24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Куда ведет труба"

Архивная публикация 2011 года: "Куда ведет труба"

Дело о хищениях в "Транснефти" очень напоминает "дело Ходорковского и Лебедева". Вот только судьба фигурантов разная. Мы живем в совершенно новой информационной среде. Джулиан Ассанж с его сайтом WikiLeaks стал грозой американской дипломатии, а от разоблачений отечественного блогера Алексея Навального уже не отмахивается с порога премьер Владимир Путин. 29 декабря глава российского правительства пообещал проверить публикации о "распилах" средств при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) госкомпании "Транснефть".

Дело о хищениях в "Транснефти" очень напоминает "дело Ходорковского и Лебедева". Вот только судьба фигурантов разная. Мы живем в совершенно новой информационной среде. Джулиан Ассанж с его сайтом WikiLeaks стал грозой американской дипломатии, а от разоблачений отечественного блогера Алексея Навального уже не отмахивается с порога премьер Владимир Путин. 29 декабря глава российского правительства пообещал проверить публикации о "распилах" средств при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) госкомпании "Транснефть".

БЫЛО ДЕЛО
Заявлению Владимира Путина предшествовали довольно бурные и противоречивые события. 16 ноября появилась публикация Алексея Навального, из которой следовало, что при строительстве первой очереди ВСТО могло быть похищено $4 млрд. Сумма огромна и сама по себе, и особенно с учетом того, что строительство первой очереди ВСТО (Тайшет-Сковородино) обошлось, по официальным данным, в $12 млрд. Если из них похищена треть, это - всероссийский рекорд!
"По сути, все подрядные организации на суперстройке были посредническими прослойками, через которые вынимали деньги", - утверждает блогер-разоблачитель.
Самое любопытное в публикации Навального, однако, не его оценки масштабов "распила", а ссылка на документы, якобы их подтверждающие. Они, как утверждается, составлены в "Транснефти" и представлены Счетной палате.
Пресс-секретарь трубопроводной монополии Игорь Демин комментирует ситуацию так: "При смене руководства "Транснефти" были проблемы, связанные с вводом в срок ВСТО... Во многом это было связано с работой подрядчиков. Для выполнения аудита была привлечена Счетная палата".
И что же? Счетная палата действительно проверяла "Транснефть" в 2008 году. Значит, запрашивала и получала оттуда отчеты. Материалы проверки Счетной палаты получили гриф "Для служебного пользования". В феврале 2009 года было лишь официально сообщено, что "в ходе реализации проекта (строительства ВСТО. - "Профиль") без проведения конкурсов заключено 83 договора на общую сумму 78,5 млрд рублей. Это свидетельствует о том, что нормативные документы АК "Транснефть" содержат расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов". И ни слова о хищениях.
То есть разоблачительные документы, на которые ссылается Навальный, по каким-то причинам не вызвали у ревизоров интереса.
Поднявшийся скандал явно застал Счетную палату врасплох, там как-то невнятно пообещали свериться со своим архивом. 18 ноября глава Счетной палаты Сергей Степашин, не комментируя впрямую вопрос о подлинности документов "Транснефти", сделал заявление, в котором отрицал хищение $4 млрд.
Однако 22 декабря 2010 года в рамках уголовного дела по факту хищения средств "Транснефти" при строительстве ВСТО прошли обыски в банке "Стройкредит" и в ряде частных домов на Рублевке. Оказывается, есть дело! И, как утверждают следователи, возбуждено оно было еще в августе 2009 года, то есть задолго до публикации Навального.
Но активные следственные действия последовали на пике общественного интереса, подогретого скандалом. Совпадение трудно считать случайным.
По версии следствия, подрядчиком при прокладке линии связи стоимостью 11 млрд рублей вдоль первой очереди ВСТО стала фирма "Ай Пи Сеть СПб", принадлежавшая, как предполагают, через подставных лиц некоторым руководителям "Транснефти". Фирма при посредничестве банка "Стройкредит" получила от "Транснефти" 3,5 млрд рублей.
Деньги ушли в офшоры, а после того, как в сентябре 2007 года Семена Вайнштока на посту руководителя "Транснефти" сменил Николай Токарев, "Ай Пи Сеть СПб" обанкротилась.

ВЗГЛЯД И НЕЧТО
Так что же происходит в "Транснефти"? На первый взгляд все довольно незамысловато - новое руководство "Транснефти" расчищает авгиевы конюшни старого. Рутина.
Но имеет смысл взгляд не отводить. Начнем с того, что, хотя руководство "Транснефти" сменилось, владелец компании прежний. "Транснефть" как одна из естественных монополий принадлежит государству. Она транспортирует 93% добываемой в России нефти, ей принадлежит сеть трубопроводов общей длиной 50 тыс. километров.
Семен Вайншток руководил "Транснефтью" восемь лет, придя в нее из "ЛУКОЙЛа". Если подтвердятся хищения по эпизоду "Ай Пи Сеть СПб", то обвинения, скорее всего, могут быть выдвинуты и в его адрес. Между тем расследуемые события 2007 года никак не назовешь его дембельским аккордом.
Примечательно, что из "Транснефти" Вайншток 11 сентября 2007 года ушел руководить "Олимпстроем". Резонно предположить, что при выборе первого лица этой госкорпорации кремлевские кадровики принимали в расчет немалые искушения "распилом", которые открываются перед руководителем олимпийских строек.
Факт, что выбор пал на Вайнштока, может говорить не только о его многогранных профессиональных качествах, но и о предпочтениях выбирающих.
Становится также понятным, почему Вайнштоку уже 17 апреля 2008 года пришлось уйти из "Олимпстроя", после чего он отбыл в Лондон. Это произошло до того, как было возбуждено уголовное дело о хищениях при строительстве ВСТО, но совпало с проверкой "Транснефти" Счетной палатой.
Скорее всего, следы, тянущиеся от ВСТО, оказались слишком горячими, и слово "вдруг" к резким переменам в жизни Вайнштока вряд ли применимо.
Но, вероятно, до определенного момента сверху действовала установка не раздувать скандал, она объясняет сдержанность Счетной палаты и ее руководителя.
Ревизоры могли с деятельной помощью нового руководства "Транснефти" раскопать неприглядные факты, но вопреки обыкновению предпочли их не только не афишировать, но и не подтверждать.
Возникает любопытная параллель со вторым "делом Ходорковского и Лебедева". И там, и там фигурируют хищения со стороны руководителей компаний. Если верить Хамовническому суду, то Ходорковский и Лебедев воровали миллиарды у акционеров, значит, в том числе и прежде всего у себя самих.
Если верить следователям, ведущим дело о хищениях на ВСТО, руководители "Транснефти" на миллиарды обворовали свою компанию, но совсем не себя - компания принадлежит государству. Их поведение, при прочих равных условиях, остается признать более рациональным. Как и выдвигаемые против них обвинения.
Как далеко зайдет расследование дела о хищениях на ВСТО, пока не ясно. Однако что-то подсказывает нам, что Семен Вайншток вряд ли повторит путь Михаила Ходорковского.

Из "Транснефти" Вайншток ушел руководить "Олимпстроем". При выборе руководителя этой госкорпорации кремлевские кадровики не могли не учитывать немалые искушения "распилом", которые открывают олимпийские стройки. Факт, что выбор пал на Вайнштока, может говорить не только о его многогранных профессиональных качествах, но и о предпочтениях выбирающих. Тогда понятно, почему, после того как следы, тянущиеся от ВСТО, оказались слишком горячими, Вайншток тихо ушел из "Олимпстроя" и отбыл в Лондон. Понятна сдержанность Счетной палаты и ее руководителя. Если ревизоры и раскопали неприглядные факты о строительстве ВСТО, то предпочли их не афишировать.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».