25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Кружки по интересам"

Архивная публикация 2002 года: "Кружки по интересам"

Производство пива в России приняло промышленные масштабы в конце XVIII века в Санкт-Петербурге. С тех пор Питер прочно удерживает за собой пальму пивного первенства -- каждая третья бутылка отечественного пива разливается именно здесь.Шальная императрица

Пиво на Руси варили с XV века, но исключительно в домашних условиях. О промышленном производстве напитка задумались только заезжие иностранцы. В 1795 году придворный пекарь Абрахам Крон получил у императрицы Екатерины II ссуду в 30 тысяч рублей и построил пивоваренный завод на берегу Невы вблизи Александро-Невской лавры.
Свой завод в Петербурге был и у семьи англичанина Казалета. Пивоварня находилась на месте деревни Калинкин. В 1848 году Казалет и Крон объединили свои предприятия, и первый российский холдинг варил знаменитое пиво "Калинкинъ". Это пиво до сих пор выпускает питерский завод имени Степана Разина. И хотя Калинкинский пивоваренный завод был основан только в середине XIX века, на "Степане Разине" отсчитывают свою историю с появления завода близ лавры.
Имя бунтаря Степана Разина пивоварне в 1923 году присвоили остроумные руководители питерского пищепрома. Завод назывался по-пролетарски просто -- "Стенька Разин". Во времена позднего социализма такой вольности себе не позволяли, и предприятие стало именоваться "Объединением имени Степана Разина".
До советского пищепрома особым вниманием к питерской пивоваренной промышленности отличился император Александр II. В 1863 году -- почти сразу после освобождения крепостных крестьян -- на Петровском острове, на месте бывшего сахарного завода, открыли пивоварню "Бавария". В дело вложились мюнхенские банкиры. "Бавария" варила 600 тысяч ведер пива и эля в год. После октябрьского переворота "Бавария" стала "Красной" и все питерские заводы как один начали варить "Жигулевское" и "Колос", иногда разбавляя ассортимент "Рижским", "Славянским" или "Мартовским".
Во времена советской власти только завод "Вена" сохранил свое историческое название. Его основателем считается австрийское пивоваренное АО Liesener Brauerei. Предприятие открылось в 1872 году за Невской заставой, недалеко от Императорского фарфорового завода. Через десять лет компанию наградили золотой медалью Европейского общества наук за качество пива.
До эпохи приватизации "Вена" и "Бавария" входили в Ленинградское производственное объединение имени Степана Разина. За последнее десятилетие пивные заводы Питера были скуплены иностранцами. Скандинавский Baltik Bevereges Holding (ВВН) владеет "Веной" и "Балтикой". "Бавария" вошла в международную группу Sun Interbrew. Компания Heineken выпускает питерское пиво "Бочкарев". Только "Степан Разин" остался российской пивоварней.
В набежавшую волну

"Степан Разин" сегодня -- это семейный бизнес президента пивоваренного завода Гии Гвичии. Он и его жена Хатуна владеют контрольным пакетом акций предприятия. Двоюродный брат Гии -- гендиректор "Степана Разина". Семья контролирует пивоваренные заводы в Выборге и Череповце. Недавно приобрели стекольный завод в Чагоде (Вологодская область). Большинство менеджеров высшего звена пивзавода -- уроженцы Грузии, поэтому на заводе шутят, что и горячий Степан Разин был выходцем с Кавказа.
Вопрос о собственниках предприятия мало занимает любителей пива. "Степан Разин" -- самое популярное пиво в Петербурге. Завод контролирует 40% питерского рынка. Одни говорят, что это сила привычки: как-никак несколько поколений пили "Стенькино" пиво. Другие замечают, что это пиво одно из самых дешевых в Петербурге (бутылка стоит 10--12 рублей). Считается, что "Степан Разин" -- пиво народное. Его любят рабочие, военные и студенты. Для молодого потребителя выпустили светлое легкое пиво "Студенческое". Завод выпускает 12 сортов пива и в год разливает более 160 млн. литров.
Вообще, по данным Госкомстата, в России производят 6,3 млрд. литров пива в год. На душу населения приходится по 45 литров, то есть по 90 бутылок. В нынешнем году рынок подрастет на 13%, а в 2003 году, считают эксперты рынка, среднестатистический россиянин выпьет 57 литров пива.
Свежее пиво "Степан Разин" развозит по Питеру и области единственный в городе пивовоз. Старая автоцистерна объезжает уцелевшие кое-где пивные ларьки, воспетые еще Довлатовым.
Непосредственным приготовлением пива обычно занято пять-шесть человек. Пока пиво дображивает в огромных танках, инженеры-технологи следят за процессом на электронном табло и мониторе компьютера. Но все равно показатели по привычке переписывают в толстые журналы.
Инженер-технолог Михаил Ромашко ловко расставляет в потрепанных книгах крючки цифр с запятыми. Вообще, по образованию он -- инженер-радиоэлектронщик. Недавно закончил питерский Военмех. Но крепить оборону за две тысячи рублей в месяц отказался и варит крепкое пиво на "Степане Разине", получая в четыре раза больше.
Маркетологи "Степана Разина" всячески подчеркивают, что пиво соответствует всем пивным законам и правилам. Мол, еще Петр I учил Россию жить по стандартам. Теперь "Степан Разин" продается под рекламным девизом "Ординар русского пива". Пивзавод предлагает свое пиво и москвичам, но пока занимает незначительную долю московского и менее 1% российского рынка.
Венская опера

"Степан Разин" еще осваивает столичный рынок, а пивоваренный завод "Вена" предлагает россиянам дорогие сорта пива класса премиум: "Невское", Tuborg и Sinebrychoff. Для российского потребителя "Невское" и Tuborg -- дорогое удовольствие: стоят в два раза дороже (до 25 рублей за бутылку), чем обычные сорта пива. Поэтому венское хорошо продается только в крупных городах, где уже есть состоятельный покупатель. В Москве пиво от "Вены" пьют 6%, в Питере -- 13% потребителей. Утверждают, что спрос на пиво класса премиум постоянно растет.
"Вена" разливает в год около 120 млн. литров пива и занимает пока 1,5% российского рынка пива. К июню мощности увеличат в два раза. На расширение производства потратили $27 млн., смонтировали новую линию розлива, открыли представительство в Екатеринбурге. Теперь "Вена" будет выпускать 240 млн. литров пива в год.
"Вена" -- первый в России завод, который стал продавать пиво в кегах: в бочки для баров венское разливают с 1996 года. И один из немногих, который не признает пластиковых бутылок. Кстати, все питерские пивовары утверждают, что пиво и пластиковые бутылки -- вещи несовместимые.
Иностранных хозяев на "Вене" уважают. За заботу и инвестиции. Например, в заводской столовой рабочих "Вены" за счет компании потчуют блюдами кухни народов мира -- тайскими, японскими, мексиканскими. Старое оборудование завода заменили полностью. И если раньше в лаборатории завода пробы пива брали, извините, отечественной клизмой, то теперь -- импортными шприцами.
Наталья Настенко работает на "Вене" девять лет. В лаборатории гордятся пивоанализатором австрийской фирмы Anton Paar. За несколько секунд аппарат проведет химический анализ пива. Прибор ласково зовут "Антошей". Говорят, что такие анализаторы часто ломаются, а в венской лаборатории -- нет. "Заботиться о нем надо и относиться бережно", -- замечает Наталья Настенко. Она уже двадцать лет занимается пивом. Закончила Воронежский технологический, направили на Ленинградское объединение имени Степана Разина. Родители были в ужасе, когда узнали, что дочь работает в лагерных подвалах, -- а цех для выдержки пива действительно так назывался, ведь там не отбывали наказание, а хранили лагерное, то есть светлое, пиво.
На "Степане Разине" Наталья Настенко работала вместе с основателем "Балтики" Таймуразом Боллоевым. "Это теперь он -- Таймураз Казбекович, а в то время его все звали Тимуром. Он тогда в бродильном цехе инженером работал", -- вспоминает Наталья.
Балтийское море

В бродильном цехе "Степана Разина" Боллоев "созрел" до должности президента пивоваренной компании "Балтика". Теперь любой ребенок знает все о пиве "Балтика" и о том, кто его варит. Специальные экскурсоводы обслуживают гостей завода. Они часто водят по цехам предприятия экскурсии, и рассказ о процессе пивоварения напоминает детский утренник. В цехах завода построены специальные пешеходные зоны, сделаны смотровые площадки. Здесь каждому покажут, из чего варят пиво, как его разливают в банки и бутылки. Расскажут, что горячим суслом -- пивным полуфабрикатом -- можно лечить ангину.
На складе готовой продукции пояснят, в какие регионы поставляют пиво. Пока гости наблюдают за снующими погрузчиками с бортовыми компьютерами, экскурсоводы напомнят, что "Балтика" варит более 860 млн. литров пива в год, доля компании на отечественном рынке пива 22,5%. Среди европейских брендов "Балтика" занимает четвертое место по объемам продаж. И уступает только Heineken, Amstel и Kronenborg.
Над каждой работающей линией висит поясняющая табличка: когда установлено оборудование, какова его мощность, сколько стоит. Не пивзавод, а музей. Объем капиталовложений в развитие компании в прошлом году составил $115 млн. "Это максимальный показатель за все годы развития "Балтики", -- торжественно объявляет экскурсовод, и делегация заходит в цех розлива. Что он говорит дальше, никто уже не слышит: грохот бутылок заглушает все. У моечной машины видно, какое пиво предпочитают в России. Мелькают этикетки: "Очаково", "Арсенальное", "Бочкарев", "Степан Разин", "Балтика N9" и "Балтика N3".
Нумерация на пиве "Балтика" появилась в начале 90-х, когда владелец "Балтики" -- холдинг BBH -- ввел систему, принятую в Скандинавии. Нечетными цифрами обозначают светлое пиво, четными -- темное. Чем крепче пиво, тем больше порядковый номер. Потребитель иногда и не знает, как называется пиво "Балтики" -- светлое, особое или портер. Он помнит, что пьет "тройку", "четверку" или "шестерку". На Балтике выпустили уже одиннадцать сортов (от безалкогольной "нулевки" до миндальной "десятки"). Без номеров остались только "Медовое" и пиво класса премиум "Парнас". Авторство всех сортов приписывают Таймуразу Боллоеву. Его автограф стоит на всех этикетках.
Второй номер присвоили пивным коктейлям "Пати-микс": пиво смешивается с вишневым, лимонным или апельсиновым концентратом. На "Балтике" поясняют, что выпустили коктейли в порядке эксперимента. Ориентировались на немецкий легкий напиток Radler, но русский вариант покрепче (Radler -- 2%, а "Пати-микс" -- до 4% алкоголя).
Конкуренты "Балтики" отмечают, что состоятельный Боллоев не скупится на рекламу. В день города над Петербургом парит фирменный синий дирижабль, сделанный по заказу Боллоева в Англии. По ресторанам дорогих питерских гостиниц кеги с пивом развозит четверка лошадей. Напротив завода построили конюшню. Здесь живут десять тяжеловозов -- першеронов серой масти. Породу вывели во Франции специально для развозки пива. Многие европейские компании возят пиво на лошадях. В России такую роскошь позволяет себе только "Балтика". Недавно все богатство "Балтики" застраховал "Ингосстрах". Имущество компании оценили в $700 млн.
В нынешнем году российское пиво впервые сварят за рубежом. "Балтика" подписала лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией Aldaris на производство "единицы" и "пшеничного". А на "Балтике" в Ростове-на-Дону начнут варить датский Carlsberg. Недавно датчане стали совладельцами компании BBH и настояли на выпуске своего пива. Пока BBH владели шведские и финские пивовары, Таймураз Боллоев отказывался выпускать лицензионное пиво. Теперь отошла в прошлое легенда о том, что "Балтика" -- российская компания и пиво варит отечественное.
Подарочный вариант

Два предприимчивых исландца -- Тор Бьорголфссон и Марк Торстейнсон -- варят в Петербурге русское пиво под маркой "Бочкарев". Вложив в дело $150 млн., они построили на месте заброшенного деревоперерабатывающего комбината небольшой пивзавод. Большая часть его оборудования уже использовалась на заводах Германии -- там его скупали по дешевке. В Германии нашли и пивовара. Немец Эрик Линднер, который более двадцати лет проработал в пивных компаниях Мюнхена, и стал автором русского пива "Бочкарев".
Говорят, заслуга исландцев не в том, что они построили новый завод, а в том, что придумали и раскрутили марку пива. За работу они получили $400 млн. -- в нынешнем году 100% акций компании купил Heineken. Теперь "Бочкарев" -- голландское пиво. А президент Исландии вручил бизнесменам титул почетных консулов. Дипломатическое представительство открыли на территории завода. Как шутят исландцы, в Петербурге самое большое представительство Исландии в мире.
До последнего времени завод "Бочкарев" мало кто видел изнутри. В отличие от других пивоваров, исландцы придерживались закрытой политики. Предприятие показали только во время недавнего визита в Россию президента Исландии Олавура Гримссона.
Завод небольшой, и удивительно, что такое компактное предприятие выпускает 250 млн. литров пива в год. Варят в три смены. В цехах жарко и душно -- кондиционеры не справляются. Специалисты говорят, что повышенная температура портит пиво и поэтому у "Бочкарева" не всегда устойчивый вкус. В одном цехе несколько линий разливают в бутылки и банки "Бочкарев", "Охоту", мюнхенский Lowenbrau. Говорят, что немецкое пиво будут готовить еще год, но уже в конце этого года заменят на Heineken. Его будут продавать в фирменных голландских бутылочках по 0,33 литра.
Во время проката фильма "Сибирский цирюльник" завод выпускал пиво "Юнкерское" с автографом Никиты Михалкова на банке. Подавали как пиво царской России, но, как известно, в то время самым популярным было "Трехгорное" и "Калинкин". Пиво мало рекламировали. Сам владелец бренда Никита Михалков признавался, что русскому пиву предпочитает чешское. После такого заявления продажи "Юнкерского" упали и его перестали выпускать. Но уже летом этого года компания выпустит новую опытную партию пива "Юнкерское". Сто тысяч штук в специальных бутылках без этикетки, но с гравировкой на стекле. Подарочный вариант.
Еще пива!

Так называемый элитный сорт пива -- пива "не для всех" -- придумал питерский бизнесмен Олег Тиньков. Четыре года назад на Казанской улице, в помещении бывшей столовой какого-то закрытого военного заведения, он открыл свой мини-завод по производству пива своего имени.
По легенде, Олег Тиньков нашел в семейном архиве старинный рецепт пива, которое с 1759 года выпускал на собственном пивоваренном заводе в Сибири его родственник Порфирий Тиньков. На самом деле пиво делают по немецкой технологии. Оборудование купили в Германии и варят нефильтрованное пиво. В год выпускают до 1 млн. литров. На свое пиво Тиньков потратил около $10 млн. Установил линию розлива в пивные бутылки и пятилитровые бочонки. Пиво Тинькова -- самое дорогое среди отечественных сортов. Бутылка емкостью в 0,33 литра стоит от 45 рублей, а в фирменном ресторане и вовсе 100 рублей.
У Тинькова свой потребитель: питерские бизнесмены и гости Петербурга. Туристы заходят в ресторан на Казанской, чтобы попробовать очередной сорт питерского пива и сфотографироваться на фоне мини-пивзавода. Одних посетителей привлекают концерты местных и заезжих поп-звезд, других -- эротическое шоу, третьих -- суши-бар, четвертых -- трансляции хоккея и футбола на большом экране.
"Кухня здесь неважная. А пиво хорошее, -- замечает один из посетителей, -- кувшин-другой (кувшин -- полтора литра) можно осилить. Пиво -- оно для общения".
В прошлом году ресторан Тинькова открыли в Москве. На очереди -- Новосибирск и Самара. Этим летом Тиньков планирует открыть свой небольшой пивной завод в Пушкине под Питером. Предприятие сможет выпускать до 20 млн. литров пива в год.
С 1997 года питерцы собираются на пивной праздник. Пройдет ли питерский Пивной фестиваль этим летом -- неизвестно. Возможно, он и не состоится. Отечественное пиво здорово раскрепощает, и горожане не перестают жаловаться, что Пивной фестиваль на несколько дней превращает центр города в огромный общественный туалет. Кстати, в плане празднования 300-летия Петербурга в 2003 году Пивного фестиваля нет. Не хотят засорять праздник. А питерское пиво и так вся страна знает.

Производство пива в России приняло промышленные масштабы в конце XVIII века в Санкт-Петербурге. С тех пор Питер прочно удерживает за собой пальму пивного первенства -- каждая третья бутылка отечественного пива разливается именно здесь.Шальная императрица


Пиво на Руси варили с XV века, но исключительно в домашних условиях. О промышленном производстве напитка задумались только заезжие иностранцы. В 1795 году придворный пекарь Абрахам Крон получил у императрицы Екатерины II ссуду в 30 тысяч рублей и построил пивоваренный завод на берегу Невы вблизи Александро-Невской лавры.

Свой завод в Петербурге был и у семьи англичанина Казалета. Пивоварня находилась на месте деревни Калинкин. В 1848 году Казалет и Крон объединили свои предприятия, и первый российский холдинг варил знаменитое пиво "Калинкинъ". Это пиво до сих пор выпускает питерский завод имени Степана Разина. И хотя Калинкинский пивоваренный завод был основан только в середине XIX века, на "Степане Разине" отсчитывают свою историю с появления завода близ лавры.

Имя бунтаря Степана Разина пивоварне в 1923 году присвоили остроумные руководители питерского пищепрома. Завод назывался по-пролетарски просто -- "Стенька Разин". Во времена позднего социализма такой вольности себе не позволяли, и предприятие стало именоваться "Объединением имени Степана Разина".

До советского пищепрома особым вниманием к питерской пивоваренной промышленности отличился император Александр II. В 1863 году -- почти сразу после освобождения крепостных крестьян -- на Петровском острове, на месте бывшего сахарного завода, открыли пивоварню "Бавария". В дело вложились мюнхенские банкиры. "Бавария" варила 600 тысяч ведер пива и эля в год. После октябрьского переворота "Бавария" стала "Красной" и все питерские заводы как один начали варить "Жигулевское" и "Колос", иногда разбавляя ассортимент "Рижским", "Славянским" или "Мартовским".

Во времена советской власти только завод "Вена" сохранил свое историческое название. Его основателем считается австрийское пивоваренное АО Liesener Brauerei. Предприятие открылось в 1872 году за Невской заставой, недалеко от Императорского фарфорового завода. Через десять лет компанию наградили золотой медалью Европейского общества наук за качество пива.

До эпохи приватизации "Вена" и "Бавария" входили в Ленинградское производственное объединение имени Степана Разина. За последнее десятилетие пивные заводы Питера были скуплены иностранцами. Скандинавский Baltik Bevereges Holding (ВВН) владеет "Веной" и "Балтикой". "Бавария" вошла в международную группу Sun Interbrew. Компания Heineken выпускает питерское пиво "Бочкарев". Только "Степан Разин" остался российской пивоварней.

В набежавшую волну


"Степан Разин" сегодня -- это семейный бизнес президента пивоваренного завода Гии Гвичии. Он и его жена Хатуна владеют контрольным пакетом акций предприятия. Двоюродный брат Гии -- гендиректор "Степана Разина". Семья контролирует пивоваренные заводы в Выборге и Череповце. Недавно приобрели стекольный завод в Чагоде (Вологодская область). Большинство менеджеров высшего звена пивзавода -- уроженцы Грузии, поэтому на заводе шутят, что и горячий Степан Разин был выходцем с Кавказа.

Вопрос о собственниках предприятия мало занимает любителей пива. "Степан Разин" -- самое популярное пиво в Петербурге. Завод контролирует 40% питерского рынка. Одни говорят, что это сила привычки: как-никак несколько поколений пили "Стенькино" пиво. Другие замечают, что это пиво одно из самых дешевых в Петербурге (бутылка стоит 10--12 рублей). Считается, что "Степан Разин" -- пиво народное. Его любят рабочие, военные и студенты. Для молодого потребителя выпустили светлое легкое пиво "Студенческое". Завод выпускает 12 сортов пива и в год разливает более 160 млн. литров.

Вообще, по данным Госкомстата, в России производят 6,3 млрд. литров пива в год. На душу населения приходится по 45 литров, то есть по 90 бутылок. В нынешнем году рынок подрастет на 13%, а в 2003 году, считают эксперты рынка, среднестатистический россиянин выпьет 57 литров пива.

Свежее пиво "Степан Разин" развозит по Питеру и области единственный в городе пивовоз. Старая автоцистерна объезжает уцелевшие кое-где пивные ларьки, воспетые еще Довлатовым.

Непосредственным приготовлением пива обычно занято пять-шесть человек. Пока пиво дображивает в огромных танках, инженеры-технологи следят за процессом на электронном табло и мониторе компьютера. Но все равно показатели по привычке переписывают в толстые журналы.

Инженер-технолог Михаил Ромашко ловко расставляет в потрепанных книгах крючки цифр с запятыми. Вообще, по образованию он -- инженер-радиоэлектронщик. Недавно закончил питерский Военмех. Но крепить оборону за две тысячи рублей в месяц отказался и варит крепкое пиво на "Степане Разине", получая в четыре раза больше.

Маркетологи "Степана Разина" всячески подчеркивают, что пиво соответствует всем пивным законам и правилам. Мол, еще Петр I учил Россию жить по стандартам. Теперь "Степан Разин" продается под рекламным девизом "Ординар русского пива". Пивзавод предлагает свое пиво и москвичам, но пока занимает незначительную долю московского и менее 1% российского рынка.

Венская опера


"Степан Разин" еще осваивает столичный рынок, а пивоваренный завод "Вена" предлагает россиянам дорогие сорта пива класса премиум: "Невское", Tuborg и Sinebrychoff. Для российского потребителя "Невское" и Tuborg -- дорогое удовольствие: стоят в два раза дороже (до 25 рублей за бутылку), чем обычные сорта пива. Поэтому венское хорошо продается только в крупных городах, где уже есть состоятельный покупатель. В Москве пиво от "Вены" пьют 6%, в Питере -- 13% потребителей. Утверждают, что спрос на пиво класса премиум постоянно растет.

"Вена" разливает в год около 120 млн. литров пива и занимает пока 1,5% российского рынка пива. К июню мощности увеличат в два раза. На расширение производства потратили $27 млн., смонтировали новую линию розлива, открыли представительство в Екатеринбурге. Теперь "Вена" будет выпускать 240 млн. литров пива в год.

"Вена" -- первый в России завод, который стал продавать пиво в кегах: в бочки для баров венское разливают с 1996 года. И один из немногих, который не признает пластиковых бутылок. Кстати, все питерские пивовары утверждают, что пиво и пластиковые бутылки -- вещи несовместимые.

Иностранных хозяев на "Вене" уважают. За заботу и инвестиции. Например, в заводской столовой рабочих "Вены" за счет компании потчуют блюдами кухни народов мира -- тайскими, японскими, мексиканскими. Старое оборудование завода заменили полностью. И если раньше в лаборатории завода пробы пива брали, извините, отечественной клизмой, то теперь -- импортными шприцами.

Наталья Настенко работает на "Вене" девять лет. В лаборатории гордятся пивоанализатором австрийской фирмы Anton Paar. За несколько секунд аппарат проведет химический анализ пива. Прибор ласково зовут "Антошей". Говорят, что такие анализаторы часто ломаются, а в венской лаборатории -- нет. "Заботиться о нем надо и относиться бережно", -- замечает Наталья Настенко. Она уже двадцать лет занимается пивом. Закончила Воронежский технологический, направили на Ленинградское объединение имени Степана Разина. Родители были в ужасе, когда узнали, что дочь работает в лагерных подвалах, -- а цех для выдержки пива действительно так назывался, ведь там не отбывали наказание, а хранили лагерное, то есть светлое, пиво.

На "Степане Разине" Наталья Настенко работала вместе с основателем "Балтики" Таймуразом Боллоевым. "Это теперь он -- Таймураз Казбекович, а в то время его все звали Тимуром. Он тогда в бродильном цехе инженером работал", -- вспоминает Наталья.

Балтийское море


В бродильном цехе "Степана Разина" Боллоев "созрел" до должности президента пивоваренной компании "Балтика". Теперь любой ребенок знает все о пиве "Балтика" и о том, кто его варит. Специальные экскурсоводы обслуживают гостей завода. Они часто водят по цехам предприятия экскурсии, и рассказ о процессе пивоварения напоминает детский утренник. В цехах завода построены специальные пешеходные зоны, сделаны смотровые площадки. Здесь каждому покажут, из чего варят пиво, как его разливают в банки и бутылки. Расскажут, что горячим суслом -- пивным полуфабрикатом -- можно лечить ангину.

На складе готовой продукции пояснят, в какие регионы поставляют пиво. Пока гости наблюдают за снующими погрузчиками с бортовыми компьютерами, экскурсоводы напомнят, что "Балтика" варит более 860 млн. литров пива в год, доля компании на отечественном рынке пива 22,5%. Среди европейских брендов "Балтика" занимает четвертое место по объемам продаж. И уступает только Heineken, Amstel и Kronenborg.

Над каждой работающей линией висит поясняющая табличка: когда установлено оборудование, какова его мощность, сколько стоит. Не пивзавод, а музей. Объем капиталовложений в развитие компании в прошлом году составил $115 млн. "Это максимальный показатель за все годы развития "Балтики", -- торжественно объявляет экскурсовод, и делегация заходит в цех розлива. Что он говорит дальше, никто уже не слышит: грохот бутылок заглушает все. У моечной машины видно, какое пиво предпочитают в России. Мелькают этикетки: "Очаково", "Арсенальное", "Бочкарев", "Степан Разин", "Балтика N9" и "Балтика N3".

Нумерация на пиве "Балтика" появилась в начале 90-х, когда владелец "Балтики" -- холдинг BBH -- ввел систему, принятую в Скандинавии. Нечетными цифрами обозначают светлое пиво, четными -- темное. Чем крепче пиво, тем больше порядковый номер. Потребитель иногда и не знает, как называется пиво "Балтики" -- светлое, особое или портер. Он помнит, что пьет "тройку", "четверку" или "шестерку". На Балтике выпустили уже одиннадцать сортов (от безалкогольной "нулевки" до миндальной "десятки"). Без номеров остались только "Медовое" и пиво класса премиум "Парнас". Авторство всех сортов приписывают Таймуразу Боллоеву. Его автограф стоит на всех этикетках.

Второй номер присвоили пивным коктейлям "Пати-микс": пиво смешивается с вишневым, лимонным или апельсиновым концентратом. На "Балтике" поясняют, что выпустили коктейли в порядке эксперимента. Ориентировались на немецкий легкий напиток Radler, но русский вариант покрепче (Radler -- 2%, а "Пати-микс" -- до 4% алкоголя).

Конкуренты "Балтики" отмечают, что состоятельный Боллоев не скупится на рекламу. В день города над Петербургом парит фирменный синий дирижабль, сделанный по заказу Боллоева в Англии. По ресторанам дорогих питерских гостиниц кеги с пивом развозит четверка лошадей. Напротив завода построили конюшню. Здесь живут десять тяжеловозов -- першеронов серой масти. Породу вывели во Франции специально для развозки пива. Многие европейские компании возят пиво на лошадях. В России такую роскошь позволяет себе только "Балтика". Недавно все богатство "Балтики" застраховал "Ингосстрах". Имущество компании оценили в $700 млн.

В нынешнем году российское пиво впервые сварят за рубежом. "Балтика" подписала лицензионное соглашение с латвийской пивоваренной компанией Aldaris на производство "единицы" и "пшеничного". А на "Балтике" в Ростове-на-Дону начнут варить датский Carlsberg. Недавно датчане стали совладельцами компании BBH и настояли на выпуске своего пива. Пока BBH владели шведские и финские пивовары, Таймураз Боллоев отказывался выпускать лицензионное пиво. Теперь отошла в прошлое легенда о том, что "Балтика" -- российская компания и пиво варит отечественное.

Подарочный вариант


Два предприимчивых исландца -- Тор Бьорголфссон и Марк Торстейнсон -- варят в Петербурге русское пиво под маркой "Бочкарев". Вложив в дело $150 млн., они построили на месте заброшенного деревоперерабатывающего комбината небольшой пивзавод. Большая часть его оборудования уже использовалась на заводах Германии -- там его скупали по дешевке. В Германии нашли и пивовара. Немец Эрик Линднер, который более двадцати лет проработал в пивных компаниях Мюнхена, и стал автором русского пива "Бочкарев".

Говорят, заслуга исландцев не в том, что они построили новый завод, а в том, что придумали и раскрутили марку пива. За работу они получили $400 млн. -- в нынешнем году 100% акций компании купил Heineken. Теперь "Бочкарев" -- голландское пиво. А президент Исландии вручил бизнесменам титул почетных консулов. Дипломатическое представительство открыли на территории завода. Как шутят исландцы, в Петербурге самое большое представительство Исландии в мире.

До последнего времени завод "Бочкарев" мало кто видел изнутри. В отличие от других пивоваров, исландцы придерживались закрытой политики. Предприятие показали только во время недавнего визита в Россию президента Исландии Олавура Гримссона.

Завод небольшой, и удивительно, что такое компактное предприятие выпускает 250 млн. литров пива в год. Варят в три смены. В цехах жарко и душно -- кондиционеры не справляются. Специалисты говорят, что повышенная температура портит пиво и поэтому у "Бочкарева" не всегда устойчивый вкус. В одном цехе несколько линий разливают в бутылки и банки "Бочкарев", "Охоту", мюнхенский Lowenbrau. Говорят, что немецкое пиво будут готовить еще год, но уже в конце этого года заменят на Heineken. Его будут продавать в фирменных голландских бутылочках по 0,33 литра.

Во время проката фильма "Сибирский цирюльник" завод выпускал пиво "Юнкерское" с автографом Никиты Михалкова на банке. Подавали как пиво царской России, но, как известно, в то время самым популярным было "Трехгорное" и "Калинкин". Пиво мало рекламировали. Сам владелец бренда Никита Михалков признавался, что русскому пиву предпочитает чешское. После такого заявления продажи "Юнкерского" упали и его перестали выпускать. Но уже летом этого года компания выпустит новую опытную партию пива "Юнкерское". Сто тысяч штук в специальных бутылках без этикетки, но с гравировкой на стекле. Подарочный вариант.

Еще пива!


Так называемый элитный сорт пива -- пива "не для всех" -- придумал питерский бизнесмен Олег Тиньков. Четыре года назад на Казанской улице, в помещении бывшей столовой какого-то закрытого военного заведения, он открыл свой мини-завод по производству пива своего имени.

По легенде, Олег Тиньков нашел в семейном архиве старинный рецепт пива, которое с 1759 года выпускал на собственном пивоваренном заводе в Сибири его родственник Порфирий Тиньков. На самом деле пиво делают по немецкой технологии. Оборудование купили в Германии и варят нефильтрованное пиво. В год выпускают до 1 млн. литров. На свое пиво Тиньков потратил около $10 млн. Установил линию розлива в пивные бутылки и пятилитровые бочонки. Пиво Тинькова -- самое дорогое среди отечественных сортов. Бутылка емкостью в 0,33 литра стоит от 45 рублей, а в фирменном ресторане и вовсе 100 рублей.

У Тинькова свой потребитель: питерские бизнесмены и гости Петербурга. Туристы заходят в ресторан на Казанской, чтобы попробовать очередной сорт питерского пива и сфотографироваться на фоне мини-пивзавода. Одних посетителей привлекают концерты местных и заезжих поп-звезд, других -- эротическое шоу, третьих -- суши-бар, четвертых -- трансляции хоккея и футбола на большом экране.

"Кухня здесь неважная. А пиво хорошее, -- замечает один из посетителей, -- кувшин-другой (кувшин -- полтора литра) можно осилить. Пиво -- оно для общения".

В прошлом году ресторан Тинькова открыли в Москве. На очереди -- Новосибирск и Самара. Этим летом Тиньков планирует открыть свой небольшой пивной завод в Пушкине под Питером. Предприятие сможет выпускать до 20 млн. литров пива в год.

С 1997 года питерцы собираются на пивной праздник. Пройдет ли питерский Пивной фестиваль этим летом -- неизвестно. Возможно, он и не состоится. Отечественное пиво здорово раскрепощает, и горожане не перестают жаловаться, что Пивной фестиваль на несколько дней превращает центр города в огромный общественный туалет. Кстати, в плане празднования 300-летия Петербурга в 2003 году Пивного фестиваля нет. Не хотят засорять праздник. А питерское пиво и так вся страна знает.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».