 года пострадавший в аварии может обратиться за выплатой по автогражданке к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП — однако только в том случае, если страховка была куплена не раньше 1 марта. Водители с полисами, приобретенными до 1 марта, к страховщикам за прямыми выплатами не обращаются. Возможно, именно поэтому нововведение пока не оказало серьезного влияния на рынок: по данным Российского союза автостраховщиков, по состоянию на 6 апреля от страховщиков в клиринговый центр поступило 122 заявки на прямое урегулирование убытков по ДТП, из них 48 заявок акцептовано. Пока данная статистика не показательна, но с ростом числа полисов, приобретенных после 1 марта, убыточность автогражданки будет расти, уверены эксперты. Теперь, когда возмещение ущерба стало получить проще, многие клиенты, которые раньше по мелким ДТП не обращались к страховщику, а решали все вопросы «на месте», будут выстраиваться в очередь за возмещением. Это увеличит нагрузку на клиентские центры страховых компаний и увеличит выплаты по всему сегменту страхования ОСАГО.
Рост убыточности автострахования заставляет многие компании искать пути сокращения издержек, а иногда и снижения стоимости полисов. Например, компания «КИТ Финанс Страхование» начала свою работу в прошлом году с небольшой клиентской базы. Однако за счет использования бизнес-модели прямого страхования ей удается опережающими темпами наращивать долю рынка. «По этой бизнес-модели «КИТ Финанс Страхование» предлагает потребителям качественный продукт по хорошим ценам — напрямую и без посредников, экономя на комиссиях и уделяя повышенное внимание ценообразованию по ряду привлекательных сегментов», — рассказывает Андрей Мельников. Он напоминает, что до 30% стоимости полиса составляют комиссии посредников. Соответственно, когда клиент пользуется услугами прямого страхования, он экономит деньги. «Сама модель direct-страхования, которую использует «КИТ Финанс Страхование», предполагает минимизацию издержек и оптимизацию бизнес-процессов. Внедрение продаж через Интернет и через единый круглосуточный контакт-центр — неотъемлемый элемент нашего бизнеса», — отмечает глава компании. Часть процесса выполняют сами клиенты, внося информацию для оформления полиса на сайте компании или диктуя данные оператору круглосуточного контакт-центра. Для облегчения дистанционных продаж «КИТ Финанс Страхование» предлагает своим клиентам множество вариантов оплаты, в том числе посредством электронных платежных систем.
Другой тенденцией становится сокращение института страховых брокеров. «В связи с финансовым кризисом с каждым месяцем сокращается количество страховых посредников на рынке. Многие мелкие и средние посредники становятся неплатежеспособными и исчезают с рынка, не рассчитавшись со страховыми компаниями, от чего, соответственно, страдают страхователи и еще больше — страховые компании, которые продолжают нести ответственность по застрахованному имуществу в течение всего года», — рассказывает Анна Павлова. «Думаю, у брокеров тоже есть свои трудности, в первую очередь потому, что многие компании открыли прямые продажи и дают такие скидки, которые брокеры предложить не могут. Ну и конечно, проблемы возникают из-за прямых страховщиков, работающих вообще без посредников и предлагающих хорошие цены», — добавляет Вера Гудкова. С точки зрения компаний, брокеры приносят клиентскую базу, что обеспечивает определенные объемы продаж. С точки зрения клиента, брокер может предложить ряд удобных услуг, в частности, сделать сравнение цен большого списка компаний. «Но надо понимать, что брокеру выгоднее продавать полисы тех компаний, где он может получить более высокую комиссию. Учитывая этот фактор, можно сказать, что услуги брокера не снимают с вас ответственности за выбор продукта и компании, к которому надо подходить осознанно», — резюмирует Андрей Мельников.
Узаконенный демпинг
В начале апреля Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой разрешить страховым компаниям самостоятельно определять нижнюю границу тарифов по ОСАГО, что предполагает отход от жесткого регулирования со стороны государства и более гибкий подход к тарифной политике компаний, подразумевающий скидки и компенсации для клиентов. В условиях кризиса многие страховые компании в целях привлечения клиентов фактически снижают тарифы, предоставляя скидки или компенсируя какую-то часть страховой премии различными бонусами. Участники рынка отнеслись к идее легализации снижения тарифов весьма настороженно: чиновники тем самым подталкивают компании к демпингу, который противоречит экономически обоснованной схеме тарифообразования. В итоге рынок может столкнуться с массовым появлением страховых пирамид, предупреждают эксперты. Недобросовестные страховщики получат право делать явно то, что на сегодняшний день они делают тайно, — любой ценой реализовывать как можно большее количество страховых полисов, при этом абсолютно не заботясь о формировании страховых резервов, которые позволили бы им нести ответственность по взятым на себя обязательствам.
«Компании, использующие заниженные тарифы (демпинг), а также с плохо диверсифицированным портфелем, например, зависящие от узкого круга корпоративных клиентов или одного убыточного сегмента, скорее всего, будут вынуждены покинуть рынок, не справившись со своими обязательствами», — предупреждает вице-президент «Группы Ренессанс Страхование» Кристиан Куртис. «Безусловно, компании, которые занимаются демпингом, в ближайшем будущем не смогут выполнять свои обязательства и, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка. Особенно это касается небольших компаний», — подтверждает Дмитрий Кузнецов. «Весь демпинг сейчас направлен на увеличение клиентской базы. Как будут производиться выплаты и какие коэффициенты предложат страхователям при пролонгации договоров, которые были заключены по заведомо низким тарифам, никому не известно. Поэтому, мне кажется, стоит десять раз подумать, идти ли на поводу у очень низких тарифов по акциям», — добавляет Вера Гудкова.
Сэкономить на франшизе
Франшиза как способ сокращения издержек на страхование становится более популярной именно в кризисный период, отмечают участники рынка. «Франшиза — это разумное решение для тех, кто не склонен переживать по поводу каждой царапины и способен разобраться с мелкими неприятностями самостоятельно, — отмечает Андрей Мельников. — Она позволяет снизить стоимость полиса каско, так как перекладывает на вас ответственность за мелкие повреждения. Размер франшизы варьируется, поэтому на это всегда надо обращать внимание при сравнении цен». В условиях нестабильности увеличилась не только актуальность защиты от непредвиденных расходов, но и возросло стремление к экономии. «При страховании каско функцию бюджетосберегающей опции может выполнить включение в договор условий франшизы», — добавляет Кристиан Куртис. Популярность этой услуги в последнее время существенно возросла, поскольку она позволяет клиенту сэкономить, не отказываясь ни от рисковых, ни от сервисных составляющих полиса, а лишь взяв небольшой риск (в пределах нескольких тысяч рублей) на себя. «В последнее время клиенты проявляют все большую заинтересованность в отношении данных программ страхования, особенно — программы с возрастающей франшизой. Думаю, что и в перспективе эта программа будет востребованной, особенно среди опытных, безаварийных водителей», — прогнозирует заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова. Однако в компании «Контакт-Страхование» пока не отмечают увеличения использования франшизы клиентами, но и не исключают, что в будущем она станет более перспективной, так как цена страхования от введения даже небольшой франшизы уменьшается значительно — от 5% до 20%. «Сейчас все задумываются о сокращении расходов, в том числе и на страховку. И если клиент может мелкие повреждения отремонтировать самостоятельно, то, конечно, он не будет переплачивать за страховку. Компания «Контакт-Страхование» в ближайшее время также планирует ввести новую программу страхования с франшизой», — говорит Вера Гудкова.
Дешевле не значит лучше
Опрошенные «Профилем» страховщики дали несколько советов потенциальным клиентам по выбору надежной страховой компании. Так, Вера Гудкова рекомендует подходить к этому вопросу, исходя не только из цены полиса и перечня услуг. Важно обращать внимание на то, как работает компания. Если у нее много агентов или других посредников, то цена полиса возрастает, т.к. им платят именно с полученной премии. «В страховой компании «Контакт-Страхование» нет посредников, поэтому мы можем предложить клиентам лучшие цены», — говорит эксперт. «В первую очередь стоит обратить внимание на надежность страховой компании, также необходимо полностью ознакомиться с правилами страхования, условиями как по покрытию и сервисным услугам, так и по выплате, — советует Дмитрий Кузнецов. — При этом ориентироваться следует не только на цену полиса, но и на риски, величину покрытия и предоставляемые сервисы». Исследование рынка и выбор страховой компании можно начать с изучения информации в деловых СМИ, где публикуются рейтинги надежности страховщиков, считает Анна Павлова. Необходимо обратить внимание на следующие позиции: сколько лет компания работает на страховом рынке; есть ли у нее лицензия на осуществление страховой деятельности на территории РФ; спектр предлагаемых страховых услуг; список учредителей; размер оплаченного уставного капитала; основные результаты финансовой деятельности за последний год; наличие филиалов и территориальных агентств на территории РФ. Можно также проанализировать финансовую информацию, размещенную на сайтах страховщиков.
Любая крупная страховая компания предлагает клиенту широкий выбор услуг. Страхователь сам вправе решать, какие риски включать в договор. Важнейшим в автостраховании остается риск автокаско («Угон + ущерб»). Достигнуть существенной экономии можно, купив полис с франшизой. «Если вы опытный водитель и уверены в себе, то можете приобрести полис с неоплачиваемой при повторной аварии частью ущерба», — говорит Анна Павлова.

Впервые за последние годы рынок автострахования может показать отрицательную динамику. Падение продаж новых автомобилей и повышение ставок по автокредитам уже привело к снижению продаж полисов на 20—30%. В этих условиях одни страховщики стараются сокращать издержки, другие начинают демпинговать.Основной двигатель роста рынка страхования каско — реализация новых автомобилей. Однако динамика спроса на них по итогам трех месяцев 2009 года оказалась неутешительной — продажи упали на 47%. Участники рынка подсчитали, что 50-процентное уменьшение сбыта новых автомобилей ведет к неизбежному сокращению рынка каско на 30%. К этим потерям прибавим рост стоимости ремонта из-за девальвации рубля в среднем на 20—40%. Результат — не в пользу страховых компаний. «Игроки рынка будут иметь дело со снижением прибыльности каско, — подтверждает президент «КИТ Финанс Страхование» Андрей Мельников. — На фоне роста затрат на ремонт страховые компании вынуждены ограничивать рост цен или даже прибегать к их снижению, чтобы не терять клиентов». Директор департамента партнерских продаж МСК и «МСК-Стандарт» Анна Павлова подтверждает, что «финансовый кризис, несомненно, коснулся и рынка автострахования. В 2009 году прогнозируется снижение объемов продаж страховых продуктов на 30—40% по сравнению с 2008 годом». Однако далеко не все участники рынка разделяют столь пессимистические прогнозы. «На данный момент каких-то резких изменений не произошло, анализ рынка продаж машин показывает, что резкого спада не наблюдается. Говорить про снижение объемов страхования нам пока не приходится», — утверждает руководитель управления актуальных расчетов страховых проектов страховой компании «Контакт-Страхование» Вера Гудкова. С ней соглашается и начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов, который полагает, что если не произойдет ухудшения экономической конъюнктуры в стране, то в 2009 году можно прогнозировать умеренный рост рынка каско на уровне 15%.
Страхование напрямую

Одним из основных новшеств на рынке автострахования, которое скажется на прибыльности данного сегмента, стало введение системы прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Напомним, что с 1 марта 2009 года пострадавший в аварии может обратиться за выплатой по автогражданке к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП — однако только в том случае, если страховка была куплена не раньше 1 марта. Водители с полисами, приобретенными до 1 марта, к страховщикам за прямыми выплатами не обращаются. Возможно, именно поэтому нововведение пока не оказало серьезного влияния на рынок: по данным Российского союза автостраховщиков, по состоянию на 6 апреля от страховщиков в клиринговый центр поступило 122 заявки на прямое урегулирование убытков по ДТП, из них 48 заявок акцептовано. Пока данная статистика не показательна, но с ростом числа полисов, приобретенных после 1 марта, убыточность автогражданки будет расти, уверены эксперты. Теперь, когда возмещение ущерба стало получить проще, многие клиенты, которые раньше по мелким ДТП не обращались к страховщику, а решали все вопросы «на месте», будут выстраиваться в очередь за возмещением. Это увеличит нагрузку на клиентские центры страховых компаний и увеличит выплаты по всему сегменту страхования ОСАГО.
Рост убыточности автострахования заставляет многие компании искать пути сокращения издержек, а иногда и снижения стоимости полисов. Например, компания «КИТ Финанс Страхование» начала свою работу в прошлом году с небольшой клиентской базы. Однако за счет использования бизнес-модели прямого страхования ей удается опережающими темпами наращивать долю рынка. «По этой бизнес-модели «КИТ Финанс Страхование» предлагает потребителям качественный продукт по хорошим ценам — напрямую и без посредников, экономя на комиссиях и уделяя повышенное внимание ценообразованию по ряду привлекательных сегментов», — рассказывает Андрей Мельников. Он напоминает, что до 30% стоимости полиса составляют комиссии посредников. Соответственно, когда клиент пользуется услугами прямого страхования, он экономит деньги. «Сама модель direct-страхования, которую использует «КИТ Финанс Страхование», предполагает минимизацию издержек и оптимизацию бизнес-процессов. Внедрение продаж через Интернет и через единый круглосуточный контакт-центр — неотъемлемый элемент нашего бизнеса», — отмечает глава компании. Часть процесса выполняют сами клиенты, внося информацию для оформления полиса на сайте компании или диктуя данные оператору круглосуточного контакт-центра. Для облегчения дистанционных продаж «КИТ Финанс Страхование» предлагает своим клиентам множество вариантов оплаты, в том числе посредством электронных платежных систем.
Другой тенденцией становится сокращение института страховых брокеров. «В связи с финансовым кризисом с каждым месяцем сокращается количество страховых посредников на рынке. Многие мелкие и средние посредники становятся неплатежеспособными и исчезают с рынка, не рассчитавшись со страховыми компаниями, от чего, соответственно, страдают страхователи и еще больше — страховые компании, которые продолжают нести ответственность по застрахованному имуществу в течение всего года», — рассказывает Анна Павлова. «Думаю, у брокеров тоже есть свои трудности, в первую очередь потому, что многие компании открыли прямые продажи и дают такие скидки, которые брокеры предложить не могут. Ну и конечно, проблемы возникают из-за прямых страховщиков, работающих вообще без посредников и предлагающих хорошие цены», — добавляет Вера Гудкова. С точки зрения компаний, брокеры приносят клиентскую базу, что обеспечивает определенные объемы продаж. С точки зрения клиента, брокер может предложить ряд удобных услуг, в частности, сделать сравнение цен большого списка компаний. «Но надо понимать, что брокеру выгоднее продавать полисы тех компаний, где он может получить более высокую комиссию. Учитывая этот фактор, можно сказать, что услуги брокера не снимают с вас ответственности за выбор продукта и компании, к которому надо подходить осознанно», — резюмирует Андрей Мельников.
Узаконенный демпинг

В начале апреля Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой разрешить страховым компаниям самостоятельно определять нижнюю границу тарифов по ОСАГО, что предполагает отход от жесткого регулирования со стороны государства и более гибкий подход к тарифной политике компаний, подразумевающий скидки и компенсации для клиентов. В условиях кризиса многие страховые компании в целях привлечения клиентов фактически снижают тарифы, предоставляя скидки или компенсируя какую-то часть страховой премии различными бонусами. Участники рынка отнеслись к идее легализации снижения тарифов весьма настороженно: чиновники тем самым подталкивают компании к демпингу, который противоречит экономически обоснованной схеме тарифообразования. В итоге рынок может столкнуться с массовым появлением страховых пирамид, предупреждают эксперты. Недобросовестные страховщики получат право делать явно то, что на сегодняшний день они делают тайно, — любой ценой реализовывать как можно большее количество страховых полисов, при этом абсолютно не заботясь о формировании страховых резервов, которые позволили бы им нести ответственность по взятым на себя обязательствам.
«Компании, использующие заниженные тарифы (демпинг), а также с плохо диверсифицированным портфелем, например, зависящие от узкого круга корпоративных клиентов или одного убыточного сегмента, скорее всего, будут вынуждены покинуть рынок, не справившись со своими обязательствами», — предупреждает вице-президент «Группы Ренессанс Страхование» Кристиан Куртис. «Безусловно, компании, которые занимаются демпингом, в ближайшем будущем не смогут выполнять свои обязательства и, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка. Особенно это касается небольших компаний», — подтверждает Дмитрий Кузнецов. «Весь демпинг сейчас направлен на увеличение клиентской базы. Как будут производиться выплаты и какие коэффициенты предложат страхователям при пролонгации договоров, которые были заключены по заведомо низким тарифам, никому не известно. Поэтому, мне кажется, стоит десять раз подумать, идти ли на поводу у очень низких тарифов по акциям», — добавляет Вера Гудкова.
Сэкономить на франшизе

Франшиза как способ сокращения издержек на страхование становится более популярной именно в кризисный период, отмечают участники рынка. «Франшиза — это разумное решение для тех, кто не склонен переживать по поводу каждой царапины и способен разобраться с мелкими неприятностями самостоятельно, — отмечает Андрей Мельников. — Она позволяет снизить стоимость полиса каско, так как перекладывает на вас ответственность за мелкие повреждения. Размер франшизы варьируется, поэтому на это всегда надо обращать внимание при сравнении цен». В условиях нестабильности увеличилась не только актуальность защиты от непредвиденных расходов, но и возросло стремление к экономии. «При страховании каско функцию бюджетосберегающей опции может выполнить включение в договор условий франшизы», — добавляет Кристиан Куртис. Популярность этой услуги в последнее время существенно возросла, поскольку она позволяет клиенту сэкономить, не отказываясь ни от рисковых, ни от сервисных составляющих полиса, а лишь взяв небольшой риск (в пределах нескольких тысяч рублей) на себя. «В последнее время клиенты проявляют все большую заинтересованность в отношении данных программ страхования, особенно — программы с возрастающей франшизой. Думаю, что и в перспективе эта программа будет востребованной, особенно среди опытных, безаварийных водителей», — прогнозирует заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова. Однако в компании «Контакт-Страхование» пока не отмечают увеличения использования франшизы клиентами, но и не исключают, что в будущем она станет более перспективной, так как цена страхования от введения даже небольшой франшизы уменьшается значительно — от 5% до 20%. «Сейчас все задумываются о сокращении расходов, в том числе и на страховку. И если клиент может мелкие повреждения отремонтировать самостоятельно, то, конечно, он не будет переплачивать за страховку. Компания «Контакт-Страхование» в ближайшее время также планирует ввести новую программу страхования с франшизой», — говорит Вера Гудкова.
Дешевле не значит лучше

Опрошенные «Профилем» страховщики дали несколько советов потенциальным клиентам по выбору надежной страховой компании. Так, Вера Гудкова рекомендует подходить к этому вопросу, исходя не только из цены полиса и перечня услуг. Важно обращать внимание на то, как работает компания. Если у нее много агентов или других посредников, то цена полиса возрастает, т.к. им платят именно с полученной премии. «В страховой компании «Контакт-Страхование» нет посредников, поэтому мы можем предложить клиентам лучшие цены», — говорит эксперт. «В первую очередь стоит обратить внимание на надежность страховой компании, также необходимо полностью ознакомиться с правилами страхования, условиями как по покрытию и сервисным услугам, так и по выплате, — советует Дмитрий Кузнецов. — При этом ориентироваться следует не только на цену полиса, но и на риски, величину покрытия и предоставляемые сервисы». Исследование рынка и выбор страховой компании можно начать с изучения информации в деловых СМИ, где публикуются рейтинги надежности страховщиков, считает Анна Павлова. Необходимо обратить внимание на следующие позиции: сколько лет компания работает на страховом рынке; есть ли у нее лицензия на осуществление страховой деятельности на территории РФ; спектр предлагаемых страховых услуг; список учредителей; размер оплаченного уставного капитала; основные результаты финансовой деятельности за последний год; наличие филиалов и территориальных агентств на территории РФ. Можно также проанализировать финансовую информацию, размещенную на сайтах страховщиков.
Любая крупная страховая компания предлагает клиенту широкий выбор услуг. Страхователь сам вправе решать, какие риски включать в договор. Важнейшим в автостраховании остается риск автокаско («Угон + ущерб»). Достигнуть существенной экономии можно, купив полис с франшизой. «Если вы опытный водитель и уверены в себе, то можете приобрести полис с неоплачиваемой при повторной аварии частью ущерба», — говорит Анна Павлова.

Тарифы по страхованию каско*

Название компанииБазовый тариф(%)Франшиза(%)
1 год2 год3 год$100$300$500
ОСАО "Ингосстрах"11,411,769,2510,71-8,5**9,50-7,17**8,66-6,25**
ОАО "КапиталЪ Страхование"9,63---8,067,28
ЗАО "Контакт-Страхование"6,96,55,80,950,890,82
РОСНО9,211,5412,03--***
"Ренессанс"9,797,345,51-0,750,65
"КИТ Финанс Страхование"7,487,257,17,086,035,58
Первоначальный расчет для нового автомобиля (120 л.с.) стоимостью $25 тыс., приобретенного не в кредит, на котором нет противоугонных систем.
** Процент уменьшается в зависимости от возраста автомобиля.
*** Франшиза от $700-4,32%.
Источник: данные страховых компаний.

Повод для беспокойства
В начале апреля сразу три крупные страховые компании объявили о старте «антикризисных программ» по автострахованию. «Ренессанс Страхование» обещает 10-процентные скидки при переходе из другой компании, РОСНО — тарифы от 2,2% на каско, а «РЕСО-Гарантия» — 30-процентные скидки при покупке сразу трех автопродуктов. Росстрахнадзор озабочен тем, как бы стремление компаний сохранить в условиях кризиса свою клиентскую базу или даже увеличить долю рынка не обернулось финансовой неустойчивостью страховщиков. Кстати, вопрос «демпинговых тарифов», которые, по неподтвержденным данным, применяют отдельные страховщики, регулятор обещал рассмотреть еще в феврале. Но, по всей видимости, из-за смены главы Росстрахнадзора план проверки адекватности действующих тарифов по каско был положен под сукно.

АНТИКРИЗИСНЫЕ РЕЦЕПТЫ: КАК ЭКОНОМИТЬ НА КАСКО


Актуальные вопросы
Кризис заставляет нас разумнее тратить деньги и сокращать затраты. Однако страховщики предупреждают, что страховка — последнее, на чем стоит экономить. Непредвиденные траты на ремонт автомобиля после аварии могут оказаться тяжелым потрясением для бюджета. Страховые компании разрабатывают продукты, позволяющие клиентам, затянувшим потуже пояса, оптимизировать расходы, не потеряв в качестве страховой защиты. Как сэкономить на каско, рассказывает директор Центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО
Александр ГУРДУС.
— Можно предположить, что в условиях кризиса клиенты страховщиков стали более разборчивыми и экономными. Так ли это на самом деле?
— Действительно, потребительское поведение меняется: сегодня даже обеспеченные люди начали обращать внимание на ценовой фактор. Страхователи стали больше интересоваться продуктами, решающими основную задачу минимизации последствий наступления рисков. Для них в первую очередь важна сумма выплаты и ее сроки.
В стремлении получить продукт по более низкой цене отдельные группы потребителей готовы даже принимать часть рисков на себя; мы заметили повышение интереса к франшизным продуктам, которые в большинстве стран мира давно и широко используются, а в России до последнего времени они оставались без должного внимания.
— В чем суть новых программ, предлагаемых автостраховщиками, с учетом наметившихся тенденций и меняющихся рыночных условий?
— В кризис возникает спрос на программы со сниженной премией и сокращенным покрытием, поэтому необходимость выведения на рынок таких продуктов рано или поздно встанет перед всеми игроками. Мы тоже не остались в стороне. Недавно РОСНО объявило о запуске нового франшизного продукта «КАСКО Сказка». Для московских водителей тариф по нему составляет от 2,9%, а для автолюбителей, проживающих в других городах России, — от 2,2%. Программа предусматривает защиту автомобиля по рискам «Угон», «Ущерб», «Пожар» по всей территории страны. Благодаря применению безусловной франшизы в размере 2% от стоимости транспортного средства (но не менее 25 тыс. рублей) автомобиль, цена которого не превышает $30 тыс., можно застраховать в среднем на 55% дешевле, чем по каско с полным покрытием. Владельцам машин дороже $30 тыс. полис «КАСКО Сказка» обойдется в среднем на 40% дешевле, чем каско с полным покрытием.
— Есть ли какие-то специальные
условия?
— В числе преимуществ программы — возможность оплаты страховки в рассрочку, в том числе без повышения тарифа; расчет выплаты страхового возмещения по риску «Ущерб» без учета износа деталей (за исключением автомобилей отечественного производства сроком эксплуатации более 5 лет); отсутствие требований к месту хранения автомобиля и возможность получить страховое возмещение в максимально короткие сроки. Например, в Москве и области выплата производится в течение трех рабочих дней с момента предоставления полного пакета документов.

Какие нововведения в страховании по программе каско вы планируете предложить своим клиентам в текущем году?
Игорь Александров, заместитель начальника управления поддержки розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»: «Можно отметить планируемый в ближайшее время ввод нового страхового продукта «Прагматик», предусматривающего страхование автомобиля от угона и полной гибели в результате других рисков. Предназначена программа для тех, кто хочет страховаться, но из-за кризиса не имеет возможности приобрести полную страховую защиту».
Елена Салахетдинова, заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование»: «Одно из антикризисных предложений — программа страхования с возрастающей франшизой для уверенных и законопослушных водителей, редко попадающих в ДТП. Приобретая эту программу, клиент экономит на страховой премии до 15% и при этом получает полную страховую защиту автомобиля по риску «Угон, хищение» в течение всего срока действия договора страхования; полное страховое возмещение по первым двум страховым случаям; возмещение по третьему и последующим страховым случаям будет производиться за минусом установленной договором суммы невозмещаемого убытка (безусловной франшизы). При этом возмещение повреждения стекол автомобиля и приборов внешнего освещения производится неограниченное количество раз в полном объеме, вне зависимости от количества обращений по страховым случаям в течение срока действия договора страхования. Также мы предлагаем программу страхования с переменной франшизой, позволяющую сэкономить до 35% страховой премии по риску «Ущерб», при этом клиенту предоставляется полная страховая защиту, автомобиля по риску «Угон, хищение» в течение срока действия договора; полное страховое возмещение по всем страховым случаям, где отсутствует вина страхователя. Если виновником ДТП является страхователь (лицо, допущенное к управлению автомобилем) или лицо, которое причинило ущерб, не установлено, то выплата страхового возмещения производится за минусом установленной договором суммы невозмещаемого убытка (безусловной франшизы)».
Надежда Цыренова, начальник управления маркетинга компании «КИТ Финанс Страхование»: «Тема экономии актуальна всегда, и особенно в этом году. Обычно страховые компании закладывают в цену автокаско комиссию посредников — до 30%. В отличие от обычных страховых компаний, «КИТ Финанс Страхование» использует принципиально новую модель direct-страхования. В отличие от классической бизнес-модели, direct-страхование не задействует посредников между компанией и клиентом, при этом продажи осуществляются по телефону или в Интернете. Кроме того, клиент экономит, потому что оформляет полис самостоятельно — на сайте Кitdirect.ru или с помощью оператора круглосуточного контакт-центра. Введение данных занимает около 15 минут, и полис доставляется в удобное время и место. Также «КИТ Финанс Страхование» предлагает новый экономичный продукт — мини-каско, который может быть в два раза дешевле обычного полиса каско. Мини-каско интересен тем клиентам, кто в первую очередь хочет получить выплату в случае угона или, например, пожара, но при этом не готов платить за страхование по длинному списку рисков, ведущих к менее серьезным последствиям. Опытный и аккуратный водитель, который уверен, что не попадет в ДТП по своей вине, может избежать ненужных ему затрат, приобретая именно мини-каско».
Вера Гудкова, руководитель управления актуальных расчетов страховых проектов страховой компании «Контакт-Страхование»: «У нас есть программа «Каско за 60%», которая предназначена для водителей, уверенных в себе. Если автовладелец не попадет в ДТП в период действия договора страхования, то страховка ему обойдется всего лишь в 60% от базовой стоимости полиса. Преимуществами программы являются следующие факторы: страхование автомобиля со скидкой до 40%; возможность достраховать дополнительные риски в любой момент во время срока действия договора страхования; неагрегатная страховая сумма; круглосуточная диспетчерская служба; предоставление аварийного комиссара на сложные случаи — бесплатно; при повреждении одного элемента кузова (при ущербе не более 5% от страховой суммы) и троекратном повреждении стекол, фар или переднего указателя поворота летящими камнями — ремонт без справок; эвакуатор с места аварии при невозможности продолжить движение в Москве и до 30 км от МКАД — бесплатно; место хранения автомобиля — без ограничений. То есть всего за 60% от стоимости полиса автовладелец может застраховать свою машину от угона, пожара, взрыва, стихийных бедствий, падения льда, снега, а также от противоправных действий третьих лиц (за некоторым исключением). Кроме того, с 1 апреля 2009 года мы запустили программу «Старый конь», которая поможет клиентам застраховать свою неновую машину по адекватным тарифам и обеспечить ее защиту».
Кристиан Куртис, вице-президент «Группы Ренессанс Страхование»: «С 1 апреля по 30 июня «Ренессанс Страхование» проводит акцию «Аккуратный водитель», в рамках которой обладатель полиса каско любой компании, имевший не более одного страхового случая за предыдущий год страхования, может продлить свой полис по цене на 10% ниже, чем ему предложил его прежний страховщик. Экономическая ситуация сегодня, с одной стороны, многократно повысила значимость экономии для клиентов, с другой — сделала жизненно важными для страховых компаний вопросы точной тарификации и качества клиентских портфелей. На стыке этих интересов и построена наша акция. Мы предлагаем максимально выгодную цену аккуратным водителям, исходя из нашей статистики и детальных расчетов, потому что считаем несправедливым заставлять их оплачивать безответственность лихачей. «Аккуратный водитель» — это следующий шаг компании в реализации программы по продвижению продаж через Интернет и колл-центр и начатой с января 2009 года кампании под девизом «В целях экономии».
Дмитрий Кузнецов, начальник отдела Центра страхования автотранспорта РОСНО: «Безусловно, мы учитываем меняющиеся потребности клиентов в период нестабильной экономической ситуации и стараемся помочь им оптимизировать расходы, не снижая при этом качества страховой защиты. В феврале мы ввели новые тарифы по каско, дающие заметные преимущества водителям, чей возраст превышает 27 лет, а опыт вождения составляет 7 и более лет. Мы также снизили базовые тарифы в среднем на 10% для большинства машин стоимостью выше $30 тыс. С 1 апреля мы запустили антикризисную программу «Каско Сказка», ориентированную на владельцев транспортных средств, стоимость которых не превышает $100 тыс., а возраст — 9 лет с момента выпуска. Благодаря применению безусловной франшизы в размере 2% от стоимости транспортного средства (но не менее 25 тыс. рублей) автомобиль, цена которого не превышает $30 тыс., можно застраховать в среднем на 55% дешевле, чем по каско с полным покрытием. Владельцам машин дороже $30 тыс. полис «Каско Сказка» обойдется в среднем на 40% дешевле, чем каско с полным покрытием. Тариф по полису для Москвы составляет от 2,9%, для регионов — от 2,2%».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».