Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "ЛЕДИ ЭТИКЕТ"

Леди Элизабет ЭНСОН — кузина королевы Англии Елизаветы II. Леди Элизабет привезла в Россию дорогое виски. Это патриотизм. А заодно исподволь следила за нашим этикетом. Это любопытство. Профессиональное. Потому что леди Энсон — блюститель этикета при дворе.— Наше интервью состоится в 10.40, — приветливо улыбнулась леди Энсон. — Нет, пожалуй, в 10.45.

Мы поняли: опоздать невозможно. И все-таки опоздали. На 10 минут. Было ужасно неловко объяснять леди, что в Москве пробки и все такое.

Леди Энсон сделала вид, что нашего опоздания не заметила.

Спишем на русское раздолбайство.

Патриотизм на бизнесе

— Вы презентовали здесь виски, сделанное в честь коронации вашей кузины Елизаветы. А что предпочитаете сами? Виски или другой напиток?

— Если честно, то я бы предпочла пить воду.

— Промоушн виски для вас — это бизнес или проявление патриотизма?

— Конечно, это более патриотизм, так как это виски было создано к коронации королевы Елизаветы Второй. Поэтому — скажем больше — это и семейный патриотизм. 

Не уверен — извинись

— Вы большой знаток королевского этикета. А случалось ли вам попадать в казусные ситуации и как вы из них выходили?

— В каждой стране есть свои нюансы этикета, о которых вас просто могут не предупредить. Вот, например, была я на приеме у короля и королевы Таиланда. По их обычаям, в присутствии царственных особ нельзя сидеть скрестив ноги. Я этого не знала. Закинула ногу на ногу и с удивлением ловила на себе раздраженные взгляды приближенных короля. Кроме того, я была в босоножках и большой палец ноги был направлен именно на короля. Неслыханная дерзость, по их правилам. Крайнее неуважение. Когда я узнала об этом, то, конечно, подошла и извинилась. И король, конечно, меня простил, сказав, что он вообще-то человек европейского воспитания и на такие нюансы этикета смотрит сквозь пальцы.

— Что посоветуете делать человеку, попавшему в неловкую ситуацию?

— Извиниться. Это поможет вам сохранить лицо, снимет напряжение. 

Профессией выбрала праздники

— Вы — профессиональный организатор праздников высоких особ. Какой праздник вы мечтали бы устроить и какие праздники сильнее всего любите?

— Я люблю организовывать любые праздники. Больше эмоций и волнений уходит на свадьбы. Я организовала свадьбу старшего сына короля Греции. Торжество длилось четыре дня, молодых поздравили 1600 гостей. Плотность их была такова, что даже коронованные особы передвигались на автобусе. Мне постоянно приходилось подгонять опоздавших. Но мероприятие прошло успешно.

Мой папа, который был военным, говорил: сможешь накормить 8 человек — накормишь с успехом и 100, и больше. Дело техники. Папин характер передался мне по наследству. Я — четкий человек. Могу быстро выстроить всех в шеренгу и навести порядок.

— Почему вы вообще решили заняться столь хлопотным бизнесом — организацией торжеств?

— Когда мне было 18 лет, я стала дебютанткой. (В 18 лет девушек из аристократических семей вывозят на бал. В свет. Называют их дебютантками. Такие балы проходят раз в году. С этого момента девушка считается дамой высшего общества. — «Профиль».) Моих родителей не было в стране. Этот праздник я организовала сама. И поняла, что у меня может получиться. 

— И с какими сложностями в этом бизнесе вы столкнулись прежде всего?

— Самая большая сложность заключалась в том, что у нас в стране 18-летнего человека, пожелавшего заняться бизнесом, не принимают всерьез!

— Как отнеслись родители к вашему решению?

— Мой отчим был в ярости. Он думал, что у меня достаточно образования, чтобы заниматься более «интеллигентным» делом. Но он был человеком отходчивым и в конце концов решил, что каждый должен делать то, что у него лучше всего получается.

— В вашем бизнесе невозможно обойтись без накладок и нестыковок. Можете вспомнить подобный случай?

— Было такое. Однажды мы натянули тент для приемов под открытым небом. Он рухнул. К счастью, никто не пострадал. Это случилось за несколько часов до начала торжества. После этого меня еще долго бросало в дрожь от мысли, что могло бы случиться, упади тент двумя часами позже.

Принц обижается на «сэр»

— Теряют ли нынешние члены королевской семьи традиции? Отношение к этикету по-прежнему трепетное или уже нет?


— Безусловно, формальностей стало меньше. Например, юные принцы не любят, когда к ним обращаются «сэр». Принцу Чарльзу, их отцу, это не очень по душе, но он принимает их требование. 

— С какого возраста вы советуете учить ребенка этикету?

— Давайте разберемся, что такое этикет в современном мире. Прежде всего это уважение к другому человеку. Но не пустые формальности, обременяющие жизнь. Этикет меняется. Например, еще 15 лет назад представитель английской аристократии, получая приглашение на свадьбу, ревностно изучал, на какой бумаге оно напечатано, каким шрифтом, какова глубина оттиска. И не дай бог какая-то мелочь была бы не соблюдена! Сегодня все не так. Приглашения посылают по электронной почте, и никого это не оскорбляет.

А о том, когда надо учиться этикету… Это надо делать тогда, когда возникает потребность. Специально навязывать ребенку непонятные ему правила не стоит.

— Какие нюансы остаются незыблемыми?

— На королевских скачках джентльмены должны быть в светлых костюмах, а дамы — в шляпках и с закрытыми руками. Ну и, конечно, по-прежнему строго соблюдается этикет на приемах у королевы и на дипломатических приемах. 

— Кому вы скорее бы простили ошибки в этикете: джентльмену или леди?

— Каждый имеет право на ошибку, и не будем подходить к вопросам этикета с сексистских позиций. Расскажу вам о показательном случае снисходительности. Мне было лет семнадцать. Родители позвали в гости моих друзей-ровесников. Когда был подан десерт, официанты принесли каждому по вазочке с водой, чтобы можно было обмыть пальцы. А один молодой человек отпил из своей вазочки. Моя мама взяла и отпила из своей. Как видите, об этикете в чистом виде здесь речь и не шла. Хорошая хозяйка всегда сгладит огрехи и неловкости гостей. 

Пробки — бич пунктуальности

— Как по-вашему, англичане по-прежнему остаются самой пунктуальной нацией?

— Увы, нет. Но до сих пор если вы приходите на какой-нибудь прием или торжество, то первыми там появляются именно британцы. А остальные — через час. 

— Вам самой приходилось опаздывать?

— Конечно, приходилось! Слава богу, это не приводило к каким-то драматическим последствиям. А пробки есть везде — как в Москве, так и в Лондоне. Однажды я очень сильно опоздала на ланч к королеве-матери. Я была страшно расстроена, тем более что это был не официальный прием, а такая интимная встреча в узком кругу. Но королева-мать, увидев меня столь расстроенной, убедила меня, что, мол, даже хорошо, что я немного опоздала. 

— Бернард Шоу в «Пигмалионе» описал нелегкий путь превращения плебея в человека из высшего общества. Вы думаете, это в принципе возможно?

— Ха-ха-ха!!! Очень актуальный вопрос. В жизни это очень сложно сделать. Зависит от «сложности» ученика. Сегодня это делается быстрее и легче, чем в XIX веке. Более формальный подход. А в те времена англичане были абсолютно безумными снобами. Тогда человека уже потому не принимали в общество, что у него не была поставлена манера речи. Сегодня между аристократией и прочими людьми нет таких барьеров. Сами аристократы пошли «в народ» — это и талантливые фотографы, и журналисты, и стилисты. Конечно, и сейчас среди знати осталось достаточно людей с задранным носом. Они с удовольствием общаются с обычными людьми… Правда, к себе в дом не приглашают.

— Это ваш первый визит в Россию. Были ли какие-то стереотипы до приезда в нашу страну? Обычно иностранцы, знающие Россию понаслышке, представляют русских вечно пьяными, в ушанке и с медведем на поводке.

— Жаль, что мой визит такой короткий! Но и за это время я успела внимательно всмотреться в лица ваших людей. И скажу вам, что эти лица намного приятнее и улыбчивее, а манеры гостеприимнее, чем у многих европейцев.

— Вам приходится много путешествовать. Не раздражают ли шероховатости в этикете, например, у обслуживающего персонала?

— Безусловно, раздражают. Как профессионала в области развлекательного бизнеса меня раздражает не только плохо вышколенный персонал, но и гости, которые опаздывают к столу и из-за которых приходится подавать остывшие блюда или недостаточно горячий кофе.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK