18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Курсом на макароны"

Архивная публикация 2009 года: "Курсом на макароны"

Из нашей памяти уже давно исчезли картины голодных 90-х с дешевыми продуктовыми наборами и недоступными для многих импортными гастрономическими изысками. Кризисный 2009-й обещает освежить память многих россиян.Недавно моя подруга жаловалась: в супермаркете, что рядом с домом, ей теперь приходится выискивать продукты подешевле. Это раньше она могла не глядя класть понравившуюся упаковку в корзину, а теперь приходится обращать внимание на ценники. «Дорогущие итальянские спагетти уже в прошлом, — вздыхала девушка. — Теперь я беру дешевые «советские» рожки». Заметно исхудавший кошелек сделал ее менее требовательной, и моя подруга, увы, не единственная жертва кризиса.
Изменение потребительского поведения налицо: согласно недавно проведенному исследованию маркетологов, в последнее время россияне вынуждены отказываться от ряда продуктов, искать более дешевые магазины, а также переходить на отечественные аналоги импортных продовольственных товаров. Некоторые вспомнили дефицитные 90-е и забивают холодильники, кладовки и балконы едой впрок. Примечательно, что меньше всего люди экономят на детском питании, табачных изделиях и фруктах. А вот расходы на макаронную продукцию и бакалею (крупы, соль, сахар и т.д.) стараются снизить более трети россиян.
С одной стороны, это продукты первой необходимости, столь необходимые для поддержания сбалансированного рациона, от них люди не откажутся, даже находясь в тяжелых материальных условиях. С другой стороны, производители, а вслед за ними и ритейлеры не стесняются поднимать на бакалейные товары цены. А потому россияне, не отказываясь от них полностью, предпочитают искать на полках более доступные виды продукции.
Удар по карману
По данным Росстата, за январь—февраль 2009 года произведено 206,8 тыс. тонн круп, что на 29,1% больше, чем за тот же период 2008 года. Наиболее резко выросло производство пшена — на 62,2%. Производство гречки выросло на 20,2%, риса — на 16,6%, прочих круп — на 5,5%, а запасы сахара на начало 2009 года выросли на 15% относительно 2008 года и составили 2,92 млн тонн. Между тем стоимость этой продукции растет, по отдельным категориям скачок цен за последние три месяца составил 40%. Производители объясняют «бунты цен» девальвацией рубля, ростом цен на сырье и увеличением кредитных ставок. Впрочем, в «думах о народе» ряд производителей решил подправить свою продуктовую линейку и ввести антикризисные предложения. Если в 90-е годы в России выпекали булки с добавлением гороха — дешево и сытно, — то нынешнее «ноу-хау», позволяющее пекарям экономить на ингредиентах, — это использование сои. По словам президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Канцельсона, такой хлеб будет иметь в своем составе только молоко и соевую муку, а значит, себестоимость продукта окажется ниже, чем других хлебобулочных изделий. Для россиянина соевая буханка обойдется всего в 6—8 рублей. Роспотребнадзор уже одобрил новый, «антикризисный» продукт и даже рекомендовал печь его во всех уголках страны. Урезание затрат за счет качества могло бы быть понятно, если бы у пекарей наблюдались проблемы со сбытом, но исследования маркетологов показывают, что хлеба в кризис покупать меньше не будут. По данным Profi Online Research, на первом месте среди товаров, на которых, несмотря на кризис, большинство респондентов экономить не собираются ни при каких условиях, оказался хлеб. Напрашивается вывод: наличие соевых буханок по 6—8 рублей позволит производителям взвинчивать цены на остальные виды хлеба.
Определенную лепту вносят и торговые сети, накручивающие цены на товары. Свои действия они объясняют высокой закредитованностью и необходимостью платить по долгам. С другой стороны, ритейлеры стараются не терять клиентов. К примеру, некоторые («Перекресток», «Седьмой континет», «Ашан», «Дикси» и др.) выпускают ряд продуктов под собственной маркой, при этом они на треть дешевле аналогов. «Ашан» решил запустить в кризисное время еще одну торговую марку и выпускать по ней более 500 наименований. «Товары под собственными марками традиционно на 20—30% дешевле товаров известных марок, так как в этом случае нет затрат на дорогую упаковку и мы не занимаемся рекламным продвижением товаров», — поясняет Матье Кобаррер, директор «Ашана» по производству товаров под собственными торговыми марками.
Кроме того, ритейлеры стараются уменьшать долю иностранных брендов в своем ассортименте. Это касается и бакалеи. В январе иностранные производители бакалейной продукции («Севко», «Мистраль», Corrado и «Помидорпром») написали ритейлерам письмо, в котором предложили изменить механизм ценообразования из-за резких колебаний валютного курса. Они хотели договориться с магазинами об изменении цен не раз в квартал, как прежде, а каждые десять дней. К ним присоединились и отечественные компании, использующие импортные ингредиенты.
Затем бакалейщики-импортеры стали требовать права внеочередного увеличения цен в случае изменения валютного курса более чем на 5% и отмены штрафов за недопоставки и остановки отгрузок товаров. Однако ритейлеры если и шли кому-то навстречу, то только выборочно. При этом спрос на импортные продукты из-за повышающихся цен продолжает падать. В итоге многие сети предпочли сделать ставку на отечественные крупы, муку, соль и сахар, а также кондитерские изделия.
Налетай, не дешевеет!
Резкий рост цен на бакалею стал объектом пристального внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая ежемесячно мониторит рынки социально значимых продуктов питания (сахар, хлеб, растительное масло, молоко, мука). Например, ФАС провела расследование по поводу резкого повышения оптовых цен на сахар в декабре прошлого года — январе 2009-го: в Краснодарском крае, крупнейшем сахаропроизводящем регионе страны, они выросли с 15 до 21 рубля за килограмм. Но в итоге ведомство пришло к выводу, что в действиях производителей сахара не было злого умысла, а повышение цен носило сезонный характер. Причем цены продолжают расти как на дрожжах. Так, по данным Росстата, если с осени прошлого года стоимость сахара ежемесячно увеличивалась на 2—3%, то в феврале 2009 года они подскочили уже на 3,4%, а в марте — более чем на 3,7%. Учитывая, что практически все ингредиенты для производства свекольного сахара отечественные, получается, что результата в действиях ФАС никакого.
Но, даже несмотря на безудержный рост цен на продукты, россияне вспомнили старую привычку при приближении голодных времен делать запасы на антресолях. Причиной тому не страх перед возможным исчезновением продуктов и возвратом к гегемонии дефицита. Срабатывает известный принцип: оптом дешевле. «Эта тенденция означает существенные сдвиги в поведении потребителей, которые могут оказать влияние на распределение сил в ритейле», — говорит директор по исследованию компании Profi Online Research Виктория Соколова. На первое место в такой ситуации выходят сельскохозяйственные сезонные ярмарки, а также крупные дешевые мелкооптовые сети — «Реал», «Матрица», METRO Cash & Carry, «Ашан». Причем, как водится, про запас приобретаются исключительно «долгоиграющие» продукты. Так, в целом большинство россиян не видят выгоды или не имеют возможности покупать товары большими объемами — к такому способу прибегают лишь 8% участников исследования Qualitel Data Services. Покупки большими объемами более всего актуальны лишь для таких групп продуктов, как бакалея и макароны: по сравнению с ноябрем 2008-го число купивших макароны, сахар, соль и крупы впрок в марте 2009-го увеличилось с 9% до 13%. Это значит, что при затягивании кризиса многим россиянам придется вновь вернутся к скудному рациону начала 90-х. Недаром же число граждан, употребляющих макароны, за год увеличилось на 2%, и, по прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем этот продукт будет пользоваться еще большей популярностью. Впору разыскивать новые рецепты!

Из нашей памяти уже давно исчезли картины голодных 90-х с дешевыми продуктовыми наборами и недоступными для многих импортными гастрономическими изысками. Кризисный 2009-й обещает освежить память многих россиян.Недавно моя подруга жаловалась: в супермаркете, что рядом с домом, ей теперь приходится выискивать продукты подешевле. Это раньше она могла не глядя класть понравившуюся упаковку в корзину, а теперь приходится обращать внимание на ценники. «Дорогущие итальянские спагетти уже в прошлом, — вздыхала девушка. — Теперь я беру дешевые «советские» рожки». Заметно исхудавший кошелек сделал ее менее требовательной, и моя подруга, увы, не единственная жертва кризиса.
Изменение потребительского поведения налицо: согласно недавно проведенному исследованию маркетологов, в последнее время россияне вынуждены отказываться от ряда продуктов, искать более дешевые магазины, а также переходить на отечественные аналоги импортных продовольственных товаров. Некоторые вспомнили дефицитные 90-е и забивают холодильники, кладовки и балконы едой впрок. Примечательно, что меньше всего люди экономят на детском питании, табачных изделиях и фруктах. А вот расходы на макаронную продукцию и бакалею (крупы, соль, сахар и т.д.) стараются снизить более трети россиян.
С одной стороны, это продукты первой необходимости, столь необходимые для поддержания сбалансированного рациона, от них люди не откажутся, даже находясь в тяжелых материальных условиях. С другой стороны, производители, а вслед за ними и ритейлеры не стесняются поднимать на бакалейные товары цены. А потому россияне, не отказываясь от них полностью, предпочитают искать на полках более доступные виды продукции.
Удар по карману

По данным Росстата, за январь—февраль 2009 года произведено 206,8 тыс. тонн круп, что на 29,1% больше, чем за тот же период 2008 года. Наиболее резко выросло производство пшена — на 62,2%. Производство гречки выросло на 20,2%, риса — на 16,6%, прочих круп — на 5,5%, а запасы сахара на начало 2009 года выросли на 15% относительно 2008 года и составили 2,92 млн тонн. Между тем стоимость этой продукции растет, по отдельным категориям скачок цен за последние три месяца составил 40%. Производители объясняют «бунты цен» девальвацией рубля, ростом цен на сырье и увеличением кредитных ставок. Впрочем, в «думах о народе» ряд производителей решил подправить свою продуктовую линейку и ввести антикризисные предложения. Если в 90-е годы в России выпекали булки с добавлением гороха — дешево и сытно, — то нынешнее «ноу-хау», позволяющее пекарям экономить на ингредиентах, — это использование сои. По словам президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Канцельсона, такой хлеб будет иметь в своем составе только молоко и соевую муку, а значит, себестоимость продукта окажется ниже, чем других хлебобулочных изделий. Для россиянина соевая буханка обойдется всего в 6—8 рублей. Роспотребнадзор уже одобрил новый, «антикризисный» продукт и даже рекомендовал печь его во всех уголках страны. Урезание затрат за счет качества могло бы быть понятно, если бы у пекарей наблюдались проблемы со сбытом, но исследования маркетологов показывают, что хлеба в кризис покупать меньше не будут. По данным Profi Online Research, на первом месте среди товаров, на которых, несмотря на кризис, большинство респондентов экономить не собираются ни при каких условиях, оказался хлеб. Напрашивается вывод: наличие соевых буханок по 6—8 рублей позволит производителям взвинчивать цены на остальные виды хлеба.
Определенную лепту вносят и торговые сети, накручивающие цены на товары. Свои действия они объясняют высокой закредитованностью и необходимостью платить по долгам. С другой стороны, ритейлеры стараются не терять клиентов. К примеру, некоторые («Перекресток», «Седьмой континет», «Ашан», «Дикси» и др.) выпускают ряд продуктов под собственной маркой, при этом они на треть дешевле аналогов. «Ашан» решил запустить в кризисное время еще одну торговую марку и выпускать по ней более 500 наименований. «Товары под собственными марками традиционно на 20—30% дешевле товаров известных марок, так как в этом случае нет затрат на дорогую упаковку и мы не занимаемся рекламным продвижением товаров», — поясняет Матье Кобаррер, директор «Ашана» по производству товаров под собственными торговыми марками.
Кроме того, ритейлеры стараются уменьшать долю иностранных брендов в своем ассортименте. Это касается и бакалеи. В январе иностранные производители бакалейной продукции («Севко», «Мистраль», Corrado и «Помидорпром») написали ритейлерам письмо, в котором предложили изменить механизм ценообразования из-за резких колебаний валютного курса. Они хотели договориться с магазинами об изменении цен не раз в квартал, как прежде, а каждые десять дней. К ним присоединились и отечественные компании, использующие импортные ингредиенты.
Затем бакалейщики-импортеры стали требовать права внеочередного увеличения цен в случае изменения валютного курса более чем на 5% и отмены штрафов за недопоставки и остановки отгрузок товаров. Однако ритейлеры если и шли кому-то навстречу, то только выборочно. При этом спрос на импортные продукты из-за повышающихся цен продолжает падать. В итоге многие сети предпочли сделать ставку на отечественные крупы, муку, соль и сахар, а также кондитерские изделия.
Налетай, не дешевеет!

Резкий рост цен на бакалею стал объектом пристального внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая ежемесячно мониторит рынки социально значимых продуктов питания (сахар, хлеб, растительное масло, молоко, мука). Например, ФАС провела расследование по поводу резкого повышения оптовых цен на сахар в декабре прошлого года — январе 2009-го: в Краснодарском крае, крупнейшем сахаропроизводящем регионе страны, они выросли с 15 до 21 рубля за килограмм. Но в итоге ведомство пришло к выводу, что в действиях производителей сахара не было злого умысла, а повышение цен носило сезонный характер. Причем цены продолжают расти как на дрожжах. Так, по данным Росстата, если с осени прошлого года стоимость сахара ежемесячно увеличивалась на 2—3%, то в феврале 2009 года они подскочили уже на 3,4%, а в марте — более чем на 3,7%. Учитывая, что практически все ингредиенты для производства свекольного сахара отечественные, получается, что результата в действиях ФАС никакого.
Но, даже несмотря на безудержный рост цен на продукты, россияне вспомнили старую привычку при приближении голодных времен делать запасы на антресолях. Причиной тому не страх перед возможным исчезновением продуктов и возвратом к гегемонии дефицита. Срабатывает известный принцип: оптом дешевле. «Эта тенденция означает существенные сдвиги в поведении потребителей, которые могут оказать влияние на распределение сил в ритейле», — говорит директор по исследованию компании Profi Online Research Виктория Соколова. На первое место в такой ситуации выходят сельскохозяйственные сезонные ярмарки, а также крупные дешевые мелкооптовые сети — «Реал», «Матрица», METRO Cash & Carry, «Ашан». Причем, как водится, про запас приобретаются исключительно «долгоиграющие» продукты. Так, в целом большинство россиян не видят выгоды или не имеют возможности покупать товары большими объемами — к такому способу прибегают лишь 8% участников исследования Qualitel Data Services. Покупки большими объемами более всего актуальны лишь для таких групп продуктов, как бакалея и макароны: по сравнению с ноябрем 2008-го число купивших макароны, сахар, соль и крупы впрок в марте 2009-го увеличилось с 9% до 13%. Это значит, что при затягивании кризиса многим россиянам придется вновь вернутся к скудному рациону начала 90-х. Недаром же число граждан, употребляющих макароны, за год увеличилось на 2%, и, по прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем этот продукт будет пользоваться еще большей популярностью. Впору разыскивать новые рецепты!

График 1

Структура стоимости минимального набора продуктов питания (процент, в пересчете на одного человека)

-МясопродуктыПродукты из рыбыЖиры Молочные продуктыЯйцаСахар Хлеб, крупы и макаронные изделияОвощи, фруктыПрочие
Февраль 2008 года 18,54,14,618,62,82,022,324,92,2
Февраль 2009 года204,34,718,32,52,124,321,32,5
Источник: Росстат.

График 2

Макаронные изделия в рационе россиян (процент)

-20072008
Потребляют 85,486,3
Не потребляют 14,613,7
Источник: COMCON.

График 3

Как отразился кризис на спросе на бакалею? (процент)

-ноябрь 2008 годамарт 2009 года
Экономят2230
Купили впрок, про запас913
Источник: COMCON.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».