Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Летят «утки»"

Кто распускает подобные слухи? Как делается курортный «черный PR»?По мнению специалистов, ведущие мировые курорты в этом сезоне зачастую ведут «нечестную игру» на российском рынке, пытаясь испортить репутацию своим непосредственным конкурентам.
Михаил Капылов, менеджер по рекламе туристической компании «Интурист»: «С обострением конкурентной борьбы на российском туристическом рынке в ход пошло запрещенное ранее оружие под названием «черный PR». Средство это весьма эффективное — испортить репутацию курорту-конкуренту довольно просто. Делается это примерно так: в начале туристического сезона в средства массовой информации запускается «утка», очерняющая тот или иной курорт. Туристов, собирающихся туда на отдых, охватывает паника, и они переориентируются на другие страны».
В качестве площадки для «черного PR» обычно используется Интернет, а также печатные СМИ. Намного реже задействуется телевидение, однако большие деньги берут и этот бастион. Расскажем о наиболее примечательных попытках испортить репутацию туристической стране, предпринятых нынешним летом.
Землетрясение, которого не было

В этом году, пожалуй, более всего пострадали от «черного PR» российские курорты. В первую очередь это относится к Сочи. Настоящим туристическим скандалом года можно назвать запущенную прямо перед майскими праздниками «утку» о том, что в Сочи возможно девятибалльное землетрясение.
Татьяна Сергеева, заместитель генерального директора туристической компании «Инна Тур»: «Прямо перед майскими праздниками на телевидении неизвестно откуда появилось сообщение о том, что Сочи стоят на пороге сейсмической катастрофы. Сюжет был сделан явно с целью произвести как можно более сильное впечатление на зрителей. На экране показывались растрескавшиеся глыбы асфальта непонятного происхождения и разломанные пласты земли. Трагикомичность ситуации заключается в том, что подобная информация не имела под собой абсолютно никакой реальной почвы. Землетрясения в Сочи, да к тому же такой силы, не может быть в принципе. Но тем не менее эффект был произведен весьма ощутимый. Многие люди, планировавшие отправиться на отдых в Сочи, восприняли эту информацию всерьез. Они сдавали билеты и проводили отпуск в других местах».
Самое удивительное, что «утка» о землетрясении оказалась весьма живучей — о ней люди вспоминали чуть ли не до середины лета. Многие эксперты называют это одной из причин серьезного спада потока отдыхающих в Сочи в июне и июле.
Однако «майского землетрясения» для Сочи оказалось мало. В середине лета российский курорт ждал новый удар, связанный с наводнением на юге России. В конце июня в СМИ промелькнула информация о том, что от наводнения наряду с другими районами Краснодарского края якобы пострадала также и курортная зона Сочи. Кое-где даже публиковались «свидетельства очевидцев» о том, что в Черном море чуть ли трупы не плавают. Однако с этой «уткой» удалось быстро справиться. Прежде всего благодаря активным действиям представителей сочинской администрации, которые быстро созвали пресс-конференцию и в многочисленных интервью заявили о том, что наводнение Сочи не затронуло.
Грипп с летальным исходом

Не менее жаркие страсти разгорались в этом сезоне и вокруг заграничных курортов.
Один из самых громких скандалов был связан с Грецией. Опять же прямо перед майскими праздниками — традиционным временем начала туристического сезона — в СМИ появилась информация о том, что в Греции появился неизвестный, очень опасный для здоровья вирус гриппа. Говорилось о том, что вирус свирепствует по всей Греции и уже зарегистрированы смертельные случаи.
Людмила Суровая, начальник отдела продаж туристической компании «Интертур»: «Информация о гриппе в Греции опять же была раздута искусственно. На самом деле там умер от гриппа всего один человек — пожилой пациент одной из больниц: скорее всего, старый организм просто не справился с инфекцией. Но шумиха, поднятая СМИ вокруг этой смерти, серьезно повлияла на репутацию греческого направления в начале лета. Российские туристы были всерьез обеспокоены этой информацией, и нам стоило больших трудов убедить людей в беспочвенности их тревог».
По словам российских туроператоров, ситуация вокруг греческого гриппа усугублялась инертностью посольства Греции в России. Оно не сразу дало официальное опровержение слухов, и в течение нескольких дней у российских турфирм не было весомых аргументов, которые могли бы успокоить наших туристов.
Первым делом — самолеты

Жертвой «черного PR» в этом году стала Испания. «Утка» на сей раз была связана с известным запретом на «шумные» полеты наших самолетов в воздушном пространстве Европейского сообщества.
В ряде российских изданий появились публикации о том, что от подобного запрета серьезно пострадает туристический бизнес именно в Испании — самой популярной стране ЕС среди российских туристов.
Наталья Новикова, начальник рекламной службы туристической компании VKO Travel: «Некоторые российские СМИ на удивление активно поддержали связанную с российскими самолетами шумиху. Они писали о том, что теперь российские Ил-86 не смогут летать в Европу, а это немедленно приведет к удорожанию билетов. Или еще того лучше: мол, ваши туры в Испанию, господа туристы, могут пропасть из-за того, что российские транспортные компании не справятся с пассажиропотоком. При этом почему-то никто не писал о том, что помимо «забракованных» ЕС Ил-86 у России есть менее шумные и допущенные для полетов в Европу самолеты Ту-204 или Ил-96. И что, наконец, многие компании вообще могут перевозить туристов на «боингах», что, собственно, и было сделано без ущерба для клиентов».
Еще одна «испанская утка» была связана с тем, что в этой стране, дескать, выдалось на редкость непогожее лето. Понятно, что подобные «прогнозы» также не имели ничего общего с реальным положением вещей. Тем не менее авторы слухов добились своего — поток туристов из России в Испанию в начале лета несколько сократился.
Автора!

Прямых виновников и авторов «уток» в туристическом бизнесе найти чрезвычайно сложно.
Алексей Медведев, начальник отдела новостей компании «Банко»: «Кто является источником «черного PR», подрывающего репутацию того или иного курорта, установить практически невозможно. Тем не менее очевидно, что часто такие антирекламные кампании устраиваются конкурентами в ожесточенной борьбе за свою долю рынка».
Например, многие специалисты российских туристических фирм в доверительных беседах связывают скандал с сочинским землетрясением с происками крупных зарубежных курортов, прежде всего турецких. И ни у кого не вызывает сомнений, что это была спланированная акция — уж очень все было далеко от реальности.
«Утка», связанная с греческим гриппом, также расценивается специалистами как спланированная «черная» рекламная акция конкурентов. Вполне возможно, что ниточки в этом случае опять же ведут на Кипр или в Турцию: общеизвестно, что у греков с турками традиционно напряженные отношения.
А вот случай с шумными самолетами в Испании не всеми оценивается однозначно как происки конкурентов. Многие специалисты говорят о том, что Испания могла стать жертвой безудержной страсти российских журналистов к «жареным» фактам. Что здесь некоторые российские СМИ просто сгустили краски. Хотя не исключено, что к этому приложили руку и конкуренты испанцев.
Но в любом случае, по мнению специалистов, маркетинговые войны и акции нечестной «антирекламы» на российском туристическом рынке будут продолжаться.
Алексей Медведев: «Российский туристический рынок переживает бурный этап своего развития. Конкурентная борьба здесь будет обостряться, и в ближайшее время мы, скорее всего, станем свидетелями очередных маркетинговых войн, которые, к сожалению, будут вестись не всегда честными методами».

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK