Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Культурная революция"

Вот уже месяц, как за культурную сферу в Москве отвечает Сергей Капков, до этого прославившийся реконструкцией парка Горького. Что ждет город и как изменится его культурная среда?   Начальник столичного департамента культуры Сергей КАПКОВ не похож на обычного московского чиновника. Он искренне улыбается, вежливо отвечает журналистам, когда те звонят ему на мобильный, а главное — говорит строго по делу. Но больше всего вопросов вызывает его карьера. Кто бы мог подумать, что человек, который отсидел два депутатских срока в Госдуме, был заместителем Романа Абрамовича, когда тот был губернатором Чукотки, а в свое время помог российской футбольной сборной заполучить Гуса Хиддинка, возьмет и станет директором столичного парка Горького? Никто. А он стал, после чего столь же неожиданно был переведен в городской департамент культуры на должность руководителя. Что это за человек и что он сделает с культурой города ответы на эти и другие вопросы пытались получить журналисты «Профиля» при личной встрече.
   
   — Вы немножко хитрите, когда утверждаете, что практически ничем не отличались от любого другого директора московского парка. Ведь все знали, что у вас в друзьях один из самых богатых людей России, Роман Абрамович.
   — Это правда. И я этого никогда не скрывал. Так же никто не скрывал, что на прошлых выборах в Госдуму Владимир Владимирович Путин передал мне свой депутатский мандат по спискам «Единой России». Мне кажется в данной ситуации важнее то, что я молодой, активный, не желающий уезжать из России гражданин. И мне хочется сделать что-то полезное. Мне кажется, что мне это немножко удается.
   — Ваш уход сначала с депутатского кресла в парк Горького, а затем в культурные министры — хорошо продуманная карьерная стратегия?
   — Никакой стратегии. В парк Горького я пошел, так как эту работу мне предложил мэр Москвы. Мне было очень интересно. Через парк Горького я стал понимать, какая ситуация в Москве с культурой, с городской средой. Ее почти нет. И ее надо создавать. Городская среда — это некий комплекс. И в нем не может быть мелочей. О городе говорит каждая деталь. Важно даже освещение улиц. Почему мы в этом году начали заниматься фасадом театров, и мэр выделил на это деньги? Театр, как и любой объект культуры, должен быть заметен в ряду зданий. Его надо по-другому подсветить, поставить афишу. У нас же много объектов, которые словно невидимки. Нет никаких акцентов. И решительно невозможно понять, где и что. Тем временем все должно быть понятно. И жителю, и туристу. Главная наша задача — научиться коммуницировать с обществом. Необходимо, чтобы культура пошла в спальные районы. Пока 80% всех больших и заметных объектов культуры находится в радиусе Третьего транспортного кольца. Будем делать программу по привлечению подростков в театры, музеи. В следующем году выкупим 600 тыс. театральных билетов для школьников. Все музеи один день в месяц будут работать бесплатно.
   — Для детей?
   — Для всех. Уже в эти новогодние каникулы музеи станут бесплатными.
   — Как думаете приобщать народ к культурной жизни на периферии — строить новые помещения или более эффективно использовать старые?
   — Строить — это долго. Сегодня проводили большое совещание с Москомимуществом. Делаем реестр свободных помещений, которые нам передаст Москва. Будем рассматривать промышленные зоны, территории заводов, того же ЗИЛа. Новые культурные центры уже не будут напоминать помпезные ДК в советском стиле — с колоннами, серпом и молотом. А что-то наподобие «Винзавода», «Красного Октября». Сейчас эти объекты вполне себе стали символами новой Москвы, формирующими среду. Туда идут люди со своими проектами, новыми идеями. Приходишь и вообще не понимаешь, что ты в Москве. Можно подумать, что ты в Берлине, Париже, Нью-Йорке. И подобные кластеры появятся и в других районах. Причем везде они будут разными. Это не обязательно какие-то громадные площади. Пусть будет помещение в 30-100 м. Там может расположиться скульптурная мастерская или кружок баянистов, или что-то еще. Считайте, что мы объявляем тендер оригинальных идей. Невозможна сейчас ситуация, как раньше в Советском Союзе: мы везде танцуем тарантеллу или осваиваем хоровое пение.
   — А районам это нужно? Сейчас роль домов культуры в спальных районах играют торговые центры.
   — К сожалению, да. Люди в основном по выходным едут в торговые центры. Надо менять ситуацию. Будем привлекать шаговой доступностью культурных объектов. Мы хотим, чтобы москвичи учились, чтобы были центры дополнительного образования — какие-то мастерские, лектории и т.д. Причем все это будет открываться не только за государственный счет. Если есть энтузиасты, готовые заниматься с детьми, и им просто негде, мы им предоставим помещение.
   — Бесплатно?
   — На льготных условиях. Возможно, сформируем к ним некий государственный заказ. Оплатим часть их деятельности. А если появится спрос и клиенты, согласные платить за услуги, — мы тоже не против.
   — Концепция музеев изменится? В последнее время у многих появились интересные программы. Но много «занафталиненных». Почему не креативят?
   — Не хватало денег. Сейчас они выделены. И наша задача — превратить практически все музеи в интерактивные. Хотим, чтобы там можно было все щупать, экспериментировать, что-то мастерить. А не просто тупо смотреть. Если, скажем, это музей Ахматовой, там должны проводиться поэтические чтения. Музей Маяковского — не только про Маяковского, но и про поэзию ХХ века. И, конечно, надо подумать над экскурсиями. Они должны быть интересными, зажигательными, более лаконичными, более творческими. Нам хотелось бы, чтобы там и кафе были, и какой-то сервис. И чтобы сотрудники тебя встречали с распростертыми объятиями, улыбались. Музей — это ведь не экспонаты. Это люди, которые в него приходят. Культура — это та отрасль, где необходимо слушать экспертов и проводить постоянные социологические замеры, выяснять, чего хотят люди.
   — А чего они хотят?
   — Открытости. Во многом ночной жизни. И нового подхода к городу. Им нужно ходить в музей не только днем, а в удобное время.
   — Еще при Лужкове начали проводить акцию «Ночь в музее». Но полноценной она же так и не стала. Большинство столичных заведений в этот день закрывалось еще до полуночи, ссылаясь на то, что им невыгодно потом оплачивать внеурочные сотрудникам и еще развозить их по домам.
   — Больше такого не повторится. Ночь музеев станет именно ночью. Более того, подобный расширенный формат планируем проводить два раза в год. Но во втором варианте эта ночь впишется в рамки фестиваля искусств. То есть в эту ночь задействуем все учреждения культуры. И не только на своей территории. Они могут пойти, скажем, на Патриаршие пруды, либо в парки, спальные районы и т.д. Сейчас принято решение изменить график работы музеев — раз в месяц все они будут работать до 9 вечера, чтобы к ним мог попасть человек рабочий.
   — Только раз в месяц? А библиотеки также адаптируют свой график к трудящимся москвичам? Сейчас они стоят днем открытые. А вечером и в выходные, когда можно ожидать основного потока посетителей, рано закрываются.
   — Время работы зависит от руководителя. Но директор сможет воспользоваться своими полномочиями, когда поймет, какая идея у его учреждения. Если раньше парк Горького был про аттракционы и алкоголь, то не имело смысла, чтобы он работал до 3 ночи. Наоборот — лучше закрыть его в 22 часа для улучшения криминогенной ситуации в окружающем районе. А когда он поменял свою предрасположенность и сущность, то уже можно было устанавливать круглосуточный график. Так же и с культурными центрами. Надо смотреть, на кого они ориентированы. Если на молодежь — пусть работают до последнего клиента. Если на пожилых — там своя стратегия.
   — Это вы библиотеку называете культурным центром?
   — В современной московской городской среде любое учреждение превратится в культурный центр. Все эти названия — «библиотека», «музей» — шаблоны прошлого. При развитии Интернета и коммуникаций библиотека уже не только место, где можно взять книгу. Это и возможность получить бесплатный Интернет, отксерокопировать документы. И наша задача — все это делать.
   — Поменяется ли идеология городских праздников? Такое ощущение, что большинство мероприятий сегодня проводится для галочки. Какие-то непонятные фольклорные пения во дворах, хороводы.
   — Мы очень хотим сделать новые места для городских праздников — это и бульвары, и Садовое кольцо, и Чистые пруды, и парки. Нам не хочется перекрывать город в эти дни. Хочется, чтобы это было общедоступным. Хочется, чтобы в городском празднике участвовали и неформальные организации. Условно говоря, пожелал журнал «Профиль» сделать площадку для себя — пожалуйста. Чтобы День города был и для нас с вами, а не только для людей из массовки, которые переходят от одной сцены к другой, лишь бы музыка громче орала. То есть чтобы каждый потребитель культуры, каждый житель города нашел свою площадку. Здесь — для пенсионеров, тут — для спортсменов, а там — для детей. Москвичи разные. Для кого-то день города — это рэп-фестиваль. Значит, мы это тоже будем делать. Точно так же будем подходить и к национальным праздникам. Захотят диаспоры что-то организовать — пожалуйста. Город должен быть универсален для всех. Нам хочется, чтобы пришел человек в Останкино, посмотрел внутри дворец, а потом мог бы просто выйти и погулять, посидеть на лавочке, выпить кофе. Это очень важно — создание атмосферы. В парке Горького и в Нескучном саду — 18 памятников архитектуры. Но мы сделали так, чтобы это богатство мирно сосуществовало с посетителями. Конечно, важно, чтобы везде можно было покататься и на роликах, и на велосипедах. Просто будем требовать уважительного отношения к имуществу парка и усадеб.
   — Думаете, народ прислушается?
   — Постепенно. Не за один год. Нужно привлекать все средства. Та же охрана в парках. Хотим, чтобы идеология охранников поменялась. Это должен быть не суровый дядька с резиновой дубиной, а интеллигентный стюард, который всегда придет на помощь, например, покажет дорогу.
   — Придется новый штат охранников набирать…
   — Нет. Надо просто требования к охранникам сформулировать. Это не сложно. В парке Горького нам этого удалось добиться. Казалось бы, мелочи, а меняется контингент посетителей, следовательно, и отношение.
{PAGE}
   — Другие парки будут преображаться по схеме парка Горького?
   — У каждого парка своя концепция. Сад «Эрмитаж» не может быть похож на парк Горького — у них разная площадь, разное местоположение. Или те же «Сокольники». На границе парка живут сотни тысяч людей, в некоторых местах дома расположены в 50 м от входа. И, конечно, жители воспринимают «Сокольники» как дворовую территорию. Они приходят с ребенком, с собакой. Парк «Северное Тушино» несет другую функцию. В этом районе вообще мало объектов культуры. Поэтому люди идут на природу. Очень много пожилых. Следовательно, должно быть больше лавочек, танцевальных площадок.
   — Водка-шашлык-караоке?
   — Ну, мы же в России живем. Как без этого? Конечно, будем бороться. Хотим, чтобы парки стали безалкогольной зоной. Но понимаем, что не везде получится. Это также работа над философией парка, это надо декларировать, и постепенно народ начнет привыкать к новым правилам. А пока нам легче сделать зону для шашлыков, снабдить огнетушителями, выставить охрану и туда направлять желающих выпить на свежем воздухе.
   — Вход в парки останется бесплатным?
   — Да.
   — А зарабатывание денег? Или у вас нет такой задачи?
   — У нас нет задачи, чтобы парки приносили стопроцентный доход. Это просто невозможно. Но нужно, чтобы парки зарабатывали средства на свою уставную деятельность. Но этому надо учить. А также учить, чтобы все было «по-белому». Многие парки зарабатывают, но только «под столом».
   — После инвентаризации парка Горького вы говорили, что обнаружили коррупционные схемы. А в других культурных учреждениях столицы тоже воруют?
   — Я не буду об этом говорить. Мне не хочется комментировать это.
   — В Москве очень много заброшенных кинотеатров. Некоторые давно уже превратились в рынки. Что с ними будет?
   — Мы сейчас совместно с Москомархитектурой смотрим, как эти кинотеатры с точки зрения градостроительства вписываются в городскую среду. Я недавно ездил на Дмитровское шоссе. Стоит там торговый центр «Зигзаг» — 9 кинозалов, а рядом кинотеатр. Когда открылся торговый центр, в нашем кинотеатре посещаемость упала до нуля. И таких невостребованных кинотеатров, таких «гнилых зубов» у нас 80 штук. Мы тратим на них деньги: электричество, охрана, персонал. Что делать? Либо перепрофилировать, либо продать.
   — Городские театры также изменятся?
   — В Москве мало делается спектаклей для подростков 11-16 лет. Значит, мы должны выделить гранты для этого. Нам надо растить зрителей. Я не вижу ничего страшного, если наши московские театры поедут не только по зарубежным гастролям и по просторам России, но и по спальным районам, по школам Москвы. Я не пытаюсь убедить кого-то, что я — большой театрал или знаток музеев. Я не принимаю решения один. Все делается коллегиально, путем голосования. Из других новаций: в ближайшее время на базе центра Мейерхольда начнем учить театральному менеджменту. Художественных руководителей, театральных продюсеров, директоров. Это и переквалификация старых кадров, и обучение новых. Потому что нам нужны свежие люди в отрасли. И нужны сплоченные команды. Будем формировать совместные контракты — и на худрука, и на директора.
   — Это только по театрам такая обучающая программа будет?
   — По библиотекам, по музеям.
   — То есть всех научите, как правильно зарабатывать деньги?
   — Скорее — уважительно относиться к финансам. Это ведь не просто — тратить. Мы на театры в год суммарно расходуем 11 млрд рублей. И хотели бы, чтобы к материальным ресурсам относились аккуратно.
   — Много ли в Москве неэффективных, не пользующихся спросом учреждений?
   — В Москве на все есть спрос. И если где-то что-то не ладится, все вопросы к руководителю. Чем я отличался от директоров других парков? По финансам — ничем. Бюджеты у всех московских парков сопоставимы. Просто я работал в связке со всеми службами города Москвы, имел четкую концепцию. Допустим, сделали газон — тут же бегу в Горсвет, чтобы освещение перестроили. Соответственно, надо и другие парки научить выстраивать приоритеты в своей хоздеятельности. Поиск инвесторов — это тоже работа. В парке Горького на прокате лодочек-велосипедов зарабатывали 9 млн рублей, а фонд заработной платы людей, которые эти услуги оказывали, — 11 млн. Бизнес по-советски. Мы пустили частников — молодых ребят с сережками в ушах с какого-то велосайта. И они стали сдавать в прокат те же велосипеды, лодки, продавать мороженое. Они привели свое комьюнити, сами себя пиарят в Интернете. Мы отремонтировали и отдали им столы пинг-понг-клуба. Сейчас там играют и молодые, и пожилые. Сегодня у меня этими деталями нет времени заниматься. Но такую штучную работу на местах должны проделывать директора и парков, и музеев. Мы им на примере парка Горького показали модель.
   — А играет ли какую-то роль во всех этих изменениях Роман Абрамович? Будет ли он и его группа участвовать в освоении культурной среды Москвы?
   — Это освоение уже происходит. В городе есть Центр современной культуры «Гараж». Это его объект. Скоро «Гараж» планирует переезжать в парк Горького. Там есть здание-шестигранник, построенное в 1923 году по проекту архитектора Жолтовского. Оно сейчас как после бомбежки, то есть полностью разрушено. «Гараж» хочет взять на себя реконструкцию этого здания и переехать в него.
   — Ну, «Гараж» — это прекрасно, но еще чем-то Абра-мович будет заниматься?
   — Вам что, этого мало?
   

   ДОСЬЕ
   Сергей Александрович КАПКОВ.
   Родился 10 декабря 1975 года. Политик и спортивный функционер. С апреля 2006-го дважды избирался вице-президентом Российского футбольного союза, председатель правления фонда «Национальная академия футбола», депутат Государственной думы РФ 4-го и 5-го созывов от партии «Единая Россия». Ранее работал в «Сибнефти», был членом избирательного штаба Романа Абрамовича на выборах губернатора Чукотского автономного округа. Был назначен заместителем губернатора ЧАО по вопросам спорта и молодежной политики. В марте 2011 года стал директором ЦПКиО им. Горького, в октябре — руководителем департамента культуры города Москвы.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK