29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Лето начинается в мае"

Архивная публикация 2006 года: "Лето начинается в мае"

В этом году россияне не слишком стремятся уехать отдыхать на майские праздники. Но участников рынка это не слишком огорчает — из-за отложенного спроса летний сезон может оказаться более успешным. Тем более что на привлечение россиян сейчас тратят деньги и силы многие страны. Майские праздники российские туроператоры обычно рассматривают как генеральную репетицию предстоящего летнего сезона. Праздничные заезды обычно хорошо показывают уровень спроса на то или иное направление и позволяют участникам рынка оперативно скорректировать летние программы. Обычно предварительные оценки ситуации можно дать уже в конце марта — начале апреля — на этот период приходится пик продаж. Однако в этом году аналитикам, похоже, придется ждать середины мая — количество и динамика заявок по основным направлениям пока не дают достаточного материала для выводов.

«Заявки идут с середины марта, но особого энтузиазма я не испытываю. Количество праздничных дней теперь в мае сократилось, и это сказалось на возможностях туристов открыть сезон в этом месяце», — объясняет Сергей Приголовкин, председатель совета директоров «Компании ПАКС». Участники рынка, ожидающие, что бума спроса в мае в нынешнем году не будет, объясняют это именно небольшим количеством официальных выходных. Есть и еще одна причина возможного отсутствия всплеска продаж на первые числа мая — наши туристы уже поняли, что высокие даты сопряжены и с высокими ценами. Обычно стоимость среднего турпакета на праздничный период оказывается примерно на 15—20% выше, чем цена такого же тура на другую дату, даже с разницей в неделю.

Операторы, надеющиеся, напротив, на увеличение продаж по сравнению с прошлым годом, приводят другой довод. «В прошлом году на объем заявок повлияли торжества по случаю 60-летия Победы. Многие потенциальные клиенты предпочли тогда не выезжать, а теперь никаких преград на их пути нет», — говорит Михаил Мусинянц, генеральный директор компании «Эрцог».

Основной тенденцией этого года участники рынка считают более раннее начало продаж дорогих туров. «Например, дорогие гостиницы в ОАЭ начали активно бронироваться еще с середины марта. Дешевые же туры оформляются позже — многие клиенты до последнего момента ждут скидок и спецпредложений», — рассказывает Сергей Овчинников, директор по продажам компании «Спейс Тревел». Кстати, ОАЭ и Египет, традиционно считающиеся зимними направлениями, в последнее время пользуются все большим спросом в мае. Неплохие перспективы у них и летом. В Дубай, например, туристов может дополнительно привлечь фестиваль «Летние сюрпризы», во время которого крупнейшие торговые центры эмирата предоставляют покупателям значительные скидки, а также разыгрывают ценные призы в различных лотереях и викторинах.

Признанные лидеры
Египет по итогам летнего сезона-2005 занял третье место в рейтинге самых популярных направлений информационной службы БАНКО, уступив Турции и Испании. В прошлом году Россия впервые заняла вторую позицию по количеству туристов, въехавших в страну пирамид. Величина нашего турпотока составила 943 тыс. человек, повысившись на 15,5% по сравнению с 2004 годом. В этом году местные туристические власти планируют увеличить количество отдыхающих в Египте россиян еще на 15—20%.

Российские операторы полагают, что эти планы вполне осуществимы. «Египет сейчас старается выйти за рамки стереотипного представления о себе как о стране исключительно пляжного отдыха. Кроме того, там строятся новые курорты, проводятся активные рекламные кампании. Но больше всего привлекают наших туристов цены. Египет — одна из немногих стран, оставшихся в долларовой зоне. Недельный тур с размещением в отеле уровня «четыре звезды» летом будет стоить около $400 — такую дешевизну на других направлениях найти довольно сложно», — объясняет Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур».

Помочь Египту увеличить объемы приема россиян может и ситуация в Турции. Этой стране в последнее время не везет — сначала туристов пугали птичьим гриппом, а теперь добавились еще и заявления курдских сепаратистов о возможности террористических атак в курортных зонах. Курдам не нравится, что правительство Турции якобы использует для борьбы с ними доходы от иностранного туризма. Местные власти уже объявили, что постоянно готовы к защите туристов, да и вообще подобного рода провокации перед началом высокого сезона — не редкость.

Российские эксперты полагают, что угроза терроризма на российский поток практически не повлияет, и ожидают, что количество россиян, отдыхающих на местных курортах, в этом году вырастет не менее чем на 10%. На большее Турция вряд ли может рассчитывать: цены на поездки туда, с прошлого года выставляемые в евро, выросли почти на 20% по сравнению с этим периодом. Недельный отдых в гостинице средней комфортности обойдется в этом сезоне не менее чем в 500—600 евро, а поездка с размещением в роскошном отеле (именно их особенно любят россияне) может стоить уже несколько тысяч. За такие деньги, рассуждают наши туристы, лучше уж ехать в Европу.

Ценовая политика Турции во многом помогла Испании в прошлом году вернуться в тройку лидеров. В этом сезоне направление сдавать позиций не собирается — здесь ожидают роста потока из России примерно на 25%. Этому могут поспособствовать и скидки, которые летом наверняка появятся: многие эксперты считают, что объемы заявленной авиаперевозки на некоторые испанские курорты слишком велики, поэтому операторы вынуждены будут выбрасывать на рынок спецпредложения, когда у них начнут гореть кресла.

Беспокойная Европа
Каким будет спрос на прочие европейские направления, пока трудно сказать — слишком много неожиданностей в последнее время преподносят эти страны. Например, сейчас страны Центральной Европы переживают наводнение. Правда, туристические центры оно не затронуло, и отказов от поездок в Чехию или Германию операторы пока не зафиксировали. Но рынок еще помнит, как сложно было формировать заявки несколько лет назад, во время прошлого наводнения в Чехии. Сейчас это было бы очень некстати: интерес чешских турфирм к российскому рынку огромен, поскольку по длительности пребывания в стране и тратам с нашими туристами могут соперничать только японцы. В прошлом году в Чехии отдохнули 180 тыс. россиян, а в этом году Радко Мартинек, министр регионального развития страны, ожидает увеличения потока на 15%.

Акции протеста, которые в этом году сотрясают Францию постоянно, заставили операторов, работающих с этим направлением, изрядно понервничать — были опасения, что туристы, испугавшись неудобств, будут отказываться от поездок. Однако пока этого не произошло. «Пока ни один из забронированных туров не отменен. Заявок на майские праздники в этом году немало, и до сих пор никто из клиентов не обращался даже с просьбой о переносе даты начала поездки», — говорит Ольга Самойленко, директор компании «Туринфо группа РФГ». Скорее всего, россияне не побоятся ехать во Францию и летом. Тем более что парижские турфирмы и владельцы отелей, опасающиеся спада турпотока, уже пошли на некоторое снижение цен. В среднем стоимость недельной поездки сейчас снизилась на 50—70 евро.

Неудачным может оказаться летний сезон в Хорватии. Власти этой страны отменили субсидии, которые раньше выплачивали российским операторам за длинные чартерные программы. Поэтому рейсов сейчас заявлено значительно меньше, чем в прошлом году. Рассчитывать только на себя наши компании не хотят: в Хорватии ограниченная гостиничная база и довольно высокие цены (около 700—800 евро за стандартный недельный пакет), что делает ее продукт непростым для реализации. По сравнению с прошлым годом отели в Истрии подорожали в среднем на 10%, а в Дубровнике — на 20%.

Хорватские цены уже вплотную приблизились к испанским и итальянским. Уступают они разве что греческим — это направление традиционно считается у нас неоправданно дорогим (по соотношению цена—качество). Тем не менее операторы этого направления постоянно увеличивают объемы перевозки и открывают все новые и новые курорты. Эксперты опасаются, что летом в Греции могут возникнуть элементарные проблемы с размещением в гостиницах, поскольку в этом сезоне активность западных туристов должна сильно возрасти.

Зато интерес российских туристов может сильно сместиться на север — в частности, в дорогущую даже по европейским меркам Норвегию. Спрос на это направление зимой вырос, по экспертным оценкам, на 30%, а летом участники рынка ожидают еще 15—20-процентного увеличения потока. «Раскрутка Норвегии продолжается уже четыре года, поэтому неудивительно, что сейчас популярность страны заметно выросла», — считает Ольга Филиппенко, директор по развитию туризма комитета по туризму при посольстве Норвегии.

Настоящим хитом предстоящего лета обещает стать Болгария. «К нам сейчас едут уже не просто потому, что здесь недорогой отдых, а потому, что это хороший отдых по хорошим ценам», — говорит Илиян Василев, посол Болгарии в России. Это направление сейчас стремительно развивается: строятся новые отели, в том числе и пятизвездные, расширяются возможности курортной инфраструктуры. Несмотря на это, подорожание болгарских туров в нынешнем сезоне будет незначительным — в пределах 3—5% (в основном из-за увеличения стоимости авиаперевозки). Болгарские власти планируют в этом году принять не менее 200 тыс. туристов из России и СНГ, увеличив поток на 20—25%.

Первые пляжники отправятся в Болгарию уже в конце апреля. Купаться в Черном море в это время еще рановато, но ранний рейс, по словам Ирины Петровой, генерального директора компании «Солвекс», все же пользуется спросом. «К концу мая мы присоединим к этой цепочке еще два рейса, и уже в начале лета наши объемы по Болгарии составят около 1,5 тыс. человек в неделю. Последний вывозной рейс состоится 2 октября», — рассказывает Петрова.

Страсти по визам
Без проблем с консульствами в России обычно не обходится ни один высокий сезон. Требования к документам, которые необходимо представить для получения визы, постоянно меняются, что осложняет жизнь и операторам, и самим туристам. Сейчас правила скорректировали Чехия, Швейцария и Германия — правда, не слишком значительно. Участники рынка полагают, что к падению турпотока в эти страны действия консульств не приведут. А вот очереди, которые в пиковые даты возможны, прежде всего в посольствах Чехии и Австрии, могут туристов и отпугнуть.

«Визовой экзотикой» с оттенком глумления отличилось в этом сезоне консульство Литвы. Туристические власти этой прибалтийской страны не раз заявляли, что Россия является для них одним из приоритетных рынков и они готовы делать все, чтобы привлечь как можно больше гостей, еще помнящих уютные литовские курорты советских времен. Однако пока красивые слова расходятся с делами. С 3 апреля консульство этой страны ввело необыкновенно запутанную систему переаккредитации турфирм. Да и сама процедура подачи документов на литовскую визу настолько сложна, что многие российские компании задумались, стоит ли вообще связываться с этой страной. Например, на днях к немалому и без того перечню документов, который должен представить соискатель, добавились еще копии трудовых книжек и дипломов (!) туристов. До того, чтобы требовать у туристов предъявить диплом, не додумалось до сих пор ни одно консульство из работающих в Москве.

От визовых проблем страдают не только россияне, не имеющие возможности быстро выехать в выбранную для отдыха страну, но и сами направления, выставляющие преграды на пути турпотока. Некоторые страны, обеспокоенные снижением количества гостей из России, сейчас задумываются об облегчении визового режима. Например, Кипр, вынужденный в 2004 году ввести визы для вступления в Евросоюз, сразу же потерял около 40% наших туристов. Местные туристические власти немало сделали, чтобы интерес к острову не угасал. Въездной документ на Кипр выдается за один день и без особых сложностей, благодаря чему в прошлом году, по словам Фотиса Фотиу, председателя совета директоров Кипрской организации по туризму (КОТ), наш турпоток на остров Афродиты вырос на 16,5%. Фотиу надеется, что в этом году Россия займет второе место по числу приехавших на Кипр туристов. Для этого КОТ увеличивает рекламный бюджет в нашей стране на 2006 год до $4 млн. ($1 млн. будет потрачен на сотрудничество с туроператорами, остальное — на имиджевую рекламу и маркетинговые акции). Кроме того, Кипр в этом году обещает упростить визовый режим для жителей российских регионов.

На введение более либеральной системы въезда в страну решился сейчас Израиль. Это направление очень сильно пострадало из-за палестинской интифады — пару лет назад поток туда сократился едва ли не до нуля, даже обычно презирающие опасность россияне решили отложить поездки до более благоприятного времени. Постепенно поток начал восстанавливаться: в прошлом году в Израиле отдохнули 68 тыс. россиян, а в этом году цифру, по словам Эли Коэна, министра по туризму, планируется увеличить вдвое — и как раз за счет кардинального изменения процедуры оформления виз.

Теперь заявку на получение въездного документа можно будет заполнить в Интернете, а через день получить ответ о возможности выдачи визы. Туристы, у которых в паспорте стоит шенгенская или североамериканская виза, могут рассчитывать на автоматическое получение разрешения на въезд в Израиль. Московское представительство местного министерства по туризму собирается максимально широко рекламировать эксперимент (всего на продвижение израильского турпродукта в России в этом году выделено $2 млн.).

Можно и дома остаться
Россияне в этом сезоне не оставят без внимания и экзотические направления. Например, на майские праздники впервые заявлен прямой беспосадочный рейс в Кению. В моде и Китай, являющийся сейчас одной из самых динамично развивающихся туристических держав мира. В прошлом году доход Китая от туризма составил более $29 млрд.

Однако не меньше половины наших граждан, по прогнозам, за границу летом вообще не поедут. Часть из них проведет отпуск на дачных грядках, остальные отправятся путешествовать по своей стране. По данным Российского союза туриндустрии, объем внутреннего турпотока у нас в последнее время стабильно растет на 15—20% в год. Предстоящий летний сезон не станет исключением.

Самой посещаемой курортной зоной в России остается Краснодарский край. В прошлом году здесь отдохнули 10 млн. туристов. По словам Александра Иванова, вице-губернатора Краснодарского края, спрос ежегодно стабильно увеличивается на 25—30%. Это неудивительно: за последние годы в районе Сочи, Анапы, Геленджика и других приморских городов появилось множество новых, вполне комфортабельных гостиниц и мини-отелей. Правда, уровень сервиса на наших курортах пока оставляет желать лучшего, да и цены, от сезона к сезону увеличивающиеся примерно на 15—20%, вполне сопоставимы со стоимостью отдыха на заграничных курортах. «Но если Турция продолжит дорожать и дальше, а российские власти всерьез займутся рекламой наших возможностей, Краснодарский край вполне может стать конкурентоспособным на мировом туристическом рынке», — считает Анна Очкова.

В этом году россияне не слишком стремятся уехать отдыхать на майские праздники. Но участников рынка это не слишком огорчает — из-за отложенного спроса летний сезон может оказаться более успешным. Тем более что на привлечение россиян сейчас тратят деньги и силы многие страны. Майские праздники российские туроператоры обычно рассматривают как генеральную репетицию предстоящего летнего сезона. Праздничные заезды обычно хорошо показывают уровень спроса на то или иное направление и позволяют участникам рынка оперативно скорректировать летние программы. Обычно предварительные оценки ситуации можно дать уже в конце марта — начале апреля — на этот период приходится пик продаж. Однако в этом году аналитикам, похоже, придется ждать середины мая — количество и динамика заявок по основным направлениям пока не дают достаточного материала для выводов.

«Заявки идут с середины марта, но особого энтузиазма я не испытываю. Количество праздничных дней теперь в мае сократилось, и это сказалось на возможностях туристов открыть сезон в этом месяце», — объясняет Сергей Приголовкин, председатель совета директоров «Компании ПАКС». Участники рынка, ожидающие, что бума спроса в мае в нынешнем году не будет, объясняют это именно небольшим количеством официальных выходных. Есть и еще одна причина возможного отсутствия всплеска продаж на первые числа мая — наши туристы уже поняли, что высокие даты сопряжены и с высокими ценами. Обычно стоимость среднего турпакета на праздничный период оказывается примерно на 15—20% выше, чем цена такого же тура на другую дату, даже с разницей в неделю.

Операторы, надеющиеся, напротив, на увеличение продаж по сравнению с прошлым годом, приводят другой довод. «В прошлом году на объем заявок повлияли торжества по случаю 60-летия Победы. Многие потенциальные клиенты предпочли тогда не выезжать, а теперь никаких преград на их пути нет», — говорит Михаил Мусинянц, генеральный директор компании «Эрцог».

Основной тенденцией этого года участники рынка считают более раннее начало продаж дорогих туров. «Например, дорогие гостиницы в ОАЭ начали активно бронироваться еще с середины марта. Дешевые же туры оформляются позже — многие клиенты до последнего момента ждут скидок и спецпредложений», — рассказывает Сергей Овчинников, директор по продажам компании «Спейс Тревел». Кстати, ОАЭ и Египет, традиционно считающиеся зимними направлениями, в последнее время пользуются все большим спросом в мае. Неплохие перспективы у них и летом. В Дубай, например, туристов может дополнительно привлечь фестиваль «Летние сюрпризы», во время которого крупнейшие торговые центры эмирата предоставляют покупателям значительные скидки, а также разыгрывают ценные призы в различных лотереях и викторинах.

Признанные лидеры

Египет по итогам летнего сезона-2005 занял третье место в рейтинге самых популярных направлений информационной службы БАНКО, уступив Турции и Испании. В прошлом году Россия впервые заняла вторую позицию по количеству туристов, въехавших в страну пирамид. Величина нашего турпотока составила 943 тыс. человек, повысившись на 15,5% по сравнению с 2004 годом. В этом году местные туристические власти планируют увеличить количество отдыхающих в Египте россиян еще на 15—20%.

Российские операторы полагают, что эти планы вполне осуществимы. «Египет сейчас старается выйти за рамки стереотипного представления о себе как о стране исключительно пляжного отдыха. Кроме того, там строятся новые курорты, проводятся активные рекламные кампании. Но больше всего привлекают наших туристов цены. Египет — одна из немногих стран, оставшихся в долларовой зоне. Недельный тур с размещением в отеле уровня «четыре звезды» летом будет стоить около $400 — такую дешевизну на других направлениях найти довольно сложно», — объясняет Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур».

Помочь Египту увеличить объемы приема россиян может и ситуация в Турции. Этой стране в последнее время не везет — сначала туристов пугали птичьим гриппом, а теперь добавились еще и заявления курдских сепаратистов о возможности террористических атак в курортных зонах. Курдам не нравится, что правительство Турции якобы использует для борьбы с ними доходы от иностранного туризма. Местные власти уже объявили, что постоянно готовы к защите туристов, да и вообще подобного рода провокации перед началом высокого сезона — не редкость.

Российские эксперты полагают, что угроза терроризма на российский поток практически не повлияет, и ожидают, что количество россиян, отдыхающих на местных курортах, в этом году вырастет не менее чем на 10%. На большее Турция вряд ли может рассчитывать: цены на поездки туда, с прошлого года выставляемые в евро, выросли почти на 20% по сравнению с этим периодом. Недельный отдых в гостинице средней комфортности обойдется в этом сезоне не менее чем в 500—600 евро, а поездка с размещением в роскошном отеле (именно их особенно любят россияне) может стоить уже несколько тысяч. За такие деньги, рассуждают наши туристы, лучше уж ехать в Европу.

Ценовая политика Турции во многом помогла Испании в прошлом году вернуться в тройку лидеров. В этом сезоне направление сдавать позиций не собирается — здесь ожидают роста потока из России примерно на 25%. Этому могут поспособствовать и скидки, которые летом наверняка появятся: многие эксперты считают, что объемы заявленной авиаперевозки на некоторые испанские курорты слишком велики, поэтому операторы вынуждены будут выбрасывать на рынок спецпредложения, когда у них начнут гореть кресла.

Беспокойная Европа

Каким будет спрос на прочие европейские направления, пока трудно сказать — слишком много неожиданностей в последнее время преподносят эти страны. Например, сейчас страны Центральной Европы переживают наводнение. Правда, туристические центры оно не затронуло, и отказов от поездок в Чехию или Германию операторы пока не зафиксировали. Но рынок еще помнит, как сложно было формировать заявки несколько лет назад, во время прошлого наводнения в Чехии. Сейчас это было бы очень некстати: интерес чешских турфирм к российскому рынку огромен, поскольку по длительности пребывания в стране и тратам с нашими туристами могут соперничать только японцы. В прошлом году в Чехии отдохнули 180 тыс. россиян, а в этом году Радко Мартинек, министр регионального развития страны, ожидает увеличения потока на 15%.

Акции протеста, которые в этом году сотрясают Францию постоянно, заставили операторов, работающих с этим направлением, изрядно понервничать — были опасения, что туристы, испугавшись неудобств, будут отказываться от поездок. Однако пока этого не произошло. «Пока ни один из забронированных туров не отменен. Заявок на майские праздники в этом году немало, и до сих пор никто из клиентов не обращался даже с просьбой о переносе даты начала поездки», — говорит Ольга Самойленко, директор компании «Туринфо группа РФГ». Скорее всего, россияне не побоятся ехать во Францию и летом. Тем более что парижские турфирмы и владельцы отелей, опасающиеся спада турпотока, уже пошли на некоторое снижение цен. В среднем стоимость недельной поездки сейчас снизилась на 50—70 евро.

Неудачным может оказаться летний сезон в Хорватии. Власти этой страны отменили субсидии, которые раньше выплачивали российским операторам за длинные чартерные программы. Поэтому рейсов сейчас заявлено значительно меньше, чем в прошлом году. Рассчитывать только на себя наши компании не хотят: в Хорватии ограниченная гостиничная база и довольно высокие цены (около 700—800 евро за стандартный недельный пакет), что делает ее продукт непростым для реализации. По сравнению с прошлым годом отели в Истрии подорожали в среднем на 10%, а в Дубровнике — на 20%.

Хорватские цены уже вплотную приблизились к испанским и итальянским. Уступают они разве что греческим — это направление традиционно считается у нас неоправданно дорогим (по соотношению цена—качество). Тем не менее операторы этого направления постоянно увеличивают объемы перевозки и открывают все новые и новые курорты. Эксперты опасаются, что летом в Греции могут возникнуть элементарные проблемы с размещением в гостиницах, поскольку в этом сезоне активность западных туристов должна сильно возрасти.

Зато интерес российских туристов может сильно сместиться на север — в частности, в дорогущую даже по европейским меркам Норвегию. Спрос на это направление зимой вырос, по экспертным оценкам, на 30%, а летом участники рынка ожидают еще 15—20-процентного увеличения потока. «Раскрутка Норвегии продолжается уже четыре года, поэтому неудивительно, что сейчас популярность страны заметно выросла», — считает Ольга Филиппенко, директор по развитию туризма комитета по туризму при посольстве Норвегии.

Настоящим хитом предстоящего лета обещает стать Болгария. «К нам сейчас едут уже не просто потому, что здесь недорогой отдых, а потому, что это хороший отдых по хорошим ценам», — говорит Илиян Василев, посол Болгарии в России. Это направление сейчас стремительно развивается: строятся новые отели, в том числе и пятизвездные, расширяются возможности курортной инфраструктуры. Несмотря на это, подорожание болгарских туров в нынешнем сезоне будет незначительным — в пределах 3—5% (в основном из-за увеличения стоимости авиаперевозки). Болгарские власти планируют в этом году принять не менее 200 тыс. туристов из России и СНГ, увеличив поток на 20—25%.

Первые пляжники отправятся в Болгарию уже в конце апреля. Купаться в Черном море в это время еще рановато, но ранний рейс, по словам Ирины Петровой, генерального директора компании «Солвекс», все же пользуется спросом. «К концу мая мы присоединим к этой цепочке еще два рейса, и уже в начале лета наши объемы по Болгарии составят около 1,5 тыс. человек в неделю. Последний вывозной рейс состоится 2 октября», — рассказывает Петрова.

Страсти по визам

Без проблем с консульствами в России обычно не обходится ни один высокий сезон. Требования к документам, которые необходимо представить для получения визы, постоянно меняются, что осложняет жизнь и операторам, и самим туристам. Сейчас правила скорректировали Чехия, Швейцария и Германия — правда, не слишком значительно. Участники рынка полагают, что к падению турпотока в эти страны действия консульств не приведут. А вот очереди, которые в пиковые даты возможны, прежде всего в посольствах Чехии и Австрии, могут туристов и отпугнуть.

«Визовой экзотикой» с оттенком глумления отличилось в этом сезоне консульство Литвы. Туристические власти этой прибалтийской страны не раз заявляли, что Россия является для них одним из приоритетных рынков и они готовы делать все, чтобы привлечь как можно больше гостей, еще помнящих уютные литовские курорты советских времен. Однако пока красивые слова расходятся с делами. С 3 апреля консульство этой страны ввело необыкновенно запутанную систему переаккредитации турфирм. Да и сама процедура подачи документов на литовскую визу настолько сложна, что многие российские компании задумались, стоит ли вообще связываться с этой страной. Например, на днях к немалому и без того перечню документов, который должен представить соискатель, добавились еще копии трудовых книжек и дипломов (!) туристов. До того, чтобы требовать у туристов предъявить диплом, не додумалось до сих пор ни одно консульство из работающих в Москве.

От визовых проблем страдают не только россияне, не имеющие возможности быстро выехать в выбранную для отдыха страну, но и сами направления, выставляющие преграды на пути турпотока. Некоторые страны, обеспокоенные снижением количества гостей из России, сейчас задумываются об облегчении визового режима. Например, Кипр, вынужденный в 2004 году ввести визы для вступления в Евросоюз, сразу же потерял около 40% наших туристов. Местные туристические власти немало сделали, чтобы интерес к острову не угасал. Въездной документ на Кипр выдается за один день и без особых сложностей, благодаря чему в прошлом году, по словам Фотиса Фотиу, председателя совета директоров Кипрской организации по туризму (КОТ), наш турпоток на остров Афродиты вырос на 16,5%. Фотиу надеется, что в этом году Россия займет второе место по числу приехавших на Кипр туристов. Для этого КОТ увеличивает рекламный бюджет в нашей стране на 2006 год до $4 млн. ($1 млн. будет потрачен на сотрудничество с туроператорами, остальное — на имиджевую рекламу и маркетинговые акции). Кроме того, Кипр в этом году обещает упростить визовый режим для жителей российских регионов.

На введение более либеральной системы въезда в страну решился сейчас Израиль. Это направление очень сильно пострадало из-за палестинской интифады — пару лет назад поток туда сократился едва ли не до нуля, даже обычно презирающие опасность россияне решили отложить поездки до более благоприятного времени. Постепенно поток начал восстанавливаться: в прошлом году в Израиле отдохнули 68 тыс. россиян, а в этом году цифру, по словам Эли Коэна, министра по туризму, планируется увеличить вдвое — и как раз за счет кардинального изменения процедуры оформления виз.

Теперь заявку на получение въездного документа можно будет заполнить в Интернете, а через день получить ответ о возможности выдачи визы. Туристы, у которых в паспорте стоит шенгенская или североамериканская виза, могут рассчитывать на автоматическое получение разрешения на въезд в Израиль. Московское представительство местного министерства по туризму собирается максимально широко рекламировать эксперимент (всего на продвижение израильского турпродукта в России в этом году выделено $2 млн.).

Можно и дома остаться

Россияне в этом сезоне не оставят без внимания и экзотические направления. Например, на майские праздники впервые заявлен прямой беспосадочный рейс в Кению. В моде и Китай, являющийся сейчас одной из самых динамично развивающихся туристических держав мира. В прошлом году доход Китая от туризма составил более $29 млрд.

Однако не меньше половины наших граждан, по прогнозам, за границу летом вообще не поедут. Часть из них проведет отпуск на дачных грядках, остальные отправятся путешествовать по своей стране. По данным Российского союза туриндустрии, объем внутреннего турпотока у нас в последнее время стабильно растет на 15—20% в год. Предстоящий летний сезон не станет исключением.

Самой посещаемой курортной зоной в России остается Краснодарский край. В прошлом году здесь отдохнули 10 млн. туристов. По словам Александра Иванова, вице-губернатора Краснодарского края, спрос ежегодно стабильно увеличивается на 25—30%. Это неудивительно: за последние годы в районе Сочи, Анапы, Геленджика и других приморских городов появилось множество новых, вполне комфортабельных гостиниц и мини-отелей. Правда, уровень сервиса на наших курортах пока оставляет желать лучшего, да и цены, от сезона к сезону увеличивающиеся примерно на 15—20%, вполне сопоставимы со стоимостью отдыха на заграничных курортах. «Но если Турция продолжит дорожать и дальше, а российские власти всерьез займутся рекламой наших возможностей, Краснодарский край вполне может стать конкурентоспособным на мировом туристическом рынке», — считает Анна Очкова.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама