24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Лучи над головой"

Архивная публикация 2006 года: "Лучи над головой"

Правительство Германии выделяет 80 млн. евро и создает специальную программу для разработки нового оборудования, позволяющего предотвращать теракты.Свиду это просто сахар, но нескольких граммов достаточно, чтобы убить человека.

Хорст Краузе осторожно насыпает кристаллы в стеклянный цилиндр. Он помнит, что какому-то дилетанту однажды оторвало пальцы на этой работе. Но 56-летний химик, имеющий докторскую степень, знает, как обращаться с взрывчатым веществом TATP, которое в 2005 году террористы использовали для взрывов в лондонском метро. С января он проводит соответствующие исследования вместе с другими коллегами из четырех немецких институтов, входящих в Общество Фраунхофера, в частности изучает, как изменяются инфракрасные лучи в зависимости от количества этого вещества.

Ученые из команды Краузе рисуют себе, например, такую картину недалекого будущего: террористов с TATP в кармане можно будет распознать уже с десятиметрового расстояния и даже в большой толпе. Посылаемые из скрытого источника инфракрасные лазерные лучи обнаружат над головами преступников невидимые облака газа, выделяемого взрывчатым веществом. «Так мы сможем сделать вокзалы и аэропорты намного безопаснее», — предсказывает Краузе.

С помощью первой крупномасштабной программы разработок в области гражданской безопасности федеральный министр образования и научных исследований Анетте Шаван (ХДС) стремится побудить таких ученых, как Краузе, больше сделать для того, чтобы оградить республику от террора. На исследования и создание высокотехнологичных приборов для защиты от исламистов и других террористов она выделяет 80 млн. евро на период до 2009 года.

Некоторые представления экспертов из министерства напоминают, скорее, сюжеты научной фантастики, однако в целом задача ясна: «Мы срочно нуждаемся в инновационных идеях, чтобы в будущем получить больше шансов для предотвращения терактов и преодоления кризисных ситуаций», — подчеркивает Томас Рахель (ХДС), парламентский статс-секретарь Министерства образования и научных исследований.

Однако о деталях этой программы пока говорят неохотно: министр Шаван намерена лишь в декабре озвучить подробности проекта, которым она собирается блеснуть в Берлине на европейской конференции по безопасности, намеченной на март 2007 года.

Планируется, например, создание роботов, они будут патрулировать железнодорожные туннели, а также разработка специальных детекторов для раннего распознавания опасных веществ с далекого расстояния. Правда, кое-что в этом духе уже есть в других странах. К примеру, в Нидерландах авиапассажиры должны проходить сквозь специальную рамку, где их обдает струей воздуха, в котором затем ищут следы опасных веществ.

Однако на такую проверку каждого пассажира требуется несколько секунд. Для аэропорта это не проблема, но нескончаемые тесты на вокзалах трудно себе представить. К тому же в случае террористов-смертников они вряд ли помогут. Поэтому многие ученые, как и Краузе, работают над системами раннего распознавания, которые подойдут для больших помещений. Конрадин Вебер, профессор физики Высшей технической школы Дюссельдорфа, уже много лет измеряет объемы метана над мусорными свалками и эмиссию кораблей при помощи инфракрасных лучей. Теперь Вебер намерен применить аналогичные устройства для обнаружения взрывчатых веществ, например в воздухе над очередями на паспортном контроле или в туннелях метро.

Совместно с другими учеными из Общества Фраунхофера ему удалось провести успешные опыты в лабораторных условиях. Теперь предстоит проверить, действует ли этот метод при наличии посторонних летучих веществ, таких как парфюмерия или средства дезинфекции, которыми насыщен воздух на вокзалах.

Один из разрабатываемых учеными детекторов дальнего действия может применяться для обеспечения безопасности на парковке около аэропортов. Сканер нового поколения при помощи так называемой лазерно-спектроскопической технологии сможет распознавать следы взрывчатых веществ на дверных ручках автомобилей и дверцах багажников.

Из планов министерства Шаван следует, что в эксплуатацию будут введены камеры слежения, соединенные с компьютерной системой, которая должна автоматически распознавать опасные ситуации в толпе и давать сигнал тревоги. Эксперты представляют себе это следующим образом: камера обнаруживает человека, чье поведение привлекает к себе внимание, и подает сигнал сенсору, который проверяет воздух над подозреваемым на наличие следов взрывчатого вещества. В случае необходимости вызывается служба безопасности. Требуются также специальные костюмы для сотрудников этой службы, оснащенные сенсорами и способные защитить их от биологических, химических и радиоактивных веществ.

Однако пока остается не ясным, станет ли эта программа просто стимулом для ученых или же действительно обеспечит большую степень безопасности. 80% инфраструктуры, подвергающейся атакам террористов, — вокзалов, аэропортов, электростанций — находится в частном секторе. Фирмы нельзя заставить приобретать новую и очень дорогую технику. Что будет происходить дальше, во многом зависит от того, какую степень безопасности желают получить немцы.

Правительство Германии выделяет 80 млн. евро и создает специальную программу для разработки нового оборудования, позволяющего предотвращать теракты.Свиду это просто сахар, но нескольких граммов достаточно, чтобы убить человека.

Хорст Краузе осторожно насыпает кристаллы в стеклянный цилиндр. Он помнит, что какому-то дилетанту однажды оторвало пальцы на этой работе. Но 56-летний химик, имеющий докторскую степень, знает, как обращаться с взрывчатым веществом TATP, которое в 2005 году террористы использовали для взрывов в лондонском метро. С января он проводит соответствующие исследования вместе с другими коллегами из четырех немецких институтов, входящих в Общество Фраунхофера, в частности изучает, как изменяются инфракрасные лучи в зависимости от количества этого вещества.

Ученые из команды Краузе рисуют себе, например, такую картину недалекого будущего: террористов с TATP в кармане можно будет распознать уже с десятиметрового расстояния и даже в большой толпе. Посылаемые из скрытого источника инфракрасные лазерные лучи обнаружат над головами преступников невидимые облака газа, выделяемого взрывчатым веществом. «Так мы сможем сделать вокзалы и аэропорты намного безопаснее», — предсказывает Краузе.

С помощью первой крупномасштабной программы разработок в области гражданской безопасности федеральный министр образования и научных исследований Анетте Шаван (ХДС) стремится побудить таких ученых, как Краузе, больше сделать для того, чтобы оградить республику от террора. На исследования и создание высокотехнологичных приборов для защиты от исламистов и других террористов она выделяет 80 млн. евро на период до 2009 года.

Некоторые представления экспертов из министерства напоминают, скорее, сюжеты научной фантастики, однако в целом задача ясна: «Мы срочно нуждаемся в инновационных идеях, чтобы в будущем получить больше шансов для предотвращения терактов и преодоления кризисных ситуаций», — подчеркивает Томас Рахель (ХДС), парламентский статс-секретарь Министерства образования и научных исследований.

Однако о деталях этой программы пока говорят неохотно: министр Шаван намерена лишь в декабре озвучить подробности проекта, которым она собирается блеснуть в Берлине на европейской конференции по безопасности, намеченной на март 2007 года.

Планируется, например, создание роботов, они будут патрулировать железнодорожные туннели, а также разработка специальных детекторов для раннего распознавания опасных веществ с далекого расстояния. Правда, кое-что в этом духе уже есть в других странах. К примеру, в Нидерландах авиапассажиры должны проходить сквозь специальную рамку, где их обдает струей воздуха, в котором затем ищут следы опасных веществ.

Однако на такую проверку каждого пассажира требуется несколько секунд. Для аэропорта это не проблема, но нескончаемые тесты на вокзалах трудно себе представить. К тому же в случае террористов-смертников они вряд ли помогут. Поэтому многие ученые, как и Краузе, работают над системами раннего распознавания, которые подойдут для больших помещений. Конрадин Вебер, профессор физики Высшей технической школы Дюссельдорфа, уже много лет измеряет объемы метана над мусорными свалками и эмиссию кораблей при помощи инфракрасных лучей. Теперь Вебер намерен применить аналогичные устройства для обнаружения взрывчатых веществ, например в воздухе над очередями на паспортном контроле или в туннелях метро.

Совместно с другими учеными из Общества Фраунхофера ему удалось провести успешные опыты в лабораторных условиях. Теперь предстоит проверить, действует ли этот метод при наличии посторонних летучих веществ, таких как парфюмерия или средства дезинфекции, которыми насыщен воздух на вокзалах.

Один из разрабатываемых учеными детекторов дальнего действия может применяться для обеспечения безопасности на парковке около аэропортов. Сканер нового поколения при помощи так называемой лазерно-спектроскопической технологии сможет распознавать следы взрывчатых веществ на дверных ручках автомобилей и дверцах багажников.

Из планов министерства Шаван следует, что в эксплуатацию будут введены камеры слежения, соединенные с компьютерной системой, которая должна автоматически распознавать опасные ситуации в толпе и давать сигнал тревоги. Эксперты представляют себе это следующим образом: камера обнаруживает человека, чье поведение привлекает к себе внимание, и подает сигнал сенсору, который проверяет воздух над подозреваемым на наличие следов взрывчатого вещества. В случае необходимости вызывается служба безопасности. Требуются также специальные костюмы для сотрудников этой службы, оснащенные сенсорами и способные защитить их от биологических, химических и радиоактивных веществ.

Однако пока остается не ясным, станет ли эта программа просто стимулом для ученых или же действительно обеспечит большую степень безопасности. 80% инфраструктуры, подвергающейся атакам террористов, — вокзалов, аэропортов, электростанций — находится в частном секторе. Фирмы нельзя заставить приобретать новую и очень дорогую технику. Что будет происходить дальше, во многом зависит от того, какую степень безопасности желают получить немцы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».