Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Лазарь ШАУЛОВ: «Нам есть куда расти»"

Высокая конкуренция в сегменте отделочных материалов стала мощным стимулом для диверсификации бизнеса компаний, специализирующихся на их производстве.   Российский рынок строительных материалов растет такими же стремительными темпами, как и рынок недвижимости. Поскольку 90% новых квартир в массовом многоэтажном жилье сдается без внутренней отделки и их хозяева закупают разнообразные материалы сами, сегмент отделочных материалов развивается особенно бурно. В последние несколько лет объем отечественного рынка отделочных материалов растет в среднем на 15% в год. Судя по всему, в ближайшую пятилетку высокий уровень спроса на стройматериалы сохранится, потому что в условиях кризиса на мировых финансовых рынках и при инфляции, превышающей ставки банковских депозитов, население предпочитает инвестировать свои накопления в недвижимость. По данным аналитиков, в 2007 году общий объем рынка отделочных материалов в РФ превысил 7 млрд евро.
   Звездой отрасли стал занимающий примерно пятую часть общего объема рынка сегмент керамической плитки и керамогранита, который в 2006 году вырос на 35,2% (до 147,4 млн кв. м). При этом львиная доля керамической отделочной продукции — 81% — была произведена в России. В 2007 году объем продаж плитки и керамогранита вырос еще на 14,4% — до 168,6 млн кв. м — и оценивался экспертами примерно в $2 млрд.
   Рынок керамических отделочных материалов достаточно конкурентен, только на рынке плитки присутствует около 30 крупных производителей. Лидирует на рынке холдинг «ЮниТайл» (UNITILE), который в 2007 году занял почти четверть российского рынка керамической плитки и керамогранита. Глава холдинга UNITILE Лазарь Шаулов рассказал «Профилю», почему его компания решила осваивать новые сегменты рынка и каковы стратегические планы холдинга в основном бизнесе.
   — С чем связан ребрендинг, ведь раньше ваша компания называлась «Стройфарфор»?
   — «Стройфарфор» — это название одного из наших заводов, именно с этого предприятия начиналось формирование холдинга. Когда мы пришли на «Стройфарфор», завод выпускал небрендированную облицовочную плитку. Поэтому мы с замдиректора по производству Иваном Образцовым и придумали неприхотливое название — «Шахтинская плитка». В 2000 или 2001 году мы запатентовали этот бренд. В те времена на название предприятия мы особого внимания не обращали — слишком много проблем предстояло срочно решать. Мы модернизировали оборудование, приобретали предприятия и сырьевые карьеры. Постепенно холдинг занял лидирующие позиции в отрасли, и это повлекло за собой новые реформы. Потребовалась централизация управления производством, закупками и продажами. В итоге мы построили вертикально интегрированную структуру. В качестве последней точки в этой сложной работе мы подвели все активы под новый бренд — «ЮниТайл».
   — Какого эффекта компания ожидает от реорганизации структуры управления?
   — Мы считаем, что это повысит эффективность управления всеми структурными подразделениями и функциями холдинга. Ощутимые результаты уже есть. Эффективнее работают ресурсы, быстрее запускаются производственные линии, снижается себестоимость продукции, уменьшаются затраты на логистику. Сократился временной промежуток между принятием решения и его реализацией. За счет унификации технологий во всех структурах холдинга снижаются издержки на административные функции.
   — Новая оргструктура компании матричная, то есть предполагает двойное подчинение управленцев предприятий холдинга: как гендиректору предприятия, так и головной компании. Как будут разделяться полномочия между двумя центрами ответственности? Не снизится ли эффективность производственных единиц из-за централизации всех основных бизнес-функций в рамках управляющей компании?
   — Руководитель структурного подразделения отвечает за оперативное планирование и выполнение оперативного плана, а также за соблюдение унифицированных технологий. Управляющая компания должна обеспечить руководителя структурного подразделения ясной стратегией и методологией, обеспечить учет и контроль. Такой подход уже значительно повысил эффективность производственных единиц, и мы видим потенциал для дальнейшего роста эффективности. Связано это с тем, что четко прописаны рамки полномочий руководителя, его ответственности и дана возможность принимать самостоятельные решения.
   — За последние два года «ЮниТайл» провел несколько сделок по приобретению производственных предприятий в сегменте керамики. Расскажите о том, как удалось интегрировать активы в состав холдинга.
   — Управлять столь мощным производством, размещенным на географически удаленных территориях, просто невозможно без интеграции в единую структуру. Самое главное было в том, чтобы выстроить единые технологии и структуру производства с учетом возможностей новых предприятий. Первоначально на каждой площадке существовала своя структура организации производства. Мы тиражировали успешную структуру производства «Стройфарфора» на питерской и воронежской площадках. Сейчас они функционируют как равноценные подразделения, управляемые централизованно. Это единая система управления технологиями, обеспечения сырьем, технического обслуживания производственного оборудования. Единый центр курирует технологии производства на каждой из площадок, оптимально строит логистику готовой продукции с этих площадок в различные регионы.
   — Выходит ли «ЮниТайл» в новые для себя сегменты стройиндустрии?
   — Да. Холдинг регулярно осваивает производство новых продуктов и выходит на новые рынки. Сначала мы выпускали только облицовочную плитку, потом освоили рынок керамогранита. Затем мы запустили производство сухих строительных смесей. Теперь потребитель может покупать не только облицовочную плитку или керамогранит, но и сухую смесь для укладки нашего основного продукта. Очень скоро у нас появится еще один новый продукт — облицовочный кирпич. Строительство кирпичного завода в Ростовской области завершается, он будет запущен в июне.
   — Почему вы решили войти именно в сегмент производства кирпича, какая здесь связь с выпуском плитки?
   — Мы изучали рынок облицовочного кирпича, и оказалось, что конкуренция на нем довольно слабая, а перспективы на фоне общего роста рынка стройматериалов очень хорошие. Для его производства у нас есть идеальная сырьевая база. Добываемое в Ростовской области сырье подходит не только для тонкой керамики (керамической плитки) — те сорта глины, которые не годятся для плитки, оптимальны для производства грубой керамики, то есть облицовочного кирпича. Получается безотходная технология.
   — У вас есть собственная строительная компания. Планируете ли вы по примеру некоторых других компаний стройиндустрии, например ЛСР, выходить в сегмент девелопмента?
   — Наша строительная компания обеспечивает прежде всего внутренние потребности холдинга. Например, сейчас она заканчивает строительство кирпичного завода. В планах холдинга — строительство еще нескольких кирпичных заводов, так что у строительной компании есть крупные проекты в рамках холдинга. Когда собственных проектов нет, она берет сторонние заказы, но в целом выполняет, скорее, обеспечивающую функцию по отношению к другим предприятиям холдинга.
   — Каковы инвестпрограмма и стратегические цели холдинга на ближайшие несколько лет?
   — Стратегия развития «ЮниТайл» определена на много лет вперед, а период действия конкретных планов развития холдинга составляет пять лет. В ближайшие пять лет холдинг будет продолжать наращивать мощности основного производства. По существующему плану к началу 2009 года суммарные мощности по производству керамической плитки и керамогранита будут увеличены до 50 млн кв. м в год. Для реализации этих планов разработана инвестиционная программа, превышающая 50 млн евро, это объем инвестиций только на 2008 год. Также планируются капиталовложения в развитие логистики, системы продаж и информационной инфраструктуры. За ближайшие 5 лет в развитие производственных и логистических мощностей, а также в совершенствование системы управления будет вложено порядка 300 млн евро. В результате уже в этом году доля «ЮниТайл» на рынке керамической плитки и керамогранита должна увеличиться с 22% до 30%.
   — Есть ли у компании резервы по сокращению операционных затрат?
   — Да, резервы еще есть. Работа по выявлению новых возможностей сокращения издержек ведется постоянно. Действуют программы по использованию обнаруженных резервов. Например, сейчас мы заняты систематизацией логистических операций в рамках холдинга. В апреле стартует проект по внедрению единого информационного пространства во всем холдинге. Это приведет к снижению запасов сырья и материалов, увеличению скорости оборачиваемости готовой продукции, повысит производительность каждого сотрудника в сфере продаж, позволит более оперативно принимать управленческие решения. Возможное сокращение затрат очевидно.
   — На какие средства предполагает развиваться компания? Планируется ли размещать долговые обязательства или акции на фондовом рынке?
   — Развитие компании планируется на средства, получаемые из разных источников. В первую очередь это доходы от текущей операционной деятельности, а также кредиты. Учитывая наши обширные планы, мы будем использовать и другие методы финансирования проектов. Что касается рынков публичного заимствования, дебютный облигационный заем «ЮниТайл» уже зарегистрирован в ФСФР и планируется к размещению в течение 2008 года.
   — Планирует ли «ЮниТайл» дальнейшие сделки по слияниям и поглощениям или строительство новых предприятий и в каких сегментах стройиндустрии? В частности, за пределами России, например на Украине, где у вас есть сырьевые активы?
   — Я думаю, что о подобных сделках говорить пока рано. У нас высокие требования к активам. Если будут достойные предложения, в которых мы увидим интересные перспективы, они будут рассматриваться. Инвестиции в новое строительство, безусловно, планируются. Ближайший проект — еще один кирпичный завод в Ростовской области мощностью 120 млн шт. в год. Мы пока не планируем строить предприятия за пределами России. На рынке Украины мы работаем через наше экспортное подразделение, а украинское сырье используется на шахтинской площадке.
   — Известно, что «ЮниТайл» приобретает права на дизайн облицовочной керамической плитки у итальянских и испанских студий. Какова средняя цена одной коллекции? Такой способ решения вопроса эффективнее, чем создание собственной дизайн-студии?
   — Это зависит от коллекции. Стоимость может колебаться от 3 до 10 тыс. евро за коллекцию. Италия и Испания остаются странами, которые задают новые тенденции в керамической моде. Мы используем их разработки, но перед запуском в производство новых коллекций обязательно тестируем все разработанные дизайны, чтобы они отвечали запросам российского потребителя.
   Нужно учитывать, что дизайн керамической плитки — это не дизайн одежды или интерьера. Здесь требуются специальные знания. Дизайнер-керамист должен прекрасно разбираться в технологии производства, знать особенности всех компонентов — красителей, глазурей, различных добавок. Таких специалистов в России в настоящее время практически нет.
   — Расскажите подробнее, какие изменения после реорганизации произошли в сбытовой структуре «ЮниТайл», изменилась ли система продаж продукции компании.
   — Наша система дистрибуции давно и успешно работает. Мы выстроили ее фактически с нуля. Развитие происходило постепенно, параллельно с модернизацией производства. Сначала открывались отдельные представительства «Евротайл-Дистрибьюшн» в разных городах, затем мы объединили их в национальную сеть. Появилось экспортное подразделение, которое поставляет продукцию в страны СНГ. Сейчас «Евротайл-Дистрибьюшн» работает с очень широким сегментом целевых потребителей. Клиенты сети — крупные оптовые операторы, строительные компании, супермаркеты DIY-формата, ритейлеры. Сегодня мы имеем очень мощную сбытовую систему — одну из крупнейших на рынке материалов для строительства. При этом развитие сбытовой структуры остается одним из ключевых направлений развития холдинга. Наши планы по увеличению объемов продаж, по расширению дистрибуции обеспечены постоянно действующими программами развития структуры и команды продаж, улучшения логистики и системным маркетингом. Развитие сбытовой структуры холдинга идет по трем направлениям: первое — постоянное повышение компетенции сотрудников (регулярные тренинги плюс привлечение в компанию лучших профессионалов в продажах), второе — анализ и улучшение технологии организации продаж, третье — получение обратной связи от клиентов и «заточка» условий работы сбыта под клиента. Холдинг активно инвестирует в маркетинг и на этапе изучения рынка, и на этапе разработки маркетинговых продуктов, и на этапе продвижения продукции. Также мы целенаправленно инвестируем в бренд. Мы разрабатываем инновационные подходы для стимулирования сбыта и популяризации наших продуктов. Например, реализуем масштабные трейд-маркетинговые программы. Наши успехи на рынке подтверждают, что такой подход к организации маркетинга и продаж эффективен и служит залогом реализации стратегических планов холдинга.
   — Какое влияние на бизнес вашей компании оказывает конкуренция с испанскими и итальянскими производителями, задающими тон в мировой керамической отрасли?
   — С испанцами и итальянцами мы решили не конкурировать, а сотрудничать. Например, наш технический директор — итальянец, у него большой опыт запуска производств в разных странах. Мы используем итальянские технологии, а наше оборудование даже современнее, чем на итальянских фабриках, так как было установлено в течение последних лет. При этом европейцы предпочитают работать в более узких, более дорогих сегментах, мы же ориентируемся на массового потребителя со средним уровнем доходов. Потенциал нашей сбытовой структуры позволяет продавать больший объем продукции, чем мы производим. Поэтому мы расширили ассортимент дистрибьюторской сети в сторону более высоких ценовых сегментов, «ЮниТайл» стал дистрибьютором итальянской плитки.
   — Сейчас вы производите керамогранитную плитку, а в этом сегменте были достаточно сильные позиции у производителей из КНР. Как «ЮниТайл» планирует наращивать свою долю?
   — Производители из КНР заметны во многих отраслях, но о серьезной конкуренции пока речь не идет. Особенности их продукции — низкая цена и соответствующее качество. Но и наш потребитель уже не тот, что раньше. Уровень доходов россиян растет, люди уже не хотят покупать «какую-нибудь» плитку. У китайской продукции не очень хороший имидж с точки зрения конечного потребителя. Влиятели — мастера-плиточники, дизайнеры — предпочитают иметь дело с проверенным брендом. «ЮниТайл» предлагает продукцию европейского уровня качества и дизайна по российским ценам, а «Шахтинская плитка» — известный бренд с хорошей репутацией.
   По сегменту керамогранита у нас серьезные планы, это одно из приоритетных направлений развития холдинга. Примерно половина наших новых коллекций — это именно коллекции керамогранита, в том числе популярные сегодня крупные форматы. В последнее время мы производим полные коллекции, включающие помимо фоновой плитки бордюры и декоры. Таких коллекций керамогранита на рынке немного.
   — Какова кадровая политика «ЮниТайл»? Расскажите о программах мотивации своих сотрудников и о программах работы с молодыми специалистами.
   — Мы рассматриваем персонал как важнейший нематериальный актив и целенаправленно инвестируем в его развитие и социальную поддержку. На ближайшее время основная наша задача — внедрение единой системы мотивации, обучения персонала, единых социальных программ на всех площадках холдинга.
   — Каковы прогнозы компании на ближайшие несколько лет относительно развития российского рынка стройиндустрии, в частности в тех сегментах производства, в которых работает «ЮниТайл»?
   — Все рынки, на которых мы работаем, очень перспективны. Если взять рынок облицовочной плитки и керамогранита, его ежегодный рост составляет 15—20%. Рынок кирпича в прошлом году вырос на 11%, сухих строительных смесей — на 20%. Мы считаем, что в ближайшие годы высокие темпы роста сохранятся. Есть еще одна интересная тенденция, которая набирает обороты в России, и мы ее поддерживаем. Это использование керамических материалов за пределами кухни и ванной. Здоровый образ жизни сейчас в моде, а более безопасного отделочного материала, чем керамика, вы не найдете. В Европе это давно поняли, там оформляют керамическими отделочными материалами гостиные, холлы, спальни. Современные технологии «теплого пола» легко решают вопрос подогрева покрытия. Для офисных, торговых и промышленных помещений, для облицовки фасадов альтернативы керамограниту, сравнимой с ним по эстетическим и техническим характеристикам, по сути, нет. Так что нам есть куда расти.





   Холдинг «ЮниТайл» — ключевой игрок российского рынка керамических отделочных материалов. Холдинг производит керамическую плитку, керамогранит, сухие строительные смеси, облицовочный кирпич, а также сырье для керамической промышленности.
   В состав холдинга входят пять производственных площадок (ОАО «Стройфарфор», г. Шахты, ОАО «Воронежский керамический завод», г. Воронеж, ОАО «Кварц», г. Никольское, ОАО «ВКТГ», ст. Владимировская, ООО «УкрРосКаолин», г. Донецк, Украина), сеть коммерческих представительств «Евротайл-Дистрибьюшн» (21 представительство в России и СНГ), ряд других предприятий.
   Объем выручки в 2006 году составил
   2,75 млрд рублей, в 2007-м — 5,35 млрд рублей.
   Штат сотрудников — более 4 тыс. человек.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK