29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Культурная революция"

Архивная публикация 2011 года: "Культурная революция"

Вот уже месяц, как за культурную сферу в Москве отвечает Сергей Капков, до этого прославившийся реконструкцией парка Горького. Что ждет город и как изменится его культурная среда? Начальник столичного департамента культуры Сергей КАПКОВ не похож на обычного московского чиновника. Он искренне улыбается, вежливо отвечает журналистам, когда те звонят ему на мобильный, а главное - говорит строго по делу. Но больше всего вопросов вызывает его карьера. Кто бы мог подумать, что человек, который отсидел два депутатских срока в Госдуме, был заместителем Романа Абрамовича, когда тот был губернатором Чукотки, а в свое время помог российской футбольной сборной заполучить Гуса Хиддинка, возьмет и станет директором столичного парка Горького? Никто. А он стал, после чего столь же неожиданно был переведен в городской департамент культуры на должность руководителя. Что это за человек и что он сделает с культурой города ответы на эти и другие вопросы пытались получить журналисты "Профиля" при личной встрече.

Вот уже месяц, как за культурную сферу в Москве отвечает Сергей Капков, до этого прославившийся реконструкцией парка Горького. Что ждет город и как изменится его культурная среда? Начальник столичного департамента культуры Сергей КАПКОВ не похож на обычного московского чиновника. Он искренне улыбается, вежливо отвечает журналистам, когда те звонят ему на мобильный, а главное - говорит строго по делу. Но больше всего вопросов вызывает его карьера. Кто бы мог подумать, что человек, который отсидел два депутатских срока в Госдуме, был заместителем Романа Абрамовича, когда тот был губернатором Чукотки, а в свое время помог российской футбольной сборной заполучить Гуса Хиддинка, возьмет и станет директором столичного парка Горького? Никто. А он стал, после чего столь же неожиданно был переведен в городской департамент культуры на должность руководителя. Что это за человек и что он сделает с культурой города ответы на эти и другие вопросы пытались получить журналисты "Профиля" при личной встрече.

- Вы немножко хитрите, когда утверждаете, что практически ничем не отличались от любого другого директора московского парка. Ведь все знали, что у вас в друзьях один из самых богатых людей России, Роман Абрамович.
- Это правда. И я этого никогда не скрывал. Так же никто не скрывал, что на прошлых выборах в Госдуму Владимир Владимирович Путин передал мне свой депутатский мандат по спискам "Единой России". Мне кажется в данной ситуации важнее то, что я молодой, активный, не желающий уезжать из России гражданин. И мне хочется сделать что-то полезное. Мне кажется, что мне это немножко удается.
- Ваш уход сначала с депутатского кресла в парк Горького, а затем в культурные министры - хорошо продуманная карьерная стратегия?
- Никакой стратегии. В парк Горького я пошел, так как эту работу мне предложил мэр Москвы. Мне было очень интересно. Через парк Горького я стал понимать, какая ситуация в Москве с культурой, с городской средой. Ее почти нет. И ее надо создавать. Городская среда - это некий комплекс. И в нем не может быть мелочей. О городе говорит каждая деталь. Важно даже освещение улиц. Почему мы в этом году начали заниматься фасадом театров, и мэр выделил на это деньги? Театр, как и любой объект культуры, должен быть заметен в ряду зданий. Его надо по-другому подсветить, поставить афишу. У нас же много объектов, которые словно невидимки. Нет никаких акцентов. И решительно невозможно понять, где и что. Тем временем все должно быть понятно. И жителю, и туристу. Главная наша задача - научиться коммуницировать с обществом. Необходимо, чтобы культура пошла в спальные районы. Пока 80% всех больших и заметных объектов культуры находится в радиусе Третьего транспортного кольца. Будем делать программу по привлечению подростков в театры, музеи. В следующем году выкупим 600 тыс. театральных билетов для школьников. Все музеи один день в месяц будут работать бесплатно.
- Для детей?
- Для всех. Уже в эти новогодние каникулы музеи станут бесплатными.
- Как думаете приобщать народ к культурной жизни на периферии - строить новые помещения или более эффективно использовать старые?
- Строить - это долго. Сегодня проводили большое совещание с Москомимуществом. Делаем реестр свободных помещений, которые нам передаст Москва. Будем рассматривать промышленные зоны, территории заводов, того же ЗИЛа. Новые культурные центры уже не будут напоминать помпезные ДК в советском стиле - с колоннами, серпом и молотом. А что-то наподобие "Винзавода", "Красного Октября". Сейчас эти объекты вполне себе стали символами новой Москвы, формирующими среду. Туда идут люди со своими проектами, новыми идеями. Приходишь и вообще не понимаешь, что ты в Москве. Можно подумать, что ты в Берлине, Париже, Нью-Йорке. И подобные кластеры появятся и в других районах. Причем везде они будут разными. Это не обязательно какие-то громадные площади. Пусть будет помещение в 30-100 м. Там может расположиться скульптурная мастерская или кружок баянистов, или что-то еще. Считайте, что мы объявляем тендер оригинальных идей. Невозможна сейчас ситуация, как раньше в Советском Союзе: мы везде танцуем тарантеллу или осваиваем хоровое пение.
- А районам это нужно? Сейчас роль домов культуры в спальных районах играют торговые центры.
- К сожалению, да. Люди в основном по выходным едут в торговые центры. Надо менять ситуацию. Будем привлекать шаговой доступностью культурных объектов. Мы хотим, чтобы москвичи учились, чтобы были центры дополнительного образования - какие-то мастерские, лектории и т.д. Причем все это будет открываться не только за государственный счет. Если есть энтузиасты, готовые заниматься с детьми, и им просто негде, мы им предоставим помещение.
- Бесплатно?
- На льготных условиях. Возможно, сформируем к ним некий государственный заказ. Оплатим часть их деятельности. А если появится спрос и клиенты, согласные платить за услуги, - мы тоже не против.
- Концепция музеев изменится? В последнее время у многих появились интересные программы. Но много "занафталиненных". Почему не креативят?
- Не хватало денег. Сейчас они выделены. И наша задача - превратить практически все музеи в интерактивные. Хотим, чтобы там можно было все щупать, экспериментировать, что-то мастерить. А не просто тупо смотреть. Если, скажем, это музей Ахматовой, там должны проводиться поэтические чтения. Музей Маяковского - не только про Маяковского, но и про поэзию ХХ века. И, конечно, надо подумать над экскурсиями. Они должны быть интересными, зажигательными, более лаконичными, более творческими. Нам хотелось бы, чтобы там и кафе были, и какой-то сервис. И чтобы сотрудники тебя встречали с распростертыми объятиями, улыбались. Музей - это ведь не экспонаты. Это люди, которые в него приходят. Культура - это та отрасль, где необходимо слушать экспертов и проводить постоянные социологические замеры, выяснять, чего хотят люди.
- А чего они хотят?
- Открытости. Во многом ночной жизни. И нового подхода к городу. Им нужно ходить в музей не только днем, а в удобное время.
- Еще при Лужкове начали проводить акцию "Ночь в музее". Но полноценной она же так и не стала. Большинство столичных заведений в этот день закрывалось еще до полуночи, ссылаясь на то, что им невыгодно потом оплачивать внеурочные сотрудникам и еще развозить их по домам.
- Больше такого не повторится. Ночь музеев станет именно ночью. Более того, подобный расширенный формат планируем проводить два раза в год. Но во втором варианте эта ночь впишется в рамки фестиваля искусств. То есть в эту ночь задействуем все учреждения культуры. И не только на своей территории. Они могут пойти, скажем, на Патриаршие пруды, либо в парки, спальные районы и т.д. Сейчас принято решение изменить график работы музеев - раз в месяц все они будут работать до 9 вечера, чтобы к ним мог попасть человек рабочий.
- Только раз в месяц? А библиотеки также адаптируют свой график к трудящимся москвичам? Сейчас они стоят днем открытые. А вечером и в выходные, когда можно ожидать основного потока посетителей, рано закрываются.
- Время работы зависит от руководителя. Но директор сможет воспользоваться своими полномочиями, когда поймет, какая идея у его учреждения. Если раньше парк Горького был про аттракционы и алкоголь, то не имело смысла, чтобы он работал до 3 ночи. Наоборот - лучше закрыть его в 22 часа для улучшения криминогенной ситуации в окружающем районе. А когда он поменял свою предрасположенность и сущность, то уже можно было устанавливать круглосуточный график. Так же и с культурными центрами. Надо смотреть, на кого они ориентированы. Если на молодежь - пусть работают до последнего клиента. Если на пожилых - там своя стратегия.
- Это вы библиотеку называете культурным центром?
- В современной московской городской среде любое учреждение превратится в культурный центр. Все эти названия - "библиотека", "музей" - шаблоны прошлого. При развитии Интернета и коммуникаций библиотека уже не только место, где можно взять книгу. Это и возможность получить бесплатный Интернет, отксерокопировать документы. И наша задача - все это делать.
- Поменяется ли идеология городских праздников? Такое ощущение, что большинство мероприятий сегодня проводится для галочки. Какие-то непонятные фольклорные пения во дворах, хороводы.
- Мы очень хотим сделать новые места для городских праздников - это и бульвары, и Садовое кольцо, и Чистые пруды, и парки. Нам не хочется перекрывать город в эти дни. Хочется, чтобы это было общедоступным. Хочется, чтобы в городском празднике участвовали и неформальные организации. Условно говоря, пожелал журнал "Профиль" сделать площадку для себя - пожалуйста. Чтобы День города был и для нас с вами, а не только для людей из массовки, которые переходят от одной сцены к другой, лишь бы музыка громче орала. То есть чтобы каждый потребитель культуры, каждый житель города нашел свою площадку. Здесь - для пенсионеров, тут - для спортсменов, а там - для детей. Москвичи разные. Для кого-то день города - это рэп-фестиваль. Значит, мы это тоже будем делать. Точно так же будем подходить и к национальным праздникам. Захотят диаспоры что-то организовать - пожалуйста. Город должен быть универсален для всех. Нам хочется, чтобы пришел человек в Останкино, посмотрел внутри дворец, а потом мог бы просто выйти и погулять, посидеть на лавочке, выпить кофе. Это очень важно - создание атмосферы. В парке Горького и в Нескучном саду - 18 памятников архитектуры. Но мы сделали так, чтобы это богатство мирно сосуществовало с посетителями. Конечно, важно, чтобы везде можно было покататься и на роликах, и на велосипедах. Просто будем требовать уважительного отношения к имуществу парка и усадеб.
- Думаете, народ прислушается?
- Постепенно. Не за один год. Нужно привлекать все средства. Та же охрана в парках. Хотим, чтобы идеология охранников поменялась. Это должен быть не суровый дядька с резиновой дубиной, а интеллигентный стюард, который всегда придет на помощь, например, покажет дорогу.
- Придется новый штат охранников набирать…
- Нет. Надо просто требования к охранникам сформулировать. Это не сложно. В парке Горького нам этого удалось добиться. Казалось бы, мелочи, а меняется контингент посетителей, следовательно, и отношение.
{PAGE}
- Другие парки будут преображаться по схеме парка Горького?
- У каждого парка своя концепция. Сад "Эрмитаж" не может быть похож на парк Горького - у них разная площадь, разное местоположение. Или те же "Сокольники". На границе парка живут сотни тысяч людей, в некоторых местах дома расположены в 50 м от входа. И, конечно, жители воспринимают "Сокольники" как дворовую территорию. Они приходят с ребенком, с собакой. Парк "Северное Тушино" несет другую функцию. В этом районе вообще мало объектов культуры. Поэтому люди идут на природу. Очень много пожилых. Следовательно, должно быть больше лавочек, танцевальных площадок.
- Водка-шашлык-караоке?
- Ну, мы же в России живем. Как без этого? Конечно, будем бороться. Хотим, чтобы парки стали безалкогольной зоной. Но понимаем, что не везде получится. Это также работа над философией парка, это надо декларировать, и постепенно народ начнет привыкать к новым правилам. А пока нам легче сделать зону для шашлыков, снабдить огнетушителями, выставить охрану и туда направлять желающих выпить на свежем воздухе.
- Вход в парки останется бесплатным?
- Да.
- А зарабатывание денег? Или у вас нет такой задачи?
- У нас нет задачи, чтобы парки приносили стопроцентный доход. Это просто невозможно. Но нужно, чтобы парки зарабатывали средства на свою уставную деятельность. Но этому надо учить. А также учить, чтобы все было "по-белому". Многие парки зарабатывают, но только "под столом".
- После инвентаризации парка Горького вы говорили, что обнаружили коррупционные схемы. А в других культурных учреждениях столицы тоже воруют?
- Я не буду об этом говорить. Мне не хочется комментировать это.
- В Москве очень много заброшенных кинотеатров. Некоторые давно уже превратились в рынки. Что с ними будет?
- Мы сейчас совместно с Москомархитектурой смотрим, как эти кинотеатры с точки зрения градостроительства вписываются в городскую среду. Я недавно ездил на Дмитровское шоссе. Стоит там торговый центр "Зигзаг" - 9 кинозалов, а рядом кинотеатр. Когда открылся торговый центр, в нашем кинотеатре посещаемость упала до нуля. И таких невостребованных кинотеатров, таких "гнилых зубов" у нас 80 штук. Мы тратим на них деньги: электричество, охрана, персонал. Что делать? Либо перепрофилировать, либо продать.
- Городские театры также изменятся?
- В Москве мало делается спектаклей для подростков 11-16 лет. Значит, мы должны выделить гранты для этого. Нам надо растить зрителей. Я не вижу ничего страшного, если наши московские театры поедут не только по зарубежным гастролям и по просторам России, но и по спальным районам, по школам Москвы. Я не пытаюсь убедить кого-то, что я - большой театрал или знаток музеев. Я не принимаю решения один. Все делается коллегиально, путем голосования. Из других новаций: в ближайшее время на базе центра Мейерхольда начнем учить театральному менеджменту. Художественных руководителей, театральных продюсеров, директоров. Это и переквалификация старых кадров, и обучение новых. Потому что нам нужны свежие люди в отрасли. И нужны сплоченные команды. Будем формировать совместные контракты - и на худрука, и на директора.
- Это только по театрам такая обучающая программа будет?
- По библиотекам, по музеям.
- То есть всех научите, как правильно зарабатывать деньги?
- Скорее - уважительно относиться к финансам. Это ведь не просто - тратить. Мы на театры в год суммарно расходуем 11 млрд рублей. И хотели бы, чтобы к материальным ресурсам относились аккуратно.
- Много ли в Москве неэффективных, не пользующихся спросом учреждений?
- В Москве на все есть спрос. И если где-то что-то не ладится, все вопросы к руководителю. Чем я отличался от директоров других парков? По финансам - ничем. Бюджеты у всех московских парков сопоставимы. Просто я работал в связке со всеми службами города Москвы, имел четкую концепцию. Допустим, сделали газон - тут же бегу в Горсвет, чтобы освещение перестроили. Соответственно, надо и другие парки научить выстраивать приоритеты в своей хоздеятельности. Поиск инвесторов - это тоже работа. В парке Горького на прокате лодочек-велосипедов зарабатывали 9 млн рублей, а фонд заработной платы людей, которые эти услуги оказывали, - 11 млн. Бизнес по-советски. Мы пустили частников - молодых ребят с сережками в ушах с какого-то велосайта. И они стали сдавать в прокат те же велосипеды, лодки, продавать мороженое. Они привели свое комьюнити, сами себя пиарят в Интернете. Мы отремонтировали и отдали им столы пинг-понг-клуба. Сейчас там играют и молодые, и пожилые. Сегодня у меня этими деталями нет времени заниматься. Но такую штучную работу на местах должны проделывать директора и парков, и музеев. Мы им на примере парка Горького показали модель.
- А играет ли какую-то роль во всех этих изменениях Роман Абрамович? Будет ли он и его группа участвовать в освоении культурной среды Москвы?
- Это освоение уже происходит. В городе есть Центр современной культуры "Гараж". Это его объект. Скоро "Гараж" планирует переезжать в парк Горького. Там есть здание-шестигранник, построенное в 1923 году по проекту архитектора Жолтовского. Оно сейчас как после бомбежки, то есть полностью разрушено. "Гараж" хочет взять на себя реконструкцию этого здания и переехать в него.
- Ну, "Гараж" - это прекрасно, но еще чем-то Абра-мович будет заниматься?
- Вам что, этого мало?

ДОСЬЕ
Сергей Александрович КАПКОВ.
Родился 10 декабря 1975 года. Политик и спортивный функционер. С апреля 2006-го дважды избирался вице-президентом Российского футбольного союза, председатель правления фонда "Национальная академия футбола", депутат Государственной думы РФ 4-го и 5-го созывов от партии "Единая Россия". Ранее работал в "Сибнефти", был членом избирательного штаба Романа Абрамовича на выборах губернатора Чукотского автономного округа. Был назначен заместителем губернатора ЧАО по вопросам спорта и молодежной политики. В марте 2011 года стал директором ЦПКиО им. Горького, в октябре - руководителем департамента культуры города Москвы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама