Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "КРОКОДИЛ НЕ ЛОВИТСЯ"

Опыт «Живого журнала» доказывает, что даже популярный и посещаемый сервис далеко не всегда можно превратить в деньги.    Не так давно в российской блогосфере разгорелся скандал. Пользователи «Живого журнала», с утра пораньше заглянувшие на любимый ресурс, обнаружили внизу веб-страницы чертовски раздражающую бегущую строку с ярлычком-звездочкой над ней. Блоги мгновенно переполнились вопросами типа «как избавиться от этой хрени?» и рекомендациями о том, как это сделать. Вскоре стало известно, что избавиться от нового навязчивого сервиса компании «СУП» (владельца «Живого журнала») можно, отказавшись от сервисов, предоставляемых кириллическим пользователям.
   
СКАНДАЛ И СКАНДАЛИСТЫ
    За пару-тройку суток от кириллических сервисов, по не-которым оценкам, отказались примерно 20 тыс. человек. Волна возмущения, вызванная назойливой услугой, еще не успела улечься, как скандал получил продолжение. Руководитель проекта LJ-Russia Светлана Иванникова в одной из социальных сетей нецензурно отозвалась о пользователях, недовольных нововведением. Скриншот с этим заявлением был моментально растиражирован, что спровоцировало новую волну протестов.
   В процессе бурных обсуждений выяснилось, что СУП заранее проводил встречу с популярными блогерами и анонсировал им предстоящее нововведение. Блогеры идею раскритиковали, но их отзывы в расчет приняты не были. В результате многие сделали вывод, что руководство СУП относится к своим пользователям с крайним высокомерием и пренебрежением. Вся эта история могла бы остаться всего лишь фактом биографии отдельно взятой компании, но показательно то, что она была продиктована той бизнес-моделью, которую пытается реализовать «Живой журнал». За всю приблизительно десятилетнюю историю «Живого журнала», пожалуй, не вспомнить ни одного нововведения, которое пользователи приняли не то что с восторгом, а хотя бы благожелательно. В лучшем случае, как это было при интеграции ЖЖ с другими сервисами, их практически не замечали. Но бывало, что и скандалы разгорались. А возмущались пользователи ЖЖ практически всякий раз, когда администрация пыталась предложить им что-нибудь новенькое. Так было с появлением на страницах сайта коммерческой рекламы, с плясками вокруг так называемых базовых аккаунтов, которые сначала практически отменили, а потом вернули под давлением общественности; с множеством переделок пользовательского интерфейса. Так что, наверное, у администрации сервиса есть основания считать своих пользователей неблагодарными, раз практически любые попытки хоть как-то усовершенствовать сервис на-талкивались на глухое сопротивление, а то и открытые протесты.
   
ВЗЛЕТЕТЬ СО ВСЕЙ ЭТОЙ ФИГНЕЙ
   «Живой журнал», как известно, был создан американцем Брэдом Фицпатриком — на тот момент студентом — в 1999 году. Тогда, несмотря на кризис доткомов, многие полагали, что любой веб-сайт, у которого наберется определенное число посетителей, неминуемо станет источником безумных прибылей и обогатит своего владельца. Каким именно образом это чудо произойдет, никто особенно не задумывался. «Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим».
   С точки зрения пользователя, Фицпатрик создал практически идеальный проект. Но когда после ряда пертурбаций владельцем ЖЖ ста-ла компания «СУП», всерьез встал вопрос о том, как зарабатывать на ЖЖ деньги. И вот тут-то новых хозяев ожидало разочарование.
   Проблемы с монетизацией «Живого журнала» заложены в этом сервисе генетически, с рождения. Авторы других блог-движков, появившихся позднее, функциональность «Живого журнала» восприни-мали уже как данность и пол-ностью воспроизводили в своих творениях. Этот механизм позволяет публиковать тексты, собирать на них комментарии и вести дискуссии, получать уведомления о поступивших комментариях на электронную почту, формировать «ленту друзей», устанавливать для разных пользователей различный уровень доступа к публикациям. Все это входит в изначальный бесплатный функционал, и, если попытаться брать за это деньги, пользователи попросту разбегутся на альтернативные платформы.
   Первая идея, которая приходит в голову любому владельцу веб-ресурса, — это за-рабатывать на рекламе. Однако когда такую задумку впер-вые попытались реализовать, пользователи взбунтовались. С точки зрения многих, имен-но пользователи являются со-здателями контента, на кото-ром владельцы ЖЖ пара-зитируют. Так что попытки что-либо рекламировать в ЖЖ многие пользователи восприняли как личное ос-корбление.
   Дальше — хуже. Разного рода виртуальные покупки, популярные в других социальных сетях, среди пользователей ЖЖ особой популярностью не пользовались. Введение собственной виртуальной валюты — «Жжетонов», кажется, и вовсе про-шло незамеченным, настолько мало народа оказалось в ней заинтересовано. И чем дальше, тем непонятнее, ка-ким образом обеспечивать монетизацию и повышать финансовую отдачу от проекта. Некоторое время назад, для того чтобы «попробовать со всей этой фигней на борту взлететь», была приглашена команда креативных консультантов в составе Ивана Засурского и Антона Меркурова, но, судя по последнему скандалу, сделать что-то внятное не удалось и им.
   Действительно, на чем зарабатывать — непонятно. Дополнительные картинки? Но абсолютному большинству тех, кто публикует в Сети свои тексты, они и даром не нужны. Виртуальные подарки? Они будут пользоваться спросом на сайте знакомств вроде «Мамбы», но на публикаторском сервисе абсолютно неумест-ны. Нестандартное оформ-ление, индивидуальный дизайн странички? Большинство и читателей, и писателей ЖЖ даже из предложенных бесплатных нескольких вариантов использует оформление «по умолчанию». И так далее. Будучи активным пользователем ЖЖ с 2001 года, лично я не только ни разу не испытывал соблазна купить какие-то дополнительные услуги, но даже не прочувствовал хоть какой-то пользы ни от единого «улучшения интерфейса». Неудобства, когда из-за нововве-дений сервис начинал глючить, случались, а вот пользы не было никогда.
   
НЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
   Мы — большинство ЖЖ-юзеров — действительно плюемся от любых нововведений уже потому, что «так, как раньше» — привычнее. Мы не торопимся приобретать платные аккаунты, потому что нам с лихвой хватает и базовой функциональности. Нам не нужны дополнительные картинки, виртуальные подарки и прочие свистелки. Все, чего мы хотим, — это чтобы в сервисе, которым мы пользуемся, ничего не менялось и чтобы к нам никто не приставал. Поэтому заработать с нашей помощью денег на чем-то, выходящем за рамки тупого показа рекламы, оказывается делом крайне проблематичным. С чисто коммерческой точки зрения «Живой журнал» — проект, изначально бесперспективный.
   Хотя «Живой журнал» является, строго говоря, публи-каторским сервисом, в среде недалеких аналитиков принято причислять его к числу социальных сетей. Года три назад эти сети стали на ка-кое-то время модной темой, и только ленивый не создал свою собственную. Как обстоят дела с возможностями монетизации у других? Продажу рекламы на веб-страницах оставим за кадром как очевидный способ для всех.
   Пионером заколачивания виртуального бабла стала «Мамба» — сервис знакомств, сегодня являющийся практическим монополистом на российском рынке. Он эксплуатирует одну из вечных человеческих потребностей, а потому без платежеспособной клиентуры не останется никогда. Одна из статей дохода — взимание денег за то, чтобы твоя анкета была показана в приоритетном порядке, а не затерялась среди сотен тысяч. Среди других — разного рода виртуаль-ные подарки, такие как нарисованные букеты или бриллианты, за которые берутсяотнюдь не иллюзорные деньги. Джентльмен, пытающийся произвести впечатление на заинтересовавшую его да-му, может подарить ей что-то эдакое в качестве знака внимания. И хотя нарисованный букет в вазу не поставишь, тот факт, что он готов тратить на нее живые деньги еще на стадии заочного знакомства, вполне способен тронуть нестойкие женские сердца.
   «Одноклассники», с которых российский бум социальных сетей, собственно, и начался, в какой-то момент оказались в непростой ситуации. Когда всеобщая потребность найти старых друзей или первую любовь была в массе своей удовлетворена, оказалось, что огромному числу людей этот сайт в общем-то больше ни для чего не нужен, так что наметился довольно серьезный отток аудитории. Администрация приложила титанические усилия к перепо-зиционированию проекта, и сегодня «Одноклассники» представляют собой факти-чески сайт знакомств, с соответствующими прибамба-сами вроде виртуальных подарков. Судя по финансовым результатам, затея удалась.
   Неплохо обстоят дела и у сети «ВКонтакте». Она попы-талась заменить для своих пользователей весь Интернет, предоставив возможности для публикации личных страниц, размещения фотографий, знакомств, обмена файлами (в качестве которых выступает обычно пиратское видео, что периодически вы-зывает судебные иски), онлайновых игр. Все это дополняется собственной си-стемой обмена сообщениями, собственной платежной системой и множеством ин-тернет-магазинов. Многие пользователи практически не нуждаются в других сайтах, так что взять с них деньги — искусство нехитрое.
   На этом фоне монетизационные возможности ЖЖ выглядят довольно тускло. А уж об уровне их реализации, пожалуй, лучше лишний раз и не вспоминать. Существен-ная проблема состоит в том, что СУП продолжает считать, что смыслом блогинга, в частности жэжэшного, является производство контента. В то время как это самое производство является способом достижения совершенно других задач, с точки зрения пользователей. Это обретение связей, которые не могут сложиться в традиционной среде обитания блогера. Это получение информации не из СМИ, а из тех источников, кото-рым блогер доверяет. Как только мы делаем из ЖЖ СМИ, мы делаем здоровенный шаг назад от социальности к второсортной журналистике. Так что, когда Герман Клименко, директор и владелец компании Liveinternet, говорит о смерти ЖЖ, а будущее оставляет за Facebook, то, как ни печально, он прав. По крайней мере, в том, что ЖЖ перестает быть ценной площадкой для развития об-щения, проигрывая на этой арене Facebook. И происходит это именно за счет того, что СУП вкладывался в развитие ЖЖ как контентопроизводителя. Увы.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK