25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Лаборатория легкомыслия"

Архивная публикация 2011 года: "Лаборатория легкомыслия"

Ежегодно на крючок к электронным мошенникам попадают миллионы людей. Желая познать природу доверчивости, ученые исследуют уловки обманщиков. Кошмар начался незадолго до Рождества. Накануне вечером 59-летняя Занда Вайгль исполняла перед берлинской публикой цыганские романсы. Наутро проверить электронную почту не удалось, кто-то сменил пароль. Зато стал разрываться мобильник: друзья предлагали помочь деньгами. С чего бы это?
Получив доступ к почтовому аккаунту певицы, интернет-преступники разослали письма с криком о помощи почти на 600 адресов из списка ее контактов. Они просили срочно перевести деньги в филиал платежной системы Western Union в британском городке Ньюкасл.
Все в подложном письме наталкивало на сомнения: и неуверенный английский, и уклончивое объяснение ("некоторые проблемы"), и просьба не звонить ("Лучше обсуждать этот вопрос только по электронке"). Однако приемчик сработал! "Просто невероятно - мне возжелало помочь огромное количество народа", - изумляется Вайгль.
По оценкам лондонского ведомства по защите потребителей, на предложения интернет-жуликов ежегодно "ведутся" свыше 3 млн британских граждан. Ущерб исчисляется более чем 4 млрд евро.
Почему люди, которым и в голову бы не пришло ссудить деньги незнакомому человеку на улице, в Интернете вдруг отбрасывают всякую осмотрительность? Сегодня эта загадка становится отдельной областью научных исканий.
"Обманщики действуют все более целенаправленно, индивидуализированно", - констатирует руководитель Института интернет-безопасности в Гельзенкирхене Норберт Польманн. По его данным, примерно каждый двадцатый компьютер инфицирован вредоносным программным обеспечением, способным воровать пароли для доступа к почтовым аккаунтам.
Получив их, преступники приступают к так называемому целенаправленному фишингу: массовой рассылке индивидуализированного спама. "Многие мошенники - это тонкие психологи, - сетует ученый Стивен Гринспен. -Они апеллируют к сильнейшим факторам мотивации: алчности, страху, жажде удовольствий, состраданию".
Одну из своих книг Гринспен посвятил феномену доверчивости. "Это практически неисследованная область, - говорит он. - Как ни странно, нельзя утверждать, что излишняя легковерность всегда свидетельствует о глупости". За примером далеко ходить не надо: психолог и сам потерял крупную сумму в результате уловок биржевого мошенника из Нью-Йорка Бернарда Мэдоффа, завлекавшего "клиентов" мнимой возможностью колоссальной прибыли.
Даже сэр Исаак Ньютон, один из умнейших людей своего времени, стал жертвой финансовых жуликов, когда в 1720 году потерпела банкротство "Компания Южных морей". Отец-основатель современной физики лишился 20 тыс. фунтов стерлингов, что равнялось годовому заработку 400 ремесленников. Ученый озадаченно констатировал: "Я в силах предсказать движение небесных тел, но не человеческое безумие".
Этот пробел собирается восполнить Стивен Ли из Эксетерского университета на юго-западе Англии. Психолог черпает вдохновение из творений интернет-обманщиков; он убежден, что их послания - это точные зонды, которые помогут исследовать неизведанную область сознания - зону между интеллектом и интуицией.
Проанализировав письма мошенников, Ли выявил повторяющиеся шаблоны. Получателю сулят нечто весьма соблазнительное - как правило, деньги или признание. Обманщики стараются, чтобы жертва оказалась как бы в цейтноте, пытаются вызвать доверие, настаивают на конфиденциальности, всеми средствами склоняют хотя бы к минимальному взаимодействию: тот, кто однажды ответил им, на эмоциональном уровне чувствует себя обязанным.
Ли создал своего рода "лабораторию доверчивости". В качестве наживки профессор разослал 10 000 заманчивых "предложений", чтобы затем опросить "жертв". Получилась следующая картина:
- внимательность не защищает от злоумышленников: чем тщательнее изучаешь предложение, тем больше вероятность, что "клюнешь";
- знания сами по себе мало полезны: многие пострадавшие хорошо разбирались в той области, к которой относился предмет мошенничества;
- самое надежное средство - игнорировать "наживку": если не вчитываться в письмо, первое же предложение которого вызывает сомнения, в ловушку не попадешь.
Легковерностью страдает как минимум каждый десятый житель планеты. Парадоксальным образом многие "хронические жертвы", как их называет сам Ли, в остальном неплохо устраиваются в жизни. "Очевидно, определенная готовность рисковать имеет свои преимущества", - полагает он.

Ежегодно на крючок к электронным мошенникам попадают миллионы людей. Желая познать природу доверчивости, ученые исследуют уловки обманщиков. Кошмар начался незадолго до Рождества. Накануне вечером 59-летняя Занда Вайгль исполняла перед берлинской публикой цыганские романсы. Наутро проверить электронную почту не удалось, кто-то сменил пароль. Зато стал разрываться мобильник: друзья предлагали помочь деньгами. С чего бы это?
Получив доступ к почтовому аккаунту певицы, интернет-преступники разослали письма с криком о помощи почти на 600 адресов из списка ее контактов. Они просили срочно перевести деньги в филиал платежной системы Western Union в британском городке Ньюкасл.
Все в подложном письме наталкивало на сомнения: и неуверенный английский, и уклончивое объяснение ("некоторые проблемы"), и просьба не звонить ("Лучше обсуждать этот вопрос только по электронке"). Однако приемчик сработал! "Просто невероятно - мне возжелало помочь огромное количество народа", - изумляется Вайгль.
По оценкам лондонского ведомства по защите потребителей, на предложения интернет-жуликов ежегодно "ведутся" свыше 3 млн британских граждан. Ущерб исчисляется более чем 4 млрд евро.
Почему люди, которым и в голову бы не пришло ссудить деньги незнакомому человеку на улице, в Интернете вдруг отбрасывают всякую осмотрительность? Сегодня эта загадка становится отдельной областью научных исканий.
"Обманщики действуют все более целенаправленно, индивидуализированно", - констатирует руководитель Института интернет-безопасности в Гельзенкирхене Норберт Польманн. По его данным, примерно каждый двадцатый компьютер инфицирован вредоносным программным обеспечением, способным воровать пароли для доступа к почтовым аккаунтам.
Получив их, преступники приступают к так называемому целенаправленному фишингу: массовой рассылке индивидуализированного спама. "Многие мошенники - это тонкие психологи, - сетует ученый Стивен Гринспен. -Они апеллируют к сильнейшим факторам мотивации: алчности, страху, жажде удовольствий, состраданию".
Одну из своих книг Гринспен посвятил феномену доверчивости. "Это практически неисследованная область, - говорит он. - Как ни странно, нельзя утверждать, что излишняя легковерность всегда свидетельствует о глупости". За примером далеко ходить не надо: психолог и сам потерял крупную сумму в результате уловок биржевого мошенника из Нью-Йорка Бернарда Мэдоффа, завлекавшего "клиентов" мнимой возможностью колоссальной прибыли.
Даже сэр Исаак Ньютон, один из умнейших людей своего времени, стал жертвой финансовых жуликов, когда в 1720 году потерпела банкротство "Компания Южных морей". Отец-основатель современной физики лишился 20 тыс. фунтов стерлингов, что равнялось годовому заработку 400 ремесленников. Ученый озадаченно констатировал: "Я в силах предсказать движение небесных тел, но не человеческое безумие".
Этот пробел собирается восполнить Стивен Ли из Эксетерского университета на юго-западе Англии. Психолог черпает вдохновение из творений интернет-обманщиков; он убежден, что их послания - это точные зонды, которые помогут исследовать неизведанную область сознания - зону между интеллектом и интуицией.
Проанализировав письма мошенников, Ли выявил повторяющиеся шаблоны. Получателю сулят нечто весьма соблазнительное - как правило, деньги или признание. Обманщики стараются, чтобы жертва оказалась как бы в цейтноте, пытаются вызвать доверие, настаивают на конфиденциальности, всеми средствами склоняют хотя бы к минимальному взаимодействию: тот, кто однажды ответил им, на эмоциональном уровне чувствует себя обязанным.
Ли создал своего рода "лабораторию доверчивости". В качестве наживки профессор разослал 10 000 заманчивых "предложений", чтобы затем опросить "жертв". Получилась следующая картина:
- внимательность не защищает от злоумышленников: чем тщательнее изучаешь предложение, тем больше вероятность, что "клюнешь";
- знания сами по себе мало полезны: многие пострадавшие хорошо разбирались в той области, к которой относился предмет мошенничества;
- самое надежное средство - игнорировать "наживку": если не вчитываться в письмо, первое же предложение которого вызывает сомнения, в ловушку не попадешь.
Легковерностью страдает как минимум каждый десятый житель планеты. Парадоксальным образом многие "хронические жертвы", как их называет сам Ли, в остальном неплохо устраиваются в жизни. "Очевидно, определенная готовность рисковать имеет свои преимущества", - полагает он.

"Дорогой друг
Наверно это письмо вас удивит, но это правда. В ходе плановой проверке в моем банке (Standard Bank из ЮАР) в котором я работаю, я обнаружил неиспользуемый счет, на котором в настоящий момент лежит 12 500 000 (двенадцать миллионов пятьсот тысяч долларов США).
Этот счет принадлежал г-ну Манфреду Беккеру, который был клиентом нашего банка, но к сожалению умер. Г-н Беккер был по национальности немцем. Чтобы я смог воспользоваться этими деньгами 12 500 000 долларов, мне нужно сотрудничество Партнера за рубежом, такого как Вы, которого я бы представил родственником и наследником усопшего г-на Беккера, чтобы мы могли воспользоваться этими деньги.
За такую поддержку Вы получите 30% от суммы наследства, а остальные 70% я разделю со своими коллегами, которые тоже помогут мне в связи с данной трансакцией. В случае интереса с Вашей стороны, я прошу Вас направить мне письмо, чтобы я проинформировал Вас подробнее.
Пожалуйста, пришлите ответ на следующий адрес: (martinsweberdito@XXXXXXXX.com).
С уважением, Мартинс Вебер Дито"

Фишинговая рассылка (сохранен стиль и ошибки оригинала)

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».