19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Любовь без взаимности"

Архивная публикация 2006 года: "Любовь без взаимности"

Неужели иностранные туристы разлюбили Россию? Если так, то мы сами им в этом изрядно помогли: цены на поездки в Москву, Питер и прочие города за последнее время выросли настолько, что наша страна перестала быть конкурентоспособной. В прошлом году въездной поток сократился на 16,6%. И эксперты уверяют — это только начало. О том, что иностранные туристы все реже интересуются Россией, операторы, работающие на прием, говорили весь прошлый год. Цифры назывались устрашающие — у отдельных компаний спад потока доходил до 40—50%. Российский туррынок воспринимал ситуацию весьма болезненно — ведь еще каких-то два года назад от туристов не было отбою, и часть заявок из-за рубежа приходилось даже отсеивать: не хватало приличных гостиниц. Впрочем, официальных цифр до последнего времени не было, поэтому надежда на то, что все не так уж плохо, сохранялась.

Надежда умерла на минувшей неделе, когда были опубликованы данные Росстата по въезду иностранных туристов в Россию по итогам 2005 года. Выяснилось, что в прошлом году объем потока снизился на 16,6%. Это самое большое падение за последнее время. Тенденция начала проявляться еще в 2004 году, но тогда спад составил только 9,2% по сравнению с 2003 годом.

В прошлом году Россия «упустила» около полумиллиона иностранных туристов. Поток, исчисляемый пятизначными цифрами, идет к нам из 26 стран, и лишь 8 из них по итогам 2005 года оказались в плюсе. Да и то в числе «передовиков» оказались Турция и Монголия, из которых в Россию едут не столько настоящие туристы, которые тратят здесь деньги на развлечения, сколько челночники, наоборот, выкачивающие средства из карманов россиян.

Сплошные минусы
Западные страны, граждан которых наши операторы хотели бы видеть здесь в первую очередь, проявляют к нашим достопримечательностям все более сдержанный интерес. Например, поток из Германии сократился за минувший год на 10,7%. Произошло это, по мнению Марины Левченко, генерального директора компании «Тари-тур», прежде всего из-за цен на российские турпакеты. Экономные немцы едут, как правило, в Москву и Санкт-Петербург, выбирая в обеих столицах обычно самые недорогие отели — не выше «трех звезд». Но гостиницы этой группы за последние два года подняли цены на свои услуги почти в два раза. «Для немцев они стали просто недоступными. Это особенно видно на примере автобусных групп из Германии, количество которых в прошлом году сократилось на 40%», — объясняет Левченко.

Из-за слишком высоких цен стали отказываться от поездок в Россию и французы — их поток, по данным Росстата, в прошлом году сократился на 22,5%. «Гости из Франции не захотели переплачивать и просто заменили Россию Израилем — в Святую землю французы не ездили несколько лет из-за политической обстановки, а сейчас у них сработал отложенный спрос», — считает Владимир Канторович, президент «КМП-групп».

С французами оказались солидарны канадцы и финны — поток из этих стран в Россию в 2005 году уменьшился примерно так же, на 22,7% и 27,7% соответственно. Американцев стало меньше на 13,7%: им не нравится, что к немалой стоимости трансатлантического перелета добавляется дорогая российская виза и гостиницы, качество которых недотягивает до уровня цен.

Даже китайцы ехали к нам в прошлом году неохотно (спад в 28%). Здесь, впрочем, виноваты не только цены: как раз в 2005 году китайские власти разрешили своим гражданам беспрепятственно ездить в качестве туристов в Европу (ранее им были разрешены только деловые поездки), да и оформлять шенгенские визы им стало значительно легче. Теперь организованные экскурсионные группы из Китая наводняют Европу, а «эпоха России» для них, похоже, закрыта. Тем более что авиаперелет из Пекина в Москву стоит примерно столько же, сколько и в европейские столицы. О стоимости размещения и говорить не приходится: в Париже или Берлине вполне сносно можно прожить неделю, заплатив за гостиницу около 300 евро, а в Москве тот же уровень сервиса можно получить лишь за $600—700.

Интересно, что меньше ездить в Россию стали даже те туристы, для которых ценовая составляющая турпакета играет не самую главную роль. Так, японцы всегда предпочитали отели выше среднего уровня, как минимум — хорошие «четыре звезды». Но в прошлом году наши «четырехзвездники», практически не изменив уровня предоставляемого сервиса, подняли цены до уровня европейских «пяти звезд». Это оказалось слишком даже для японцев, и в результате турпоток из этой страны сократился на 10,5%.

Своими силами?
Экспертные оценки состояния въездного потока дают еще более безрадостную картину. Операторы, принимающие иностранных туристов, утверждают, что реально спад в прошлом году был больше, чем в цифрах Росстата, и составил не менее 25%. Компании не возлагают особых надежд и на предстоящий летний сезон. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), московские гостиницы сейчас опять поднимают цены на свои услуги — минимально на 10%. В Питере ситуация чуть лучше: прошлым летом местные отели даже слегка снизили цены из-за сильной конкуренции с мини-гостиницами, и сейчас хотельеры о подорожании объявлять не собираются. Но турпакет в Северную столицу все равно станет стоить больше из-за в среднем 20-процентного подорожания железнодорожных и авиабилетов.

Принимающие компании сейчас стараются сдерживать цены, но долго это продолжаться не может, поскольку делается за счет собственной прибыли. Кроме того, растущие цены — не единственная преграда на пути иностранцев. РСТ даже составил рейтинг проблем, мешающих развитию въездного туризма, опросив более сотни компаний из разных российских регионов. Первые строчки в нем (после роста цен на основные услуги) занимают недостаток рекламы возможностей нашей страны за рубежом (государство тратит на продвижение страны именно как туристического места, в отличие от политического имиджа, слишком мало денег, а фирмам средств на массовые кампании не хватает), дефицит современных гостиниц туристического класса, неразвитость инфраструктуры развлечений, сложности с получением российской визы, а также криминогенная обстановка в стране.

Западные туроператоры веры в Россию окончательно еще не потеряли — по словам Левченко из «Тари-тур», они уже разобрали все предложенные турпакеты на предстоящий летний сезон. Но найдут ли они на них клиентов — пока не ясно. В любом случае быстро решить все проблемы, мешающие росту въездного потока, России не удастся. Поэтому эксперты уверяют, что число приезжающих к нам иностранцев продолжит сокращаться и в этом году.

В такой ситуации нашему туррынку ничего не останется, как переориентироваться с приема западных туристов на обслуживание собственных граждан. Тем более что все предпосылки к росту объемов внутреннего туризма у нас сейчас есть. Данные все того же Росстата свидетельствуют, что в прошлом году число россиян, выезжающих на отдых за рубеж, выросло незначительно — всего на 3,5% по сравнению с 2004 годом. Раньше показатели росли гораздо быстрее: на 15,5% в 2004 году и на 12,4% в 2003-м. Теперь же выездной поток, оставаясь практически неизменным, лишь перераспределяется по разным направлениям: одни и те же люди ездят в разные страны.

Есть даже прогнозы, что в ближайшие годы объем выездного потока будет снижаться: россияне достаточно насмотрелись на заграничные прелести и спокойно могут вернуться к отдыху в родных краях, который хоть и медленно, но все же становится более качественным. Для стран, обладающих такими разнообразными туристическими возможностями, как Россия, вообще характерно заметное преобладание внутреннего потока над въездным и выездным.

«Насмотревшись на культовые и многие годы недоступные достопримечательности Европы, россияне вдруг поняли, что свою родную страну они знают хуже, чем, скажем, Чехию или Францию. Отсюда — рост количества заявок на экскурсионные программы по Москве, Питеру, городам Золотого кольца. Такая же ситуация и с пляжными курортами: любимая Турция с каждым годом дорожает, а в Краснодарском крае тем временем появляются вполне неплохие частные гостиницы», — объясняет Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур».

Точных оценок внутреннего потока в России не существует: туристы не пересекают границ и зачастую не останавливаются в отелях, поэтому считать их очень сложно. Но по экспертным оценкам, объем внутреннего потока уже сейчас составляет порядка 20 млн. человек, что существенно больше числа иностранцев, которых мы сейчас принимаем или можем принять.

Однако преобладание «в натуральном выражении» — не самое главное. Внутренний поток в ближайшие годы вряд ли сможет компенсировать потери въезда: уж слишком велика разница в «стоимости» отечественных и иностранных туристов. Средний путешественник из-за рубежа тратит в России порядка $150 в сутки на оплату гостиниц и услуг принимающей компании и еще около $50—70 — на сувениры и развлечения. А турист-россиянин чаще всего путешествует дикарем, останавливается в недорогих гостиницах, на турбазах или вообще в палатке и заменяет железнодорожные и авиаперевозки путешествием на собственном автомобиле. В результате его средние расходы составляют лишь $50—60 в день. Для развития туриндустрии пополнения доходов страны за счет путешественников маловато. Так что заинтересованность России в приеме иностранных гостей вряд ли снизится в ближайшие годы.

Неужели иностранные туристы разлюбили Россию? Если так, то мы сами им в этом изрядно помогли: цены на поездки в Москву, Питер и прочие города за последнее время выросли настолько, что наша страна перестала быть конкурентоспособной. В прошлом году въездной поток сократился на 16,6%. И эксперты уверяют — это только начало. О том, что иностранные туристы все реже интересуются Россией, операторы, работающие на прием, говорили весь прошлый год. Цифры назывались устрашающие — у отдельных компаний спад потока доходил до 40—50%. Российский туррынок воспринимал ситуацию весьма болезненно — ведь еще каких-то два года назад от туристов не было отбою, и часть заявок из-за рубежа приходилось даже отсеивать: не хватало приличных гостиниц. Впрочем, официальных цифр до последнего времени не было, поэтому надежда на то, что все не так уж плохо, сохранялась.

Надежда умерла на минувшей неделе, когда были опубликованы данные Росстата по въезду иностранных туристов в Россию по итогам 2005 года. Выяснилось, что в прошлом году объем потока снизился на 16,6%. Это самое большое падение за последнее время. Тенденция начала проявляться еще в 2004 году, но тогда спад составил только 9,2% по сравнению с 2003 годом.

В прошлом году Россия «упустила» около полумиллиона иностранных туристов. Поток, исчисляемый пятизначными цифрами, идет к нам из 26 стран, и лишь 8 из них по итогам 2005 года оказались в плюсе. Да и то в числе «передовиков» оказались Турция и Монголия, из которых в Россию едут не столько настоящие туристы, которые тратят здесь деньги на развлечения, сколько челночники, наоборот, выкачивающие средства из карманов россиян.

Сплошные минусы

Западные страны, граждан которых наши операторы хотели бы видеть здесь в первую очередь, проявляют к нашим достопримечательностям все более сдержанный интерес. Например, поток из Германии сократился за минувший год на 10,7%. Произошло это, по мнению Марины Левченко, генерального директора компании «Тари-тур», прежде всего из-за цен на российские турпакеты. Экономные немцы едут, как правило, в Москву и Санкт-Петербург, выбирая в обеих столицах обычно самые недорогие отели — не выше «трех звезд». Но гостиницы этой группы за последние два года подняли цены на свои услуги почти в два раза. «Для немцев они стали просто недоступными. Это особенно видно на примере автобусных групп из Германии, количество которых в прошлом году сократилось на 40%», — объясняет Левченко.

Из-за слишком высоких цен стали отказываться от поездок в Россию и французы — их поток, по данным Росстата, в прошлом году сократился на 22,5%. «Гости из Франции не захотели переплачивать и просто заменили Россию Израилем — в Святую землю французы не ездили несколько лет из-за политической обстановки, а сейчас у них сработал отложенный спрос», — считает Владимир Канторович, президент «КМП-групп».

С французами оказались солидарны канадцы и финны — поток из этих стран в Россию в 2005 году уменьшился примерно так же, на 22,7% и 27,7% соответственно. Американцев стало меньше на 13,7%: им не нравится, что к немалой стоимости трансатлантического перелета добавляется дорогая российская виза и гостиницы, качество которых недотягивает до уровня цен.

Даже китайцы ехали к нам в прошлом году неохотно (спад в 28%). Здесь, впрочем, виноваты не только цены: как раз в 2005 году китайские власти разрешили своим гражданам беспрепятственно ездить в качестве туристов в Европу (ранее им были разрешены только деловые поездки), да и оформлять шенгенские визы им стало значительно легче. Теперь организованные экскурсионные группы из Китая наводняют Европу, а «эпоха России» для них, похоже, закрыта. Тем более что авиаперелет из Пекина в Москву стоит примерно столько же, сколько и в европейские столицы. О стоимости размещения и говорить не приходится: в Париже или Берлине вполне сносно можно прожить неделю, заплатив за гостиницу около 300 евро, а в Москве тот же уровень сервиса можно получить лишь за $600—700.

Интересно, что меньше ездить в Россию стали даже те туристы, для которых ценовая составляющая турпакета играет не самую главную роль. Так, японцы всегда предпочитали отели выше среднего уровня, как минимум — хорошие «четыре звезды». Но в прошлом году наши «четырехзвездники», практически не изменив уровня предоставляемого сервиса, подняли цены до уровня европейских «пяти звезд». Это оказалось слишком даже для японцев, и в результате турпоток из этой страны сократился на 10,5%.

Своими силами?

Экспертные оценки состояния въездного потока дают еще более безрадостную картину. Операторы, принимающие иностранных туристов, утверждают, что реально спад в прошлом году был больше, чем в цифрах Росстата, и составил не менее 25%. Компании не возлагают особых надежд и на предстоящий летний сезон. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), московские гостиницы сейчас опять поднимают цены на свои услуги — минимально на 10%. В Питере ситуация чуть лучше: прошлым летом местные отели даже слегка снизили цены из-за сильной конкуренции с мини-гостиницами, и сейчас хотельеры о подорожании объявлять не собираются. Но турпакет в Северную столицу все равно станет стоить больше из-за в среднем 20-процентного подорожания железнодорожных и авиабилетов.

Принимающие компании сейчас стараются сдерживать цены, но долго это продолжаться не может, поскольку делается за счет собственной прибыли. Кроме того, растущие цены — не единственная преграда на пути иностранцев. РСТ даже составил рейтинг проблем, мешающих развитию въездного туризма, опросив более сотни компаний из разных российских регионов. Первые строчки в нем (после роста цен на основные услуги) занимают недостаток рекламы возможностей нашей страны за рубежом (государство тратит на продвижение страны именно как туристического места, в отличие от политического имиджа, слишком мало денег, а фирмам средств на массовые кампании не хватает), дефицит современных гостиниц туристического класса, неразвитость инфраструктуры развлечений, сложности с получением российской визы, а также криминогенная обстановка в стране.

Западные туроператоры веры в Россию окончательно еще не потеряли — по словам Левченко из «Тари-тур», они уже разобрали все предложенные турпакеты на предстоящий летний сезон. Но найдут ли они на них клиентов — пока не ясно. В любом случае быстро решить все проблемы, мешающие росту въездного потока, России не удастся. Поэтому эксперты уверяют, что число приезжающих к нам иностранцев продолжит сокращаться и в этом году.

В такой ситуации нашему туррынку ничего не останется, как переориентироваться с приема западных туристов на обслуживание собственных граждан. Тем более что все предпосылки к росту объемов внутреннего туризма у нас сейчас есть. Данные все того же Росстата свидетельствуют, что в прошлом году число россиян, выезжающих на отдых за рубеж, выросло незначительно — всего на 3,5% по сравнению с 2004 годом. Раньше показатели росли гораздо быстрее: на 15,5% в 2004 году и на 12,4% в 2003-м. Теперь же выездной поток, оставаясь практически неизменным, лишь перераспределяется по разным направлениям: одни и те же люди ездят в разные страны.

Есть даже прогнозы, что в ближайшие годы объем выездного потока будет снижаться: россияне достаточно насмотрелись на заграничные прелести и спокойно могут вернуться к отдыху в родных краях, который хоть и медленно, но все же становится более качественным. Для стран, обладающих такими разнообразными туристическими возможностями, как Россия, вообще характерно заметное преобладание внутреннего потока над въездным и выездным.

«Насмотревшись на культовые и многие годы недоступные достопримечательности Европы, россияне вдруг поняли, что свою родную страну они знают хуже, чем, скажем, Чехию или Францию. Отсюда — рост количества заявок на экскурсионные программы по Москве, Питеру, городам Золотого кольца. Такая же ситуация и с пляжными курортами: любимая Турция с каждым годом дорожает, а в Краснодарском крае тем временем появляются вполне неплохие частные гостиницы», — объясняет Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур».

Точных оценок внутреннего потока в России не существует: туристы не пересекают границ и зачастую не останавливаются в отелях, поэтому считать их очень сложно. Но по экспертным оценкам, объем внутреннего потока уже сейчас составляет порядка 20 млн. человек, что существенно больше числа иностранцев, которых мы сейчас принимаем или можем принять.

Однако преобладание «в натуральном выражении» — не самое главное. Внутренний поток в ближайшие годы вряд ли сможет компенсировать потери въезда: уж слишком велика разница в «стоимости» отечественных и иностранных туристов. Средний путешественник из-за рубежа тратит в России порядка $150 в сутки на оплату гостиниц и услуг принимающей компании и еще около $50—70 — на сувениры и развлечения. А турист-россиянин чаще всего путешествует дикарем, останавливается в недорогих гостиницах, на турбазах или вообще в палатке и заменяет железнодорожные и авиаперевозки путешествием на собственном автомобиле. В результате его средние расходы составляют лишь $50—60 в день. Для развития туриндустрии пополнения доходов страны за счет путешественников маловато. Так что заинтересованность России в приеме иностранных гостей вряд ли снизится в ближайшие годы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».