Архивная публикация 2009 года: "КУРС НА СНИЖЕНИЕ"
К концу года рынок автокредитования в России может сократиться почти в четыре раза. Однако эксперты "Профиля" считают, что это временно: при первой возможности банки вернутся к высокодоходному бизнесу. До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. С началом кризиса ситуация кардинально изменилась. Если летом прошлого года практически каждый второй новый автомобиль приобретался на заемные средства, то к концу года, по данным агентства "Автостат", доля кредитных машин снизилась до 15-20%. В этом году емкость рынка может составить $5,6 млрд, тогда как в 2008-м она достигала $20 млрд - такой неутешительный прогноз дают аналитики. А вот участники рынка, в частности, банкиры, настроены более оптимистично.
"Ситуация на российском рынке автокредитования стабилизировалась, более того наметилась положительная динамика: в сентябре по сравнению с августом даже отмечен рост продаж на 6,4%, - рассказывает директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Дмитрий Ищенко. - Основную долю в продажах по-прежнему составляют программы государственного субсидирования и совместные программы бан-ков и автопроизводителей".
Положительные тенденции отмечает и вице-президент АКБ "Национальный резервный банк" Вероника Арбузова: "Банки понемногу начинают приходить в себя - снизили на 2-3% ставки по кредитам, смягчили требования к заемщикам (скорректировали требование к непрерывному трудовому стажу), увеличили срок кредитования (вернули его к докризисному уровню) и снизили первоначальный взнос (сейчас его средний размер - 15-20%).
С тем, что снижение процентных ставок говорит об активизации на рынке, согласен и руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка "Уралсиб" Михаил Воронько, хотя и считает нынешние 15-20% годовых по-прежнему высокими в сравнении с докризисным уровнем. Дальнейшее снижение уровня процентных ставок, считает эксперт, возможно при уменьшении стоимости пассивов банков и стабилизации доходов населения. "Постепенно банки будут переходить к умеренной ценовой и рисковой политике, - уверен Ми-хаил Воронько. - Корректировка тарифов будет осуществляться за счет расширения сотрудничества с автопроизводителями и развития специальных программ".
Как раз программы кредитования, реализуемые совместно с автопроизводителями, а также программы с государственным субсидированием процентных ставок пользуются сейчас, по словам Дмитрия Ищенко, наибольшей популярностью у населения. Не менее востребованы, счи-тает эксперт, и стандартные банковские продукты, пос-кольку вышеназванные программы имеют, как правило, ограничения по модельному ряду автомобилей.
Вместе с тем совместные программы, предполагающие субсидирование части процентной ставки, привлекательны не только пониженной ставкой для клиента, но и более гибкими требованиями к заемщику, специальными ценами на автомобили и различными промоакциями в случае покупки автомобиля с использованием кредитных средств.
"Для нас развитие данного направления имеет стратегическое значение. Благодаря совместным программам достигается приемлемое и для банка, и для клиента предложение по стоимости кредита при текущем, пока еще повышенном уровне рисков", - считает Михаил Воронько. Так, с начала года "Уралсиб" активно развивал подобные партнерские отношения, банком разработаны различные программы приобретения на льготных условиях автомобилей Lada, Ford, Volkswagen, Audi, Skoda.
О том, что основным фактором, влияющим на выбор автомобиля, в настоящее время является его цена, сказали все эксперты, опрошенные "Профилем". Наиболее востребованными, по данным Дмитрия Ищенко, сейчас являются машины стоимостью 500-800 тыс. рублей. В основном это новые автомобили, на которые распространяются акции дилеров или банков, дополняет Вероника Арбузова. Хотя, как отмечает эксперт, таких акций за последний год стало меньше, и связано это в первую очередь с ростом процентных ставок и соответственно возросшими из-за этого расходами.
К концу года рынок автокредитования в России может сократиться почти в четыре раза. Однако эксперты "Профиля" считают, что это временно: при первой возможности банки вернутся к высокодоходному бизнесу. До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. С началом кризиса ситуация кардинально изменилась. Если летом прошлого года практически каждый второй новый автомобиль приобретался на заемные средства, то к концу года, по данным агентства "Автостат", доля кредитных машин снизилась до 15-20%. В этом году емкость рынка может составить $5,6 млрд, тогда как в 2008-м она достигала $20 млрд - такой неутешительный прогноз дают аналитики. А вот участники рынка, в частности, банкиры, настроены более оптимистично.
"Ситуация на российском рынке автокредитования стабилизировалась, более того наметилась положительная динамика: в сентябре по сравнению с августом даже отмечен рост продаж на 6,4%, - рассказывает директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Дмитрий Ищенко. - Основную долю в продажах по-прежнему составляют программы государственного субсидирования и совместные программы бан-ков и автопроизводителей".
Положительные тенденции отмечает и вице-президент АКБ "Национальный резервный банк" Вероника Арбузова: "Банки понемногу начинают приходить в себя - снизили на 2-3% ставки по кредитам, смягчили требования к заемщикам (скорректировали требование к непрерывному трудовому стажу), увеличили срок кредитования (вернули его к докризисному уровню) и снизили первоначальный взнос (сейчас его средний размер - 15-20%).
С тем, что снижение процентных ставок говорит об активизации на рынке, согласен и руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка "Уралсиб" Михаил Воронько, хотя и считает нынешние 15-20% годовых по-прежнему высокими в сравнении с докризисным уровнем. Дальнейшее снижение уровня процентных ставок, считает эксперт, возможно при уменьшении стоимости пассивов банков и стабилизации доходов населения. "Постепенно банки будут переходить к умеренной ценовой и рисковой политике, - уверен Ми-хаил Воронько. - Корректировка тарифов будет осуществляться за счет расширения сотрудничества с автопроизводителями и развития специальных программ".
Как раз программы кредитования, реализуемые совместно с автопроизводителями, а также программы с государственным субсидированием процентных ставок пользуются сейчас, по словам Дмитрия Ищенко, наибольшей популярностью у населения. Не менее востребованы, счи-тает эксперт, и стандартные банковские продукты, пос-кольку вышеназванные программы имеют, как правило, ограничения по модельному ряду автомобилей.
Вместе с тем совместные программы, предполагающие субсидирование части процентной ставки, привлекательны не только пониженной ставкой для клиента, но и более гибкими требованиями к заемщику, специальными ценами на автомобили и различными промоакциями в случае покупки автомобиля с использованием кредитных средств.
"Для нас развитие данного направления имеет стратегическое значение. Благодаря совместным программам достигается приемлемое и для банка, и для клиента предложение по стоимости кредита при текущем, пока еще повышенном уровне рисков", - считает Михаил Воронько. Так, с начала года "Уралсиб" активно развивал подобные партнерские отношения, банком разработаны различные программы приобретения на льготных условиях автомобилей Lada, Ford, Volkswagen, Audi, Skoda.
О том, что основным фактором, влияющим на выбор автомобиля, в настоящее время является его цена, сказали все эксперты, опрошенные "Профилем". Наиболее востребованными, по данным Дмитрия Ищенко, сейчас являются машины стоимостью 500-800 тыс. рублей. В основном это новые автомобили, на которые распространяются акции дилеров или банков, дополняет Вероника Арбузова. Хотя, как отмечает эксперт, таких акций за последний год стало меньше, и связано это в первую очередь с ростом процентных ставок и соответственно возросшими из-за этого расходами.
КАКИЕ ПРОГРАММЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ СЕЙЧАС ВАШ БАНК? Дмитрий ИЩЕНКО, директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка: Вероника АРБУЗОВА,вице-президент АКБ "Национальный резервный банк": |
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».