Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Леонид Маркелов: «Не надо бояться административного ресурса»"

Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов уверен: для того чтобы вывести регион из кризиса, первым делом надо начать платить налоги и зарплату. Судя по показателям, изложенным в ежегодном послании президента РМЭ Государственному собранию «О положении дел в Республике Марий Эл», мысль оказалась верной.Корр.: Почему еще два года назад экономический рост, который республика демонстрирует сейчас, был невозможен?
Леонид Маркелов: Начнем с того, что тогда существовала порочная система — не платить налоги. Только за 1998—1999 годы из республики было уведено более 200 млн. рублей через проблемные банки. При том что консолидированный бюджет тогда был чуть более 1 млрд. рублей. Как вы считаете, можно в такой ситуации решить какие-то проблемы? Налоги не платились годами. Когда я серьезно начал заниматься промышленным блоком и изучать положение дел на предприятиях, был просто удивлен: как при 50—60 млн. долгов можно работать? Пришлось все это ломать
Показатели региона стали расти лишь тогда, когда основным требованием, выдвигаемым к предприятиям (независимо от формы собственности) стало требование неукоснительной выплаты заработной платы и налогов. Причем рост этот — не сиюминутный, он продолжается уже третий год. За первое полугодие 2003 года рост доходов (консолидированный) по республике составил более 35%, а к концу года наши доходы вырастут не менее чем на 25% по сравнению с прошлым годом. Появилась возможность решать важные вопросы, и прежде всего — отдать долги предыдущих лет.
Корр.: Какие проблемы вам, как президенту РМЭ, пришлось решать в первую очередь?
Л.М.: Перед тем как пойти на президентские выборы, я за три года провел в общей сложности около полутора тысяч встреч с населением. Все просили одно и то же: заплатите нам зарплату, постройте дороги, детский сад, школу, электрические сети и т.д. Я понимал, что не только глобальные задачи решать придется, а и вполне прозаические: зарплата, дороги, газопроводы. К слову сказать, заработная плата в некоторых муниципальных образованиях не выплачивалась в течение 5—7 месяцев, а по выплате детских пособий долги были аж с 1997 года, на сумму 280 млн. рублей. И мы их отдали!
За последние два с лишним года правительство республики вернуло старых долгов на 800 млн. рублей. А вы представляете, сколько всего можно сделать, если бы эти деньги направить в экономику? Это больше 100 километров новых дорог, это полная газификация республики, это строительство социального жилья и т.д. Но главное мы уже сделали — отошли от края пропасти, за которым начинается экономическая катастрофа.
Корр.: Сегодня любят рассуждать о пресловутом административном ресурсе губернаторов — одни видят в нем зло, другие благо. А как считаете вы?
Л.М.: Не надо этого бояться. Как нам удалось достичь положительного сдвига в развитии? Простой пример: собственник предприятия приходит ко мне — я хочу расширять производство, помогите. Что для этого нужно? Участок земли — пожалуйста. Он хочет в коммерческом банке взять кредит, но осуществлять выплаты по нему, одновременно развивая производство, тяжело. Нет проблем — у нас работает программа государственного субсидирования процентных ставок за счет бюджета республики. Он берет кредит, а мы ему субсидируем 50%. Разве это не стимул?
Но я никогда не дам, например, лес в аренду, если предприятие не платит налоги в бюджет и зарплаты своим работникам. В этом и состоят возможности административного ресурса. И наоборот: если директор предприятия вовремя платит зарплату и налоги — помогаем и будем помогать всеми имеющимися в распоряжении административными рычагами. Для того чтобы добиться роста производства и развития бизнеса не только в нашей республике, но и в России в целом, надо дать больше полномочий руководству регионов.
Если же говорить о результатах, то они налицо. В 2002 году мы впервые начали наращивать промышленный потенциал — объем промышленного производства в сравнении с предыдущим годом увеличился на 5,8%. По темпам роста этого показателя Марий Эл вышла на шестое место среди регионов Приволжского федерального округа, а по темпам роста зарплаты (46,4 %) — на первое. И это при том, что до 2000 года зарплата вообще не выплачивалась месяцами.
Десятки предприятий обновили свои производственные мощности, увеличили объемы выпускаемой продукции, улучшили финансовое положение. Доходы консолидированного бюджета выполнены к утвержденным показателям на 125% и составили почти 1,9 млрд. рублей. Один из показателей постепенного оздоровления республиканской экономики — приток инвестиций в местную промышленность. В прошлом году рост инвестиций составил более 20%. В настоящее время как российские, так и иностранные инвесторы могут не беспокоиться за судьбу собственных капиталовложений. Стратегическое направление нашего развития — инвестиции в деревообработку. Иначе ненормальная ситуация получается: в Марий Эл имеются приличные запасы древесины, а на переработку мы вынуждены были отправлять ее в другие регионы.
В июне текущего года в городе Волжске будет введена в строй фабрика по производству фанеры (совместный проект с фирмой ИКЕА). Ее первоначальный оборот 200 млн. рублей в год, затем этот показатель будет удвоен. Далее — кварцевый песок, строительство заводов по производству стеклотары. Мы ведем в этом направлении серьезную работу: нашли инвесторов, провели исследования запасов, в ближайшее время будет пущен стеклотарный завод в Йошкар-Оле. Удалось реализовать годовую программу газификации сельских районов: в 2002 году строители сдали 140 километров газовых магистралей, а это почти в три раза больше, чем в 2001-м. Возможно, многие из наших достижений выглядят не очень ярко. Но важнее всего ведь не парадная вывеска, а конкретная работа по выполнению основных государственных полномочий.
Корр.: Остаются, наверное, и какие-то слабые места?
Л.М.: Их более чем достаточно. Во-первых, полная энергетическая зависимость республики: собственного угля у нас нет, его приходится завозить, наш энергоблок вырабатывает лишь 30% от потребности, да и принадлежит он РАО ЕЭС, с газом — та же самая проблема. Мало пока построено дорог, проведено газопроводов. И тем не менее все эти вопросы приходится решать: для проведения отопительного сезона надо создавать необходимые запасы топлива, обеспечивать своевременную и полную оплату поставок электроэнергии и газа и т.д. Инвестиции со стороны естественных монополий для нас жизненно необходимы, именно поэтому с ними надо вести взвешенную политику. И нам это удается — за два последних года за счет средств ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» удалось привлечь в республику около 100 млн. рублей, а в текущем году — более 90 млн. Надо поднимать сельское хозяйство, а для этого необходимо строить дороги, прокладывать газопроводы, вести активное жилищное строительство. Да мало ли еще что нужно сделать
Корр.: Есть что-то, что вы хотели бы изменить в рамках отношений между федеральным центром и регионами?
Л.М.: Я считаю, что каждый налог должен делиться между регионом и центром. В разных пропорциях, но делиться. Необходимо законодательно закрепить положение, согласно которому будет предельно ясно, какие налоги в какой части в обязательном порядке зачисляются в субъект Федерации. А субъект, исходя из своей бюджетной обеспеченности и необходимости, поделит его между местным правительством и муниципальными образованиями. Это будет еще и дополнительным стимулом для их сбора на местах. Кроме того, сейчас сложилась такая ситуация, когда нет стимула становиться регионом-донором. Допустим, мы больше перечислим в федеральный бюджет, но это совсем не значит, что в связи с этим нам окажут большую помощь. Скорее, наоборот: насколько мы вырастем по итогам года, настолько же меньше в следующем году нам дадут федеральных трансфертов. Надеюсь, что со временем и эти противоречия исчезнут

ИВАН ТИШИНСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK