Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Кто с вином к нам придет"

От «винного кризиса» выиграли многие российские и болгарские производители. Передел рынка уже привел к тому, что пятерка лидеров заметно преобразилась. Но череда слияний-поглощений пока откладывается.Мой одноклассник Игорь, переехавший жить в Испанию, при каждой нашей встрече пытается убедить меня в преимуществах своей новой родины. Однажды он выставил на стол целую батарею винных бутылок: «Сейчас угощу тебя таким вином — закачаешься. У вас в России такого не сыщешь». Однако я не дрогнула, ибо все рекламируемые им марки вин спокойно пылились в нашем гастрономе. Игорь напрягся и снова бросился к заветному шкафчику: «Ну этого у вас точно нет. Херес. Да не простой, а суперсладкий». Он начал буквально вытрясать из пузатой бутылки почти желеобразное вещество. Такого экземпляра у нас и в самом деле еще не было. Правда, после глобального кризиса, поразившего в этом году всю российскую алкогольную отрасль, возможно, и эта невидаль приедет к нам.

Тихий омут винных паров 

До нынешнего года все игроки российского рынка вина чувствовали себя достаточно уверенно. Сам рынок, прирастая примерно на 20% в год, к концу 2005-го почти достиг в натуральном выражении 100 млн. дал. Уважение россиян к некрепкому благородному напитку неуклонно росло, так что, по подсчетам Союза участников алкогольного рынка (СУАР), в последние годы среднестатистический россиянин выпивал по 6 литров вина в год, хотя еще лет пять назад он осиливал лишь 4 литра. По итогам 2005 года объем продаж вина подошел к отметке в $1 млрд. Причем Минсельхоз США, оценивая российский рынок вина, подсчитал, что к 2009 году эта цифра вырастет как минимум в полтора раза. 

Интересно, что особо острой конкуренции на этом достаточно молодом рынке замечено не было. По информации СУАРа, около 50% рынка держали 150 отечественных заводов. Вторую половину освоили порядка 120 импортеров. А вокруг этих трудяг весьма теплое местечко нашли себе около 4 тыс. операторов. Выходило, что при высоком потенциале рынка он до сих пор слабо концентрирован. По данным компании Business Analytica, которая провела исследование в городах с населением свыше 100 тыс. жителей, реально крупных компаний здесь фактически нет. Лидеры рынка занимают не более 6—7%, а игроки из второй пятерки и вовсе примерно одинаковы и имеют доли менее 3%. До нынешнего года первую скрипку на рынке играли компании: «Дионис Клуб» (6,6%), Московский межреспубликанский винный завод (ММВЗ — 5,9%), «Империал Вин» (3,5%), «ЛаВина» (3,5%) и холдинг «ГЕРРУС Групп» (3,3%).

«Молодость» российского винного рынка — не оговорка. После антиалкогольной кампании 1985 года и дефолта 1998 года рынку вина действительно пришлось рождаться заново. И первым продуктом, заполнившим брешь, стало дешевое молдавское вино, которое импортеры стали по нарастающей завозить в Россию. Поэтому вплоть до марта нынешнего года на нашем рынке доминировали именно молдавские вина: они составляли 50% всего импортного вина, а иногда эта цифра доходила и до 70%. На втором месте были болгарские вина — 16%. Около 9% составляли грузинские вина, еще 8% — французские. По 1,5% было у Аргентины и Чили.

Поскольку пятерка лидеров так или иначе была связана с Молдавией, то около десяти российских игроков даже обзавелись в Молдавии собственными мощностями: так поступили компании «Дионис Клуб», ММВЗ, «Межинком СВ». Известно, что примерно 40% российского вина изготавливается из импортных виноматериалов, и в этом сегменте Молдавия долгое время тоже гордо носила желтую майку лидера, обеспечивая 30% зарубежного виноматериала. 

В основном на прилавках российских магазинов стояло дешевое вино, до 90 рублей за бутылку 0,75, родом из России, Молдавии, Болгарии и Украины. Все, что дороже, составляло не более 5—7% нашего рынка. Грузинские вина продавались от 160 до 200 рублей и занимали 80% в этой нише.

Убытки после штиля 

Этот тихий баланс интересов мог сохраняться очень долго, если бы не события нынешнего года. Первыми взбучку получили импортеры. С 27 марта Роспотребнадзор запретил поставки в Россию вин из Молдавии и Грузии, ссылаясь на внезапно обнаруженные в этих напитках тяжелые металлы и пестициды. В результате на российских складах застрял 1 млрд. литров горячительной продукции. Если учесть, что две трети из 400 с лишним млн. литров вина, импортированных в Россию в прошлом году, имели молдавское или грузинское происхождение, можно понять, что этот товар был в портфелях подавляющего большинства компаний-импортеров. Их общий ущерб оценивается аналитиками в $1 млрд. Правда, эти трагические события для одних обернулись настоящим праздником для других. Отечественные производители начали наращивать свои мощности, чтобы быстро занять освободившуюся нишу. 

Второй «подзатыльник» получили уже все игроки винного рынка, когда российские власти в спешке и не сильно подумав приняли закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С 1 января 2006 года для импортеров началась эпопея с заменой старых акцизных марок на новые, ибо с 1 июля вводился запрет на хождение старых марок. Это почти на полгода застопорило импортные потоки, что, естественно, обернулось для импортеров недополученной прибылью. Недолго радовались и отечественные винные заводы, поскольку и им было предписано переклеить федеральные спецмарки, которые власти не удосужились вовремя напечатать. К тому же все участники алкогольного рынка должны были в срочном порядке купить специальное оборудование и подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), которая, конечно же, сразу не заработала, а потом все равно не заработала. В результате и наши заводы встали. Словом, по подсчетам СУАРа, общие убытки алкогольной отрасли от этих нововведений составили $1 млрд.

Винный коктейль освежили

Сегодня страсти несколько улеглись, хотя, по признанию некоторых участников рынка, «система ЕГАИС все еще тормозит». Тем не менее прошедшие события уже перетряхнули top 5 лидеров отрасли. Почетный список покинули компании «ЛаВина» и «Империал Вин». А бывший лидер, «Дионис Клуб», уступил первое место своему давнему сопернику, ММВЗ. Зато заметные позиции заняли компании «Исток» и «Ариант». 

«Мы ожидали, что в результате всех передряг крупные компании начнут поглощать мелкие, но этого не произошло», — удивлен глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. А Валерий Логинов, глава Союза виноградарей и виноделов России, а также председатель совета директоров холдинга «ГЕРРУС Групп», считает, что процесс слияний и поглощений еще долго не начнется, поскольку «российский винный рынок пока недозрел до этого».

Во время кризиса винные компании повели себя по-разному. Валерий Логинов поделил их на три группы. Одни — в основном это отечественные производители — заблаговременно отслеживали все нормативные документы, начиная даже с их проектов, пытаясь подготовиться к изменениям. Другие тянули до последнего момента и начинали суетиться только после того, как закон или постановление вступали в силу. Третья группа, в основном импортеры, до конца не верила, что импорт тоже будет подключен к системе ЕГАИС. Они пострадали больше всего, поскольку подключились к системе в последних рядах.

Конечно, в самом лучшем положении оказались отечественные производители, поскольку после ухода с рынка Молдавии они получили фору. Например, холдинг «ГЕРРУС Групп» успел нарастить обороты более чем в два раза. По словам Евгения Калабина, гендиректора Торгового дома МВЗ (управляющая компания Московского межреспубликанского винного завода), их позиции тоже улучшились после ухода с рынка молдавских и грузинских вин: «Мы нарастили мощность предприятия, но тех показателей, на которые мы рассчитывали, достичь не удалось. Помешали введение ЕГАИС, смена акцизных марок. Так что увеличение производства составило 30—40%, хотя ожидали не менее 50%».

Совладелец болгарской винодельческой компании «Вилла винифера» и импортер болгарских вин Борис Кючуков считает, что его компания покроет убытки, вызванные введением нового закона, только к апрелю следующего года. С другой стороны, по его словам, «торговцы стали процентов на 50 больше закупать наших вин». Тем не менее Кючуков волнуется, что российские власти могут выкинуть еще какой-нибудь фортель: «Российский рынок стал очень интересен болгарским компаниям. Но сегодня мы ощущаем подозрительный интерес к нашим винам со стороны Роспотребнадзора. Попеременно приостанавливается выдача гигиенических сертификатов то одной, то другой стране. Недавно несколько дней не выдавали Испании. Неофициальная мотивировка — испанцы используют молдавский виноматериал. Бытует слух, что на очереди у Роспотребнадзора Болгария. Но зачем нам везти из Молдавии виноматериалы, если рядом Македония, известный в мире продавец самого дешевого виноматериала? Есть Испания, Аргентина и Чили, которые продают его по 22—25 евроцентов за литр. А у молдаван до кризиса виноматериалы стоили по 30—35 евроцентов за литр».

Начальник отдела продаж компании «Легенда Крыма» Максим Квасница рад нынешней ситуации: «Уход с рынка молдавских и грузинских производителей был нам на руку. Наша компания уже несколько лет демонстрирует темпы роста выше рыночных. И даже проблемы рынка этого года на них не отразились. Освободившееся пространство на рынке может быть заполнено недорогой продукцией из других винодельческих районов — Болгарии, Крыма, Румынии, чем мы сейчас активно и занимаемся. Правда, один проект у нас завис: мы планировали собрать под одним крылом 4 марки натуральных шампанских вин. В Советском Союзе было 4 завода, которые производили игристые вина традиционным способом: «Новый Свет» в Крыму, «Артемовское» в Донецкой области, «Абрау Дюрсо» на территории России и «Криковское шампанское» возле Кишинева. Но, к сожалению, криковский проект прекратился». 

А вот один из крупнейших импортеров вина в Россию компания «Винный мир» не так стойко пережила невзгоды, ибо в ее портфеле молдавские вина составляли 80%, и после запрета на этот продукт она потеряла значительную долю рынка. Тем не менее и она, похоже, выкрутилась из ситуации, создав дочернюю структуру — International Logistics Systems (ILS). Компания больше не будет работать как чистый импортер и совершать торговые операции, а сосредоточится на логистике. «Мы по принципу аутсорсинга будем предоставлять полную цепочку логистических услуг по импорту вина от завода-импортера к прилавку. Так работает весь мир», — говорит руководитель ILS Кирилл Толмачев. Компания уже нашла инвестора из Англии и планирует вложить 40 млн. фунтов стерлингов в развитие складской инфраструктуры. Бренд же «Винный мир» выставлен на продажу. Менеджмент надеется выручить за него 3 млн. евро.

Над кем вспенится третья волна?

Но успокаиваться игрокам винного рынка рано, ибо, как предупреждает Валерий Логинов, грядет еще одно потрясение: «1 февраля все предприятия должны быть подключены к автоматизированному учету производства и объема готовой продукции. Как всегда, сроки поставлены нереальные. И для большей части производителей это мероприятие окажется повторением пройденного. Только на одно согласование установки счетчиков дан срок 30 дней. А рабочих дней осталось всего около 50. Но ведь еще не все нормативные документы вышли в свет. Так что третья волна не за горами».

Многие замерли в ожидании и в преддверии 1 января — с этого дня вступят в силу новые ГОСТы. Новый ГОСТ приближен к европейским стандартам, где нет понятия «натуральное вино». Зато вводится понятие «столовое вино». В отрасли задают риторический вопрос: что если все уже завезенное в Россию натуральное вино с 1 января станет запрещенным?

А вот российским потребителям можно только порадоваться: после всех перипетий на винном рынке появились совершенно неожиданные продукты. То есть, выкручиваясь в условиях сложившейся ситуации, операторы рынка начинают с фантазией подходить к своей работе. Например, мне удалось купить знаменитый португальский портвейн «Порто», который в последний раз можно было найти на прилавках лишь во время Олимпиады-80. 

Таблица 1 Крупнейшие игроки рынка тихих вин*(доля по стоимости, %)



































8 мес. 20068 мес. 2005
ТД «Межреспубликанский ВЗ7,15,9
«Дионис Клуб»4,06,6
Ассоциация «Геррус»4,03,3
«Исток»3,2
ЦПИ «Ариант»3,0
Империал вин (Молдавия)3,5
«Лавина»3,5
Прочерк — нет данных.
* — без учета игристых вин и вермутов
Источник: «Бизнес Аналитика», аудит розничной торговли.
Таблица 2 Структура рынка по странам происхождения (доля рынка по стоимости, %)



















































8 месяцев 20068 месяцев 2005
Россия40,729,9
Молдова21,838,6
Болгария9,66,5
Грузия6,810,8
Франция5,13,2
Украина3,73,1
Испания3,32,0
Германия2,41,6
Чили1,81,0
Италия1,40,7
Аргентина1,10,5
Источник: «Бизнес Аналитика», аудит розничной торговли.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK