Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Лишний билетик"

Цифровая революция и кризис сильно ударили по музыкальному бизнесу: артистам, как в старые времена, приходится зарабатывать на жизнь гастрольным чесом.   Лет двадцать назад российские поп-музыканты мечтали, что когда-нибудь они станут жить, как западные: получать огромные отчисления от продажи дисков и раз в несколько лет ездить в турне в поддержку новой пластинки. Но все вышло совсем не так… Не мы стали жить, как Запад, а западный шоу-бизнес стал чем-то похожим на наш: доходы от продажи пластинок сокращаются, и музыканты вынуждены активно гастролировать и зарабатывать на концертах. Цифровая революция в звукозаписи привела к фактическому разрушению старой модели музыкального бизнеса. «На глазах меняются способы доставки музыки — все большее число пользователей скачивают ее из Интернета, — говорит главный эксперт коммуникационного холдинга Intermedia Александр Тихонов. — Сегодня получить бесплатный или недорогой доступ к музыкальным ресурсам можно путем простого нажатия кнопки». Резкое снижение доходов артистов и продюсеров от продажи звукозаписей привело к сокращению количества новых треков и интенсификации концертной деятельности. Некоторые компании, ранее позиционировавшие себя как чистые рекорд-лейблы, начали активно заниматься организацией концертов. Это касается и международных мейджоров, а также их представительств и дочерних компаний в России. «Кризис не просто повлиял на индустрию — он изменил ее в корне», — считает генеральный директор компании «C.A.T» Андрей Матвеев.
   
ЗРЕЛИЩ И КРЕАТИВА  


Итак, вдруг выяснилось, что альтернативы привычному концертному чесу у российских, да и не только российских, музыкантов практически нет. Но «поднимать деньги» таким способом очень непросто. Как заставить прийти на концерт человека, который может легко послушать интересующую его музыку, не вставая с дивана и практически за так. «Одно дело — скачать трек из Интернета, и совсем другое — пойти на концерт, — говорит Александр Тихонов. — Для этого нужно найти деньги, порой немалые, время, да и выйти из дома — это уже поступок».
   «Зритель стал очень требовательным, — считает Андрей Матвеев, — его больше не устраивают рядовые концерты, он хочет чего-то нового, свежего и креативного». Однако с новым и свежим дела обстоят не слишком хорошо. Если кризис конца 1990-х породил поколение новых звезд (Земфира, «Мумий Тролль», «Сплин» и т.д.) и дал толчок творчеству «старичков» («Машина времени», «Чайф», БГ), то сейчас не наблюдается ни того, ни другого. «Ни одного нового музыкального открытия, — сетует Андрей Матвеев. — Это совсем не радует с точки зрения дальнейшего развития концертного и музыкального рынка страны».
   По данным холдинга Inter-Media, реальный объем рынка Москвы и Санкт-Петербурга по количеству билетов в 2009 году составил 30 214 000 штук. При этом предельный объем, то есть объем продаж билетов при условии ежедневного заполнения каждой площадки мероприятиями, на каждое из которых продано 100% билетов, — 646 232 000 штук. Если же оценивать ситуацию по валовым сборам, то реальный объем рынка в 2009 году составил 27 266 284 000 рублей при предельном объеме в 514 581 186 000 рублей. Из этих данных можно сделать вывод, что заполняемость площадок в Москве и Санкт-Петербурге не достигает и 10%!
   «Если раньше в среднем 50-60% концертов приносили прибыль, то сейчас эти цифры упали до 20-30%, — говорит пиар-менеджер концертного агентства «Мельница» Евгения Иванова. — Одной из причин является кризис 2008-2009 годов, так как в очередной раз пострадала средняя прослойка населения, составляющая примерно 70% публики, посещающей концерты».
   «2010 год стал годом продолжения коммерческого и творческого кризиса в музыкальной индустрии, — считает Андрей Матвеев. — Немногие проекты оказались финансово успешными — их можно пересчитать по пальцам: фестиваль «Нашествие», осенний тур Земфиры, концерт Петра Налича в Зеленом театре, фестиваль «20 лет без «Кино». Общий тренд на падение спроса на рядовые концерты тех или иных исполнителей усугубляется».
   
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?  
В условиях кризиса отечественной музиндустрии российские продюсеры пытаются заработать, приглашая в страну зарубежных звезд. За последние два с половиной года Россию посетили такие музыканты мирового масштаба, как Мадонна, Queen,Metallica, Бритни Спирс, Патрисия Каас, Милен Фармер и даже U2, многие годы обходившие «империю зла» стороной.
   Однако и это не является гарантией успеха. Взять тот же концерт группы U2 в столице: интерес к нему был средним. «Здесь мы опять оказались не как все, — удивляется Андрей Матвеев, — ни один из концертов мирового тура этого исполнителя не прошел без аншлага — только у нас зритель заполнил 70% стадиона». Согласен с такой точкой зрения и глава агентства ICA Music Андрей Агапов: «50 тыс. зрителей для группы такого масштаба — несерьезный результат».
   С точки зрения кассовых сборов самым успешным шоу 2010 года, по мнению Андрея Агапова, можно считать апрельский концерт группы Metallica в рамках мирового турне World Magnetic Tour 2010 в СК «Олимпийский».
   А глава TCI Эдуард Ратников к успешным проектам 2010 года относит концерты Rammstein, Metallica и Криса Ри. «Результат шоу Rammstein пока что самый высокий и успешный в году — в сумме было продано 60 тыс. билетов при средней цене 120 евро, — говорит эксперт. — Еще следует вспомнить и результат Metallica — было продано 50 тыс. билетов при средней цене $100. U2 я бы тоже оценил, как не самый плохой проект, потому что на сегодня это большое достижение для нашего рынка. Было продано 59 тыс. билетов при средней цене $105. Промоутеры не вернули всех вложенных средств, но результат все-таки хороший. Я вообще ожидал, что продажи будут не выше 45 тыс. билетов».
   «Музыкальная индустрия как таковая — крайне рискованное предприятие, — рассказывает Александр Тихонов. — Объемы вложений вовсе не являются гарантией доходности. В частности, гастроли западных звезд при миллионных оборотах и профессиональной, надежной работе организаторов могут тем не менее принести как сверхприбыль (скажем, $1 млн за одно мероприятие), так и огромные убытки такого же порядка, что связано с мелкими и, казалось бы, незначительными обстоятельствами (погодой, днем недели и т.д.)». Пристальный взгляд покажет, что большая часть концертов звезд с точки зрения продажи билетов является убыточной, и свести концы с концами помогают лишь спонсорские вложения, а это вещь непредсказуемая. При низкой прибыльности организаторы, естественно, стараются экономить на всем, даже на авторских отчислениях, что вызывает все более активные ответные действия со стороны Российского авторского общества — достаточно вспомнить скандал с последним концертом Бейонсе в Москве. Так что имя звезды — это гарантия вовсе не прибыли, а огромного количества проблем.
   
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  
В области продвижения концертно-зрелищных мероприятий в последние годы намечаются серьезные изменения. Необходимость оптимизации расходов на продвижение артистов в России — важнейший тренд, влияющий на концертный рынок. Учитывая завышенные гонорары артистов, высокую стоимость билетов, коррупционные и другие риски, промоутеры ищут максимально эффективные и недорогие способы организации концертов. «Главная по объему и самая сомнительная по эффективности статья расходов — реклама мероприятий», — говорит Андрей Матвеев. Дорогостоящая прямая реклама постепенно замещается более доступными и современными средствами. Крайне редко для продвижения используется наиболее дорогой инструмент — прямая телевизионная реклама; не менее дорогая радиореклама используется в основном на бартерных началах — на уровне полного или частичного информационного спонсорства; сходная тенденция наблюдается и в прямой рекламе в печатных и интернет-изданиях. Все активнее развиваются методы комплексной пиар-поддержки мероприятий, когда задействуются все виды печатных и электронных СМИ. Особую роль играют социальные сети, работа с которыми дает высокую эффективность.
   В продвижении концертно-зрелищных мероприятий промоутеры все больше делают упор на размещение видеоклипов на профильных телеканалах, что при довольно высокой стоимости размещения все же значительно экономичнее прямой рекламы.
{PAGE}
   Доля наружной рекламы также сокращается, несмотря на то, что она остается наиболее действенным способом продвижения того или иного мероприятия.
   Начинают появляться совершенно новые способы продвижения, в частности, через мобильные сети, среди которых основным (но не единственным) является таргетированная SMS-рассылка на мобильные телефоны. При этом промоутер опирается на конкретные музыкальные приоритеты конкретного абонента (включая возможность обратиться к каждому по имени), имеет возможность контролировать прочтение послания, время доставки и т.д. За рабочий день возможно отправить около 6 млн SMS. Анализ проведенных рекламных SMS-кампаний позволяет утверждать, что отклик по разным сегментам рынка колеблется в пределах от 10% до 45%. Информационная рассылка на 500 тыс. номеров, проведенная для одного из заказчиков, многократно увеличила количество звонков в компанию и популярность сайта — с 1 тыс. до более 60 тыс. ежедневных посещений. Цена вопроса — 0,3-0,99 рубля за одно SMS в зависимости от объема рассылки и содержания сообщения.
   Еще одна важнейшая задача на ближайшее будущее: интеграция всего российского рынка в мировую систему гастрольных маршрутов. И предпосылки к этому есть. Так, в будущем году Scorpions проведут широкомасштабный прощальный тур по РФ и СНГ — от Владивостока до Киева.
   Однако основная и самая сложная статья расходов промоутера — стоимость контракта с артистом. Ее тоже возможно уменьшить. «Я убежден, что профессионал, который серьезно относится к завтрашнему дню, постарается правильно сформулировать и аргументировать менеджменту артиста стоимость выступления с учетом всех факторов: вместимости площадки, цены на билет, инвестиций спонсоров, — резюмирует Эдуард Ратников. — Это всегда столкновение интересов, ведь задача менеджмента — обеспечить доход своего артиста. Но тут никогда нельзя пасовать, потому что бизнес делается на стадии обсуждения контракта. И если промоутер ставит себе цель получить контракт любой ценой — это не промоутер. Как говорится, король на день, дурак на всю жизнь».
   По-прежнему промоутеры стараются привлекать на свои мероприятия спонсоров. «Наиболее крупные концерты в России неизменно проводятся при участии спонсоров, так как окупить их при помощи традиционной продажи билетов (цены на которые выше аналогичных показателей стран Западной Европы), кейтеринга, мерчендайзинга и прочего невозможно. Связано это в первую очередь с географическим положением России (в отдалении от основных гастрольных маршрутов), а также с исторически сложившимися в постсоветское время завышенными гонорарными ожиданиями западных агентов и промоутеров», — рассказывает генеральный директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов.
   2010 год показал: промоутеры, концертные площадки и билетные операторы стремятся к интеграции, чтобы снизить издержки и компенсировать снижение прибыли за счет увеличения оборотов, запуская новые большие площадки, увеличивая количество концертов (в т.ч. за счет расширения географии гастролей), перепрофилируя бывшие казино в концертные залы, и т.д. Все эти шаги представляются достаточно эффективными в условиях крайне жестокой конкуренции.

   9 990 000 билетов в концертные залы двух столиц было продано в 2009 году, 8 453 000 билетов — в драматические театры. За поход в клуб деньги выложили 5 807 000 человек.

   

   По данным агентства InterMedia, в 2009 году концертные залы в Москве и Санкт-Петербурге среди остальных городов ожидаемо сумели сохранить за собой лидерство по посещаемости. Если судить по количеству проданных билетов, их доля составила 33,1% от общего объема. Позади с небольшим отрывом — драматические театры с долей 28%. Клубы как еще один бастион музыкально-концертной индустрии на третьем месте — 19,2%. По 2010 году пока полных данных нет. Но уже можно сказать, что в сентябре общие кассовые сборы начали расти, но еще не достигли докризисной точки. «Выходу индустрии из кризиса, прежде всего, способствует общее оживление экономики и стабилизация финансового положения населения», — считает Александр Тихонов.

   

   ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ ПРОМОУТЕРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТА:
   — оплата шоу (гонорары звезд, музыкантов, режиссерско-постановочной группы, агентов и т.д.);
   — аренда зала (количество пригодных для больших концертов залов в Москве весьма ограничено);
   — транспортные расходы (для российских промоутеров авиа-билеты могут обойтись в копеечку — мы слишком далеко от Европы и США);
   — продакшн (режиссерско-постановочная группа, гримеры, костюмеры, аренда света и звука и т.д.);
   — затраты на прием (гостиница, питание, бытовой райдер, охрана, перевод и т.д.);
   — продвижение (наружная реклама, реклама в прессе, пиар и т.д.).
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK