29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Куда слить татарскую нефть"

Архивная публикация 2005 года: "Куда слить татарскую нефть"

Минэкономразвития подготовило пакет документов для исполнения наказа президента Владимира Путина по повышению качества российской нефти. Пакет будет внесен в правительство сразу после ноябрьских праздников. До недавних пор разница в цене российской Urals и эталонного сорта Brent, торгующегося на Лондонской нефтяной бирже, была несущественной и не выходила за рамки $1—2 за баррель. И только в последнее время она стала значительной, достигнув к концу прошлого года $5—7. Именно этот разрыв президент Путин назвал «не очень справедливым» и дал задание Минэкономразвития придумать, как поднять цену Urals.

Больше нефти, хорошей и разной
Требовать «дооценки» российской нефти на мировых товарных рынках можно будет только после того, как улучшатся ее параметры: сернистость, вязкость и плотность. Как следует из доклада Минэкономразвития, сейчас в России добывается 40% сырья с низким содержанием серы (меньше 0,9% на тонну), в 37% ее содержание варьируется от 0,9% до 1,6%, в остальном — выше. А между тем каждые дополнительные 0,1% серы как раз и дают дисконт в $0,25. Основной вклад в понижение качества Urals вносит высокосернистая нефть, добываемая в Поволжье, поставщиками которой являются «Татнефть» и «Башнефть». Запрети им вливать свою нефть в общий с легкой нефтью из Восточной и Западной Сибири «котел» — и можно обанкротить не только эти компании, но и целые регионы, для которых добыча такой нефти является ключевой доходной статьей.

Так что для улучшения показателей «капиталистического труда» Минэкономразвития предлагает идти сразу по двум направлениям: первое — повышение качества нефти на входе в трубу, второе — оптимизация транспортных потоков. То есть трубопроводной системы «Транснефти», которая вполне может направить высокосернистую нефть (у которой, кстати, есть свои потребители) в отдельный транспортный поток. «Такой вариант вполне возможен. Но одна логистика не даст ожидаемого эффекта. Мы не собираемся увеличивать объем более качественной нефти путем введения запрета на доступ нефти низкого качества. Наша задача — дать стимулы нефтедобывающим компаниям ее перерабатывать», — сказал «Профилю» директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Кирилл Андросов.

В министерстве компаниям, добывающим тяжелую нефть, предлагают рассмотреть следующую возможную схему. Компании получат льготу по НДПИ с условием инвестировать высвобождающиеся средства либо в оборудование по повышению качества нефти в районах, либо в модернизацию НПЗ, где будет перерабатываться добытое сырье. Но другие компании могут потребовать такие же льготы и для себя, на что Андросов заметил: «Преференции будут просить все и всегда. Вводя льготирование по НДПИ по качеству, мы должны установить четкий срок, спустя который ограничим допуск в трубу. Порядка 7—10 млн. тонн будет перенаправляться на переработку. И компании должны быть к этому готовы». Однако представители «Татнефти» к новым предложениям пока относятся скептически. По их словам, даже если компания получит льготы по НДПИ, все равно она не сможет прийти на чужие НПЗ и потребовать переоборудовать мощности для переработки высокосернистой нефти. А своих заводов у «Татнефти» нет, она только начинает строить первый. Так что чиновникам придется приложить немало сил для того, чтобы убедить нефтяников в правильности решения. Тем более что размер льгот окончательно не определен.

Кроме того, серьезные надежды Минэкономразвития возлагает на повышение прозрачности торговли нефтью. В ближайшее время чиновники собираются определить порядок проведения биржевых торгов и стимулировать привлечение на рынок центральных покупателей нефти. «В России выдано более 30 лицензий на биржевую торговлю нефтью. И ни одна из них до сих пор не работает», — сетует Андросов.

Там, за горизонтом
Но ключевую роль в повышении качества русского черного золота должна сыграть разработка новых месторождений. Нефтяникам, которые решатся открыть новые горизонты, государство обещает всяческую поддержку: от льгот по НДПИ до создания инфраструктуры вокруг месторождений. Государство готово вкладываться в прокладку дорог, железнодорожных путей, трубопроводов, линий электропередачи. «Мы будем это делать, если инвестор докажет эффективность проекта на принципах государственно-частного партнерства», — говорит Андросов. Финансировать все эти блага предполагается как из средств Инвестфонда, так и за счет бюджетных источников и на условиях концессионных договоров.

Но даже при сверхвысоких ценах на нефть экспортные пошлины забирают в доход государства большую часть получаемой нефтяными компаниями прибыли. По словам Андросова, рентабельность бизнеса при цене на нефть в $60 за баррель составляет в среднем 5—8%. В итоге ни одна компания не готова строить долгосрочные инвестиционные планы даже при условии, что государство подготовит всю инфраструктуру, — слишком велики ценовые риски. Для того чтобы нефтянка смогла себе позволить вкладываться в развитие нефтедобычи и нефтепереработки, Минэкономразвития предлагает дифференцировать ставку НДПИ в зависимости от выработанности месторождений и качества добываемой нефти. «Мы собираемся уйти от конкретных месторождений к географическим границам. И устанавливать льготы по налогу для конкретных регионов. К примеру, для Восточной Сибири или Тимано-Печорской провинции», — говорит Андросов.

А чтобы сделать разведку и разработку новых месторождений рентабельными, министерство собирается устроить нефтяникам «налоговые каникулы» — освободить от уплаты НДПИ и экспортных пошлин на первые несколько лет, пока добыча не выйдет на проектную мощность. Идею подал министр природных ресурсов Юрий Трутнев. И ведомство Грефа ее подхватило, несмотря на то, что министр финансов Алексей Кудрин выступает против такого подхода. Так что в документах, которые внесут в правительство, будет прописана именно эта схема. Но нулевую ставку НДПИ могут получить далеко не все месторождения, а только те, что расположены в труднодоступных местах. Как говорят в Минэкономразвития, в «нулевую» зону могут попасть Восточная Сибирь, Охотское море и Арктический шельф. Точные сроки льготного налогообложения пока не определены. Сейчас обсуждается период в семь лет.

Такой подход нефтяники приветствуют. Как считает глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, без разработки новых месторождений проблема качества экспортируемой нефти не будет решена. По его оценкам, на освоение Восточной Сибири, Дальнего Востока, Ямала и Тимано-Печоры потребуется около $200 млрд. Сделать это возможно за счет прибыли самих нефтяных компаний и, естественно, инвестиций. Причем зарубежных, которые не придут в страну, пока не будет создано стабильное инвестиционное законодательство.

Примечательно, что после президентского поручения повысить качество нефти участники рынка в очередной раз заговорили о создании банка нефти в системе магистральных нефтепроводов. По замыслу, такой банк должен поставить доходы нефтяных компаний в зависимость от качества сырья, которое они отгружают. Лоббируют эту идею компании, которые добывают легкую нефть и на выходе, естественно, теряют деньги из-за смешивания ее с более тяжелой. Как считают сторонники этой меры, такой подход будет стимулировать предприятия внимательнее относиться к подготовке нефти перед сдачей в магистральные трубопроводы и одновременно увеличит инвестиционную привлекательность месторождений, содержащих малосернистую нефть. В Минэкономразвития так не считают и идея создания банка нефти не обсуждается вовсе. «Это исключительно финансовая мера, которая не приведет к улучшению качества российской нефти, а только ухудшит положение нефтяных компаний, добывающих тяжелое сырье», — пояснил «Профилю» Андросов.

Как корабль назовешь
Вот, собственно, и все меры, которые должны по задумке поднять цену русской нефти. «Этот процесс займет годы. Думаю, в течение четырех-пяти лет, если быть последовательными, повысить качество нефти реально», — считает Андросов. В принципе, если качество смеси улучшится, российская Urals автоматически станет дороже. Однако власти склоняются к идее выхода на рынок с новым брендом. По мнению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, именно это позволит существенно повысить ее стоимость. «Новый бренд продвигать на рынке всегда проще, чем убеждать, что старый стал лучше. Каким он будет — пока говорить рано, но такой подход более перспективен», — считают в министерстве.






Про бензин

Одновременно власти прилагают усилия и к повышению качества бензина на внутреннем рынке. Как и в большинстве нефтедобывающих стран, в России планируется снизить акцизы на топливо высокого качества и повысить их на низкопробный бензин. Таким образом, производители будут заинтересованы в дополнительной переработке, а потребители — в покупке более качественного топлива. Какими в итоге будут ставки акцизов, пока неизвестно — идет согласование. Скорее всего, их введут не раньше 2007 года, поскольку бюджет-2006 уже сверстан и в нем такие изменения не запланированы.

«Можно только надеяться на то, что россияне перейдут на более качественный бензин. Однако это только в Москве за последние несколько лет потребление низкооктанового бензина Аи-80 и Аи-92 снижается и растет объем покупки дизеля и Аи-95. А посмотрите в регионы — там большинство ездит на старых машинах отечественного производства, заливая бензин более низкого качества. Вы же не станете в старую «Волгу» заливать 95-й бензин. К тому же останутся традиционные потребители Аи-76 — оборонка и сельское хозяйство, которым увеличение акцизов серьезно ударит по карману», — отмечает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.

По его мнению, со временем сменится парк машин, появится больше иномарок, и люди независимо от ставок акцизов начнут покупать более качественное топливо. Это, скорее, естественный процесс, стимулировать который крайне сложно. Такое положение дел признают и в Минэкономразвития. «Бензин — товар неэластичного спроса: его потребление не снижается, как бы ни выросла цена», — подтверждает Андросов. Но других идей, как снизить цены на топливо на внутреннем рынке, так и не появилось.

Минэкономразвития подготовило пакет документов для исполнения наказа президента Владимира Путина по повышению качества российской нефти. Пакет будет внесен в правительство сразу после ноябрьских праздников. До недавних пор разница в цене российской Urals и эталонного сорта Brent, торгующегося на Лондонской нефтяной бирже, была несущественной и не выходила за рамки $1—2 за баррель. И только в последнее время она стала значительной, достигнув к концу прошлого года $5—7. Именно этот разрыв президент Путин назвал «не очень справедливым» и дал задание Минэкономразвития придумать, как поднять цену Urals.

Больше нефти, хорошей и разной

Требовать «дооценки» российской нефти на мировых товарных рынках можно будет только после того, как улучшатся ее параметры: сернистость, вязкость и плотность. Как следует из доклада Минэкономразвития, сейчас в России добывается 40% сырья с низким содержанием серы (меньше 0,9% на тонну), в 37% ее содержание варьируется от 0,9% до 1,6%, в остальном — выше. А между тем каждые дополнительные 0,1% серы как раз и дают дисконт в $0,25. Основной вклад в понижение качества Urals вносит высокосернистая нефть, добываемая в Поволжье, поставщиками которой являются «Татнефть» и «Башнефть». Запрети им вливать свою нефть в общий с легкой нефтью из Восточной и Западной Сибири «котел» — и можно обанкротить не только эти компании, но и целые регионы, для которых добыча такой нефти является ключевой доходной статьей.

Так что для улучшения показателей «капиталистического труда» Минэкономразвития предлагает идти сразу по двум направлениям: первое — повышение качества нефти на входе в трубу, второе — оптимизация транспортных потоков. То есть трубопроводной системы «Транснефти», которая вполне может направить высокосернистую нефть (у которой, кстати, есть свои потребители) в отдельный транспортный поток. «Такой вариант вполне возможен. Но одна логистика не даст ожидаемого эффекта. Мы не собираемся увеличивать объем более качественной нефти путем введения запрета на доступ нефти низкого качества. Наша задача — дать стимулы нефтедобывающим компаниям ее перерабатывать», — сказал «Профилю» директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Кирилл Андросов.

В министерстве компаниям, добывающим тяжелую нефть, предлагают рассмотреть следующую возможную схему. Компании получат льготу по НДПИ с условием инвестировать высвобождающиеся средства либо в оборудование по повышению качества нефти в районах, либо в модернизацию НПЗ, где будет перерабатываться добытое сырье. Но другие компании могут потребовать такие же льготы и для себя, на что Андросов заметил: «Преференции будут просить все и всегда. Вводя льготирование по НДПИ по качеству, мы должны установить четкий срок, спустя который ограничим допуск в трубу. Порядка 7—10 млн. тонн будет перенаправляться на переработку. И компании должны быть к этому готовы». Однако представители «Татнефти» к новым предложениям пока относятся скептически. По их словам, даже если компания получит льготы по НДПИ, все равно она не сможет прийти на чужие НПЗ и потребовать переоборудовать мощности для переработки высокосернистой нефти. А своих заводов у «Татнефти» нет, она только начинает строить первый. Так что чиновникам придется приложить немало сил для того, чтобы убедить нефтяников в правильности решения. Тем более что размер льгот окончательно не определен.

Кроме того, серьезные надежды Минэкономразвития возлагает на повышение прозрачности торговли нефтью. В ближайшее время чиновники собираются определить порядок проведения биржевых торгов и стимулировать привлечение на рынок центральных покупателей нефти. «В России выдано более 30 лицензий на биржевую торговлю нефтью. И ни одна из них до сих пор не работает», — сетует Андросов.

Там, за горизонтом

Но ключевую роль в повышении качества русского черного золота должна сыграть разработка новых месторождений. Нефтяникам, которые решатся открыть новые горизонты, государство обещает всяческую поддержку: от льгот по НДПИ до создания инфраструктуры вокруг месторождений. Государство готово вкладываться в прокладку дорог, железнодорожных путей, трубопроводов, линий электропередачи. «Мы будем это делать, если инвестор докажет эффективность проекта на принципах государственно-частного партнерства», — говорит Андросов. Финансировать все эти блага предполагается как из средств Инвестфонда, так и за счет бюджетных источников и на условиях концессионных договоров.

Но даже при сверхвысоких ценах на нефть экспортные пошлины забирают в доход государства большую часть получаемой нефтяными компаниями прибыли. По словам Андросова, рентабельность бизнеса при цене на нефть в $60 за баррель составляет в среднем 5—8%. В итоге ни одна компания не готова строить долгосрочные инвестиционные планы даже при условии, что государство подготовит всю инфраструктуру, — слишком велики ценовые риски. Для того чтобы нефтянка смогла себе позволить вкладываться в развитие нефтедобычи и нефтепереработки, Минэкономразвития предлагает дифференцировать ставку НДПИ в зависимости от выработанности месторождений и качества добываемой нефти. «Мы собираемся уйти от конкретных месторождений к географическим границам. И устанавливать льготы по налогу для конкретных регионов. К примеру, для Восточной Сибири или Тимано-Печорской провинции», — говорит Андросов.

А чтобы сделать разведку и разработку новых месторождений рентабельными, министерство собирается устроить нефтяникам «налоговые каникулы» — освободить от уплаты НДПИ и экспортных пошлин на первые несколько лет, пока добыча не выйдет на проектную мощность. Идею подал министр природных ресурсов Юрий Трутнев. И ведомство Грефа ее подхватило, несмотря на то, что министр финансов Алексей Кудрин выступает против такого подхода. Так что в документах, которые внесут в правительство, будет прописана именно эта схема. Но нулевую ставку НДПИ могут получить далеко не все месторождения, а только те, что расположены в труднодоступных местах. Как говорят в Минэкономразвития, в «нулевую» зону могут попасть Восточная Сибирь, Охотское море и Арктический шельф. Точные сроки льготного налогообложения пока не определены. Сейчас обсуждается период в семь лет.

Такой подход нефтяники приветствуют. Как считает глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, без разработки новых месторождений проблема качества экспортируемой нефти не будет решена. По его оценкам, на освоение Восточной Сибири, Дальнего Востока, Ямала и Тимано-Печоры потребуется около $200 млрд. Сделать это возможно за счет прибыли самих нефтяных компаний и, естественно, инвестиций. Причем зарубежных, которые не придут в страну, пока не будет создано стабильное инвестиционное законодательство.

Примечательно, что после президентского поручения повысить качество нефти участники рынка в очередной раз заговорили о создании банка нефти в системе магистральных нефтепроводов. По замыслу, такой банк должен поставить доходы нефтяных компаний в зависимость от качества сырья, которое они отгружают. Лоббируют эту идею компании, которые добывают легкую нефть и на выходе, естественно, теряют деньги из-за смешивания ее с более тяжелой. Как считают сторонники этой меры, такой подход будет стимулировать предприятия внимательнее относиться к подготовке нефти перед сдачей в магистральные трубопроводы и одновременно увеличит инвестиционную привлекательность месторождений, содержащих малосернистую нефть. В Минэкономразвития так не считают и идея создания банка нефти не обсуждается вовсе. «Это исключительно финансовая мера, которая не приведет к улучшению качества российской нефти, а только ухудшит положение нефтяных компаний, добывающих тяжелое сырье», — пояснил «Профилю» Андросов.

Как корабль назовешь

Вот, собственно, и все меры, которые должны по задумке поднять цену русской нефти. «Этот процесс займет годы. Думаю, в течение четырех-пяти лет, если быть последовательными, повысить качество нефти реально», — считает Андросов. В принципе, если качество смеси улучшится, российская Urals автоматически станет дороже. Однако власти склоняются к идее выхода на рынок с новым брендом. По мнению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, именно это позволит существенно повысить ее стоимость. «Новый бренд продвигать на рынке всегда проще, чем убеждать, что старый стал лучше. Каким он будет — пока говорить рано, но такой подход более перспективен», — считают в министерстве.






Про бензин

Одновременно власти прилагают усилия и к повышению качества бензина на внутреннем рынке. Как и в большинстве нефтедобывающих стран, в России планируется снизить акцизы на топливо высокого качества и повысить их на низкопробный бензин. Таким образом, производители будут заинтересованы в дополнительной переработке, а потребители — в покупке более качественного топлива. Какими в итоге будут ставки акцизов, пока неизвестно — идет согласование. Скорее всего, их введут не раньше 2007 года, поскольку бюджет-2006 уже сверстан и в нем такие изменения не запланированы.

«Можно только надеяться на то, что россияне перейдут на более качественный бензин. Однако это только в Москве за последние несколько лет потребление низкооктанового бензина Аи-80 и Аи-92 снижается и растет объем покупки дизеля и Аи-95. А посмотрите в регионы — там большинство ездит на старых машинах отечественного производства, заливая бензин более низкого качества. Вы же не станете в старую «Волгу» заливать 95-й бензин. К тому же останутся традиционные потребители Аи-76 — оборонка и сельское хозяйство, которым увеличение акцизов серьезно ударит по карману», — отмечает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко.

По его мнению, со временем сменится парк машин, появится больше иномарок, и люди независимо от ставок акцизов начнут покупать более качественное топливо. Это, скорее, естественный процесс, стимулировать который крайне сложно. Такое положение дел признают и в Минэкономразвития. «Бензин — товар неэластичного спроса: его потребление не снижается, как бы ни выросла цена», — подтверждает Андросов. Но других идей, как снизить цены на топливо на внутреннем рынке, так и не появилось.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама