Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Кто стучится в дверь ко мне"

«Я к вам пишу — чего же боле». Это классика — в том смысле, что стало достоянием прошлого. Россияне пишут друг другу все меньше, а почтовые отделения — особенно в глубинке — постепенно превращаются в нечто среднее между мини-маркетами и Интернет-кафе.В 2002 году почтовыми службами России обработано около 1 млрд. писем. Это в 4 раза меньше, чем 10 лет назад. За этот же период вдесятеро сократилось количество посылок, втрое — денежных переводов, в девять раз — доставка через почту периодических изданий.
Впрочем, заметное сокращение объемов перечисленных услуг на собственно инфраструктуре почтмейстерской службы России никак не сказалось — на сегодня она является, пожалуй, самой разветвленной и приближенной к народу госструктурой. Федеральная почтовая служба имеет 2 тыс. городских и районных узлов связи, от которых ручейки корреспонденции растекаются по 40 тыс. отделений.
Однако наличие разветвленной сети — не гарантия качества и скорости работы почтовых служб. За последние пять лет в течение контрольного срока (а это целых 20 дней) адресату доставляется лишь 77,5% корреспонденции. Эпистолярному энтузиазму россиян мешает и рост цен на доставку почты: средняя цена отправки конверта по России составляет 5 рублей, а в страны ближнего зарубежья превышает 13 рублей.
Сокращение обмена рукописной корреспонденцией объясняется и тем, что — даже в условиях неразвитости современных коммуникаций в России — почту обычную уверенно теснит почта электронная. И к этому процессу, кстати, приложило руку и само почтовое ведомство. Речь идет о реализованных за два последних года проектах «КиберПочт@» и «КиберПресс@», в рамках которых в глубинке на базе почтовых отделений было открыто более 2600 пунктов коллективного доступа в Интернет. Здесь помимо возможности написать электронное письмо и побродить по всемирной Паутине посетители получают доступ к электронным версиям свежих номеров печатных изданий, которые в бумажном виде до глубинки доходят — если доходят вообще — с большим опозданием.
Впрочем, создание такой — виртуальной — службы доставки газет и журналов не смогло изменить доли почтовиков на рынке распространения печатных СМИ. Сейчас эта доля в денежном выражении составляет около 50% от общего объема рынка. Другая половина приходится на частные компании (общий оборот «доставочного» рынка — $130 млн.).
Еще один источник доходов почты — осуществление денежных переводов. Хотя в последние годы здесь почтовикам серьезную конкуренцию составляют банки и компания Western Union, у почты есть безусловное преимущество — чрезвычайно развитая филиальная сеть. Но этот плюс «работает» только для глухой провинции. Поэтому сейчас уже почти 40% услуг по доставке пенсий, переводов и пособий находится в ведении Сбербанка, комбанков и Пенсионного фонда (общий объем доходов от этих услуг — $200 млн.).
Что же касается срочных почтовых отправлений — экспресс-почты и большей части корпоративной корреспонденции, — то эти сектора рынка почти полностью захвачены частными компаниями (этот рынок оценивается в $110 млн.). Среди них выделяются такие международные службы, как DHL, UPS и др.
Несмотря на сдачу ряда позиций, в последнее время почтовая служба показывает положительную динамику в своей финансовой отчетности. Так, по данным Министерства связи РФ, в 2002 году выручка от реализации услуг почтовой связи превысила 29 млрд. рублей (более $900 млн.) и составила 129% к уровню 2001 года. А доходы от основной деятельности составили 19,2 млрд. рублей (более $600 млн.), что на 28% выше уровня 2001 года.
Сейчас прибыль почтовиков зависит от увеличения списка непрофильных услуг. Среди них — распространение рекламы, прием коммунальных платежей, а также продажа в почтовых отделениях ряда товаров народного потребления. Попросту говоря, превращение отделений связи в мини-маркеты. Это особенно распространено там, где помимо почты нет центров общественной жизни, то есть в сельской местности.

Количество письменных отправлений на человека в год*

СтранаКоличество
США705
Германия432
Франция430
Великобритания311
Голландия245
Россия29

* По данным Моспочтамта.

Структура почтовой корреспонденции (%)*

50Просто реклама
30Пересылка корреспонденции между юридическими лицами
15Пересылка корреспонденции между юридическими и физическими лицами (в основном доставка счетов на дом)
5Частная почта (письма и главным образом поздравительные открытки)

* По данным Моспочтамта.

* По данным Моспочтамта.

Растет экспорт российской древесины. В целом за прошлый год предприятия отечественного лесопромышленного комплекса (ЛПК) увеличили валютную выручку на 11%, что в стоимостном выражении равно $4,6 млрд. (примерно 5% всей российской валютной выручки за год).
При всей весомости этой цифры нельзя не признать, что экспортные доходы лесопромышленников России могли быть более значительными. Дело в том, что в основе нашего лесного экспорта лежит продукция с низким уровнем переработки. Попросту говоря, бревен — так называемого кругляка. Именно за счет прироста в прошлом году на 15,4% вывоза за рубеж кругляка (36 млн. кубометров) вырос и наш лесопромышленный экспорт в целом.
Изменения структуры экспорта российской лесоперерабатывающей промышленности ожидать вряд ли стоит. Ведь для увеличения доли продукции глубокой переработки предприятиям отрасли требуется серьезная модернизация, то есть инвестиции. А с ними-то как раз дело обстоит неважно. По данным Госкомстата, в 2002 году объем вложений в ЛПК России составил 18 млрд. рублей (около $600 млн.), что на 8,5% меньше показателей 2001 года.
Положение может измениться, по словам специалистов Минпромнауки, если в полтора-два раза с нынешних 10% повысят экспортные пошлины на круглый лес. В таком случае предприятия отрасли просто вынуждены будут переориентироваться на вывоз целлюлозы, картона и другой более-менее технологичной продукции, экспортные пошлины на которую равны нулю.

Крупнейшие импортеры российского леса и лесоматериалов (%)*

Япония25
Западная и Восточная Европа24
Северная Европа21
Китай14,5
Корея3,5
Турция3
Прочие9

* По данным Моспочтамта.

* По данным Моспочтамта.

* По данным ПГ «МАИР» (без учета экспорта целлюлозно-бумажной продукции).

Россияне все больше пьют импортных крепких напитков, вина и пива. В 2002 году в нашу страну было ввезено такой продукции на $657,8 млн., а в нынешнем, как прогнозируют эксперты Национальной алкогольной ассоциации (НАА), эта цифра возрастет на 15% — до $756,5 млн.
По словам президента НАА Павла Шапкина, увеличение импорта алкоголя, в первую очередь, связано с ростом реальных доходов населения России. А также некоторым «облагораживанием» вкусов наших соотечественников, традиционное пристрастие которых к водке несколько «разбавляется» потреблением коньяка (за прошлый год импортировали на $127 млн.), виски и текилы (около $188 млн.), а заодно и вина с пивом ($292 млн. и $50 млн. соответственно).
При этом, как отмечают эксперты рынка, растет интерес к таким новинкам для российского потребителя, как кальвадос, вина ЮАР, Южной Америки и Австралии.
Помимо традиционных поставщиков алкоголя (Молдавии, Франции, Италии и др.) в прошлом году свою продукцию в Россию представили Аргентина, ЮАР, США, Кипр, а также такие «экзотические» страны, как Сингапур, Эфиопия, Ботсвана, Чад и Мальта.

Страны—экспортеры алкогольной продукции в Россию (%)*

Молдавия25
Франция20,6
Италия7,5
Великобритания7
Прочие39,9

* По данным Моспочтамта.

* По данным Моспочтамта.

* По данным ПГ «МАИР» (без учета экспорта целлюлозно-бумажной продукции).

* По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА).

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, АННА ОГОНЬКОВА, ЕВГЕНИЙ ПОДОЛЬСКИЙ.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK