Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Куда ведут нити «Ариадны»"

Власти России готовы осуществить переход на качественно иной уровень борьбы с коррупцией и теневым сектором экономики. Новая методика выявления и нейтрализации коррупционно емких элементов экономического механизма позволит сократить количество масштабных нарушений в экономической сфере, включая легализацию теневых доходов и финансирование терроризма.Задача премьера и общества

В свое время Владимир Путин поставил перед правительством стратегическую задачу за пять лет удвоить ВВП, и новый премьер, Виктор Зубков, вместе с должностью принял на себя и это обязательство. Однако в назначении на премьерский пост именно руководителя финразведки есть и иной очевидный смысл. Власть объективно и субъективно созрела для системной борьбы с коррупцией. 

Потоки для досмотра

В 2005—2007 годах нами была разработана и апробирована на практике эффективная комплексная система раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики, а также преступлений средней тяжести. Созданная на основе современной методологии управления интересами, система позволяет выявлять масштабные хищения и сокрытие доходов, мошенничество и коррупцию в объеме 18,3% ВВП ежегодно, а также факты легализации преступно нажитых средств в объеме 12,4% ВВП, в том числе от рэкета, торговли оружием, незаконной предпринимательской деятельности, проституции, незаконного оборота наркотиков, прекурсоров и сильнодействующих веществ. 

Решение реализовано на базе программно-аппаратных средств системы корпоративного аудита «Ариадна» и специальных экспертно-аналитических методик. Для проверки возможностей системы был выбран временной интервал в 60 месяцев (2000—2005) начиная с момента избрания второго президента России. Результаты анализа финансовых потоков теневого сектора экономики за этот период показали: ситуация унаследована, и это позволяет высказать предположение, что мы имеем дело с негативными системными последствиями предыдущего периода правления. 

Возможности системы и конкретные практические результаты ее применения были предъявлены Виктору Зубкову (тогда еще главе финразведки), а также руководству НАК, ФСКН, ФСБ и МВД. По результатам практического применения была дана профессиональная оценка заложенных в ней возможностей, в том числе в области борьбы с коррупцией и финансированием терроризма. 

Всего за пять лет применения системы удалось выявить 15,5 трлн рублей хищений и сокрытых доходов, выведенных вместе с коррупционной рентой по фиктивным договорам в теневой сектор экономики, что в процентах к ВВП по сумме превышает один среднегодовой ВВП того периода, или 27% среднегодового ВВП ежегодно. 

Из этих денег по факту хищения и сокрытия доходов 10,5 трлн рублей (18,3% ВВП ежегодно) имеются необходимые материалы, чтобы 500 тыс. конкретных фигурантов предъявить обвинение в мошенничестве и прямых хищениях в особо крупном размере по ч. 4 ст. 159 УК РФ или по ст. 160, 201 и 199 УК РФ. 

Две трети достались одному проценту

В процессе проведенного анализа установлены закономерности распределения криминального дохода внутри России (см. таблицы 1 и 2). 

Оказалось, что криминальное наследие прошлого периода продолжает жить по вполне определенному закону. Этот закон — закон распределения криминального дохода — гласит: на совести 0,5% всех выявленных криминальных фирм — как правило, самых крупных компаний страны с западным участием или находящихся под управлением западного менеджмента (всего примерно 2,5 тыс. организаций сырьевой направленности, а с учетом фактора аффилированности и того меньше) — оказалось свыше 50% всего похищенного. 

В этом нет ничего удивительного, учитывая череду громких скандалов по миллиардным (в долларовом исчислении) хищениям в крупных западных компаниях Enron, WoldCom и других, и странно было бы обнаружить у нас в стране нечто иное. Необходимо признать: до появления современных методов корпоративного аудита и на Западе, и у нас просто не было эффективных инструментов контроля криминальных рисков в сфере экономики.

В целом: 1% похитили 60%, 2% — 70%, 4,5% — 80%, 12% — 90%.

На долю мелких 88% компаний приходятся оставшиеся 10% хищений.

В отношении же оставшихся 5 трлн рублей (по 8,7% ВВП ежегодно) органам следствия и дознания необходимо провести дополнительную работу по идентификации выявленной цепи криминальных посредников и определению истинных организаторов хищений, которые осуществлялись с применением транзитных фиктивных фирм и фирм-однодневок. Пример различных уголовных дел свидетельствует о тесной связи предикатных преступлений данных видов между собой и с коррупцией. 

По сути, мы выявили ту часть сырьевой ренты (18,3% ВВП), которая находится в нелегальном обороте внутри России, и документально подтвердили откровенно криминальный характер отмывания данных средств. 

Они хотели применить…

При этом было выявлено 604 банка, через которые по фиктивным договорам каждым было выведено в теневой сектор экономики не менее 1 млрд рублей, 271 банк — от 10 млрд рублей и 34 — свыше 100 млрд рублей. Причем всего 10 банков легализовали более 15% всех преступных доходов, то есть 2,6% ВВП ежегодно, а 12 вывели в тень 21% всего объема незаконного обналичивания, или 3,7% ВВП ежегодно.

Еще 519 банков попали в группу риска ФСКН, поскольку каждый из них легализовывал больше криминальных средств, чем выводил в тень. Должен заметить, что транснациональные преступные сообщества постоянно пытаются наращивать объемы нелегальных поставок в Россию сильнодействующих наркотиков. По оценкам экспертов ФСКН, ежегодная выручка от незаконного оборота наркотических средств растительного и химического происхождения — около 1 трлн рублей (то есть четверть всего объема легализуемых средств, или в процентах к ВВП — до 3%, а остальные три четверти выявленного объема легализации, или свыше 9% ВВП ежегодно, — это преступные доходы от нелегальной предпринимательской деятельности, хищений и других видов преступлений). Вместе с тем расходы государства на борьбу с этим общественно опасным явлением по линии МВД, ФСБ и ФСКН уже превышают десятки миллиардов рублей и продолжают увеличиваться. 

Подчеркнем: преступный доход от незаконного оборота наркотиков, прекурсоров и сильнодействующих веществ в сотни раз превышает издержки на поддержание сети производства и распространения наркотиков, и поэтому через банковскую систему он сначала выводится из теневого оборота, а затем открыто размещается легальными бизнес-структурами в различных секторах отечественной и мировой экономики.

Отсидки и откаты

Вместе с тем выявленный нами масштаб совершенных преступлений в сфере экономики, ущерб от которых ежегодно составляет около четверти среднегодового ВВП, переводит проблему в политическую плоскость, делая нецелесообразным применение мер уголовного наказания ко всей совокупности нарушителей. Представляется целесообразным, например, создать государственный орган по возврату похищенных средств и наделить его таким же правом, что было определено в ст. 20 Закона о налоговой полиции (когда до 10% возвращенных государству средств идет правоохранительным органам), сделав упор в его работе на процедуре деятельного раскаяния. 

Ведь совершенно очевидно, что никто не захочет сидеть пять лет за банальные хищения и откаты и с радостью сдаст (в прямом и переносном смысле) любого коррупционера и украденные деньги в обмен на прощение. В конечном счете цена вопроса окажется выше возможного выигрыша, который всегда носит кратковременный характер, поскольку все и так под контролем! А внедрение во все правоохранительные органы одних и тех же методов контроля над процессами формирования криминальных активов не позволит преступникам подкупить одновременно всех своих контролеров. 

Выявленные закономерности указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально-экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. В сложившейся же ситуации речь идет прежде всего не о наказаниях, а о нейтрализации потенциальных источников формирования криминальных активов.

Государству не имеет смысла сегодня преследовать оставшиеся (87,9% всех фирм) мелкие компании и фирмы из конца списка, похитившие всего 10%. Ведь если крупные компании воровали в среднем более чем по 1,5 млрд рублей каждая, то мелкие компании — по 1,5 млн рублей. На практике же, к сожалению, богатые сегодня практически неподсудны, тогда как за все отвечают только бедные.

Эта проблема в разрезе регионов представлена в таблице 3.

Слабое звено

Поскольку ситуация с коррупцией в стране начинает выходить из-под контроля властей, в соответствии с данным нам в апреле этого года личным поручением Зубкова разработать концепцию повышения эффективности ФСФМ считаю целесообразным публично обсудить ряд ее ключевых положений. Тем более что нами доказано: задача создания механизмов контроля и недопущения криминализации четверти среднегодового ВВП в принципе уже решена. А предлагаемые нами идеи могут быть использованы при разработке концепций национальных антитеррористического, антикоррупционного и антинаркотического комитетов.

Основой предлагаемой концепции является стратегия целенаправленной минимизации теневой составляющей отечественной экономики. Ее идеология заключается в последовательном исключении искусственно создаваемых в экономической цепочке между производителем и конечным потребителем криминальных звеньев (посредников). Выявление и нейтрализация коррупционно емких элементов экономического механизма позволят сократить количество масштабных нарушений в экономической сфере, включая коррупцию, легализацию теневых доходов и финансирование терроризма. А в целом — осуществить переход на качественно иной уровень борьбы с коррупцией и теневым сектором экономики.

Использование предлагаемой модели реальной интеграции надзорной и контрольной деятельности в области противодействия коррупции и формированию криминальных активов — единственный путь в условиях имеющихся сегодня ограничений (низкая эффективность работы правоохранительных органов и высокий уровень коррупции), чтобы преодолеть межведомственную разобщенность и получить уже в 2008 году значимый для государства положительный синергетический эффект.

Предлагаемое комплексное решение предусматривает последовательное использование следующих подсистем мониторинга потенциальных источников формирования коррупционной ренты:

1. Выявление принципиальных финансовых схем извлечения коррупционной ренты и формирования теневого капитала посредством совершения преступлений в сфере экономики, разработка их типологизации.

2. Разработка и формализация критериев их обнаружения как учеными, так и специалистами ведомств.

3. Интеграция информационных потоков надзорных и регистрационных органов министерств и ведомств, необходимых для решения задачи противодействия коррупции и процессам формирования теневых капиталов; инициация межведомственных программ формирования дополнительных информационных каналов для надзора и контроля.

4. Создание эффективных механизмов мониторинга потенциальных источников формирования коррупционной ренты и теневых капиталов по первичным данным и информация надзорных и регистрационных органов различных министерств, ведомств и организаций, позволяющих выявлять группы риска.

5. Практическое выявление конкретных фактов совершения тяжких и особо тяжких коррупционно емких преступлений в экономической сфере и соответствующих группах риска.

6. Механизм обратной связи и контроля реализации информации о выявляемых нарушениях в сфере экономики и фактах коррупции, передаваемой профильным министерствам и ведомствам.

7. В обязательном порядке внедрение в компании с государственным участием или участвующие в государственных тендерах систем корпоративного аудита (аудита интересов).

Выявив же криминальные капиталы и их владельцев (распорядителей), как и сам факт совершения преступления, правоохранительным органам в рамках своей компетенции остается лишь связать их с конкретным видом тяжкого или особо тяжкого преступления в сфере экономики (в отдельных случаях — преступления средней тяжести). 

Присматривать надо

В заключение о проблеме коррупционных связей чиновников с выявленными криминальными предпринимателями и юридическими лицами. Со всеми причастными к обслуживанию государственного или муниципальных бюджетов, других форм участия в различных государственных и коммерческих проектах. За исследованный пятилетний период из бюджетов всех уровней и организаций в государственной собственности напрямую были похищены огромные суммы (см. таблицу 4).

Вывод очевиден: сегодня нет должного контроля за деятельностью директоров организаций, находящихся в государственной собственности, как и за расходованием средств бюджетов всех уровней.

Если с первыми все более или менее ясно — в организациях, находящихся в государственной собственности, в обязательном порядке необходимо внедрять современные системы корпоративного аудита, то в отношении бюджетов всех уровней необходимо отметить следующее.

Так, из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, средств федерального бюджета, из прочих средств бюджетов, государственных и внебюджетных фондов (далее — бюджет) за пять лет 525 590 бюджетополучателей получили свыше 9,6 трлн рублей (или 17% ВВП ежегодно). При этом напрямую через 24 474 фирмы-однодневки (4,5%) за пять лет было украдено 57,5 млрд рублей (или в % к ВВП — менее 0,1%).

Отрадно, что 338 840 организаций и лиц (64,3% всех исследованных бюджетополучателей), получив из бюджета свыше 540 млрд рублей, не стали ничего отмывать напрямую. А вот 162 276 фирм (30%), получив из бюджета за пять лет 9 трлн рублей (или 15,8% ВВП ежегодно), вывели в теневой сектор экономики около 3 трлн рублей (точнее, 2 трлн 946 млрд рублей, или 5,3% ВВП ежегодно). Установлено, что получающие из бюджета в среднем не более 300 тыс. рублей в год в массе своей грубыми хищениями не занимаются. Воруют же те, кто получает из бюджета по 10 млн рублей и более (около 1 млн рублей в месяц). Теоретически в среднем цена отката чиновникам-коррупционерам по схеме прямых хищений не может превышать 33% получаемых из бюджета средств. Однако с учетом двухзвенных и многозвенных криминальных схем размер коррупционной ренты может доходить и до 15% среднегодового ВВП. 

В заключение можно сделать вывод, что организации, причастные к обслуживанию бюджетов всех уровней, напрямую отмывают свыше 20% всего объема выявляемых сегодня хищений. До поры до времени открытым остается вопрос о размере хищений, совершаемых с помощью более сложных схем. Обладая же информацией о степени криминальности того или иного партнера государства, не представляет особого труда выявить небескорыстно опекающего его чиновника.

Создание эффективного механизма противодействия коррупции, самому процессу накопления и последующего перераспределения капитала криминального происхождения предусматривает целостный комплекс мер аналитического и оперативно-розыскного характера с переходом от традиционной стратегии борьбы с мелкими откатами к стратегии упреждения и системной нейтрализации коррупционно емких элементов экономического механизма и источников их финансирования. 

Сегодня на повестке дня задача системной нейтрализации механизма управления крупным теневым капиталом посредством последовательного выявления мест его накопления и каналов перераспределения. Создание подобной системы уже на первой стадии внедрения позволяет как минимум в два раза сократить объем самого криминального капитала, а следовательно, и объем коррупционной ренты. На следующем этапе — поставить надежный заслон на путях их формирования, взяв под контроль сами схемы отмывания средств и масштабных хищений.

Таблица 1 1. Cхема распределения криминального дохода внутри России в 2000—2005 годах на объеме хищений в 4,5 трлн рублей — 7,8% ВВП
























































Кол-во криминальных фирмСумма прямых хищений и сокрытых доходовСумма прямых хищений и сокрытых доходов среднестатистической фирмы
ед.%руб.a% украденного% к ВВП(млн руб.)
18750,52 260 121 503 698503,91206
19600,5452 255 327 93050—600,8230
38271452 423 558 69560—700,8118
86622,4452 428 013 63670—800,852
27 8457,6452 438 851 84880—900,816
322 14287,9454 691 147 64490—1000,81,4
Источник: экспертные оценки группы М.М. Мусина.

Таблица 2 2. Принципиальная схема распределения криминального дохода в России в 2000—2005 годах на объеме хищений в 10,5 трлн рублей — 18,3% ВВП


















































Кол-во криминальных фирм (с нарастающим итогом)Сумма украденного с нарастающим итогом
тыс. ед.%трлн руб.% украденного% к ВВП
2,50,55,3509,2
516,36011
10,52,17,47012,8
22,54,58,48014,6
60,512,19,69016,5
50010010,510018,3
Источник: экспертные оценки группы М.М. Мусина.


Прямые хищения
Объем хищений (млн руб.)

в организациях, находящихся в федеральной собственности
88 991

в организациях, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности
45 974

из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
25 573

из средств федерального бюджета
22 727

из прочих средств бюджетов
6679

из средств государственных и других внебюджетных фондов
2585

Источник: экспертные оценки группы М.М. Мусина.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK