24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Летят "утки""

Архивная публикация 2002 года: "Летят "утки""

Кто распускает подобные слухи? Как делается курортный "черный PR"?По мнению специалистов, ведущие мировые курорты в этом сезоне зачастую ведут "нечестную игру" на российском рынке, пытаясь испортить репутацию своим непосредственным конкурентам.
Михаил Капылов, менеджер по рекламе туристической компании "Интурист": "С обострением конкурентной борьбы на российском туристическом рынке в ход пошло запрещенное ранее оружие под названием "черный PR". Средство это весьма эффективное -- испортить репутацию курорту-конкуренту довольно просто. Делается это примерно так: в начале туристического сезона в средства массовой информации запускается "утка", очерняющая тот или иной курорт. Туристов, собирающихся туда на отдых, охватывает паника, и они переориентируются на другие страны".
В качестве площадки для "черного PR" обычно используется Интернет, а также печатные СМИ. Намного реже задействуется телевидение, однако большие деньги берут и этот бастион. Расскажем о наиболее примечательных попытках испортить репутацию туристической стране, предпринятых нынешним летом.
Землетрясение, которого не было

В этом году, пожалуй, более всего пострадали от "черного PR" российские курорты. В первую очередь это относится к Сочи. Настоящим туристическим скандалом года можно назвать запущенную прямо перед майскими праздниками "утку" о том, что в Сочи возможно девятибалльное землетрясение.
Татьяна Сергеева, заместитель генерального директора туристической компании "Инна Тур": "Прямо перед майскими праздниками на телевидении неизвестно откуда появилось сообщение о том, что Сочи стоят на пороге сейсмической катастрофы. Сюжет был сделан явно с целью произвести как можно более сильное впечатление на зрителей. На экране показывались растрескавшиеся глыбы асфальта непонятного происхождения и разломанные пласты земли. Трагикомичность ситуации заключается в том, что подобная информация не имела под собой абсолютно никакой реальной почвы. Землетрясения в Сочи, да к тому же такой силы, не может быть в принципе. Но тем не менее эффект был произведен весьма ощутимый. Многие люди, планировавшие отправиться на отдых в Сочи, восприняли эту информацию всерьез. Они сдавали билеты и проводили отпуск в других местах".
Самое удивительное, что "утка" о землетрясении оказалась весьма живучей -- о ней люди вспоминали чуть ли не до середины лета. Многие эксперты называют это одной из причин серьезного спада потока отдыхающих в Сочи в июне и июле.
Однако "майского землетрясения" для Сочи оказалось мало. В середине лета российский курорт ждал новый удар, связанный с наводнением на юге России. В конце июня в СМИ промелькнула информация о том, что от наводнения наряду с другими районами Краснодарского края якобы пострадала также и курортная зона Сочи. Кое-где даже публиковались "свидетельства очевидцев" о том, что в Черном море чуть ли трупы не плавают. Однако с этой "уткой" удалось быстро справиться. Прежде всего благодаря активным действиям представителей сочинской администрации, которые быстро созвали пресс-конференцию и в многочисленных интервью заявили о том, что наводнение Сочи не затронуло.
Грипп с летальным исходом

Не менее жаркие страсти разгорались в этом сезоне и вокруг заграничных курортов.
Один из самых громких скандалов был связан с Грецией. Опять же прямо перед майскими праздниками -- традиционным временем начала туристического сезона -- в СМИ появилась информация о том, что в Греции появился неизвестный, очень опасный для здоровья вирус гриппа. Говорилось о том, что вирус свирепствует по всей Греции и уже зарегистрированы смертельные случаи.
Людмила Суровая, начальник отдела продаж туристической компании "Интертур": "Информация о гриппе в Греции опять же была раздута искусственно. На самом деле там умер от гриппа всего один человек -- пожилой пациент одной из больниц: скорее всего, старый организм просто не справился с инфекцией. Но шумиха, поднятая СМИ вокруг этой смерти, серьезно повлияла на репутацию греческого направления в начале лета. Российские туристы были всерьез обеспокоены этой информацией, и нам стоило больших трудов убедить людей в беспочвенности их тревог".
По словам российских туроператоров, ситуация вокруг греческого гриппа усугублялась инертностью посольства Греции в России. Оно не сразу дало официальное опровержение слухов, и в течение нескольких дней у российских турфирм не было весомых аргументов, которые могли бы успокоить наших туристов.
Первым делом -- самолеты

Жертвой "черного PR" в этом году стала Испания. "Утка" на сей раз была связана с известным запретом на "шумные" полеты наших самолетов в воздушном пространстве Европейского сообщества.
В ряде российских изданий появились публикации о том, что от подобного запрета серьезно пострадает туристический бизнес именно в Испании -- самой популярной стране ЕС среди российских туристов.
Наталья Новикова, начальник рекламной службы туристической компании VKO Travel: "Некоторые российские СМИ на удивление активно поддержали связанную с российскими самолетами шумиху. Они писали о том, что теперь российские Ил-86 не смогут летать в Европу, а это немедленно приведет к удорожанию билетов. Или еще того лучше: мол, ваши туры в Испанию, господа туристы, могут пропасть из-за того, что российские транспортные компании не справятся с пассажиропотоком. При этом почему-то никто не писал о том, что помимо "забракованных" ЕС Ил-86 у России есть менее шумные и допущенные для полетов в Европу самолеты Ту-204 или Ил-96. И что, наконец, многие компании вообще могут перевозить туристов на "боингах", что, собственно, и было сделано без ущерба для клиентов".
Еще одна "испанская утка" была связана с тем, что в этой стране, дескать, выдалось на редкость непогожее лето. Понятно, что подобные "прогнозы" также не имели ничего общего с реальным положением вещей. Тем не менее авторы слухов добились своего -- поток туристов из России в Испанию в начале лета несколько сократился.
Автора!

Прямых виновников и авторов "уток" в туристическом бизнесе найти чрезвычайно сложно.
Алексей Медведев, начальник отдела новостей компании "Банко": "Кто является источником "черного PR", подрывающего репутацию того или иного курорта, установить практически невозможно. Тем не менее очевидно, что часто такие антирекламные кампании устраиваются конкурентами в ожесточенной борьбе за свою долю рынка".
Например, многие специалисты российских туристических фирм в доверительных беседах связывают скандал с сочинским землетрясением с происками крупных зарубежных курортов, прежде всего турецких. И ни у кого не вызывает сомнений, что это была спланированная акция -- уж очень все было далеко от реальности.
"Утка", связанная с греческим гриппом, также расценивается специалистами как спланированная "черная" рекламная акция конкурентов. Вполне возможно, что ниточки в этом случае опять же ведут на Кипр или в Турцию: общеизвестно, что у греков с турками традиционно напряженные отношения.
А вот случай с шумными самолетами в Испании не всеми оценивается однозначно как происки конкурентов. Многие специалисты говорят о том, что Испания могла стать жертвой безудержной страсти российских журналистов к "жареным" фактам. Что здесь некоторые российские СМИ просто сгустили краски. Хотя не исключено, что к этому приложили руку и конкуренты испанцев.
Но в любом случае, по мнению специалистов, маркетинговые войны и акции нечестной "антирекламы" на российском туристическом рынке будут продолжаться.
Алексей Медведев: "Российский туристический рынок переживает бурный этап своего развития. Конкурентная борьба здесь будет обостряться, и в ближайшее время мы, скорее всего, станем свидетелями очередных маркетинговых войн, которые, к сожалению, будут вестись не всегда честными методами".

Кто распускает подобные слухи? Как делается курортный "черный PR"?По мнению специалистов, ведущие мировые курорты в этом сезоне зачастую ведут "нечестную игру" на российском рынке, пытаясь испортить репутацию своим непосредственным конкурентам.

Михаил Капылов, менеджер по рекламе туристической компании "Интурист": "С обострением конкурентной борьбы на российском туристическом рынке в ход пошло запрещенное ранее оружие под названием "черный PR". Средство это весьма эффективное -- испортить репутацию курорту-конкуренту довольно просто. Делается это примерно так: в начале туристического сезона в средства массовой информации запускается "утка", очерняющая тот или иной курорт. Туристов, собирающихся туда на отдых, охватывает паника, и они переориентируются на другие страны".

В качестве площадки для "черного PR" обычно используется Интернет, а также печатные СМИ. Намного реже задействуется телевидение, однако большие деньги берут и этот бастион. Расскажем о наиболее примечательных попытках испортить репутацию туристической стране, предпринятых нынешним летом.

Землетрясение, которого не было


В этом году, пожалуй, более всего пострадали от "черного PR" российские курорты. В первую очередь это относится к Сочи. Настоящим туристическим скандалом года можно назвать запущенную прямо перед майскими праздниками "утку" о том, что в Сочи возможно девятибалльное землетрясение.

Татьяна Сергеева, заместитель генерального директора туристической компании "Инна Тур": "Прямо перед майскими праздниками на телевидении неизвестно откуда появилось сообщение о том, что Сочи стоят на пороге сейсмической катастрофы. Сюжет был сделан явно с целью произвести как можно более сильное впечатление на зрителей. На экране показывались растрескавшиеся глыбы асфальта непонятного происхождения и разломанные пласты земли. Трагикомичность ситуации заключается в том, что подобная информация не имела под собой абсолютно никакой реальной почвы. Землетрясения в Сочи, да к тому же такой силы, не может быть в принципе. Но тем не менее эффект был произведен весьма ощутимый. Многие люди, планировавшие отправиться на отдых в Сочи, восприняли эту информацию всерьез. Они сдавали билеты и проводили отпуск в других местах".

Самое удивительное, что "утка" о землетрясении оказалась весьма живучей -- о ней люди вспоминали чуть ли не до середины лета. Многие эксперты называют это одной из причин серьезного спада потока отдыхающих в Сочи в июне и июле.

Однако "майского землетрясения" для Сочи оказалось мало. В середине лета российский курорт ждал новый удар, связанный с наводнением на юге России. В конце июня в СМИ промелькнула информация о том, что от наводнения наряду с другими районами Краснодарского края якобы пострадала также и курортная зона Сочи. Кое-где даже публиковались "свидетельства очевидцев" о том, что в Черном море чуть ли трупы не плавают. Однако с этой "уткой" удалось быстро справиться. Прежде всего благодаря активным действиям представителей сочинской администрации, которые быстро созвали пресс-конференцию и в многочисленных интервью заявили о том, что наводнение Сочи не затронуло.

Грипп с летальным исходом


Не менее жаркие страсти разгорались в этом сезоне и вокруг заграничных курортов.

Один из самых громких скандалов был связан с Грецией. Опять же прямо перед майскими праздниками -- традиционным временем начала туристического сезона -- в СМИ появилась информация о том, что в Греции появился неизвестный, очень опасный для здоровья вирус гриппа. Говорилось о том, что вирус свирепствует по всей Греции и уже зарегистрированы смертельные случаи.

Людмила Суровая, начальник отдела продаж туристической компании "Интертур": "Информация о гриппе в Греции опять же была раздута искусственно. На самом деле там умер от гриппа всего один человек -- пожилой пациент одной из больниц: скорее всего, старый организм просто не справился с инфекцией. Но шумиха, поднятая СМИ вокруг этой смерти, серьезно повлияла на репутацию греческого направления в начале лета. Российские туристы были всерьез обеспокоены этой информацией, и нам стоило больших трудов убедить людей в беспочвенности их тревог".

По словам российских туроператоров, ситуация вокруг греческого гриппа усугублялась инертностью посольства Греции в России. Оно не сразу дало официальное опровержение слухов, и в течение нескольких дней у российских турфирм не было весомых аргументов, которые могли бы успокоить наших туристов.

Первым делом -- самолеты


Жертвой "черного PR" в этом году стала Испания. "Утка" на сей раз была связана с известным запретом на "шумные" полеты наших самолетов в воздушном пространстве Европейского сообщества.

В ряде российских изданий появились публикации о том, что от подобного запрета серьезно пострадает туристический бизнес именно в Испании -- самой популярной стране ЕС среди российских туристов.

Наталья Новикова, начальник рекламной службы туристической компании VKO Travel: "Некоторые российские СМИ на удивление активно поддержали связанную с российскими самолетами шумиху. Они писали о том, что теперь российские Ил-86 не смогут летать в Европу, а это немедленно приведет к удорожанию билетов. Или еще того лучше: мол, ваши туры в Испанию, господа туристы, могут пропасть из-за того, что российские транспортные компании не справятся с пассажиропотоком. При этом почему-то никто не писал о том, что помимо "забракованных" ЕС Ил-86 у России есть менее шумные и допущенные для полетов в Европу самолеты Ту-204 или Ил-96. И что, наконец, многие компании вообще могут перевозить туристов на "боингах", что, собственно, и было сделано без ущерба для клиентов".

Еще одна "испанская утка" была связана с тем, что в этой стране, дескать, выдалось на редкость непогожее лето. Понятно, что подобные "прогнозы" также не имели ничего общего с реальным положением вещей. Тем не менее авторы слухов добились своего -- поток туристов из России в Испанию в начале лета несколько сократился.

Автора!


Прямых виновников и авторов "уток" в туристическом бизнесе найти чрезвычайно сложно.

Алексей Медведев, начальник отдела новостей компании "Банко": "Кто является источником "черного PR", подрывающего репутацию того или иного курорта, установить практически невозможно. Тем не менее очевидно, что часто такие антирекламные кампании устраиваются конкурентами в ожесточенной борьбе за свою долю рынка".

Например, многие специалисты российских туристических фирм в доверительных беседах связывают скандал с сочинским землетрясением с происками крупных зарубежных курортов, прежде всего турецких. И ни у кого не вызывает сомнений, что это была спланированная акция -- уж очень все было далеко от реальности.

"Утка", связанная с греческим гриппом, также расценивается специалистами как спланированная "черная" рекламная акция конкурентов. Вполне возможно, что ниточки в этом случае опять же ведут на Кипр или в Турцию: общеизвестно, что у греков с турками традиционно напряженные отношения.

А вот случай с шумными самолетами в Испании не всеми оценивается однозначно как происки конкурентов. Многие специалисты говорят о том, что Испания могла стать жертвой безудержной страсти российских журналистов к "жареным" фактам. Что здесь некоторые российские СМИ просто сгустили краски. Хотя не исключено, что к этому приложили руку и конкуренты испанцев.

Но в любом случае, по мнению специалистов, маркетинговые войны и акции нечестной "антирекламы" на российском туристическом рынке будут продолжаться.

Алексей Медведев: "Российский туристический рынок переживает бурный этап своего развития. Конкурентная борьба здесь будет обостряться, и в ближайшее время мы, скорее всего, станем свидетелями очередных маркетинговых войн, которые, к сожалению, будут вестись не всегда честными методами".

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».