29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "КРОКОДИЛ НЕ ЛОВИТСЯ"

Архивная публикация 2010 года: "КРОКОДИЛ НЕ ЛОВИТСЯ"

Опыт "Живого журнала" доказывает, что даже популярный и посещаемый сервис далеко не всегда можно превратить в деньги. Не так давно в российской блогосфере разгорелся скандал. Пользователи "Живого журнала", с утра пораньше заглянувшие на любимый ресурс, обнаружили внизу веб-страницы чертовски раздражающую бегущую строку с ярлычком-звездочкой над ней. Блоги мгновенно переполнились вопросами типа "как избавиться от этой хрени?" и рекомендациями о том, как это сделать. Вскоре стало известно, что избавиться от нового навязчивого сервиса компании "СУП" (владельца "Живого журнала") можно, отказавшись от сервисов, предоставляемых кириллическим пользователям.

Опыт "Живого журнала" доказывает, что даже популярный и посещаемый сервис далеко не всегда можно превратить в деньги. Не так давно в российской блогосфере разгорелся скандал. Пользователи "Живого журнала", с утра пораньше заглянувшие на любимый ресурс, обнаружили внизу веб-страницы чертовски раздражающую бегущую строку с ярлычком-звездочкой над ней. Блоги мгновенно переполнились вопросами типа "как избавиться от этой хрени?" и рекомендациями о том, как это сделать. Вскоре стало известно, что избавиться от нового навязчивого сервиса компании "СУП" (владельца "Живого журнала") можно, отказавшись от сервисов, предоставляемых кириллическим пользователям.

СКАНДАЛ И СКАНДАЛИСТЫ
За пару-тройку суток от кириллических сервисов, по не-которым оценкам, отказались примерно 20 тыс. человек. Волна возмущения, вызванная назойливой услугой, еще не успела улечься, как скандал получил продолжение. Руководитель проекта LJ-Russia Светлана Иванникова в одной из социальных сетей нецензурно отозвалась о пользователях, недовольных нововведением. Скриншот с этим заявлением был моментально растиражирован, что спровоцировало новую волну протестов.
В процессе бурных обсуждений выяснилось, что СУП заранее проводил встречу с популярными блогерами и анонсировал им предстоящее нововведение. Блогеры идею раскритиковали, но их отзывы в расчет приняты не были. В результате многие сделали вывод, что руководство СУП относится к своим пользователям с крайним высокомерием и пренебрежением. Вся эта история могла бы остаться всего лишь фактом биографии отдельно взятой компании, но показательно то, что она была продиктована той бизнес-моделью, которую пытается реализовать "Живой журнал". За всю приблизительно десятилетнюю историю "Живого журнала", пожалуй, не вспомнить ни одного нововведения, которое пользователи приняли не то что с восторгом, а хотя бы благожелательно. В лучшем случае, как это было при интеграции ЖЖ с другими сервисами, их практически не замечали. Но бывало, что и скандалы разгорались. А возмущались пользователи ЖЖ практически всякий раз, когда администрация пыталась предложить им что-нибудь новенькое. Так было с появлением на страницах сайта коммерческой рекламы, с плясками вокруг так называемых базовых аккаунтов, которые сначала практически отменили, а потом вернули под давлением общественности; с множеством переделок пользовательского интерфейса. Так что, наверное, у администрации сервиса есть основания считать своих пользователей неблагодарными, раз практически любые попытки хоть как-то усовершенствовать сервис на-талкивались на глухое сопротивление, а то и открытые протесты.

ВЗЛЕТЕТЬ СО ВСЕЙ ЭТОЙ ФИГНЕЙ
"Живой журнал", как известно, был создан американцем Брэдом Фицпатриком - на тот момент студентом - в 1999 году. Тогда, несмотря на кризис доткомов, многие полагали, что любой веб-сайт, у которого наберется определенное число посетителей, неминуемо станет источником безумных прибылей и обогатит своего владельца. Каким именно образом это чудо произойдет, никто особенно не задумывался. "Главное - ввязаться в драку, а там посмотрим".
С точки зрения пользователя, Фицпатрик создал практически идеальный проект. Но когда после ряда пертурбаций владельцем ЖЖ ста-ла компания "СУП", всерьез встал вопрос о том, как зарабатывать на ЖЖ деньги. И вот тут-то новых хозяев ожидало разочарование.
Проблемы с монетизацией "Живого журнала" заложены в этом сервисе генетически, с рождения. Авторы других блог-движков, появившихся позднее, функциональность "Живого журнала" восприни-мали уже как данность и пол-ностью воспроизводили в своих творениях. Этот механизм позволяет публиковать тексты, собирать на них комментарии и вести дискуссии, получать уведомления о поступивших комментариях на электронную почту, формировать "ленту друзей", устанавливать для разных пользователей различный уровень доступа к публикациям. Все это входит в изначальный бесплатный функционал, и, если попытаться брать за это деньги, пользователи попросту разбегутся на альтернативные платформы.
Первая идея, которая приходит в голову любому владельцу веб-ресурса, - это за-рабатывать на рекламе. Однако когда такую задумку впер-вые попытались реализовать, пользователи взбунтовались. С точки зрения многих, имен-но пользователи являются со-здателями контента, на кото-ром владельцы ЖЖ пара-зитируют. Так что попытки что-либо рекламировать в ЖЖ многие пользователи восприняли как личное ос-корбление.
Дальше - хуже. Разного рода виртуальные покупки, популярные в других социальных сетях, среди пользователей ЖЖ особой популярностью не пользовались. Введение собственной виртуальной валюты - "Жжетонов", кажется, и вовсе про-шло незамеченным, настолько мало народа оказалось в ней заинтересовано. И чем дальше, тем непонятнее, ка-ким образом обеспечивать монетизацию и повышать финансовую отдачу от проекта. Некоторое время назад, для того чтобы "попробовать со всей этой фигней на борту взлететь", была приглашена команда креативных консультантов в составе Ивана Засурского и Антона Меркурова, но, судя по последнему скандалу, сделать что-то внятное не удалось и им.
Действительно, на чем зарабатывать - непонятно. Дополнительные картинки? Но абсолютному большинству тех, кто публикует в Сети свои тексты, они и даром не нужны. Виртуальные подарки? Они будут пользоваться спросом на сайте знакомств вроде "Мамбы", но на публикаторском сервисе абсолютно неумест-ны. Нестандартное оформ-ление, индивидуальный дизайн странички? Большинство и читателей, и писателей ЖЖ даже из предложенных бесплатных нескольких вариантов использует оформление "по умолчанию". И так далее. Будучи активным пользователем ЖЖ с 2001 года, лично я не только ни разу не испытывал соблазна купить какие-то дополнительные услуги, но даже не прочувствовал хоть какой-то пользы ни от единого "улучшения интерфейса". Неудобства, когда из-за нововве-дений сервис начинал глючить, случались, а вот пользы не было никогда.

НЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
Мы - большинство ЖЖ-юзеров - действительно плюемся от любых нововведений уже потому, что "так, как раньше" - привычнее. Мы не торопимся приобретать платные аккаунты, потому что нам с лихвой хватает и базовой функциональности. Нам не нужны дополнительные картинки, виртуальные подарки и прочие свистелки. Все, чего мы хотим, - это чтобы в сервисе, которым мы пользуемся, ничего не менялось и чтобы к нам никто не приставал. Поэтому заработать с нашей помощью денег на чем-то, выходящем за рамки тупого показа рекламы, оказывается делом крайне проблематичным. С чисто коммерческой точки зрения "Живой журнал" - проект, изначально бесперспективный.
Хотя "Живой журнал" является, строго говоря, публи-каторским сервисом, в среде недалеких аналитиков принято причислять его к числу социальных сетей. Года три назад эти сети стали на ка-кое-то время модной темой, и только ленивый не создал свою собственную. Как обстоят дела с возможностями монетизации у других? Продажу рекламы на веб-страницах оставим за кадром как очевидный способ для всех.
Пионером заколачивания виртуального бабла стала "Мамба" - сервис знакомств, сегодня являющийся практическим монополистом на российском рынке. Он эксплуатирует одну из вечных человеческих потребностей, а потому без платежеспособной клиентуры не останется никогда. Одна из статей дохода - взимание денег за то, чтобы твоя анкета была показана в приоритетном порядке, а не затерялась среди сотен тысяч. Среди других - разного рода виртуаль-ные подарки, такие как нарисованные букеты или бриллианты, за которые берутсяотнюдь не иллюзорные деньги. Джентльмен, пытающийся произвести впечатление на заинтересовавшую его да-му, может подарить ей что-то эдакое в качестве знака внимания. И хотя нарисованный букет в вазу не поставишь, тот факт, что он готов тратить на нее живые деньги еще на стадии заочного знакомства, вполне способен тронуть нестойкие женские сердца.
"Одноклассники", с которых российский бум социальных сетей, собственно, и начался, в какой-то момент оказались в непростой ситуации. Когда всеобщая потребность найти старых друзей или первую любовь была в массе своей удовлетворена, оказалось, что огромному числу людей этот сайт в общем-то больше ни для чего не нужен, так что наметился довольно серьезный отток аудитории. Администрация приложила титанические усилия к перепо-зиционированию проекта, и сегодня "Одноклассники" представляют собой факти-чески сайт знакомств, с соответствующими прибамба-сами вроде виртуальных подарков. Судя по финансовым результатам, затея удалась.
Неплохо обстоят дела и у сети "ВКонтакте". Она попы-талась заменить для своих пользователей весь Интернет, предоставив возможности для публикации личных страниц, размещения фотографий, знакомств, обмена файлами (в качестве которых выступает обычно пиратское видео, что периодически вы-зывает судебные иски), онлайновых игр. Все это дополняется собственной си-стемой обмена сообщениями, собственной платежной системой и множеством ин-тернет-магазинов. Многие пользователи практически не нуждаются в других сайтах, так что взять с них деньги - искусство нехитрое.
На этом фоне монетизационные возможности ЖЖ выглядят довольно тускло. А уж об уровне их реализации, пожалуй, лучше лишний раз и не вспоминать. Существен-ная проблема состоит в том, что СУП продолжает считать, что смыслом блогинга, в частности жэжэшного, является производство контента. В то время как это самое производство является способом достижения совершенно других задач, с точки зрения пользователей. Это обретение связей, которые не могут сложиться в традиционной среде обитания блогера. Это получение информации не из СМИ, а из тех источников, кото-рым блогер доверяет. Как только мы делаем из ЖЖ СМИ, мы делаем здоровенный шаг назад от социальности к второсортной журналистике. Так что, когда Герман Клименко, директор и владелец компании Liveinternet, говорит о смерти ЖЖ, а будущее оставляет за Facebook, то, как ни печально, он прав. По крайней мере, в том, что ЖЖ перестает быть ценной площадкой для развития об-щения, проигрывая на этой арене Facebook. И происходит это именно за счет того, что СУП вкладывался в развитие ЖЖ как контентопроизводителя. Увы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама